Сознательный возраст это сколько лет

Возраст человека может быть оценен с разных точек зрения: с хронологической, биологической, социальной и психологической. На протяжении своего жизненного пути индивид проходит через множество различных периодов, каждый из которых влияет на формирование его самого. О том, что это такое – возрастная периодизация личности, и почему она так важна для психологии, я расскажу в этой статье.

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Понятие

Разделение жизни на различные промежутки необходимо для определения той или иной стадии развития человеческого существа в зависимости от прожитых им лет.

Этот анализ нужно проводить не только в научных целях, но и для регулирования общественных процессов: существует граница, при достижении которой наступает уголовная ответственность, возникает ряд прав и обязанностей.

В рамках этого материала нас будут интересовать другие аспекты, касающиеся взросления – это психические и связанные с ними физиологические особенности, проблемы и ценности. Знания о них помогут лучше понять себя, свои мотивы и решения, выстроить грамотный диалог с внутренним «я» и миром.

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Периодизация развития психики в жизни человека

Эта модель предполагает оценку состояния личности для определения степени ее зрелости. Так называемый психологический возраст состоит из следующих компонентов:

  • Параметры умственного становления. Его рассчитывают исходя из результатов прохождения специальных тестов.
  • Уровень социальной адаптации. Показывает ступень, на которой находится индивид по отношению к социуму, его навыки выстраивания коммуникаций.
  • Эмоциональная сформированность. К ней относятся способности к самоконтролю, выражению и подавлению эмоций.

Итоговая цифра – коэффициент психической «взрослости» – вполне может не соответствовать биологическому показателю.

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Классификация основных возрастных периодов жизни и развития человека: градация возраста по годам

Группа Временной промежуток Характеристика
Дети Первый месяц жизни Рождение сопровождается большим стрессом и кризисом для малыша. Привычная для него внутриутробная среда меняется на незнакомую внешнюю. Новорожденный тесно связан с матерью, именно с ее помощью он открывает для себя окружающую действительность и адаптируется к ней. В это время формирование личности протекает неосознанно и зависит от врожденной генетической программы.
1-12 мес. Появляются базовые социальные навыки: взаимодействие со взрослыми, распознавание родных, улыбка, смех. Первостепенное значение все еще имеет мама, хотя кроха уже способен ощущать себя как отдельное от нее существо.
1-3 года Период характеризуется психологическим отделением малыша от матери, формированием у него понимания собственного «Я». В возрасте около трех лет наступает кризис развития, связанный с желанием показать свою самостоятельность, независимость от старших. В это время возникают капризы, отрицание, игнорирование просьб. Дети начинают осознавать свои желания и действовать в соответствии с ними. Наблюдается становление коммуникативных навыков: способность говорить в условиях ограниченного запаса слов, выстраивать контакт со сверстниками. Мир ребенок познает уже не с помощью мамы, а посредством игры.
8-10 лет Происходит постепенное включение в общественные правила и нормы, систематизируется понимание того, что делать можно, а что нельзя. Это этап активного взаимодействия с другими детьми. Родители занимают позицию второго плана, но все еще не теряют авторитет. Появляется тяга к знаниям, расширяется словарный запас. Действительность познается с помощью любознательности, огромного количества вопросов, на которые дошколята хотят получить ответы.
3-7 лет Главенствующую роль играет школа. Развивается самоконтроль, логическое мышление, дисциплинированность, нравственность. Усваиваются моральные законы и формируется отношение к ним. Авторитетную роль играет первый учитель.
Подростки 11-16 лет Крайне сложный период для каждого человека. В организме начинают происходить серьезные гормональные перемены, которые сказываются на образе действий, самооценке, взаимоотношениях с друзьями, одноклассниками, учителями и семьей. Главный конфликт возникает с появлением внешних трансформаций, развития вторичных половых признаков. В этот момент подросток уже видит и воспринимает себя взрослым, однако для общества еще остается ребенком. Необходимость подчиняться родителям, педагогам может порождать агрессию и протест. Первичными становятся отношения со сверстниками, их мнение и оценка воспринимаются как авторитетные. В подростковом возрасте сильнее, чем когда-либо еще хочется влиться в компанию, завоевывать внимание друзей и противоположного пола.
Молодые люди 7-21 год Ураган подростковых эмоций постепенно меняется на уверенность в себе, осознание важности своих интересов и вкусов. Завершается становление картины мировосприятия, системы ценностей и основных принципов. Это время для выбора дальнейшего пути социального развития, самоопределения. В этот период появляются первые действительно серьезные отношения, более зрелая влюбленность
Взрослые 22-35 лет Этап максимальной продуктивности. Пик интеллектуального, эмоционального и физиологического развития. Мысли и стремления направлены на достижения в профессиональной деятельности, создание семьи.
36-45 лет К этому моменту у большинства людей уже есть стабильный источник заработка, дети. Параллельно с этим возникают первые признаки старения, снижается сексуальная и физическая активность. Наступает кризис среднего возраста, который, так или иначе, затрагивает каждого зрелого человека вне зависимости от его социального статуса и внутреннего благополучия. Кризисный период связан с переоценкой пройденного жизненного пути, анализом своих достижений. Возникает желание кардинально изменить образ жизни. Эта возрастная категория характеризуется и сложностями в социальных взаимодействиях: дети переходят в статус подростков или молодых, а родители постарели или умерли. Переживания, связанные с этими фактами, оказывают не лучшее влияние на психику.
46-60 лет Пережив один из самых сложных отрезков существования, человек обретает психологическое спокойствие и уверенность в себе. Приходит осознание того, что большая часть жизни уже прожита. Возрастает ценность оставшегося времени.
Пожилые 61-75 лет По независящим от нашей воли причинам на первый план выходят проблемы со здоровьем. Обостряются все хронические заболевания, которые сопровождаются ощущением общей слабости. Наряду с этим, желание быть включенным в процесс социальной коммуникации не становится слабее, а только возрастает. Пожилым людям хочется принимать участие в жизни семьи, продолжать трудовую деятельность.
Старые 75-90 лет Область интересов и сфера влияния человека ограничивается собственным здоровьем, заботой о детях и внуках. Заметны изменения в характере: проявляются эгоизм, инфантильность, которые сопровождаются повышенной тревожностью, нарушениями сна и страхом смерти.
Долгожители 91 год и старше Появляется физическая несамостоятельность, зависимость от присутствия рядом близких людей, потребность в оказании помощи. Переживания по поводу скорого конца заглушает принятие и осознание неизбежного.

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

Психолог Дарья Милай

Принципы и подходы к периодам человеческой жизни

Описанная выше классификация базируется на оценке ряда критериев:

  • Хронологический возраст (непосредственно количество лет, пройденных с момента рождения).
  • Биологический (параметры физического развития).
  • Психологический (показатели умственной, эмоциональной и социальной зрелости).

Чтобы отнести человека к той или иной возрастной категории, за основу берется его хронология (уровень взрослости «по паспорту») и дополнительно проводится анализ остальных параметров. Такой индивидуальный подход более объективен.

Теория Эльконина

Советский ученый утверждал, что периодизация имеет колоссальную научную ценность. Детально изученная, она позволяет выявить движущие факторы становления личности на разных этапах жизненного пути.

Эти знания, в свою очередь, могут способствовать выстраиванию более совершенной педагогической и воспитательной систем. В рамках этой идеи большое значение придается начальным периодам жизни, когда происходит формирование базовых ценностей, мировоззрения.

Традиционные возрастные группы психолог делил на более локальные категории:

  • Детство подразделяется на младенчество, детские и дошкольные годы, затем младший школьный возраст.
  • Подростковый этап – на молодой и старший.

Теория Эриксона

Ученый выявил 8 стадий формирования личности, каждой из которых характерна своя задача, а также сильные и слабые стороны.

  • до 1 года — вера/недоверие;
  • 1-3 — сильная/слабая воля;
  • 3-7 —активность/пассивность;
  • 7-12 — уверенность/замкнутость в себе;
  • 12-18 — верность/диффузия;
  • 18-25 — любовное чувство/исключительность;
  • 25-65 — забота/одиночество;
  • от 65 — мудрость/презрительное отношение.

Концепция Выготского

В своей системе психолог особое внимание уделял детству, так как считал, что осознание особенностей каждого периода взросления ребенка позволит взрослым отрегулировать свое поведение и лучше понять свое чадо.

Как считал Фрейд

Психоаналитик полагал, что поведенческий фактор индивида определяется его бессознательным, основной движущей силой которого является сексуальность. Он выделил следующие ступени развития сексуальной энергии:

  • Оральная: младенец до 1 года получает удовольствие от кормления грудью.
  • Анальная: главной эрогенной зоной в 1-3 года является слизистая оболочка кишечника (малыша приучают к чистоплотности).
  • Фаллическая: высшая точка детской сексуальности в 3-5 лет. Время зарождения комплексов Электры и Эдипа.
  • Латентная: в 5-12 лет сексуальность отходит в сторону, ее вытесняет социальность.
  • Генитальная: становление сексуальных желаний в 12-18 лет.

Проблемы периодизации

Фактический возраст личности далеко не всегда соответствует степени ее психологического, биологического, интеллектуального и социального развития.

Установленные границы способны сдвигаться в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Особенно неточны рамки, характеризующие подростковый период.

По сути один этап сменяется другим, после того, как у индивида возникают ранее не существовавшие качества. Так происходит переход от одной точки к другой.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

Читайте также:  Бухгалтер. описание профессии бухгалтер. средняя зарплата бухгалтера

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир.

К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след.

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне.

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима. Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию. Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Философское понятие о возрастной периодизации развития человека

Изучению особенностей зрелости уделяли внимание еще в древности. Периодически к разработанным в прошлом концепциям обращаются и современные ученые.  Так, в Китае полагали, что человеческое существование можно разделить на 7 отрезков. Лучшим из них считался возраст от 60 до 70. Его связывали с духовной зрелостью и мудростью.

Классификация по временам года:

  • Весна – рождение и становление личности. Длится до 20 лет.
  • Лето – молодость (20-40).
  • Осень – расцвет творческого раскрытия (40-60).
  • Зима – старость.

Для мыслителя был важен цикл человеческого существования. Эта концепция основана на идеях перевоплощения и перерождения: как природные условия меняются местами, так проходят по кругу жизни и поколения.

Так ли важен возраст

Возрастная периодизация – понятие весьма относительное.

Нет нужды всеми силами стремиться продлить юность: природа возьмет свое, а наша задача – находить в каждом из пройденных этапов что-то ценное, прекрасное.

Да, учитывать физиологические и психические особенности каждого периода стоит. Но принимать их нужно не как фатальную неизбежность, а как ресурс, с помощью которого можно жить максимально полно.

Вы сами вправе решать, по каким показателям выделить определенные жизненные интервалы. Значение имеют не только внешняя красота, молодость и физическая активность. Важно то, как вы сами ощущаете себя, какие планы и мечты у вас есть и как вы хотите прожить свое драгоценное время.

Заключение

Узнав базовую информацию о возрастных периодах, этапах жизни человека по годам и о том, что это значит для психологии, помните: в любом осознанном возрасте важно учиться налаживать диалог с миром и самим собой.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни? Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков?

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает ли?.. Сегодня мы ответим на этот вопрос и расскажем, в каком возрасте ребенок начинает осознавать последствия собственных действий.

Безусловно, продумывание последствий своих поступков будет сильно отличаться у ребенка трех лет и у подростка. Поэтому мы рассмотрим этот вопрос с точки зрения психологии развития.

Как известно, выделяют несколько возрастных периодов, а переходными моментами являются так называемые возрастные кризисы – этапы, во время которых родители часто не узнают своих детей и совершенно не понимают, что происходит с их горячо любимым чадом.

А происходит формирование важнейших новообразований, без которых невозможен переход от одного возрастного этапа к другому.

Дошкольники (дети до 7 лет)

Психика малышей раннего и дошкольного возраста устроена таким образом, что они пока не способны осознавать последствия своих действий даже для самих себя, что уж тут говорить о последствиях для других людей.

Наиболее распространенные ситуации, в которых родители требуют от малышей продумывать, что произойдет после их поступков, связаны с детской безопасностью: детки часто выбегают на проезжую часть, едят красивые красные ягодки с неизвестных им кустов, играют со спичками и другими потенциально опасными предметами.

Дети в этом возрасте действительно не осознают последствий своих поступков! Тем не менее, если вы доступным им языком расскажете, почему нельзя играть на проезжей части и терпеливо будете объяснять это раз за разом, это закрепится в памяти у малыша.

Еще один хороший вариант: придумайте игру, по правилам которой нельзя совершать те или иные поступки. Наиболее актуален этот способ при воспитании детей дошкольного возраста (4-7 лет), когда ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра.

Именно посредством игры дети учатся установлению правил и следуют им.

Рассказывайте своим детям о последствиях, объясняйте, по каким причинам вы требуете от них тех или иных поступков и демонстрируйте эту способность на собственном примере. Хорошей иллюстрацией также могут служить детские сказки, например о Колобке, который не подумал о последствиях и был съеден Лисой.

По мнению специалистов, дети не должны постоянно слышать от родителей «нельзя», особенно в дошкольном возрасте. Им обязательно нужно объяснять, почему не стоит делать то или иное действие.

Младший школьный возраст (дети от 7 до 12 лет)

Главным новообразованием кризиса семи лет является формирование произвольности – способности регулировать собственное поведение. Именно по этой причине рекомендуется отдавать детей в школу не ранее семи лет.

В этом возрасте ребенок способен следовать правилам, соблюдать их, руководить своими действиями: например, не вставать с места во время урока. Ко всем этим умениям добавляется еще одно – способность осознавать последствия своих действий для самого себя.

Младший школьник уже понимает, что нельзя играть с огнем, потому что можно обжечься. Восьмилетний ребенок уже не станет есть непонятные красные ягодки, потому что сможет продумать последствия: «Если этот куст окажется ядовитым, я отравлюсь».

Тем не менее, нередко взрослые, ругая своих отпрысков за какие-то поступки, взывают подумать и о них, родителях: «Не подумал о себе – подумай обо мне: ведь я нервничаю из-за тебя!» Этот способ не только не принесет каких-либо позитивных плодов, но и разрушительно подействует на психику ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя, но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

В каком возрасте у вас появилось понимание жизни? – 66 ответов на форуме woman.ru

66 ответов

Последний — 14 ноября 2021, 08:27 Перейти

Гость

В 25-26, училась на медика, а это 6 лет плюс ординатура, вроде и жила с 19 лет одна, но все равно ребенком была, лет 13-15 по мышлению. А после 25 изменилась, все стало по-другому, до сих пор удивляюсь, вроде интеллект высокий, а по жизни такой наивняшкой до конца учебы была.

Гость

Мне 27, и я вот только сейчас стала осознавать, насколько же раньше я была наивной и глупой. А у вас в каком возрасте прошла детская наивность и вы стали видеть жизнь трезвым взглядом?

Гость

после сорока четырех. ощущение как в три или четыре года, когда первый раз начинаешь себя реально ощущать, что ты человек и что ты есть.

Гость

да да, я вот тоже вроде неглупая,но почему то была очень наивна..сейчас уже не так,врубила эгоизм и су.ку. иногда в себе выгуливаю…

Гость

+++++Вот также и у меня. В 40 лет как-будто новая я родилась. Правильно говорят, что в 40 лет жизнь только начинается.

Гость

Вот мне 40 , но вас мне не жалко, хотя,поздравлю с полной отработкой!

Гость

Опять же, чем старше, тем больше понимаешь, что ничего не понимаешь.

Гость

Я с самого детства всегда анализировала свои поступки,поступки окружающих,всегда копалась в себе.В школе с класса 7 я не находила взаимопонимания со сверстниками,т.к. мне они все казались глупыми и маленькими.Для меня смысл жизни в семье,семья-это самое дорогое и святое,что есть у каждого из нас в этой жизни.

Ни карьера,ни друзья,ни пьянки-гулянки,а семья!Самое главное в жизни-быть лучшей дочкой,лучшей мамой,лучшей внучкой и лучшей женой!Я не верю в дружбу.Я считаю,что можно иметь миллион приятелей,знакомых,но подпускать к себе кого-то близко нельзя.

Читайте также:  Как Заставить Работодателя Платить Белую Зарплату

Вообще по жизни нужно меньше рассказывать о себе людям,нужно не показывать своих эмоций,не выяснять отношения при всех,не выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение(к примеру,в инстаграмме)Не пить!Алкоголь-страшное зло,которое губит в человеке личность,губит здоровье,разрушает всё хорошее.

Да и вообще,разве адекватному человеку будет нравиться состояние алкогольного опьянения?Когда ты не можешь себя контролировать,мыслить адекватно и тд.Сюда же отнесу все остальные вредные привычки.Главное помнить,что нужно беречь своё здоровье с самого детства!Каждый день нужно самосовершенствоваться:быть лучше,чем вчера.

Не давать волю негативным эмоциям,во всем находить только плюсы!Не завидовать,не сплетничать,не устраивать разборки,а любить!Любовь обязательно спасет мир!)) И да,мне 19 лет)

Гость

Посмотрим. что скажешь в 40

Керен

У меня понимание жизни очень мрачное и очень смутное. Тому что я понимаю я не верю, и есть тонны вещей и поведений в которых я не могу уловить закономерности. Не появилось короче.

Гость

Именно. Потому как нет в жизни никаких правил вообще. Каждый человек поступает по разному даже в одной и той ситуации.

Гость

Жизнь научила, что нужно сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушным. Творить добро и ждать зла. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Быть оптимистом с реалистичными взглядами. Жить с открытым сердцем и никого в него не впускать. Часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне.

Гость

Жизнь научила, что нужно сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушным. Творить добро и ждать зла. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Быть оптимистом с реалистичными взглядами. Жить с открытым сердцем и никого в него не впускать. Часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне.

Гость

Жизнь научила, что нужно сочетать в себе крайности. Любить людей, но быть равнодушным. Творить добро и ждать зла. Надеяться на лучшее, но ожидать худшего. Верить в людей и никому не доверять. Быть оптимистом с реалистичными взглядами. Жить с открытым сердцем и никого в него не впускать. Часть тебя должна любить мир и восхищаться им, другая же ждать удара и быть готовой к войне.

Гость

А к некоторым, полагаю, понимание жизни так и не приходит… Никогда. Как говорится- “Мудрость приходит со старостью. Но чаще старость приходит одна …”))

Виды возрастов

Все психические свойства человека можно классифицировать по двум основным признакам: атрибутам и чертам.

Атрибуты — это неотъемлемые свойства, без которых нельзя вообразить человека и без которых он не может существовать (пол, возраст, темперамент, здоровье, речь).

Пол — это совокупность анатомо-физиологических признаков организма, которая обеспечивает продолжение рода и дает возможность различать в большинстве организмов женские и мужские особенности. Отличия полов: генетические, морфологические, физиологические, психологические.

Возраст — понятие, которое характеризует период (продолжительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Отсчет возраста ведется от рождения до физической смерти. Можно выделить четыре подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.

– Календарный (паспортный) возраст — количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.

– Психологический возраст психологи определяют как субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективную оценку возраста по поведению личности со стороны другого лица. Его часто называют внутренним возрастом.

Далеко не всегда этот возрастной результат соответствует паспортным данным и физическому состоянию тела. Но именно он является основой постановки наших целей, задач, выбора определенного стиля жизни, интересов и даже базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Психологический возраст (по самоощущению) — насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.

Психологический возраст тесно связан с понятием психологического времени, а именно с тем, как человек сам оценивает во внутреннем мире свой возраст.

Так, молодые люди (от 20 до 40 лет) оценивают себя старшими, чем они есть, и так же — других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди воспринимают себя младшими, чем они есть.

И чем старшими они становятся, тем более «молодеют», и лишь биологический возраст напоминает о настоящих годах.

– Биологический (состояние организма). Биологический возраст — степень изношенности организма. Бывает, что он сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от образа жизни.

– Социальный возраст – это уровень социальных достижений индивида (карьера, общественное положение, семейный статус и т. д.) в сравнении со статистически средним уровнем людей одного с ним возраста.

  • Возрастная психология определяет, что взрослым человек становится после 25 лет (понимание полной ответственности за свою жизнь, за свои решения, за свои действия).
  • Различают такие периоды развития взрослого человека:
  • – ранняя зрелость (25-35 лет) — включение во все сферы человеческой деятельности, социальная и профессиональная адаптация, первый психологический кризис переоценки жизненного пути;

– средняя зрелость (35-45 лет) — поиски ответа на основные вопросы: что такое жизнь? О чем мечтал? Чего достиг? Переоценка целей и достижений, кризис средины жизни — осознание того, что не все реализовано, цели не достигнуты, и т.д.;

  1. – поздняя зрелость (45-60 лет) – глубинное обновление личности, происходит концентрация интересов на себе, появляется чрезмерная забота о себе;
  2. – в 50-60 лет — наблюдается высокая производительность, наличие второго пика творчества;
  3. – преклонный возраст (60-70 лет);
  4. – старость (70-90 лет);
  5. – долгожитель (после 90 лет).
  6. Темперамент — это черта, которая определяет нашу индивидуальность.

Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды.

Эти особенности проявляются в умственной и практической деятельности.

В некоторых видах деятельности от типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) может зависеть не только ход выполнения, но и конечный результат.

В нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля.

В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходима дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или сильными влияниями — раздражителями.

  • При определении типа темперамента целесообразно пользоваться такими формулами:
  • 1) «Доверяй, но проверяй» потому, что сангвиник имеет:
  • – плюсы – жизнерадостность, увлеченность, чуткость, дружелюбие;
  • – минусы – склонность к зазнайству, рассеянности, легкомысленности, поверхностности, высокомерию, ненадежности, склонность к обещаниям и их не выполнению, требует постоянного контроля.
  • 2) „Ни минуты покоя” потому, что холерик имеет:
  • – плюсы – энергичность, увлеченность, пристрастие, подвижность, целенаправленность;
  • – минусы – вспыльчивость, агрессивность, нездержанность, нетерпимость, конфликтность, способность направлять свою активность на коллектив и разлагать его изнутри.
  • 3) «Не подгоняй»потому, что для флегматика характерны:
  • – плюсы – стойкость, постоянство, активность, терпимость, самообладание, надежность;
  • – минусы – заторможенность, равнодушие, «толстокожесть», сухость, нетерпимость к работе в режиме дефицита времени, его нельзя подгонять, он только сам рассчитывает свое время и делает дело в своем ритме.
  • 4) «Не навреди»потому, что у меланхолика:
  • – плюсы – высокая чувственность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию;
  • – минусы – низкая трудоспособность, подозрительность, ранимость, замкнутость, стыдливость; на него нельзя кричать, чересчур давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чрезвычайно восприимчивый к интонации и очень ранимый.
  • При организации рабочих пар учитывают, что наиболее эффективна работа в парах: холерик-сангвиник; сангвиник-меланхолик; меланхолик-флегматик.

От типа темперамента зависит, как сам человек реализует свои действия. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияет на скорость воспроизведения и прочность запоминания, подвижность умственных операций, стойкость и переключение внимания и т.п. На базе темперамента у человека формируются его черты, качества, и во многом – жизнь.

Черты – это стойкие свойства и особенности поведения, которые проявляются постоянно и повторяются в разных ситуациях (ум, интеллект, настойчивость, смелость, нежность, самостоятельность и т.п.). Они существенно влияют на жизнедеятельность человека и его безопасность.

Интеллект (толк, ум, благоразумие) в общем понимании это мыслительные способности человека. Сущность интеллекта сводится к способности человека выделить в ситуации существенные особенности и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в условиях, которые сложились, и применительно к ним действовать.

К важнейшим характеристикам интеллекта относятся: глубина, критичность, гибкость, широта ума, скорость, оригинальность, любознательность.

Жизнедеятельность человека вообще и любая деятельность в частности невозможны без ответственности ее субъекта.

Читайте также:  Как Действуют Судебные Приставы по Исполнительному Листу

Ответственность — это понятие, которое отображает объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления выдвинутых взаимных требований. Ответственность определяет отношение человека к обязанностям и к следствиям своего поведения.

Базовые черты конкретного человека можно определить с помощью тестов. Для лиц мужского пола характерными являются такие черты: суровость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность в контактах.

Для женского пола — сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.

Знание собственных черт — это путь не только к эффективной деятельности, а и возможность избежать опасностей или уменьшить их влияние на организм человека, сохранить здоровье.

Характер — это стабильные черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности, общении и предопределяют типовые для нее способы поведения.

Характер является совокупностью определенных черт личности.

Существует несколько подходов к классификации характера человека, но нас интересует классификация по отношению к определенным аспектам деятельности: к работе; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.

Итак, цепи действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека, и его безопасность.

Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему, такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.

Уровни развития нервной системы определяют типы поведения человека. Человеку присущи такие виды поведения: инстинкт, привычки, сознательное поведение.

Инстинктивное поведение — это действия, поступки, которые наследуются видом «Ноmо sаріеns». На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества. К известным действиям и поступкам инстинктивного поведения человека принадлежат те, которые связаны с самосохранением, продолжением рода и т.п.

Поведение по привычкам — это действия, которые сложились и применяются во время обучения до автоматизма или путем проб и ошибок, или путем тренировок. Как следствие человек вырабатывает привычки, у него формируются привычки и под контролем сознания (тренировка), и без него (пробы и ошибки).

Сознательное поведение — высший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных исторических условиях.

Познав психику человека, можно найти путь к повышению безопасности его жизнедеятельности.

Сознательный Возраст Это Сколько Лет

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

  • Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
  • Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Понятие «времен года» по Пифагору

Возрастные периоды жизни человекаОтождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

Критические точки

Основные периоды земного пути людейВ подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

Основываясь на этом возрасте (скорее всего, даже неосознанно) мы выбираем определенный стиль жизни, занимаемся постановкой тех или иных целей. Было доказано, что ваш психологический возраст может являться базисом для проявления различных психосоматических заболеваний.

Для того чтобы внутренний возраст продолжал оставаться меньше, чем реальный, вам необходимо воспитывать в себе оптимизм, окружать себя приятными вещами и общением, строить планы на следующие этапы жизни.

Хорошо бы начать планировать режим дня, следить за питанием, поддерживать здоровье, занимаясь спортом, отказаться от вредных привычек и не допускать мысли о том, что с возрастом вам придется отказаться от чего-либо.

До двадцати лет люди ощущают себя так, словно они являются старше. Среди таких индивидуумов несложно отыскать пессимистов. К тридцати годам у людей наблюдается снижение психологического возраста примерно на четыре года или чуть больше.

Настоящее, будущее или прошлое? (читать далее…)

Внутренним возрастом психологи называют субъективную оценку человека своего собственного возраста или же субъективные суждения окружающих его людей, основанные на его поведении.

Наверное, несложно догадаться, что разница между настоящим возрастом (который указан в паспорте человека) и его психологическим состоянием часто бывает большой.

И именно психологический возраст во многом влияет на нашу жизнь, мировосприятие и дальнейшую судьбу.

  1. Ощущаю я себя на __ лет.
  2. Мой внешний вид дает понять, что мне __ лет.
  3. Мои интересы в жизни соответствуют возрасту человека в __ лет.
  4. Мое поведение в обыденной жизни показывает, что мне __ лет.

Оценка внутреннего возраста с помощью его трех составляющих

Иногда для того, чтобы выявить свой психологический возраст, необходимо оценить возраст умственный, социальный, а также эмоциональный:

Определение психологического возраста

Статистика соотношения реального и внутреннего возрастов у людейПосле того, как дело сделано, вам предстоит сложить все числа, а после этого их сумму поделить на четыре. Вот вам и ваш психологический возраст!

Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления Как уже говорилось в главе 2, самоконтроль является одной из форм проявления самоуправления действиями и поведением и саморегуляции состояний. Его необходимость подчеркнута Г. С. Никифоровым, автором

Надежда родителей, что ребенок четырехпяти лет понимает все, что ему говорят, рождает стену непонимания между взрослыми и детьми.

Однако, наши бабушки и дедушки считают, что сознательный возраст наступает в семь лет, и психолог Жан Пиаже наглядно продемонстрировал, что действительно нужно дождаться этого возраста, чтобы ребенок мог «основываться на полученном опыте в прошлом для принятия решений в настоящем».

1. Переходный возраст «Я не могу поверить, что она сделала это, – начинает печальную историю своей семьи миссис Баттен. – Она была такой хорошей девочкой, никогда не жаловалась, никогда не создавала нам проблем. Мне казалось, мы давали Дебби все, в чем она нуждалась:

Глава 5. Сознательный самоконтроль как форма произвольного управления (читать далее…)

Зрелый возраст По закону совершеннолетним считается человек, достигший возраста двадцати одного года. Впрочем, в разных странах — по-разному. Родители считают ребенка достигшим зрелости, когда он ведет себя так, как они ему велят, а не так как ему самому хочется.В

Возраст Ребенок, дитя, молодой человек и старик могут испытывать одно и то же страдание или одинаковое нравственное огорчение, но какая разница между их выражениями!Мимика ребенка отличается преимущественно чрезмерною напряженностью и бедностью форм. Мозговые

1. Переходный возраст

Возраст О таких страшных вещах даже в самых дружных и раскованных женских компаниях говорят не часто и тихо. Если тебе 20, тема эта еще не актуальна. В 25 начинаешь задумываться о том, не пора ли замуж и рожать детей.В 30 эта мысль становится навязчивой, отступая только перед

Зрелый возраст

Возраст Средний возраст Первая половина жизни обычно полна трудностей, поскольку Гефест не соответствует принятому в обществе образу мужчины: конкурентоспособного, логичного и экстравертного человека, который с удовольствием принимает любой вызов и стремится добиться успеха

В младшем школьном возрасте ребенок уже может осознавать последствия своих действий для самого себя , но пока еще не может предугадать, как его действия отразятся на других людях. Именно поэтому возраст уголовной ответственности наступает значительно позже.

созна́тельный — ая, ое; лен, льна, льно. 1. Обладающий сознанием (в 1 и 2 знач.). Философы доказали, что эгоизм один из необходимых элементов всего живого, сознательного. Герцен, Письма об изучении природы. 2. Связанный с развитием сознания (в 1 знач.), с… … Малый академический словарь

Признаки и симптомы приближающейся смерти — на что обратить внимание? Когда сердце прекращает работать, а дыхание останавливается, наступает смерть. Кислород прекращает поступать к клеткам мозга, в результате чего они отмирают. Как.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector