Когда Обнуляется Кбм по Осаго

С 1 апреля произойдет автоматический перерасчет коэффициента бонус-малус, который предусматривает скидку за ОСАГО за безаварийную езду. Или повышает стоимость полиса, если клиент был виновником ДТП и страховой компании пришлось возмещать за него ущерб.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) для всех автовладельцев будет пересчитан в соответствии с указанием Банка России о страховых тарифах. Изменения в расчете КБМ происходят в рамках реформы ОСАГО, которая подразумевает переход к более индивидуальному ценообразованию на полисы.

Когда Обнуляется Кбм по Осаго

Стоимость ОСАГО снизилась на 1,6%

Новое значение КБМ будет действительно с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года. Именно оно будет применяться при расчете страховой премии по всем договорам ОСАГО, заключенным в этот период.

КБМ будет определен с применением значения данного коэффициента, рассчитанного 1 апреля 2019 года, и с учетом сведений о страховых выплатах, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года.

Напомним, что впервые новый способ присвоения этого коэффициента был применен в прошлом году. После чего количество автовладельцев, имеющих скидку, увеличилось. Так, по итогам 2019 года КБМ менее 1 был у 33,8 млн водителей. А это 89% от всех автовладельцев. При этом количество человек, получивших скидку, увеличилось на 5% по сравнению с итогами 2018 года, а это 2,6 млн человек.

Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, реформа расчета КБМ была проведена для удобства автомобилистов.

Когда Обнуляется Кбм по Осаго

В России меняются сроки прохождения техосмотра автомобилей

У действовавшей ранее системы был ряд недостатков. Так, у одного водителя могло быть несколько разных КБМ. Например, он был вписан в разные полисы ОСАГО.

А если договор был заключен без ограничения допущенных к управлению лиц, то и аварии, допущенные по вине такого клиента, никакого влияния на этот коэффициент не оказывали.

Кроме того, при смене автомобиля водитель терял накопленные по ОСАГО скидки, если у него был заключен договор без ограничения лиц, допущенных к управлению. Новая система решила эти проблемы.

Кроме того, раньше, если водитель в течение года не заключал договор ОСАГО, то его КБМ сгорал. Таким образом те, кто часто попадал в аварии и в разы переплачивал за полис, обнуляли свою историю.

Но и те, кто накопил скидки, оставались без них. Сейчас присвоенный коэффициент можно снизить только безаварийным вождением.

История сохраняется, даже если человек долго не страховал свою ответственность.

Для юридических лиц значение коэффициента для автопарка устанавливается как среднее арифметическое по всем автомобилям. Раньше у одного юрлица было несколько разных КБМ применительно к истории страхования в отношении разных машин.

Проверить значение своего коэффициента бонус-малус можно на сайте РСА.

Когда обнуляется КБМ (коэффициент бонус-малус) в 2020 году – если год не страховал ОСАГО

  • КБМ, или класс бонус-малус, присваивается водителям за то, что они пользуются услугами страхования, при этом он зависит от их аккуратности.
  • Имея определенный опыт страхования, можно рассчитывать как на повышение стоимости полиса, так и его снижение, ведь за это как раз и отвечает этот коэффициент, действующий на официальном уровне.
  • При этом есть ситуации, когда водитель теряет наработанный КБМ, и в связи с этим следует разобраться, когда обнуляется КБМ в России (коэффициент бонус-малус) в 2020 году.
  • Если водитель ездил без аварий по его вине, и соответственно страховая компания не выплачивала пострадавшим деньги, то и коэффициент будет понижен.
  • Если же аварии происходили, то в зависимости от их количества КБМ повышается, и страховка стоит дороже или дешевле соответственно.

При этом если водитель перешел в другую страховую компанию, разорвав отношения с прежней, то последняя может неправильно указать данные о безаварийности.

Кроме того, в расчеты может закрасться ошибка, которая обнулит КБМ и даже водитель с приличным стажем будет вынужден платить повышенную стоимость страховки.

Это сильно влияет на бюджет, поскольку часто сумма скидки составляет до 50% от всей стоимости. Поэтому, если такая ситуация произошла, следует начать разбирательство.

Ведь есть ошибки, но имеются и случаи, когда обнуление КБМ произошло действительно по закону.

Что нужно знать

Коэффициент КБМ имеет определенные требования, которые должны выполняться для его понижения и предоставления права на снижение стоимости страхового полиса.

Так, водитель не должен попадать в аварии, а если такие и происходили, то его не должны признать виновным.

Кроме того, если страховой выплаты не было, то и коэффициент не будет повышен, поскольку компания не тратила средства на возмещение ущерба.

Если КБМ обнуляется, это означает, что вне зависимости от опыта и истории вождения, водитель обязан платить стандартную стоимость полиса, как новичок, без права на скидку.

Это может быть положительно только для человека, имевшего отрицательное значение, для тех же, кто ни разу не попадал в аварии, это означает повышение платы за страховку.

Всего существует 15 классов страхования, из которых минимальным является М, а максимальным — 13-й.

Когда Обнуляется Кбм по Осаго

таблица КБМ

Базово присваивается 3-й класс, он же дает при обнулении, и позволяет приобретать полис по стандартной стоимости, без снижения или повышения.

Зачем он нужен

Коэффициент бонус-малус был создан, чтобы дисциплинировать водителей и увеличить защищенность страховых компаний, которые по причине неаккуратности выплачивают большие деньги.

Таким образом, те водители, которые часто попадают в ДТП, платят больше, соответственно увеличивая денежный запас компании, который они могут потратить на возмещение ущерба впоследствии.

Но нельзя говорить, что таким образом только наживаются страховщики на своих клиентах. Ведь желая платить меньше, водители становятся более аккуратными на дорогах, не допуская столкновения и нанесения ущерба.

Таким образом, на дорогах меньше лихачей, а ПДД соблюдается более ответственно, тем самым водитель бережет и деньги компании и собственные финансы.

Законодательная база

В законодательстве вопрос страхования крайне обширно оговорен, поскольку это та сфера, с которой сталкивается каждый водитель.

Прежде всего это правовой акт “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, еще известный под номером 40-ФЗ.

В этом документе сказано о том, кто может предоставлять услуги страхования, каким образом защищаются права застрахованных людей. Также осветлен вопрос с тем, кто же возмещает ущерб, и в каком порядке это делается.

Поскольку страхование в России является обязательным, то отсутствие полиса является наказуемым нарушением, прописанным в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и нужно знать, какая статья его оговаривает.

Согласно статьи 12.3, забытая страховка будет поводом для назначения штрафа в 500 рублей.

А если инспектор ГИБДД выяснит, что полис никогда не оформлялся или же просрочился, то работает статья 12.37, причем штраф за это будет немного больше — около 800 рублей, но лишение прав не предусмотрено.

Когда обнуляется КБМ по ОСАГО

Оформляя очередную страховку, водитель может заметить, что сумма за полис больше, чем была раньше, хотя аварий и выплат по его вине не было.

  1. В таком случае можно предположить, что произошло обнуление КБМ, но следует спросить об этом специалиста страховой компании.
  2. В большинстве случаев это происходит по причине аварий, но также нельзя исключать ошибку специалиста.
  3. Хотя существуют и законные варианты потери КБМ и его возврата к единице, это может быть перерыв в страховании, смена вида страховки и прочие ситуации.

Ситуации, по которым водитель может потерять скидку

Прежде всего нужно учитывать, что скидка может уменьшаться при определенном количестве аварий в году, причем их максимальное количество — четыре.

Если именно столько ДТП было, то показатель КБМ вне зависимости от текущего положения снижается до М, и применяется максимально возможный показатель из существующих.

Таким образом, если водитель не был аккуратным, то и платить ему нужно будет максимальные взносы, поскольку таким образом страховщики защищают себя от чрезмерных трат.

Кроме того, следует быть осторожным при переоформлении полиса и продаже автомобиля, поскольку в таком случае страховой коэффициент тоже может стать базовым.

Лучше проконсультироваться об этом с узкоспециализированными юристами или же непосредственно со страховыми специалистами.

Ведь об изменении этого показателя обычно клиента не извещают, и такой факт вполне может стать досадной неожиданностью для него.

Сводится ли к нулю

Следует рассмотреть разные ситуации, возникающие в сфере страхования и в каких случаях КБМ ОСАГО обнуляется.

  • Очень важно понимать, когда есть риск обнуления КБМ, а когда это будет попросту неправильно и незаконно.
  • Ведь в некоторых ситуациях закон будет на стороне страховщика, а водитель должен разобраться в законодательстве и правилах работы страховых компаний, дабы не иметь пустых претензий к стоимости страхового полиса.
  • Кроме того, существуют разные ситуации, и если полис сбросился до базового значения при одной из них, то это будет вполне законным и не нарушающим нормы явлением.
Читайте также:  Регистрация несчастных случаев на производстве: образец журнала, правила ведения, расследование

Если год не страховал

Если водитель на целый год отказался от страхования, то он должен учитывать, что КБМ действует только 365 дней.

Если он обратится за ОСАГО после этого срока, то коэффициент учитываться не будет, и стоимость будет стандартной.

В этой ситуации бесполезно обращаться в РСА или другие организации с жалобами, поскольку такая возможность обнуления прямо прописана в страховом законодательстве.

Но встречаются и ситуации, в которых КБМ сгорело из-за недобросовестной работы компании, ведь при незанесении данных в единую базу, КБМ сгорит, и тогда остается только подавать жалобы и писать обращения о восстановлении коэффициента.

Это можно сделать как непосредственно в страховой, где должны пойти навстречу, а также, в порядке крайней меры, есть возможность написать обращение в РСА или Центробанк России, чтобы там приняли меры по выяснению ситуации.

При замене водительского удостоверения

По правилам, если водитель меняет свое удостоверение, то в страховой компании это должны заметить и синхронизировать новый документ со старыми записями.

  1. При этом водитель тоже имеет определенные обязательства, к примеру он должен уведомить страховую компанию о проведении замены удостоверения, указав новые данные.
  2. Причем это обращение подается в письменном виде, иначе можно столкнуться с ситуацией, когда сотрудник не сможет найти скидку в базе именно по причине отсутствия новых прав.
  3. В любом случае, водитель может попытаться восстановить КБМ даже в случае, если он не уведомил компанию о смене прав.
  4. Правда если ответ будет аргументирован и в нем появятся отсылки к законодательству, то стоит обратиться к юристу, и когда даже он подтвердит правомочность отказа и того, почему он был дан, то остается только сначала нарабатывать стаж.

При смене автомобиля

Если оформляется договор ОСАГО без ограничений, то скидка по предыдущим договорам применяется только если полностью совпадают данные собственника автомобиля и даже самого транспортного средства.

Поэтому если машина новая, то собственник будет вынужден платить за нее страховку с обнуленным КБМ, решить этот вопрос можно оформлением ограниченного страхового полиса.

В этом случае он будет привязан к водителю и сохранится даже на другом автомобиле.

Перерыв в страховании

Если в страховании был допущен перерыв, но не более года, то КБМ не сгорает, поскольку исходные данные все равно берутся из единой базы.

 Если после перерыва водитель обращается в новую страховую компанию, он может взять справку из старой, в которой будет указан рабочий коэффициент, который действителен на данный момент. Чтобы не допустить недопонимания, нужно знать, через какое время обнуляется КБМ.

После ДТП

Следует понимать, что играет роль количество аварий, которое было совершено водителем, и в которых он был признан виновным.

Так, обнулиться коэффициент может, если допустить одну аварию при значении КБМ 2 и 3, две аварии при КБМ 4 и 5, а также если было допущено три аварии с коэффициентом от 9 до 13.

  • Более того, при любом стаже страхования, если было допущено четыре и более аварий, то класс не обнулится, а станет резко отрицательным, то есть платить за полис водитель будет примерно в два раза больше, чем делал это в прошлом году.
  • Во всех остальных случаях после ДТП бонус может уменьшаться, но не падать до стандартных величин, но исключения есть и тут.
  • С ростом КБМ увеличивается доверие страховщиков к водителю, и следовательно, если он допустит хотя бы одну аварию при высоком стаже, то КБМ может просесть сразу на несколько пунктов, но до значения единицы при этом не спустится.
  • Видео: как восстановить (КБМ)

В случае оформления страховки без ограничений

Если предыдущий полис предполагал, что им может пользоваться ограниченное количество водителей, а в новом году страховка меняется на неограниченную, то КБМ меняется.

Так, поскольку риски значительно увеличиваются, то бонус-малус уменьшается до единицы, но повышается и падает так же, как и при ограниченной страховке. Различие состоит только в том, что начинать копить стаж приходится с ноля.

Такая ситуация складывает потому, что водители, которые были вписаны в полис и зарекомендовали себя как опытные и беспроблемные, могут заменяться совершенно другими людьми, риск которых попасть в аварию в глазах страховщика довольно высок.

Таким образом, КБМ меняется к стандартному, и восстановить его никак нельзя, поскольку такое изменение разрешается законодательством и никаких нарушений тут нет.

Как восстановить скидку

Если КБМ был снижен до стандартного, когда не было ни покупки новой машины, ни смены прав, даже аварий и перерывов не было, следует позаботиться о восстановлении скидки.

Прежде всего необходимо обратиться в страховую компанию, которая предоставляла свои услуги при прошлом оформлении.

Проще, если она постоянная, сложнее будет, когда водитель поменял компанию и обратился к услугам другой.

Следует написать обращение с просьбой восстановить КБМ, приложив копию удостоверения, справки о безаварийности, а также паспорт владельца.

  1. Если страховая компания отказала в такой просьбе, то не остается ничего иного, как обращаться в РСА.
  2. Когда результата не дало и это, можно пожаловать на работу страховой в Центральный банк Российской Федерации.
  3. В крайнем случае следует идти в прокуратуру или суд, требуя не только возврата средств и восстановления скидки, но и компенсации для физических лиц.
  4. Класс бонус-малус, который предоставляется водителям за безаварийное вождение и предусматривает увеличивающуюся скидку, причем плата за страховку будет снижаться на протяжении десяти лет и в итоге составит 50%.
  5. Если же КБМ обнулился, следует узнать причины, ведь это могло произойти как по вине самого водителя, так и сотрудников страховой компании.

Новости РСА

Меню раздела

Для россиян 1 апреля 2020 года произойдет автоматический перерасчет КБМ. Как пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс, уже год для автомобилистов действует более удобная система расчета скидки за безаварийность.  

После реформирования системы расчета КБМ 1 апреля 2019 года количество автовладельцев, имеющих “скидку” коэффициента бонус-малус, увеличилось.

Так, по итогам 2019 года КБМ менее 1 имели 33,8 млн водителей, или 89% автовладельцев. Это на 2,6 млн человек (или на 5%) больше, чем по итогам 2018 года.

Проверить свой КБМ автолюбители могут на сайте РСА https://autoins.ru/osago/raschet-stoimosti-osago/proverit-kbm/

Новое значение КБМ будет действительно с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года, т.е. будет применяться при расчете страховой премии по всем договорам ОСАГО, заключенным в указанный период, за исключением случаев установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО.

КБМ будет определен с применением значения данного коэффициента, рассчитанного 1 апреля 2019 года, и с учетом сведений о страховых выплатах, зарегистрированных в АИС ОСАГО в период с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года.

Игорь Юргенс напомнил, что реформа расчета КБМ была проведена для удобства автомобилистов.

По словам президента РСА, у действовавшей ранее системы КБМ был ряд недостатков: у одного водителя могло быть несколько разных КБМ (например, если он был лицом, допущенным к управлению, в разных полисах ОСАГО); ДТП по договору ОСАГО, заключенному без ограничений на количество допущенных к управлению лиц, не оказывало влияния на КБМ совершившего его водителя; при замене транспортного средства собственник утрачивал свой КБМ, накопленный по договору без ограничения количества водителей и т.п.

Новая система решила эти проблемы. Также отменено “списание” КБМ при длительном перерыве в заключении полисов ОСАГО: теперь история страхования продолжается даже при перерыве в страховании.

Для юрлиц значение КБМ автопарка установлено аналогично сроком на год как среднее арифметическое по всем автомобилям автопарка. Раньше у одного юридического лица было несколько разных КБМ применительно к истории страхования в отношении разных ТС, отметил Игорь Юргенс.

Коэффициент бонус-малус (КБМ) для всех владельцев транспортных средств будет пересчитан в соответствии с указанием Банка России о страховых тарифах. Изменения в расчёте КБМ происходят в рамках реформирования системы ОСАГО, которая в дальнейшем подразумевает переход к более индивидуальному ценообразованию на полисы ОСАГО.

Читайте также:  Как правильно уволиться из мвд на пенсию

Возврат к списку

Памятка для автовладельцев

ПОДРОБНЕЕ

Компенсационные выплаты

Подробнее

Видеоролик «Челюсти» в рамках социальной кампании «Дистанция»

Что такое коэффициент бонус-малус (КБМ) в ОСАГО

Стоимость автогражданки рассчитывается по единой формуле во всех страховых компаниях: базовая ставка тарифа (в пределах коридора 2 746–4 942 ₽) умножается на 9 коэффициентов.

Один из них – бонус-малус (КБМ), в народе его называют «коэффициент аварийности». Он нужен, чтобы поощрять рублем водителей за вождение без аварий и наказывать тех, кто был виноват в ДТП.

Этот коэффициент влияет на цену страховки.

Что такое КБМ в ОСАГО?

Нам часто задают вопрос: «Коэффициент КБМ в ОСАГО. Что это?» Если объяснять простыми словами, то этот параметр показывает, с какой периодичностью автомобилист попадает в ДТП. Чем реже это происходит по вине водителя, тем ниже его КБМ и дешевле страховка. И наоборот.

Виды КБМ

В страховке можно указать перечень лиц, которые могут сидеть за рулем, или оформить страховку без него – тогда за рулем сможет сидеть любой человек. Это влияет на размер КБМ по ОСАГО.

1. Если страховка закрытая (то есть на определённый список лиц):

Страхователь страхует гражданскую ответственность нескольких водителей, поэтому в полис вносят сведения о каждом из них: ФИО, серию и номер прав. КБМ высчитывают для всех персонально. А при определении цены полиса берут самый большой коэффициент, поэтому стоимость ОСАГО зависит от человека с худшим КБМ.

2. Если перечень водителей не ограничен:

Если приобретать страховку ОСАГО на Страховка.Ру или в офисе страховой компании и не ограничивать список лиц, допущенных к управлению, то при определении цены КБМ водителей не учитывается.

Получается, что возьмут коэффициент, равный 1, но в этой ситуации появится еще один коэффициент за неограниченный перечень лиц – КО. Его размер для физлиц составляет 1,94, то есть надбавка будет равна 94%. Поэтому открытая страховка выгодна в финансовом плане, если у кого-то из водителей КБМ превышает 2.

Когда применяется КБМ

Коэффициент используют при определении цены страховки, если перечень водителей, которые допущены к вождению ТС, ограничен.

Как рассчитать КБМ для ОСАГО

Чтобы понять, как определяется размер КБМ ОСАГО, нужно помнить, что у каждого водителя, который оформляет страховой полис на Страховка.Ру, есть свой коэффициент и класс.

КБМ ОСАГО новичка (того, кто страхуется в первый раз) равен 1. Ему присваивают 3-й класс. Если за год по вине водителя не произошло ни одного ДТП, то коэффициент снижают до 0,95, а класс поднимают до 4-го. Если произошла хотя бы одна авария, то класс снижают до 1-го, а КБМ увеличивают до 1,55.

На нашем сайте есть удобная таблица, по которой можно узнать размер своего коэффициента.

Самый выгодный вариант – получить 13-й класс и снизить коэффициент до 0,5. В этом случае вы сможете купить страховку за полцены. Но для этого не нужно попадать в дорожно-транспортные происшествия на протяжении 10 лет.

КБМ напрямую влияет на цену по страховке. Когда он равен 1, то цена полиса полная. Если коэффициент снижается на 0,05, то цена уменьшается на 5%. Если КБМ вырастает на 0,5, цена ОСАГО подскакивает на 50%.

Обратите внимание, чтобы сохранить сниженный коэффициент, вы должны страховаться каждый год. Если сделаете перерыв, потому что продали машину и купили новую только через пару лет, КБМ обнуляется, точнее вновь возвращается к единице.

Итак, запомним:

КБМ – это единственный показатель, который может уменьшить стоимость страховки, который полностью зависит от вас — вы прямо на него влияете. Вот поэтому бонус-малус в народе называют «скидкой» на ОСАГО.

Как восстановить КБМ при замене прав или ошибке страховщика

При замене прав нужно посетить страховщика и внести изменения в полис. Если вы сделаете это, то проблем с коэффициентом при продлении страховки не возникнет. Если же вы забудете известить страховщика о замене прав, то для восстановления скидки нужно будет написать заявление в страховую.

Если КБМ изменил свое значение по ошибке страховой компании, нужно написать туда заявление с просьбой проверить коэффициент и при необходимости внести изменения в базу Российского союза автостраховщиков.

В заявлении нужно указать:

  1. Серию и номер действующих и (по возможности) предыдущих прав;
  2. Номер последнего полиса ОСАГО;
  3. Дату подписания договора страхования;
  4. Причину, которая, на ваш взгляд, повлияла на ошибочный расчет.

Важно помнить, что после рассмотрения заявления коэффициент могут не только снизить, но и увеличить. Тогда за полис придется доплатить.

От чего зависит КБМ?

На коэффициент влияет число аварий, в которые попал водитель по своей вине.

Максимальный коэффициент КБМ

Он составляет 2,45. Надбавка в этой ситуации – 145%. Она присваивается, если по вине водителя произошло четыре аварии за год.

Таблица расчета коэффициента скидки (КБМ) 2021

КБМ ОСАГО таблица поможет вам узнать размер скидки или над бавки за страховку. Чтобы определить размер коэффициента, найдите в таблице свой класс вождения и число выплат.

Как проверить КБМ ОСАГО онлайн?

Если вы хотите оформить ОСАГО на Страховка.Ру, и у вас нет возможности разбираться в таблице, узнайте свой коэффициент на портале РСА.

  1. Перейдите по ссылке https://autoins.ru/osago/raschet-stoimosti-osago/proverit-kbm/ ;
  2. Поставьте галочку, согласившись на обработку персональных данных.
  3. Выберите сведения о страховке: дату подписания договора, собственника ТС и наличие ограничения числа лиц, допущенных к управлению;
  4. Введите данные автомобилиста: ФИО, дату рождения, серию и номер прав;
  5. Укажите дату начала действия договора;
  6. Подтвердите код безопасности и нажмите на кнопку «Поиск». В нижней части страницы будет указан КБМ водителя.

Инструкция по изменению коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду) по ОСАГО

Специалисты Комитета по защите прав автовладельцев подготовили подробную инструкцию по изменению коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду) по ОСАГО. Материалы представлены Российским союзом автостраховщиков.

  • Филиалы “Комитета по защите прав автовладельцев” действуют в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
  • Подать документы для выплаты по ОСАГО можно через представителей в городах: Краснодар, Сочи, Омск, Тула, Москва. 
  • В Свердловской области: Лесной, Нижняя Тура, Качканар, Красноуральск, Верхняя Тура.
  • Телефон 8-800-100-41-17
  • http://кзпа.рф
  • Жалобу о несогласии с применением коэффициента бонус-малус (скидка за безаварийную езду) по ОСАГО необходимо направлять не только страховщику, но в Центральный Банк.

С 01 декабря 2015 года осуществляется новый, упрощенный алгоритм обращений граждан при их несогласии с примененным значением КБМ.

При получении соответствующего заявления страхователя страховая организация обязана проверить значение коэффициента КБМ в АИС РСА, и если полученное значение КБМ не совпадет с примененным страховщиком, страховщик применяет новое значение КБМ, которое будет учитываться как в текущем договоре, так и в заключенных позднее (при условии отсутствия заявленных впоследствии убытков). В этой связи при несогласии с примененным страховщиком значением коэффициента КБМ рекомендуем обращаться непосредственно в страховую организацию, с которой Вы заключили или собираетесь заключить договор: Ваш запрос будет обработан в кратчайшие сроки при минимальных усилиях с Вашей стороны.

При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) страховая компания обязана использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) – коэффициент, влияющий на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от аварийности в предыдущие периоды). На сегодняшний день установлено 15 классов страхования водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов [1].

  Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более страховых выплат
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
3 1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО. Как проверяется обоснованность примененного Страховщиком КБМ в отношении водителя, указанного в договоре ОСАГО?

С 1 июля 2014 года источником получения сведений о предыдущем периоде страхования для расчета правильного КБМ может быть только информация, содержащаяся в автоматизированной информационной системе РСА (АИС РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 01 января 2011 года.

Читайте также:  Отпуск с Последующим Увольнением Как Правильно Написать

Кто может вносить/исправлять информацию о классе страхования водителя в АИС РСА?

Сведения и изменения в АИС РСА загружаются только страховщиками. РСА не наделен полномочиями вносить изменения в АИС РСА.

Внесение или изменение данных в АИС РСА возможно только со стороны страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО.

С 01 сентября 2014 года Страховщик обязан передать сведения о заключенном договоре ОСАГО в АИС РСА не позднее чем в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения этого договора.

Какие действия необходимо предпринять в случае замены водительского удостоверения (иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО) одного из водителей, допущенных к управлению транспортным средством?

В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

Таким образом, в случае если в период действия договора ОСАГО происходит смена фамилии и/или водительского удостоверения одного из водителей (или иных сведений указанных в заявлении о заключении договора ОСАГО), допущенных к управлению транспортным средством, страхователь обязан незамедлительно сообщить об этом страховщику в письменной форме. Это необходимо для дальнейшего внесения корректных сведений в АИС РСА.

Как применяется КБМ по договору ОСАГО, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

Если управление транспортным средством осуществляется ограниченным количеством водителей, информация о каждом из которых указывается в договоре ОСАГО[2] , КБМ определяется на основании информации в отношении каждого водителя. Класс страхования присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством.

При этом общий КБМ (и как следствие,  размер страховой премии)  для заключения договора определяется по водителю с наихудшим классом страхования.

Обращаем внимание, что класс страхования определяется на основании суммирования количества страховых выплат, содержащихся в информации о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за 1 год до даты заключения договора обязательного страхования, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования. При отсутствии информации о предыдущей страховой истории указанных водителей присваивается класс 3 (КБМ-1) .

Какой КБМ применяется, если к управлению транспортным средством допущен неограниченный круг лиц?

Если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц, то к ласс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО [3].

По договору ОСАГО, не предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется по последнему закончившемуся договору ОСАГО (при условии, что собственник и транспортное средство не изменились).

При отсутствии информации (ранее заключенных и окончивших свое действие договоров) в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре обязательного страхования, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).

Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях неограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

Класс присваивается собственнику транспортного средства, которое указано в договоре обязательного страхования [4].

При отсутствии информации ранее заключенных и окончивших свое действие договорах в отношении собственника транспортного средства применительно к транспортному средству, указанному в договоре ОСАГО, собственнику данного транспортного средства присваивается класс 3 (КБМ-1).

Как определяется КБМ, если новый договор ОСАГО заключается на условиях ограниченного количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством при условии, что предыдущий договор ОСАГО был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством?

Если предыдущий договор ОСАГО не предусматривал ограничение количества водителей, а новый договор заключается с ограничением круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, и при этом в предшествующий страховой период выплат по договору не было, страховщик обязан присвоить понижающий КБМ (при условии, что водитель в договоре ОСАГО, не предусматривающем ограничение количества лиц, допущенных к управлению, являлся собственником транспортного средства).

Что собой представляет КБМ? Как можно проверить и восстановить КБМ?

25 июля 2021

Если за прошлый год автовладелец не был участником ДТП, то стоимость полиса ОСАГО для него в следующем страховом году может быть снижена. Подобные бонусы накапливаются, но нередки случаи, когда при покупке нового полиса ОСАГО они сгорают. Что делать в такой ситуации и куда обращаться читайте в статье.

Что собой представляет КБМ?

КБМ или коэффициент «Бонус-малус» — специальный показатель, который напрямую влияет на стоимость страхового полиса ОСАГО при его продлении на следующий год. КБМ может как снизить стоимость полиса, так и повысить ее. Основная его задача — поощрить водителей, которые не попадают в аварии.

Основные принципы действия КБМ:

  • присваивается не автомобилю, а водителю/автовладельцу;
  • льгота при первой покупке полиса составляет 0%;
  • каждый год без ДТП добавляет 5% льгот;
  • льготы суммируются, но не могут превышать 50%;
  • при попадании в ДТП в качестве виновника, КБМ увеличивается;
  • максимальный размер КБМ составляет 2,45.

Когда можно потерять КБМ?

Причин, по которым может быть потерян КБМ, довольно много, поэтому приведем несколько примеров ситуаций, когда обнуление показателя КБМ происходит, но еще есть шанс вернуть скидку.

  1. Заявление составлял и подавал не фактический владелец авто, а его родственники или законные представители, которые допустили ошибку.
  2. В заявлении на заключение ОСАГО водитель забыл отразить тот факт, что он поменял права.
  3. В заявлении на заключение договора ОСАГО водитель забыл отразить тот факт, что он сменил фамилию.

У всех описанных выше ситуаций есть одно общее — ошибка при подаче документов была допущена не водителем или автовладельцем.

Когда изменение уровня КБМ не ошибочно?

Законодательством предусмотрены и правомерные обнуления КБМ из-за изменения его расчета. Далее рассмотрим несколько примеров ситуаций, в которых изменение КБМ законно, поэтому вернуть старый коэффициент никак не получится.

  1. Перерыв в страховании. В том случае, когда страховой перерыв составил больше года, то скидка обнуляется, поскольку КБМ начисляется при ежегодном оформлении ОСАГО.
  2. Оформление нового полиса ОСАГО, в котором указано, что ТС могут управлять неограниченное количество водителей. Важно понимать, что при изменении типа страхового договора скидка не начисляется, а при оформлении ОСАГО на новый автомобиль КБМ вообще обнуляется.

Как можно проверить КБМ?

Узнать свой КБМ можно одним из следующих способов.

  1. Зайти на сайт страховой компании, у которой был приобретен ОСАГО. Перейдя в личный кабинет на сайте, можно найти интересующую информацию о полисе, в том числе и текущий КБМ.
  2. Посетить специализированный интернет-сайт, на котором хранится данная информация. Стоит отметить, что это делать придется на свой страх и риск, потому что на таких сайтах может быть размещена устаревшая информация.
  3. Посетить сайт РСА (Российского Союза Автостраховщиков).

Как можно восстановить КБМ?

Если скидка была обнулена ошибочно, КБМ все же можно восстановить несколькими путями.

  • Обращение в Центробанк. Жалобу на ошибочное обнуление КБМ можно подать через Центробанк, для чего необходимо посетить их официальный сайт и выбрать меню «Подать жалобу». К жалобе можно приложить необходимые для ее рассмотрения документы. Рассматриваются жалобы в течение 30 дней с момента получения. Если принято решение в пользу заявителя, то будет произведен перерасчет КБМ.
  • Обращение в страховую компанию. Можно подать жалобу в страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО. Заявление составляется в двух экземплярах на имя директора компании. В заявлении должна быть указана вся необходимая информация (имя, адрес, номер водительского удостоверения, информация об ОСАГО и пр.). Необходимо будет изложить суть жалобы. Оба экземпляра передаются секретарю, который должен поставить на них регистрационный номер и подписи. Одна жалоба остается в компании, а вторая отдается на руки заявителю. Она необходима для того, чтобы в случае надобности можно было обратиться в суд. Если нет возможности явится в страховую компанию лично, отправить жалобу можно почтой заказным письмом с описанием вложения. В таком случае квитанция с почты и второй экземпляр будет основанием для обращения в суд. В течение 10 дней с момента получения страховая компания обязана рассмотреть жалобу и вынести решение.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector