Верно ли Мнение Что Отцовство Это Врожденное

Народная мудрость гласит: «Гены пальцем не сотрешь». И правда, давно уже известно, что очень многое в нас определено на уровне генов и передается по наследству: от склонности к отдельным болезням до фигуры.

Но правы ли те, кто оправдывает чужие поступки фразами вроде «у него в роду все такие»? Не врали ли сценаристы «Доктора Хауса», когда создавали сюжет с приемным сыном, который узнал тайну своего происхождения по подбородку приемного отца? На эти и другие вопросы «Доктору Питеру» отвечает генетик, кандидат биологических наук, заведующая лабораторией Постгеномных исследований, руководитель ЦКП «Геном» ИМБ РАН Анна Кудрявцева.

Верно ли Мнение Что Отцовство Это Врожденное

Кандидат биологических наук, заместитель директора по научной работе Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта Российской Академии наук (ИМБ РАН), заведующая лабораторией Постгеномных исследований, руководитель ЦКП «Геном» ИМБ РАН.

Как человек с неплохим багажом знаний в области генетики и определенным жизненным опытом, я считаю, что характер, несомненно, связан с генетикой. Спорным для меня является вопрос о том, в каком соотношении генетика и внешняя среда влияют на формирование личности.

Традиционно психология постулирует ведущую роль внешних факторов, например, отношений между членами семьи, условий жизни, случайных событий, психологических травм, которые и обусловливают появление специфичного набора черт, совместно формирующих характер. Биология же в большей степени признает роль наследственности и считает ее основной причиной различий в поведении людей.

«Бесконечная уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы», которую исповедовал А.С. Макаренко, не подтверждается научными исследованиями. Но почему генетики пока не могут полностью расшифровать генетические механизмы, опосредующие тот или иной характер человека? Причин несколько.

Основная проблемакроется в том, что характер — это комплексная и крайне многофакторная сущность.

Ученые же на данном этапе развития генетики могут работать лишь с отдельными признаками, а разложить характер на элементарные составляющие не так-то просто.

Возьмем в качестве примера склонность человека ко лжи. Все методы, позволяющие определить индекс наследуемости, говорят о значительном вкладе генетического компонента, но никто не может выдвинуть даже гены-кандидаты, потенциально связаны с этим признаком.

Вторая проблема связана с тем, что черты характера — это не дискретные признаки, их нельзя описать как присутствующие или отсутствующие. Как правило мы имеем дело с разной степенью выраженности признаков — в популяции обнаруживается вся палитра оттенков.

Третья причина — явление взаимодействия генов. Все больше и больше подтверждений обнаруживается тому факту, что фенотип определяется не только конкретным геном, но и его окружением.

То есть особенности ДНК в одних генах могут оказывать влияние на работу других генов, и, как следствие, определять конечное состояние признака.

Для того, чтобы изучать такие взаимодействия, нужно создавать и анализировать огромные базы геномных данных. Пока это направление находится лишь в зачаточном состоянии в связи с массой методических сложностей.

Ну и наконец, существует огромная область науки, эпигенетика, и она говорит нам о том, что не только генетический код определяет наблюдаемый фенотип.

Эпигенетика изучает способы регуляции работы генов вследствие прямого взаимодействия ряда факторов. Самые известные из них — метилирование и модификация гистонов, белков, на которые «наматывается» ДНК в процессе компактизации. Именно гистоны могут определять, какие участки нашего генома «открыты» для считывания РНК по матрице ДНК, а какие находятся «в тени».

Наши умственные способности частично зависят от генов

Степень проявления умственных способностей также, по моему мнению, результат генетической предрасположенности.

На это указывает, например, существование династий, посвятивших себя одной и той же профессии.

Конечно, можно возразить, что дети идут по стопам родителей, потому что их профессия оказывается наиболее понятной, ведь они с детства видят спектр обязанностей, знают некоторые тонкости, то есть имеют явные преимущества особенно на первых порах. Никто не отменял и возможность протекции со стороны родителей.

Однако на помощь ученым приходит метод исследования судьбы монозиготных (однояйцевый) близнецов, которые были разделены при рождении и выросли в различных условиях. Если роль генетического компонента сильна, то значительная доля близнецов делает сходный выбор. В случае с выбором профессии так и происходит.

Да, на гены повлиять можно. Самый яркий пример, это генотерапия такого тяжелейшего генетического заболевания, как спинальная мышечная атрофия — СМА.

Когда дети своевременно получают препарат, который компенсирует нарушение функции «сломанного» гена, они вырастают практически здоровыми, хотя еще несколько лет назад с таким диагнозом сложно было надеяться на нормальную жизнь, большинство таких малышей погибало в первые два года жизни.

Если рассматривать вопрос о том, можно ли воспитанием изменить черты характера, то тут все сложнее. Ситуации могут быть самыми различными. Если пытаться победить ярко выраженную склонность к агрессивному поведению, то это явно очень непросто, если вообще возможно. Здесь я говорю об агрессии как составной части характера человека с раннего детства.

А вот сделать человека замкнутым и пугливым после попадания в стрессовую ситуацию — это очень просто. Но подобные рассуждения можно вести только с позиции психологии и эмпирического опыта — генетика пока не в состоянии дать исчерпывающие ответы на большинство подобных вопросов.

Младенец может быть похож на предполагаемого отца не всегда из-за кровного родства

Есть мнение, что существуют внешние признаки, по которым можно установить отцовство. Например, что если у папы был раздвоенный подбородок, то и у ребенка обязательно будет. На самом деле точно определить родителей человека можно только по генетическому тесту.

Даже если кажется, что ребенок похож на отца внешне, это может быть результатом банального совпадения или следствием предпочтений матерью ребенка определенного типажа мужчин.

Но действительно есть признаки, которые часто проявляются у ребенка, если они есть у родителей. Например, у кареглазых родителей с высокой вероятностью родится именно кареглазый малыш.

Также происходит и с группой крови: зная группы крови родителей, зачастую можно просчитать возможные группы крови ребенка. Однако такие данные скорее могут подсказать, что родитель таковым на самом деле не является. Доказать истинность отцовства таким образом не получится.

Если говорить о старении с точки зрения средней продолжительности жизни, то несомненно, гены, точнее некоторые их мутации, связанные с повышенным риском возникновения ряда тяжелых заболеваний, например, онкологических, играют очень важную роль.

Однако и образ жизни оказывает существенное влияние — чрезмерное употребление алкоголя, курение, малоподвижный образ жизни еще никому не добавили здоровья.

Вопрос скорее возникает, когда при наличии одинаковой мутации у кого-то болезнь проявляется в молодости, а у кого-то в старости. У некоторых людей заболевание вообще может не появиться.

В ряде случаев это может оказаться следствием образа жизни, но генетика получает все больше и больше данных в пользу того, что ведущую роль в этом различии играет все-таки генетические окружение, то есть влияние других генов.

Поведение — это воспитание или наследственность?

– Правда ли, что поведение человека может быть связано с генами или же это заблуждение, связанное со стереотипами?

Я бы не назвала это заблуждением. Стереотипом является скорее признание ведущей роли воспитания.

Какие-то «формулы» поведенческого ответа на те или иные стимулы закладываются в нас обществом, немаловажную роль здесь играют культурные особенности, а также традиции, связанные с определенной социальной принадлежностью.

Также немаловажную роль играет уровень зрелости эмоционального интеллекта, который хотя и может быть связан с генетикой, но тем не менее является нарабатываемым параметром. Существует масса описанных в литературе эффективных техник его развития, проверенных на огромном количестве людей.

Доставшиеся в наследство от родителей гены могут повлиять на наш врожденный темперамент

Однако по определенным правилам и по готовым схемам мы реагируем, как правило, на знакомые ситуации. В нестандартных ситуациях увеличивается вероятность того, что наша реакция в большей степени будет определяться характером.

А характер, в свою очередь, невозможно рассматривать исключительно как следствие влияния внешней среды. Уже накоплено слишком много данных, говорящих о роли генетического компонента.

Еще знаменитый физиолог Павлов показал, что среди собак можно выделить 4 группы, аналогичных человеческой классификации типов темперамента:

  • Холерик
  • Сангвиник
  • Мелахнолик
  • Флегматик

Очевидно, что характер и темперамент имеют самую тесную взаимосвязь, только едва ли у животных традиции и социальная специфика могут ключевым образом влиять на поведение и опосредовать специфический тип ответ на предъявляемый стимул.

Мы, конечно, не собаки, но исследования на животных действительно используются во всем мире для понимания базовых биологических механизмов самых разнообразных процессов и позволяют исключить роль внешней среды, в частности, воспитания.

Прежде всего нужно внести ясность в терминологию. Нарушения генов, связанные с возникновением заболеваний, могут иметь различную природу — они могут наследоваться от родителей, а могут возникать, как говорят ученые, de novo, то есть у матери и отца мутаций нет, а у их ребенка мутация появляется.

Если такие мутации возникают при самых первых делениях оплодотворенной яйцеклетки, то они попадают и в клетки зародышевого пути — то есть будущие половые клетки, что означает возможность передачи мутации по наследству.

Это также означает, что большинство клеток взрослого организма будет нести образовавшуюся мутацию.

Если же мутация возникает на более поздних сроках развития эмбриона, то она не будет передаваться по наследству и только определенная часть клеток взрослого окажется измененной.

Бывают и другие типы генетических нарушений — хромосомные аберрации. Хромосомы могут обмениваться частями, а иногда может изменяться даже количество хромосом. Самый известный пример — синдром Дауна, когда мы наблюдаем трисомию по 21-ой хромосоме.

Термин «трисомия» означает, что помимо двух хромосом, присутствующих в норме, есть лишняя третья хромосома. Как правило, больные с нестандартным количеством хромосом не могут иметь детей, то есть заболевание является генетическим, но не является наследственным.

Аналогичная ситуация, когда заболевание вызвано нарушением генов, но не передается детям, может быть и для точечных мутаций, которые возникают в клетках взрослого человека.

В качестве примера можно привести мутацию в гене BRAF, которая часто является причиной возникновения меланомы.

Теперь можно перечислить наиболее частые социально-значимые заболевания, которые связаны нарушениях в генах:

  • Онкологические заболевания. Мутации, вызывающие их появление, могут быть как наследственными, так и соматическими (не наследуемыми).
  • Синдром Дауна.
  • Фенилкетонурия (нарушение обмена аминокислот).
  • Муковисцидоз (нарушение работы желез внешней секреции, вызывает тяжелейшие проблемы с дыханием).
  • Спинальная мышечная атрофия, которая, несмотря на небольшую частоту встречаемости в популяции, получила огромную известность из-за тяжести течения заболевания, а также благодаря разработке инновационного метода лечения с использованием генной терапии.
Читайте также:  Как Пережить Сокращение на Работе Советы Психолога

«Если ребенок похож на папу, это еще не значит, что они родственники». Генетик — о том, что мы унаследуем от родителей

Однако по определенным правилам и по готовым схемам мы реагируем, как правило, на знакомые ситуации. В нестандартных ситуациях увеличивается вероятность того, что наша реакция в большей степени будет определяться характером.

А характер, в свою очередь, невозможно рассматривать исключительно как следствие влияния внешней среды. Уже накоплено слишком много данных, говорящих о роли генетического компонента.

Еще знаменитый физиолог Павлов показал, что среди собак можно выделить 4 группы, аналогичные человеческой классификации типов темперамента:

  • холерик;
  • сангвиник;
  • мелахнолик;
  • флегматик.

Очевидно, что характер и темперамент имеют самую тесную взаимосвязь, только едва ли у животных традиции и социальная специфика могут ключевым образом влиять на поведение и опосредовать специфический тип ответа на предъявляемый стимул.

Мы, конечно, не собаки, но исследования на животных действительно используются во всём мире для понимания базовых биологических механизмов самых разнообразных процессов и позволяют исключить роль внешней среды, в частности воспитания.

Прежде всего нужно внести ясность в терминологию. Нарушения генов, связанные с возникновением заболеваний, могут иметь различную природу — они могут наследоваться от родителей, а могут возникать, как говорят ученые, de novo, то есть у матери и отца мутаций нет, а у их ребенка мутация появляется.

Если такие мутации возникают при самых первых делениях оплодотворенной яйцеклетки, то они попадают и в клетки зародышевого пути, то есть будущие половые клетки, что означает возможность передачи мутации по наследству.

Это также означает, что большинство клеток взрослого организма будет нести образовавшуюся мутацию.

Если же мутация возникает на более поздних сроках развития эмбриона, то она не будет передаваться по наследству и только определенная часть клеток взрослого окажется измененной.

Бывают и другие типы генетических нарушений — хромосомные аберрации. Хромосомы могут обмениваться частями, а иногда может изменяться даже количество хромосом. Самый известный пример — синдром Дауна, когда мы наблюдаем трисомию по 21-й хромосоме.

Термин «трисомия» означает, что, помимо двух хромосом, присутствующих в норме, есть лишняя третья хромосома. Как правило, больные с нестандартным количеством хромосом не могут иметь детей, то есть заболевание является генетическим, но не является наследственным.

Аналогичная ситуация, когда заболевание вызвано нарушением генов, но не передается детям, может быть и для точечных мутаций, которые возникают в клетках взрослого человека.

В качестве примера можно привести мутацию в гене BRAF, которая часто является причиной возникновения меланомы.

Теперь можно перечислить наиболее частые социально значимые заболевания, которые связаны с нарушениями в генах:

  • Онкологические заболевания. Мутации, вызывающие их появление, могут быть как наследственными, так и соматическими (не наследуемыми).
  • Синдром Дауна.
  • Фенилкетонурия (нарушение обмена аминокислот).
  • Муковисцидоз (нарушение работы желез внешней секреции, вызывает тяжелейшие проблемы с дыханием).
  • Спинальная мышечная атрофия, которая, несмотря на небольшую частоту встречаемости в популяции, получила огромную известность из-за тяжести течения заболевания, а также благодаря разработке инновационного метода лечения с использованием генной терапии.

"Отцовство как психологический феномен"

Никоненко Татьяна

Отцовство как психологический феномен

Современные психологи, этнографы, социологи, психотерапевты, педагоги единогласно отмечают, что наши знания об отцовстве поразительно скудны.

Имеющиеся в различных науках данные доказывают, что, несмотря на все многообразие исследований родительства, можно сделать вывод о том, что материнство исследовано в большей степени, чем отцовство.

На фоне относительной изученности феномена материнства, отцовство остается «белым пятном».

Согласно времени, обычаям и устоям каждому поколению характерен свой культурный идеал отца. В первобытном обществе воспитанием детей занималась родовая община. У родителей отсутствовала привязанность к своим детям, поэтому говорить об отцовстве с психологической точки зрения в данный период развития общества не уместно.

Во времена античности в основном во всех странах дети были подчинены воле отца, но не на основе любви и заботы. С появлением христианства появилось разграничение отцовской и материнской функции, родительским отношениям свойственна эмпатия.

В средние века происходит ущемление отцовства в связи с появлением новой социальной роли – священника, который может вмешаться в жизнь любой семьи и взять на себя функцию отца, хотя сам дает обет безбрачия, который предписывает запрет на зачатие ребенка.

Только во времена Ренессанса отцовские функции перестали контролироваться церковью и стали регулироваться обществом. В девятнадцатом веке происходит утеря отцом своих основных функций, развивается женское движение.

Развитие института отцовства происходит в связи с появлением частной собственности, потому что появляется необходимость наследования ее одним из сыновей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что родительское отношение мужчины к своим детям это, по сути, социальное явление.

В литературных источниках часто отец играет второстепенную роль. Главная же роль отводится матери, потому что считается, что материнская любовь священна. Это высший вид человеческой любви, которая представляет собой неравенство, где одно человеку необходима помощь, а другой человек полностью дает ее, не спрашивая ничего взамен.

В работах А.С. Спиваковской прослеживается мысль о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании немного отстает от материнской позиции, потому что максимальную привязанность отец начинает испытывать уже к подросшим детям [5]. К. Витакер видит образ отца как стороннего наблюдателя во время беременности женщины и в период ухода за новорожденным [4].

В то же время К. Флэйк-Хобсон считает, что присутствие отца при рождении ребенка и его участие в дальнейшем воспитании малыша положительно сказываются на взаимоотношении супругов как друг с другом, так и с ребенком в будущем.

Ю.В. Борисенко видит сущность отца с разных сторон: отец кормилец, защитник, пример для подражания, наставник в общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм и фигура, обеспечивающая связь поколений [3].

Д. Блэнкенхорн, сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гилдер, занимающийся философией экономики, считают, что брак и вытекающее из него отцовство – это первостепенные механизмы, которые актуализируют и формируют мужскую значимость.

Д.С. Акивис полагает, что только при взаимодействии с ребенком полностью формируются такие черты личности, которые свойственны именно мужском полу. Это потребность и способность защищать, возлагать на себя ответственность. Мужчины становятся энергичными, исполнительными. У них появляется душевная сила [2].

Еще не родившийся на свет ребенок уже дает почувствовать будущему отцу «отцовский инстинкт», который выражается в желании демонстрировать родительскую любовь и привязанность, ощутить себя защитником семьи.

В таком контексте можно говорить о том, что ребенок – отец мужчины, потому что отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Происходит социализация мужчины.

В психолого-педагогической литературе не существует общепринятого определения отцовства. Анализируя словари, можно сказать о том, что значение термина «отцовство» сводится к официальному факту происхождения ребенка от данного мужчины, факту, который зафиксирован в государственном документе. Также в словарях акцентируется внимание на правах и обязанностях отца по отношению к ребенку.

Более уместно, на мой взгляд, следующее определение этого термина: отцовство – врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью.

Несмотря на то, что проблема отцовства рассматривалась многими учеными, такими, как Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Е.И. Захарова, Б.И. Кочубей, А. Биллер, Р. В. Овчарова, Е. В. Милюкова и др., мало изучен вопрос о роли отца в развитии, воспитании и социализации ребенка, недостаточно разработана проблема формирования отцовства и психологических условий развития личности отца.

Согласно представлениям А. Адлера, роль отца в воспитании ребенка заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности [1].

Несомненно, роль отца в воспитании и становлении личности ребенка безгранично велика. После 5 лет у детей происходит полоролевая идентификация. Сколько бы мама не учила мальчика, как нужно себя вести в какой-либо ситуации, вероятнее всего он будет поступать так же, как поступил бы его отец.

Помимо этого мужчина выполняет свою исторически сложившуюся роль кормильца и защитника семьи. И хотя в современном мире отец не защищает ребенка в прямом смысле от военной опасности, он может защищать интересы и потребности своего ребенка. Важную роль отец играет в становлении самооценки ребенка особенно в первые годы жизни малыша.

Но, даже ругая или наказывая ребенка, мужчина приносит ему наименьший вред, чем просто игнорируя его, проявляя к нему полную незаинтересованность и безразличие. Именно отец должен организовать сексуальное воспитание мальчиков. Так в семье мужчина косвенно показывает пример, как нужно относиться к противоположному полу.

Отец может дать своему ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль мужчины в семье не сводится только к материальному обеспечению и защите, как, к сожалению, считают многие из нас.

Если говорить не просто об отцовстве, а об ответственном, серьезном, обдуманном отношении к отцовству, то можно сказать, что оно включает в себя работу над собой, подготовку к такой новой роли как отец.

Также мужчине предстоит выбрать не просто женщину, а будущую мать своих детей заботиться о ней и ее развитии, создать условия для появления детей, выбрать момент зачатия ребенка, содействовать развитию ребенка во время беременности женщины. Мужчина может принять участие в родах.

Ведь одним из важных условий благополучного протекания родов является поддержка со стороны близкого человека. Также согласно исследованиям такой отец более заинтересован в делах и планах своего ребенка, более сочувствует ему, испытывает чувство гордости за него, больше поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, чем отец, который не принимал участия в родах.

Далее мужчина должен принимать активное участие в воспитании и обучении детей. Он должен пытаться понять их маленький мир, постепенно знакомить и вводить их в мир взрослых. Даже когда дети покидают родительский дом, мужчина не должен переставать быть отцом. Ведь его дальнейшее отношение к детям влияет на то, как долго дети будут привиты его идеалам.

Только в таком случае можно говорить об ответственном и серьезном отцовстве. Таким образом, ответственное отцовство рассматривается как семейная ценность, предполагающая высокий уровень нравственной сферы личности мужчины и его моральных ценностей и норм.

Переход к новому социальному статусу отца отмечается как кризисный период в жизни мужчины, связанный с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и самоконтроля.

Если кризис разрешен успешно, то мужчина принимает свои родительские функции и родительскую роль, укрепляются внутрисемейные отношения, происходит личностное развитие человека. Не только в период становления, но и в процессе отцовства мужчина подвергается психологическим кризисам.

Это происходит в том случае, если у него самого не были решены проблемы детской привязанности к собственным родителям.

Отцовскую любовь отличает от материнской любви то, что ее нужно больше воспитывать, потому что любовь отца является обусловленной. У мужчины отсутствует врожденная потребность в заботе и сохранении своего потомства. Такая условная любовь дает ребенку возможность социализации в обществе.

Каждой стране свойственен свой образ отца и мужчины в целом. Так в Германии обычно мужчины содержат семью материально, а жены заботятся о детях. Во Франции роль мужчины как отца уходит на второй план. На первый план выступают отношения мужа и жены. Считается, что дети покинут родительский дом, а родители останутся друг с другом.

В Италии принято, что вся ответственность лежит на матери, но при этом отец с удовольствием взаимодействует со своими детьми. В Великобритании члены семьи стремятся к индивидуализации, где условно говоря, отцу отводится роль строителя дома. В США соблюдается сотрудничество и равноправие, поэтому мужчина может не работать и находиться дома с детьми.

В Израиле традиционно мужчина занимается всеми главными вопросами, а женщина воспитывает детей, не вмешиваясь в общественные проблемы. В Скандинавии мужчины-отцы выполняют домашние дела наравне с женами. В этой стране активно поддерживается включение отцов в воспитание детей. В Японии мужчина является главой семьи, который обеспечивает ее материально.

Женщина вынуждена беспрекословно подчиняться мужчине, заниматься домашними делами и воспитывать детей.

Если говорить о нашей стране, то можно отметить появление современной модели отцовства, которое связано с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье.

Женщина и мужчина в современной России выступают как равноправные партнеры.

Такая модель отцовства характеризуется активным включением мужчины в жизнь ребенка, его заинтересованностью в воспитании детей, стремлением взаимодействовать и общаться с ними, желанием лучше понять потребности и желания своих детей.

В заключении хотелось бы выделить неразработанные аспекты по данной проблеме, а именно: процесс становления мужчины как отца, типология отцовского поведения, структура феномена отцовства, влияние отцовства на развитие личности мужчины и ребенка, психологические условия развития личности отца, изменение заботы и осознанности родительства у отца в связи с развитием и взрослением ребенка.

Изучение и исследование такого психологического феномена, как «отцовство», кроме теоретической значимости, имеет очень важный прикладной аспект.

Это необходимо для того, чтобы оценить развитие современного института отцовства, разработать программы обучения матерей и отцов на различных жизненных этапах, организовать социальную и психологическую работу с семьями и пропагандировать сознательное и ответственное отцовство.

Список литературы:

  1. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 288 с.

  2. Акивис Д. С. Отцовская любовь / Д. С. Акивис. М., 1989. – 250 с.

  3. Борисенко Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. ИГ-СОЦИН, 2007. – 220 с.

  4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер. М., 1998. – 208с.

  5. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2 /А. С. Спиваковская. М., 2000. С.304.

Отцовство: долг или инстинкт

Ученые полагают, что в каждом мужчине заложена генетическая программа отцовства. Будет она активирована или нет, зависит от воли случая.

Однако, отцовский инстинкт, на первый взгляд, проявляется слабее, чем материнский. Может быть это просто социальный долг? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к результатам научных исследований.

Photo by Mohamed Awwam on UnsplashPhoto by Mohamed Awwam on Unsplash

Израильские исследования

В рамках научного исследования, проведенного в университете имени Бан Ирлана (Израиль) за мозговой активностью молодых родителей ученые наблюдали с помощью метода магнитно-резистентной томографии (МРТ) головного мозга.

Они установили, что и у мужчин и женщин при рождении детей возбуждалась одна и та же структура нервных центров. Ученые назвали ее “родительской сетью”.

Причем, выяснилось, что у мужчин родительская сеть нейронов возбуждается сильнее, когда они заботятся о потомстве. Таким образом, чем чаще папа общается с ребенком, кормит его, играет с ним в игры, тем сильнее его родительские чувства к нему.

Гарвардские исследования

Научные исследования в Гарварде подтвердили, что у самцов крыс после спаривания возникают в мозгу специальные нейроны, активность которых усиливается по мере рождения потомства и их контактов с ним.

Ученые установили, что рождение крысят влечет гормональную перестройку организма не только матери, но и отца, его нервная система обновляется, формируются новые нервные связи, отвечающие за родительское поведение. Таким образом, дискуссия на тему: отцовство долг, а не инстинкт, наверное, уже считается закрытой. Это и то и другое.

Фото Juliane Liebermann

Генеративный отец

Факт отцовства серьезно трансформирует психику мужчины. С рождением ребенка у мужчины появляются новые, а значит, непривычные социальные функции.

Хочет он того или нет, но он становится примером для подражания, делится жизненным опытом с ребенком, заботится о нем, защищает его. Эгоизм мужчины сокращается под давлением родительской генетической программы, “отцовские жертвы” неизбежны.

Однако, далеко не в каждом мужчине “просыпается” родитель. Это связано с тем, что кто-то в психологическом смысле не созрел для этой роли. Например, еще пока слишком инфантилен для заботы о других. Причем у некоторых мужчин инфантилизм противостоит родительскому инстинкту даже после 40 лет.

Самореализация мужчины в качестве отца

Известный психолог Эрик Эриксон – автор теории о 8 стадиях психосоциального развития утверждал, что отцовство – это способ само проявления мужчины при переходе от молодости к зрелости.

По мнению Эриксона, отцовство помогает мужчине разрешить внутренний кризис самоидентификации, а также способствует мужской самореализации. Папами бояться стать те, кто “застрял” на стадии молодости, и морально готовы стать те, кто давно уже перешел в стадию зрелости.

Генеративно настроенный отец способен получать удовольствие от воспитания ребенка и общения с ним. Он рад, что полезен для детей, это придает его жизни смысл, в том числе снижает риски депрессии, это путь к мужскому самоутверждению.

Такой папа активно участвует в формировании личности ребенка, его положительных поведенческих навыков и привычек. Важно подчеркнуть, что отцовская генеративность полезна детям, если кроме инстинкта родитель вооружится также знаниями детской психологии и педагогики.

Photo by Kelly Sikkema on UnsplashPhoto by Kelly Sikkema on Unsplash

Вектор отцовства

Каким папой будет мужчина для ребенка? Это зависит во многом от того какие примеры поведения он видел и усвоил от отца. Таким образом, искусство отцовства переходит по наследству.

Также процесс отцовства зависит от опыта и знаний отца, его жизненных обстоятельств, здоровья, социального окружения. Мать ребенка также влияет на формирование отцовской идентичности. Она может как подкреплять отцовское поведение мужа, так и разрушать его, за счет негативных оценок.

При этом, важно понимать, что вклад отца в защиту и развитие детей не менее важен, чем вклад матери. Отцы дают детям многое из того, что никогда не сможет дать им их мать. Мама папу не заменит.

Психологи об отцовстве

Родительский инстинкт проявляется в том, чтобы дать безопасность потомству. Ребенок сильно нуждается в защите отца. Эту базовую детскую потребность, отмечал, австрийский психотерапевт – основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд.

Таким образом, если отец защитит ребенка как физически, так и психологически, а не будет для него источником угрозы, то он выполнит важную часть родительских функций.

Ребенок похож на отца, генетически скопирован с него. Таким образом, защищая ребенка отец фактически защищает себя в нем. Это тот случай, когда отцовский инстинкт выглядит как опосредованный инстинкт самосохранения.

Кроме защиты отец влияет на формирование у ребенка социальных компетенций, в том числе помогает ему адаптироваться к внешней среде и ее вызовам. Эту особенность отцовства отмечал другой психоаналитик Альфред Адлер. Он полагал, что психологически здоровые отношения с отцом помогают ребенку преодолевать комплекс неполноценности.

Немецкий социолог и философ Эрих Фромм, сравнивая любовь отца и матери к ребенку отмечал, что отцовская любовь не безусловна в отличие от материнской любви. Отец любит, когда ребенок оправдывает его ожидания и похож на него.

Таким образом, отцовское разочарование в ребенке – токсин для их отношений. Лучший вариант, чтобы этого избежать, осознание отцовских импульсов, предоставление ребенку права на свой путь.

Фото Derek Thomson

Будущее

Разговаривая с ребенком, полезно в этот момент вспомнить одно изречение из Талмуда, которое гласит:

“Когда ты наставляешь своего сына, ты наставляешь сына своего сына”.

Через собственное отцовство мы влияем на процесс будущего отцовства сыновей, так как мы для них – бессознательный пример, универсальная модель, которую они скопируют и применят, когда активируется их “родительская сеть”.

Таким образом, при воспитании детей важно руководствоваться принципом врачей: “не навреди”.

Отцовство – это не только долг, и не только инстинкт. Этот процесс может также принести человеку много удовольствия и радости, а также помочь обрести смысл жизни.

  • Это путь к самореализации и самоутверждению, на котором мужчина обретает новый жизненный опыт, и повышает собственную зрелость и мудрость.
  • Заметки на канале на похожие темы:
  • Оттенки долга или невроз обязательств
  • Как понять мужчину | Психаки | Яндекс Дзен (yandex.ru)
  • Зачем мужчине семья
  • Как преодолеть страх перед родами
  • Наследование вины
  • Почему дети бегут из семьи
  • Капитан фантастик
  • Психаки для родителей
  • Травля (буллинг) ребенка
  • Обучить или наказать
  • Инстинкт смерти
  • Человек в толпе
  • ***
  • Благодарен за подписку на канал, за рекомендации друзьям и знакомым, лайки, репосты.

Предложения и отзывы присылайте на: psychologan@yandex.ru. Оставляйте фидбэки в х под этой заметкой, чтобы я мог улучшать сервис.

Приобретайте книгу Психаки Василия Петрова. По ссылке 10% скидка.

© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала возможно только с письменного согласия автора.

Феномен отцовства в современном обществе

Казарян М.Ю., ГОУ ВПО РГМУ Минздрава РФ

Источник: Первая научно-практическая Интернет-конференция «Психология и семья»

С появлением в семье ребёнка появляются и новые внутрисемейные роли — роли родителей, отца и матери. Каждый член семьи переживает этот процесс по-своему. Чувства, которые испытывают супруги, различны: от страха и беспомощности до радости и ответственности. Это зависит не только от личностных особенностей и возраста родителей, но и от пола.

Мать и отец не всегда одинаково переживают момент рождения ребёнка, их ожидания в отношении новой роли, нового родного человека, друг друга не всегда оправдываются, взгляд на новую ситуацию различен, различно и её понимание. В связи с этим ухудшается взаимопонимание супругов.

Таким образом, ребёнок, который, по мнению некоторых женщин, должен был бы «привязать» мужа к жене, скрепить семью, становится почвой для разногласий, причиной для обнаружения у своей второй половины новых характерологических, не всегда приятных особенностей.

Зачастую отец не чувствует новой роли, стесняется или просто боится её, не чувствует ответственности и не осознаёт новых обязанностей. Часто его жена требует слишком многого и её ожидания не соответствуют возможностям её мужа.

Тем не менее, существует печальная статистика, по которой немалая часть разводов происходит сразу после или от 1 до 3 лет после рождения ребёнка, что не может не сказаться негативно на личности ребёнка. В такой ситуации супруги считают, что именно ребёнок является причиной их раздора: новые обязанности, несовпавшие ожидания, тяжесть принятия новой роли и как следствие разочарование, непонимание, взаимные обвинения и упрёки.

Возможно, это происходит из-за того, что именно рождение ребёнка приходится на кризисные моменты жизненного цикла семьи. Супруги оказываются не в силах справиться с кризисом, происходящим в их взаимоотношениях, и с новыми обстоятельствами.

Также одной из скрытых причин может стать и то, что феномен отцовства социален по своей сущности и не имеет столь сильной биологической основы, как материнство. Отец не имеет той связи с ребёнком, какую имеет мать. У отца нет прямых доказательств о том, что именно он отец данного ребёнка, он не может почувствовать это.

Взгляд на роль отца в семье различен и зависит от условий меняющегося общества. В процессе общественного развития роль отца изменяется в соответствии с нормами и принципами социума от сверхдоминантной до пассивной или даже рудиментарной (отец необходим лишь для воспроизводства, но не воспитания).

Взгляд на мать в обществе практически всегда остаётся неизменным, её значимость не преувеличивается и не преуменьшается, меняться может лишь её роль в конкретной семье, но не представление о матери в общем.

Также есть и другой один фактор: чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства. Ещё Аристотель утверждал, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины — матерями. Мужчине необходимо время, чтобы ощутить, почувствовать себя в новой роли, осмыслить ситуацию.

Тем более ребёнок не сразу бегает, говорит, всё умеет. Чувство отцовства возрастает по мере взросления ребёнка. Несколькими исследованиями было показано, что роль отца в семье, его значимость для ребёнка, воспитательные взаимодействия увеличиваются с ростом ребёнка.

Отец начинает обучать сына бытовым и хозяйственным умениям, втягивает ребёнка в своё хобби. Можно сказать, что с увеличением возраста у отца с ребёнком появляется всё больше общего, им есть о чём поговорить, появляются свои секреты.

Так многие взрослые люди говорят, что отец в их жизни появился после пяти лет и к подростковому возрасту зачастую стал даже важнее, чем мать. До этого времени отец просто не знал, что ему делать с ребёнком.

Но не все отцы теряются, когда видят новорожденных детей. У многих просыпается отцовский то ли «инстинкт», то ли «талант». Психофизиологии замечают, что для ребёнка не имеет принципиальной разницы, кто меняет ему подгузник: отец или мать, главное — забота и внимание. Некоторые отцы ухаживают за детьми лучше матери. Причём факты существования отцов-домоседов участились.

Это связано с нестабильной социально-экономической обстановкой в нашей стране. В такой ситуации некоторые женщины оказались намного адаптивнее своих мужей, устроились на работу и заняли место мужчины в семье: стали зарабатывать деньги. Безработные мужья начали вести хозяйство, ухаживать за детьми, стали выполнять «женские» роли в семье.

Если до этого отцовство можно было разделить на два типа: традиционное (отстранённая властная позиция отца, авторитет, экономическая опора, решение вопросов наследования) и «новое» отцовство (усиление ответственности за семью и детей, воспитательной роли отца), то теперь можно выделить и тип отцов-домохозяек, которые полностью ведут хозяйство и присматривают за детьми.

Роли женщины и мужчины поменялись: одни зарабатывают, а другие занимаются домом и семьёй. Нельзя однозначно утверждать, хорошо это или плохо, везде есть свои плюсы и минусы. Как уже было сказано, именно общество влияет на явление отцовства, на представления об отце, регулирует отношение к институту отцовства.

С этих позиций отцовство — социальный феномен, но зарубежные исследования показывают и биологическую связь отца с ребёнком.

Несмотря на общепризнанное мнение, согласно которому отцовские чувства вырабатываются в результате менее очевидных и в общем-то не обязательных эмоциональных связей с ребенком, появляющихся и развивающихся со временем, результаты недавних экспериментов в США и Канаде позволяют хотя бы частично пересмотреть стереотип «отцом становятся постепенно». Группа американских психологов измеряла количество гормонов на различных этапах 9-месячного процесса. Оказалось, что у мужчин, которые особенно нежно и заботливо относились к своим беременным женам, менялся гормональный баланс: значительно снижался уровень тестостерона, имеющего репутацию «мужского» гормона, и одновременно повышался уровень пролактина — гормона, играющего ключевую роль в выработке молока у женщин. Подобные же данные получили канадские ученые. Кроме заметного снижения уровня тестостерона в организме «хороших» отцов после зачатия ребенка они зафиксировали еще и повышение уровня эстрогена — так называемого «женского» гормона. Это показывает, что природа может готовить к новой функции заботливого родителя не только женский, но и мужской организм. В связи с этим можно сказать, что отцовство — врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (детей) с сопереживающей ответственностью.

Отечественные исследователи не столь часто обращались к проблеме отцовства, чаще они рассматривали роль матери в семье, не уделяя отцу должного внимания, как, например, исследователи США или Германии. Тем не менее, в отечественной психологии была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.

Первый компонент — потребностно-эмоциональный блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания.

Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка.

В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.

Второй элемент структуры отцовства — это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним.

Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой.

Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).

Третий блок — ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.

Четвёртый компонент стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:

  1. Cамооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;
  2. Cоциальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Несмотря на биологические исследования, в современной науке сохраняется мнение о том, что одной из важнейших характеристик отцовства является его социальная детерминированность: социум предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца.

При этом происходит регламентация поведения человека, обладающего данным статусом, через систему социальных ролей, из которых роль отца — одна из самых мало и противоречиво регламентированных.

Но, тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей. Наиболее это проявляется в умственном, нравственном и полоролевом развитии детей.

Воспитательная деятельность мужчины предполагает широкий спектр специализирующего воздействие на детей. В общение с отцами дети знакомятся с образцами мужского ролевого поведения как в семье, так и в обществе. Решающим является формирование полового самосознания (это касается как сыновей, так и дочерей).

Образцы фактической деятельности отца в семье — основа формирования представлений об идеальном мужском поведении и во многом определяет последующую деятельность детей. Отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Таким образом, можно заключить, что отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства.

В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек.

Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от школьной успеваемости и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

Сегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологическое отцовство предполагает обязательное участие особей двух полов (мужского и женского) в воспроизводстве человеческой жизни.

Мужчина, участвующий в зачатии ребенка, является биологическим отцом. Кроме этого широко распространено понятие юридического отцовства, где отцом ребенка является мужчина, официально зарегистрированный в качестве родителя в установленном порядке.

Здесь вступает в силу определенный набор прав и обязанностей по отношению к ребенку.

Воспитательное влияние отца в большой мере определяется его социальным статусом, ролью и положением в семье, различается по отношению к детям того или иного пола и меняется с возрастом ребёнка. Но именно баланс семейных ролей и равенство статусов обоих родителей с сохранением лидерства отца создают наиболее благоприятные условия для семейного воспитания.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector