Инженер по строительству. описание профессии

Профессия инженер-строитель

Инженер по строительству. Описание профессии

Профессия инженер-строитель – интересная специальность.

Основная задача инженера-строителя — строительство и ремонт автодорог, мостов, зданий, техсетей и других сооружений, а также организация работ, связанных со строительством.

Основные направления его деятельности: возведение фабрик, зданий и промышленных комплексов, проектирование мостов, плотин, дамб и других гидросооружений.

Особенности профессии инженера-строителя

Инженер-строитель занимается координацией проектирования зданий (отопительной и канализационной систем, водо-электроснабжения и вентиляции), составлением бюджета и подбором бригады рабочих.

Он несет ответственность за то, чтобы чертежи соответствовали целям заказчиков, бюджету и нормам по строительству.

Специалист связывает воедино работу архитекторов и строительных инженеров-технологов; общается с представителями государственных учреждений, которые готовят документы, связанные со строительством; осуществляет авторский надзор и контроль качества.

Профессия инженер-строитель — актуальная специальность. К задачам инженера-строителя, работающего в дорожной службе, относятся: обеспечение безопасности движения транспортных средств, контроль сохранности автодорог от преждевременного износа и др.

Это хороший специалист, под руководством которого работают рабочие, технические службы и лаборанты. Инженер-строитель контролирует не только работу подчиненных, но и соблюдение трудовых норм, правил техники безопасности, оплату труда.

К особенностям условий труда относятся: периодическая смена места работы, связанная со строительством нового объекта, работа вдали от городов и иногда в непростых природных условиях (низкий температурный режим, вечная мерзлота, горная или болотистая местность).

Личные качества представителей профессии инженер-строитель

Организовать работу в строительной отрасли просто, поскольку конкуренция небольшая, а потребность в опытных специалистах высокая. После окончания института можно работать в проектной организации или на стройке. Однако для получения хорошего опыта лучше попробовать оба варианта.

Инженер-строитель должен обладать творческим техническим мышлением. Род деятельности специалиста требует от него следующих качеств: аккуратности, огромной внимательности, точного глазомера и прекрасной зрительной памяти.

Очень важно, чтобы специалист не боялся высоты, был физически крепким и выносливым, мог работать в сложных погодных условиях, умел адаптироваться.

Источник: http://worktips.ru/professiya-inzhener-stroitel/

Строительство.Архитектура

 Архитектор

Описание профессии:

Архитектор — специалист, занимающийся архитектурным проектированием, разработкой планов задний, фасадов и внутренних пространств. Часто в обязанности специалиста входит расчет конструкций здания.

Основная задача архитектора — поиск решений, оптимально сочетающих безопасность постройки, рациональное использование площади и особенности оригинальной дизайнерской идеи. Архитекторы, специализирующиеся на градостроительной деятельности, выполняют проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов.

Специалисты по ландшафтной архитектуре создают проекты разбивки парков, садов, приусадебных участков. Есть архитекторы, разрабатывающие дизайн интерьера.

Виды деятельности:

·        разработка концепции и дизайн-макета здания;

·        проектирование зданий и сооружений;

·        подготовка графических чертежей, произведение подсчетов, планировка;

·        координация процесса разработки проектной документации на всех этапах;

·        авторский надзор

Места работы:

·        государственные огранизации (территориальные управления по архитектуре и градостроительству);

·        частные архитектурно-строительные компании;

·        дизайнерские студии и бюро;

·        частная практика

Профессиональные навыки:

·        знание методов проектирования и проведения расчетов;

·        знание систем автоматизированного проектирования (Autodesk AutoCAD или Graphisoft ArchiCAD);

·        знание нормативной документации и технологий строительства;

·        знание основ геодезии, экологии, картографии;

·        навыки выполнения архитектурных чертежей;

·        художественные навыки в области графики, рисунка, композиции

Дополнительные особенности:

Многие считают, что профессия архитектора является исключительно творческой.

Однако помимо творческой составляющей, труд архитектора высокотехнологичен и требует особых знаний, например, в области строительных норм и правил (СНИП).

Часто в эту профессию приходят люди, так или иначе связанные со строительством: инженеры, технологи. Они успешно проходят курсы повышения квалификации и получают новую специальность.

Архитектор-проектировщик

Описание профессии:

Архитектор-проектировщик занимается разработкой проекта зданий и всевозможных сооружений. Он определяет внешний вид конструкции, объемы, габариты и полезную площадь. Архитектор-проектировщик создает подробные чертежи, включающие все подробности будущего здания.

При разработке проекта специалист должен рассчитать срок использования и прочность сооружения, учитывая всевозможные погодные условия и чрезвычайные ситуации.

В случае разрушения здания из-за неверных расчетов при проектировании ответственность несет именно архитектор.

Архитекторы также могут заниматься проектированием интерьеров, что ныне очень востребовано. Для того, чтобы получить профессию архитектор-проектировщик, необходимо закончить архитектурный институт по специальности проектирование зданий.

Виды деятельности:

·        проектирование зданий, сооружений;

·        проектирование итерьеров

Места работы:

·        проектные мастерские;

·        архитектурные организации;

·        строительные компании

Профессиональные навыки:

·        рисунок от руки;

·        создание чертежей;

·        AutoCAD, 3D Studio MAX‚ Photosop, ArchiCAD;

·        оформление технической документации;

·        знание нормативной документации (ГОСТ‚ СниПы‚ СПДС)

Дополнительные особенности:

Архитектор-проектировщик — специалист, который в своем труде умеет сочетать творческое начало и практический расчет. Красота проектируемого здания и его рациональность — вот две незыблемые константы для любого архитектора.

Инженер по эксплуатации

Описание профессии:

Должностные обязанности инженера по эксплуатации могут быть самыми различными. Они определяются видами деятельности организации-работодателя и ее нуждами.

Специалисты этой профессии могут следить за функционированием различных агрегатов, систем, машин на промышленных производствах, отвечать за состояние зданий, следить за правильной работой котельной или ядерного реактора, газопровода или транспортных средств, вводить в эксплуатацию железнодорожные пути сообщения или нефтепроводы. Область, в которой выпускник вуза или техникума сможет работать в качестве инженера по эксплуатации, определяется изучаемой специальностью.

Виды деятельности:

·        выведение в эксплуатацию объекта

·        тестирование систем на исправность

·        контроль использования объекта в соответствии со стандартами

·        выявление неполадок и обеспечение ремонта

·        прогнозирование износа и рабочего ресурса объекта

Места работы:

·        промышленное производство

·        любые предприятия энергетической системы

·        строительство

·        обслуживание жилого и нежилого фондов

·        система ЖКХ

Профессиональные навыки:

·        знание специальности, особенностей эксплуатации объекта

·        умение читать чертежи, разбираться в схемах

·        умение организовать работу подчиненных и сотрудников сторонних организации для ведения объекта в эксплуатацию или его ремонта

·        знание правил техники безопасности эксплуатации объекта и факторов риска

·        желательно знание AutoCAD, специализированного программного обеспечения для инженеров

Дополнительные особенности:

На современном рынке труда наиболее востребованы инженеры по эксплуатации зданий. Все, что касается капитального и косметического ремонта, систем вентиляции и канализации находится в ведении этого специалиста. Требования к квалификации — высшее или среднее техническое образование.

Инженер-проектировщик

Описание профессии:

Инженер-проектировщик занимается проработкой и доработкой архитекторских чертежей строительных сооружений: составляет схемы расположения в здании необходимых систем(водоснабжение, канализация, электричество, телефонные и интернет-кабели, вентиляция и кондиционирование, пожарная безопасность). Обычно над каждым проектом работают несколько инженеров-проектировщиков разного профиля.

Виды деятельности:

·        изучение специфики и предназначения строительных сооружений(жилые комплексы, офисные здания, торговые павильоны и т.д.)

·        изучение особенностей и возможностей коммунальных систем в районе и местности, где предстоит постройка здания

·        в отдельных случаях — работа со специалистами по изучению почв и геодезии

·        взаимодействие с архитекторами, прорабами, специалистами-наладчиками

·        точное схематическое составление планов-чертежей

·        работа с документацией

Места работы:

·        государственные и частные ремонтно-строительные компании

Профессиональные навыки:

·        знание азов архитектуры, ее видов

·        умение чертить как на бумаге, так и на компьютере

·        отличные знания в области какой-либо системы коммунального хозяйства(возможности, функционирование, устранение неполадок и т.д.)

·        общие знания по функционалу всех возможных систем коммунального хозяйства

Дополнительные особенности:

Требования к образованию инженеров-проектировщиков зависят от их специализации. Проектировщикам систем отопления, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования необходим диплом по специальности, связанной с теплогазоснабжением и вентиляцией, проектировщикам систем канализации и водоснабжения — диплом по специальности, связанной с водоснабжением и водоотведением и т.д.

Инженер-сметчик

Описание профессии:

Инженер-сметчик рассчитывает стоимость строительства или проведения ремонтных работ. Он составляет и проверяет сметы, пишет акты по выполненным работам, рассчитывает и согласовывает договорные цены на различные виды работ. Для того, чтобы правильно составить сметы, инженер должен на отлично знать технологию строительных работ и обладать познаниями в экономике.

Специального вузовского образования для получения профессии инженер-сметчик не предусмотрено. На базе экономического или строительного образования можно окончить специализированные курсы и уже потом делать первые шаги в профессии.

Виды деятельности:

·        расчет стоимости строительных, строительно-монтажных, ремонтных работ

Места работы:

·        строительные компании;

·        организации, предоставляющие услуги по составлению смет;

·        индивидуальная деятельность

Профессиональные навыки:

·        знание технологии и последовательности строительно-монтажных работ;

·        знание нормативной документации в строительстве;

·        умение читать чертежи;

·        анализ ведомостей дефектов, ремонтных ведомостей, рабочих чертежей;

·        составление смет и актов выполненных работ;

·        контроль за расходами подрядных организаций;

·        знание специализированного программного обеспечения для составления смет

Дополнительные особенности:

Специалисты этой профессии востребованы. Связано это с условиями рыночной экономики и большими объемами строительства. Крупные строительные компании могут позволить себе держать инженера-сметчика в штате, маленькие организации вынуждены нанимать сметчиков под каждый конкретный проект.

Начальник строительного участка

Описание профессии:

Начальник строительного участка отвечает за проведение работ на возводимом или ремонтируемом объекте. В подчинении начальника строительного участка находится рабочая бригада.

Начальник составляет рабочие графики, планирует и распределяет строительные работы, контролирует их выполнение. В его компетенции также входит поиск субподрядных организаций, заключение договоров и проверка выполненной ими работы.

Начальник участка разрабатывает и согласует проектно-сметную документацию для заказчика, оформляет документы для сдачи отстроенного или отремонтированного объекта.

Начальники участка — выпускники строительных вузов, отработавшие не один год на стройках в том числе и в качестве простых рабочих: ведь для того, чтобы правильно организовать строительный процесс, необходимо знать его изнутри.

Читайте также:  Водитель такси. профессия водитель. словарь профессий

Виды деятельности:

·        организация и проведение строительных работ;

·        оформление документации

Места работы:

·        строительно-ремонтные компании

Профессиональные навыки:

·        знание ГОСТов и СНиПов в строительстве;

·        умение читать чертежи;

·        составление технической документации;

·        планирование работ;

·        контроль соблюдения технологии работ;

·        распределение материалов;

·        проверка на технологическую исправность инвентаря, рабочей техники

Дополнительные особенности:

Начальник участка должен предусмотреть и предотвратить возможные чрезвычайные происшествия. Он несет ответственность за травмы и несчастные случаи, которые могут произойти со строителями.

Поэтому при организации работ начальнику участка следует сопоставлять запланированные действия со строительными ГОСТами и СНиПами.

Помимо ответственности, профессия требует от кандидата стрессоустойчивости и лидерских способностей: подопечных нужно мотивировать на выполнение работ, наладить дружелюбную атмосферу в рабочем коллективе.

Прораб

Описание профессии:

Прораб организует процесс строительных работ. Полное название профессии — производитель работ. В его обязанности входит распределение между строителями заданий, нормирование нагрузки, составление расписания смен и вахт. Контролем срока и качества выполненных работ тоже занимается прораб.

Он следит за обеспечением объекта строительными материалами и техникой, координируя их на участках строительства. При завершении строительных или ремонтных работ прораб должен сдать объект, сопроводив обязательной технической документацией. Прораб обязан знать все тонкости строительных работ.

Работать в этой профессии могут только выпускники строительных вузов, где преподаются специальные инженерно-технические дисциплины.

Виды деятельности:

·        организация, проведение, контроль строительных и ремонтных работ

Места работы:

·        строительные компании

·        организации, оказывающие услуги по ремонту

·        жилищно-коммунальные службы

Профессиональные навыки:

·        знание технологии строительных работ

·        знание иструкций по технике безопасности и других нормативов

·        чтение чертежей

·        составление графика работ

·        развод рабочих

·        заказ материалов, заказ оборудования

·        контроль за соблюдением технологии и сроков работ

·        AutoCAD

·        ведение технической документации

·        сдача объекта

Дополнительные особенности:

Начать карьеру в должности прораба нельзя. Предварительно необходимо пару лет потрудиться на стройке рабочим и хотя бы год мастером. За этот срок нужно в совершенстве научиться работать мастерком, замешивать цемент, класть стены.

Иначе будущий прораб не сможет оценить качество работ, выполненных подчиненными.

Прорабу как специалисту, организующему работу огромного количества людей, надо уметь поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе, владеть способами мотивации сотрудников.

Риелтор

Описание профессии:

Риелтор выполняет посреднеческую функцию между продавцом и покупателям или арендатором недвижимости разного рода и предназначения.

Главная задача риелтора заключается в том, чтобы организовать сделку в соответствии с требованиями сторон, принимающих в ней участие и соблюсти законность всех этапов сделки.

В риелторском деле выделяют три направления деятельности: работа с первичным жилым фондом (здания-новостройки), работа с вторичным жилым фондом (не новые здания, готовые для проживания и размещения) и работа с вопросами аренды жилых и рабочих помещений.

Виды деятельности:

·        поиск и привлечение клиентов в базу;

·        ведение переговоров;

·        участие в осмотре (показе) помещений;

·        работа с документами (сбор необходимых справок из БТИ, ЖЭКа, СОБЕСа и т.д.);

·        оформление и заключение договоров

Места работы:

·        организации, занимающиеся сделками в области недвижимости;

·        риелторско-кредитные агентства

Профессиональные навыки:

·        четкое понимание риелторской функции;

·        знание психологии, умение убеждать, направлять и мотивировать;

·        ориентация на рынке недвижимости;

·        наличие клиентской базы;

·        умение заключать сделки в юридически грамотном документированном порядке;

·        иногда желательно наличие водительских прав и личного автотранспорта

Дополнительные особенности:

В столице будущих риелторов выпускают такие вузы, как МГСУ, МИИТ, ГУУ, МИКХиС и МГУП. Специальность называется «Экспертиза и управление недвижимостью». Начинающим риелторам имеет смысл в течение некоторого времени поработать и набраться базового опыта на так называемом рынке вторичного жилья. Через полтора-два года можно начинать думать о расширении своей деятельности.

Источник: http://shkola-368.ru/proforientatsiya/vybor-professii/152-professiogrammy/stroitelstvoarkhitektura/218-stroitelstvoarkhitektura

Строительные профессии: список, особенности обучения :

Строительные профессии являются основой урбанизации и процветания всего мирового сообщества. Без них невозможно возведение заводов, городов, зданий. Профессия строителя является одной из древнейших. Секреты ремесла накапливались веками, хранились, передавались от старшего поколения к ученикам.

«Мастера каменных дел» и качественные плотники всегда были в дефиците, особом почете. Для строительства Санкт-Петербурга со всей страны приехали лучшие каменщики, чтобы показать свое мастерство. По приказу царя, на период возведения города на Неве, по стране даже было запрещено каменное строительство.

Есть существенные отличия между трудом строителя, работающего на крупном производстве, и небольшой многопрофильной бригады. Сотрудники строительных компаний в основном выполняют однообразные действия: наносят раствор, укладывают кирпичи, устанавливают оконные блоки. Их основная сфера деятельности определяется присвоенной строительной квалификацией.

Представители небольших бригад – многопрофильные специалисты, они должны владеть разными видами работ, чтобы «выжить» на строительном рынке.

Список специальностей

Существуют разные строительные профессии. Список включает:

  • архитекторов;
  • инженеров-строителей;
  • экономистов;
  • геодезистов;
  • технологов;
  • крановщиков;
  • мастеров монтажных и строительных работ;
  • плотников, столяров;
  • каменщиков;
  • бетонщиков;
  • кровельщиков;
  • штукатуров–маляров;
  • электросварщиков, газосварщиков;
  • облицовщиков для наружных и внутренних работ

Каждая специальность имеет свои отличительные особенности, но в любом случае особое внимание уделяется безопасности.

Мастер строительных работ

Высокопрофессиональные мастера-строители всегда востребованы в данной отрасли.

Для того чтобы освоить подобные строительные профессии, необходимо пройти обучение в специализированном образовательном учреждении, затем систематически совершенствовать полученные теоретические навыки.

Мастер должен владеть всеми видами строительных работ, чтобы полноценно руководить процессом. Помимо технических навыков, ему нужны коммуникативные способности.

Как получить специальность

Обучение строительным профессиям производится в ВУЗах, а также в средних учебных заведениях: колледжах, училищах, техникумах. Тем, кто планирует связать свою жизнь со строительством, советуем выбрать факультет архитектуры и дизайна. Эти строительные специальности подходят творческим личностям, мечтающим заниматься интересным делом, получать за свой труд неплохое вознаграждение.

Для обладателей математического склада ума и логического мышления подходят такие строительные профессии, как инженер-строитель, проектировщик, геодезист.

Основные качества успешного строителя

Для данного направления нужны следующие параметры:

  • навыки работы со строительной документацией;
  • умение «читать» и строить чертежи, работать с таблицами;
  • владение техническими планами строительных зданий

Представитель этой специальности должен быть обязательным и внимательным, от его профессионализма зависит жизнь и здоровье людей, надежность заводов, многоэтажных домов, офисных зданий.

Рабочие специальности

Получить профессии строительных рабочих можно в профессиональных училищах и колледжах. При выборе такой специальности, нужно помнить о том, что она связана с тяжелым физическим трудом.

Среди рабочих строительных профессий: маляры-штукатуры, облицовщики, каменщики. Штукатур во время работы набрасывает цементный раствор на поверхность, потом затирает ее, прилагая серьезную силу.

Представители данной профессии должны иметь неплохую физическую подготовку.

Среди обязательных личностных качеств: творческий подход к труду, физическая выносливость, аккуратность, работоспособность, добросовестность, обязательность. Для управления специализированной строительной техникой требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Требования к психомоторике

Несмотря на инновации в строительной отрасли, рабочим часто вручную приходится демонтировать, настраивать, ремонтировать, регулировать оборудование. Им нужны такие качества, как быстрота движений, точность, отличная координация, последовательность действий, ловкость.

Какие строительные профессии нуждаются в координации движений? Навыки выполнения точных движений нужны монтажникам железобетонных и стальных конструкций, каменщикам, кровельщикам, штукатурам.

Быстрота реакции помогает машинисту башенного крана принимать мгновенное решение, от правильности которого часто зависит человеческая жизнь.

Интересные факты

Кроме того, все строительные профессии, специальности требуют полноценной работы слуховых, зрительных, мышечных восприятий. Острое зрение требуется формовщику железобетонных конструкций, чтобы следить за качеством получаемой продукции.

Штукатур нуждается в четком восприятии оттенков, умении «на глаз» выявлять качество получаемого цементного раствора, предотвращать появление брака.

Маляру требуется правильное цветовое восприятие, ему нужен художественный вкус, сочетание оттенков и цветов.

Глазомер, то есть умение визуально оценивать удаленность, размеры объектов, нужны плиточникам, стропальщикам, каменщикам.

Облицовщики, которые занимаются декорированием фасадов, работают на высоте, с ограничением площади опоры. Ловкость, ощущение равновесия, отсутствие боязни высоты для представителей данной профессии являются обязательными параметрами.

Мышечная чувствительность требуется представителям профессий ручного труда: плотникам, формовщикам, каменщикам.

В строительной отрасли существуют повышенные требования к сосредоточенности, вниманию, переключению с одного вида деятельности на другую.

Заключение

«Квартирный вопрос» не теряет свой актуальности даже во время мирового экономического кризиса, поэтому строительные профессии всегда остаются востребованными и высоко оплачиваемыми. Профессию «инженер-проектировщик» можно получить на строительном факультете профильного ВУЗа.

Профессионал должен обладать устойчивым вниманием, на протяжении длительного промежутка времени сосредотачиваться на определенном объекте, тщательно прорабатывая технические аспекты. От качества работы инженера, разработанной им технической и проектной документации, соблюдения правил безопасности зависит жизнь и здоровье людей.

Он не только руководит общестроительными работами, но и осуществляет контроль качества возводимых конструкций. Представитель данного профиля выполняет функции прораба, инженера-конструктора, сметного специалиста, работает не только в офисе, но и на объекте.

Несмотря на сложности, которые испытывает в последние годы отечественный строительный рынок, стабильно количество абитуриентов, мечтающих стать студентами строительных учебных заведений.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-stroitelnye-professii-spisok-osobennosti-obucheniya.html

Коллекция профессиограммдля граждан с ограниченнымивозможностями здоровья

История профессии

В переводе с латинского языка проект – это «брошенный вперед». Проект направлен на создание уникального продукта к определенному моменту в будущем.

Читайте также:  Образец резюме водителя

Инженер-проектировщик занимается проработкой и доработкой архитектурных чертежей строительных сооружений в части расположения необходимых систем: водоснабжения, канализации, электрической сети, телефонных и интернет-кабелей, вентиляции и кондиционирования, пожарной безопасности. Обычно над каждым проектом работают несколько инженеров-проектировщиков разного профиля.

История профессии инженера-проектировщика берет свое начало в глубокой древности и тесно связана с развитием строительства. Первые водопроводы известны с I тысячелетия до н. э. и упомянуты в Библии.

Системы вывода сточных вод были разработаны древними инженерами еще 5000 лет назад в Вавилоне. В древнем Риме перед строительством большого города в основание закладывался водопровод и прокладывались основные коммуникации.

Линии связи возникли одновременно с появлением электрического телеграфа более 150 лет назад.

В наше время деятельность инженеров-проектировщиков имеет особое социальное и стратегическое значение. Обязанности инженера-проектировщика варьируются в зависимости от специализации.

Например, инженер-проектировщик объектов делает на основе архитектурного проекта полный комплект чертежей будущей строительной конструкции. Проектировщик инженерных коммуникаций разрабатывает схемы расположения в здании конкретных инженерных систем, выполняет соответствующие чертежи, согласовывает их с другими проектировщиками.

В современных условиях Москвы профессия инженера-проектировщика остро востребована и наилучшим образом подходит для лиц с нарушениями слуха.

Профессиональная деятельность протекает преимущественно в предметной сфере с ограниченными контактами с коллегами в процессе работы, и незначительные ограничения по слуху не препятствуют осуществлению деятельности.

Профессия инженера-проектировщика относится к типу «Человек — Техника», так как связана с созданием технических объектов.

Дополнительный тип профессии — «Человек — Знак», поскольку для выполнения работы используется знаковая информация: цифры, формулы, таблицы, чертежи, схемы.

Класс профессии – эвристический, т.к. она связана с анализом, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений.

Содержание деятельности

Инженер-проектировщик – это специалист в сфере строительства, осуществляющий полный комплекс работ по проектированию зданий и сооружений.

В основные обязанности инженера-проектировщика входит:

  • предпроектное обследование объектов, анализ исходных данных и технических условий для проектирования;
  • разработка отдельных разделов проекта;
  • проектирование систем для объектов различного функционального назначения: промышленных, торговых комплексов, многофункциональных офисных комплексов и др.;
  • проектирование различных производственных и специальных объектов (заводы, дома, детские сады, школы, автомобильные дороги, транспортные сооружения и т.д.);
  • анализ, формирование заключений, составление технических заданий, технических отчетов и предложений по оптимизации проектных решений;
  • осуществление реконструкции действующих предприятий;
  • расчет конструкций зданий и сооружений;
  • выполнение чертежей и спецификаций;
  • проверка и контроль документации на соответствие качеству проектных решений и действующих нормам проектирования;
  • подготовка комплекта проектной документации к прохождению регламента и экспертизы;
  • согласование проектной документации с Заказчиком и надзорными органами;
  • организация и координация процесса проектирования инженерных систем по электроснабжению и электроосвещению;
  • подбор оборудования;
  • проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
  • осуществление авторского надзора за строительством;
  • составление заявок на изобретения.

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешной работы инженер-проектировщик должен знать:

  • основы архитектуры, ее виды;
  • системы и методы проектирования;
  • принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
  • оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент, технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
  • стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
  • конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
  • технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
  • средства автоматизации проектирования;
  • порядок и методы проведения патентных исследований;
  • основы изобретательства;
  • основы технической эстетики и художественного конструирования;
  • основы систем автоматизированного проектирования;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
  • основы экономики;
  • общие знания по функционалу всех возможных систем коммунального хозяйства.

Инженер-проектировщик должен уметь:

  • пользоваться современными средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • выполнять чертежи;
  • использовать в работе конструкторские программы проектирования (AutoCAD, Solid Works, Inventor или др.);
  • проводить технические расчеты при конструировании;
  • использовать в работе новейшие математические методы исследований;
  • работать с технической документацией, читать строительные и технологические чертежи, понимать электрические и пневматические схемы, систематизировать технический материал.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К основным профессионально важным качествам инженера-проектировщика относятся:

  • развитое пространственное, наглядно-образное и техническое мышление;
  • творческое воображение;
  • технические и математические способности;
  • точный глазомер;
  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
  • последовательность, методичность;
  • точность, аккуратность;
  • способность заниматься длительное время монотонной кропотливой работой.

Эта работа подходит людям, склонным к аналитической деятельности, работе с информацией и техникой.

Условия работы

Инженер-проектировщик выполняет значительную часть своей работы автономно в соответствии с полученным заданием. Однако его деятельность предполагает общение с коллегами, заказчиками, исполнителями работ.

В этой связи работа приемлема только для людей с незначительными ограничениями слуха. Для комфортного вербального общения специалист может использовать слуховой аппарат и другие специальные средства коммуникации.

Кроме того, условия труда на рабочих местах инженеров-проектировщиков с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности).

Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

В зданиях и помещениях должны быть предусмотрены информационные индикаторы противопожарной системы, а также визуальные ориентиры: различные освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности. Текстовая информация должна быть максимально краткой.

Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса. Продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением и существующими нормативами организации труда инвалидов.

Рабочее место инженера-проектировщика располагается в помещении.

Обязательными инструментами, используемыми в работе, являются: персональный компьютер, специальные компьютерные программы, графические планшеты, чертежные инструменты, схемы и чертежи конструкций и сооружений и пр. Работа также предполагает выезды на объекты для предпроектного обследования и осуществления авторского надзора за строительством.

Медицинские противопоказания

Основное противопоказание к профессии инженера-проектировщика для лиц с нарушениями слуха — это неспособность к выполнению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К медицинским ограничениям, затрудняющим работу инженера-проектировщика, относятся:

  • травматические повреждения головного мозга;
  • тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
  • ампутация одной или двух верхних конечностей;
  • психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
  • нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
  • психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
  • умственная отсталость;
  • эпилепсия;
  • полное отсутствие слуха;
  • частичное отсутствие слуха и речи;
  • тяжелые нарушения речи;
  • тяжелые нарушения зрения, полная потеря зрения.

Пути получения профессии

Инженеров-проектировщиков готовят строительные, архитектурные и различные технические вузы в зависимости от специализации.

Например, проектировщику зданий и сооружений необходимо иметь диплом ВУЗа по специальности «Промышленное и гражданское строительство», проектировщику вентиляционных и отопительных систем – по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», для проектирования систем электрооборудования – специальность «Электроэнергетические системы и сети».

Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях города Москвы:

  • Московский государственный строительный университет;
  • Московский архитектурный институт (государственная академия);
  • Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными    возможностями     здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Пути получения профессии в регионах Российской Федерации

Необходимую профессиональную подготовку для работы инженером-проектировщиком можно получить в следующих образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:

  • Институт социальной реабилитации новосибирского государственного технического университета (инвалидов по слуху);
  • Казанский  государственный технический университет им. А.Туполева (КГТУ);
  • Казанский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Владимирский государственный университет — центр профессионального образования инвалидов, партнер всемирной сети университетского образования глухих;
  • Астраханский инженерно-строительный институт;
  • Брянская государственная инженерно-технологическая академия;
  • Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

Области применения профессиональных знаний

Применить свои знания инженеры-проектировщики могут в:

  • государственных и частных строительных и ремонтно-строительных организациях;
  • научно-исследовательских институтах;
  • проектных организациях;
  • архитектурных бюро;
  • образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • компаниях по продажам, проектированию, монтажу и сервисному обслуживанию инженерных систем (промышленной вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, комплексной автоматизации и пр.);
  • инжиниринговых компаниях, занимающихся научно-прикладными исследованиями, разработками новейших технологий, производством промышленного оборудования и техники и пр.

Перспективы карьерного роста

По мере повышения профессиональной квалификации, инженерам-проектировщикам присваиваются категории, начиная с третьей и заканчивая первой высшей категорией.

При выборе управленческой (вертикальной) карьеры следующей ступенькой в карьерной лестнице станет должность ведущего инженера-проектировщика, затем — главного инженера проекта и, наконец, главного инженера или руководителя компании.

Кроме того, инженер–проектировщик может с успехом освоить смежные профессии, такие как: инженер-строитель, архитектор, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-электронщик, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=DxKK9Q06Y-s

Помимо этого, инженер-проектировщик при наличии опыта может осуществлять научную, педагогическую и предпринимательскую деятельность.

Источник: http://prof.eduprof.ru/profinvalid/hearing/design-engineer/

Куда податься молодому инженеру-строителю? (Советы реликтового строителя)

Здравствуйте, уважаемый Строительный Эксперт!

У меня вопрос о возможности реализации в строительной сфере молодого инженера с высшим строительным образованием. Строительные компании и организации при трудоустройстве требуют помимо теоретических знаний — твердые навыки и опыт в строительстве.

Читайте также:  Собеседование в газпром - как пройти, какие вопросы, загадки задают

 На строительную практику можно попасть только студентам строительного ВУЗа, отдельных оплачиваемых услуг в этой сфере нет.

 Какие навыки должны быть у профессионала и как приобрести их по вашему опыту? Как достичь необходимых знаний и опыта для развития собственной строительной компании? Что необходимо развивать инженеру для достижения высоких профессиональных результатов? Спасибо.
Ольга Тюменцева.

Проблема адаптации выпускников строительных ВУЗов на строительных площадках страны сложна, многогранна и трудно решаема. На эту тему написано немало ученных трудов и публикаций.

Писал на данную тему и автор настоящей работы в эссе «Ученого учить только портить», и посему советовал бы госпоже Тюменцевой читать эту статью совместно с указанной выше.

Конечно же мнение автора данной публикации не есть «истина в последней инстанции». Просто есть стремление поделится с читателя знаниями инженерной деятельности в строительстве умноженные на 50-ти летний опыт работы на стройках страны.

Весьма коротко о инженерной деятельности и инженерах-строителях

Инженер-строитель (фр. ingenieur, от лат.

ingenium — способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта (зданий и сооружений).

Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений проектирования, возведения и эксплуатации зданий и сооружений.

Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI веке в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах.

Инженеры-строители, как правило, принимают активное участие в политической жизни. Знакомые примеры: Борис Ельцин и Сергей Шойгу в России; Дональд Трамп в США.

В Российской Федерации за основу инженерного образования принята англо-саксонская модель или так называемая двухуровневая (бакалавриат и магистратура), «болонская система».

Главный человек на стройке

Самым главным человеком на стройке является прораб, или инженер-строитель. Прораб, по сути, генеральный менеджер, он управляет всем строительством.

Прораб — профессионал, знающий все тонкости строительных работ. Он руководит работой нескольких бригад численностью 150-200 человек самых разных строительных специальностей.

Профессия прораба близка к инженерным специальностям и одновременно несет в себе обязанности менеджера проекта: контроль выполнения технологии строительства, субподрядных договоров и расходов, контакты с заказчиками, развод рабочих.

Высшее образование прораб должен иметь обязательно. И не только профильное (строительное). Высоко ценятся соискатели-управленцы, имеющие образование в области менеджмента.

В России уровень оплаты труда прорабов достаточно высок — $500-600 и выше. Иногда требуются узкие специалисты: для наладки вентиляции, сантехники, электрики, прокладки высоковольтных и низковольтных кабельных линий, монтажа наружного освещения и др. Но в большинстве случаев нужны универсалы, способные вести объект «от и до» на любом участке.

Выпускнику строительного ВУЗа часто остаётся только закатывать рукава и надеть белую каску. Но однако не лишним будет разобраться в тонкостях представляемой профессии.

Примите как аксиому: сразу прорабами не становятся. Нужно поработать на стройке пару лет рабочим и как минимум, год мастером. И только тогда, если все будет получаться, вас назначат прорабом.

Долгий путь к профессии вполне оправдан. Хороший прораб должен уметь и мастерком работать, и цемент замесить, и стену сложить. Тогда он сможет квалифицированно оценить сделанное другими, провести технадзор. Это кстати, одна из его главных обязанностей.

Другая — грамотная организация процесса строительства. В распоряжении прораба находятся не только бригады, но и техника: подъемные краны, грузовики, бульдозеры и т. д.

Как опытный полководец, чтобы получить максимальную отдачу, он расставляет рабочих и машины по своим местам. В любую погоду он присутствует на стройке, корректирует действия бригад, не допускает простоя техники, вовремя перебрасывает силы на сложные участки. Обеспечивает рабочих материалами, спецодеждой, оборудованием.

Работа эта напряженная — посменная. Хороший прораб старается создать в коллективе доброжелательную атмосферу, когда каждый чувствует себя на своем месте, ощущает важность того, что он делает. Конечно, управлять большим количеством рабочих в одиночку невозможно.

На помощь приходят бригадиры и звеньевые. И вот тут не обойтись без коммуникабельности, умения находить общий язык с разными людьми. Чтобы избежать разногласий, надо обладать непререкаемым авторитетом.

А заслужить его может только профессионал, способный разобраться в возникающих проблемах и оперативно их решить.

Профессия требует не только опыта в строительном деле и организаторских способностей, но и глубоких инженерно-технических знаний, которые можно получить лишь в специализированном вузе. Чтобы дать четкое задание бригадам, необходимо уметь читать сложные чертежи. Вся проделанная работа на строительном участке должна строго соответствовать проектно-сметной документации.

Немало работы и с разнообразными документами. Весь ход строительства обязательно «протоколируется». Надо заполнить журналы по технической документации, оформить наряды, зафиксировать объемы работ и определить сроки их выполнения.

Чтобы все необходимое оборудование и техника были в наличии — вовремя составить заявку на материалы, конструкции, детали, инструмент, заказать со складов комплектующие.

Встречать приходящие машины, организовать разгрузку, проверять сопроводительные документы и сертификаты.

Прораб несет ответственность за все происходящее на стройке, контролирует работу каждого, обеспечивает сохранность оборудования и материалов. Он же следит за безопасностью людей. Сначала проводит первичный инструктаж, объясняет правила пользования защитными приспособлениями, предупреждает о возможных последствиях их нарушения. Затем следит за выполнением норм

Иногда отдельные виды работ производят субподрядные организации. В этом случае прораб дает задание, контролирует выполнение и оценивает результат. Наконец, он участвует в сдаче готового объекта заказчику.

Конкурентоспособность выпускника строительного вуза на рынке труда

Понятие конкурентоспособности молодого специалиста, в основном, замыкается на том — какие же способности, качества, знания, умения и навыки обеспечивают востребованность выпускника вуза на рынке труда?

В идеальном варианте вузы должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного выпускника по всем направлениям и специальностям подготовки, которую осуществляет учебное заведение.

На сегодняшний день такая модель существует в виде государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Однако госстандарт отражает только часть требований, а именно – знания, умения и навыки, которыми должен обладать выпускник вуза.

Как правило, выпускники, обладающие отличными знаниями, прекрасными умениями и практическими навыками в своей сфере подготовки, тем не менее, далеко не всегда конкурентоспособны на рынке труда.

Чего же не хватает для достижения высокого профессионального уровня?
Конкурентоспособность молодого специалиста, должна рассматриваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере.

Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих знаниях, а в конечном итоге и в своих силах для достижения поставленных целей. Основными направлениями, по которым должна вырабатываться уверенность в себе как будущего профессионала являются:

освоение и совершенствование профессионального мастерства.адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.создание благоприятного внешнего облика, имиджа.

Другими словами, в процессе обучения у студентов должны формироваться три группы навыков: технологические, коммуникативные и концептуальные. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии.

Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различными людьми.

Концептуальные — это искусство прогнозировать события, планировать деятельность, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

Изучение опыта работы менеджеров различного уровня, а также собственный опыт управленческой деятельности позволяет, идя от противного, описать модель эффективного сотрудника-профессионала через ответы на следующие вопросы:эффективно ли работает сотрудник без давления со стороны руководителя?выполняет ли сотрудник работу высококачественно и в срок?приложит ли сотрудник дополнительные усилия, если это потребуется коллективу?работает ли сотрудник хорошо в отсутствие шефа?создает ли сотрудник проблемы на работе?помогает ли сотрудник другим своим коллегам лучше выполнять их работу?предотвращает ли сотрудник конфликты, способствует ли созданию благоприятного психологического климата в коллективе?

Таким образом, именно оптимальное сочетание профессионализма и социально-психологических качеств может обеспечить будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда, а вузам — конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Заключение

Проблема адаптации инженера-бакалавра на строительной площадке сложна, так как советская система государственного распределения, наставничества и льгот молодым специалистам бездумно разрушена. Надежда на то что «Его Величество Рынок» рабочей силы беззатратно все выправит – оказалось химерою.

Проблема адаптации многогранна потому что ее внешние нестроения влияют на внутреннюю сущность выпускника вуза. Научные исследования показывают, что лишь 10-12 % выпускников строительных вузов твердо убеждены — «Стройка — есть смысл моей жизни».

Остальные 80% сталкиваясь с вопросами трудоустройства, пасуют и либо вовсе не реализую себя в качестве инженера-строителя, либо пополняют ряды тех специалистов, которые «ни украсть ни покараулить» не в умеют.

Проблема адаптации трудно решаема потому, что решать ее необходимо «всем миром». А объединить усилия строительного бизнеса, законодательства и строительного образования крайне сложно.

Но все эти проблемы ничто по сравнению с простым житейским правилом: «Строительство как вид человеческой деятельности вечно, а профессия строителя будет востребована пока людям нужны здания и сооружения».

Однако чтобы стать достойным инженером-строителем надо видеть в этой профессии смысл своей жизни.

Борис Скупов

Источник: https://ardexpert.ru/article/5476

Ссылка на основную публикацию