Зачем Нужна Приватизация Государственной и Муниципальной Собственности

Зачем Нужна Приватизация Государственной и Муниципальной Собственности

Приватизация жилого помещения – это бесплатная передача жилья, которое принадлежит государству, в собственность гражданина. Приватизация позволяет жильцу распоряжаться квартирой в полной мере – продать, передать по наследству, дарить или сдавать в наем.

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям: 

  • Вы имеете российское гражданство; 
  • Вы занимаете квартиру по договору социального найма; 
  • Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; 
  • Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет); 
  • Квартира находится в собственности государства. 

Минимальный пакет необходимых документов включает:

  • заявление на приватизацию квартиры (форму можно скачать на портале «Госуслуги» вашего региона или получить непосредственно при подаче документов в МФЦ);
  • паспорта членов семьи и всех, кто зарегистрирован в квартире, которую вы планируете приватизировать;
  • договор социального найма квартиры (если ваш экземпляр утерян, можно запросить копию в органе власти, с которым договор заключался);
  • ордер на квартиру или выписка из распоряжения органа исполнительной власти (если этот документ утерян, можно получить его бесплатно в любом МФЦ);
  • свидетельство о рождении ребенка и документ, подтверждающий наличие у него российского гражданства;
  • выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года;
  • справка о наличии или отсутствии зарегистрированных лиц в жилом помещении (можно получить в МФЦ, в Главном управлении по миграционным вопросам при МВД, в управляющей компании или оформить через Госуслуги);
  • справка о неучастии (участии) в приватизации — выписка из ЕГРН, которую можно запросить онлайн на сайте Росреестра или получить в МФЦ;
  • письменное согласие на приватизацию (или письменный отказ) от каждого члена семьи или иного лица, зарегистрированного в квартире или имеющего право пользоваться ею на условиях социального найма. Если среди них есть дети младше 14 лет, потребуется согласие (или отказ) их представителя, например, родителей или опекуна.

Зачем Нужна Приватизация Государственной и Муниципальной Собственности

Если у вас не хватает каких-то документов, не стоит отчаиваться. Большую часть можно восстановить с помощью обращения в МФЦ.

Нет, если кто-то из имеющих право на приватизацию не дал согласия, процесс не сможет пойти дальше, поэтому перед тем, как собирать документы, лучше договориться со всеми заинтересованными людьми.

Проще всего подать документы в один из многофункциональных центров государственных услуг (МФЦ). Но также существует возможность напрямую обратиться в жилищный отдел муниципалитета, на территории которого находится жилье.

В некоторых регионах существует возможность подать документы онлайн (например, в Москве, Санкт-Петербурге или Татарстане).

Запрос на приватизацию рассматривается в течение 46 дней. В случае положительного ответа заявителю и всем, кто получает долю в собственности, придется явиться в МФЦ или жилищный отдел муниципалитета, даже если документы подавались онлайн. Там лично в руки выдается договор передачи жилого помещения в собственность.

Тем, кто подавал документы в электронном виде, для завершения процедуры придется предоставить все оригиналы. Чтобы стать полноправным собственником, на основании договора передачи нужно зарегистрировать в Росреестре право собственности на приобретаемое жилое помещение.

Зачем Нужна Приватизация Государственной и Муниципальной Собственности

С 2017 года программа бесплатной приватизации действует бессрочно, но гражданин имеет право приватизировать жилье только один раз.

Отказать в приватизации могут по разным причинам. Одна из них — особый статус помещения. Таким статусом обладают общежития, служебное жилье, квартиры, расположенные на территории военных городков, а также жилье в аварийном состоянии или принадлежащее фондам соцзащиты в сельской местности. Такое жилье нельзя приватизировать.

Отказать могут также из-за ошибок в документах, незаконной перепланировки или нарушения условий бесплатного перевода в частную собственность (например, если человек уже один раз приватизировал квартиру). Решение об отказе может быть неокончательным: в отдельных случаях его возможно пересмотреть (например, после устранения ошибок в документах). Отказ в приватизации также можно оспорить в суде.

Как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2021 году?

Вопрос, связанный с приватизацией квартир в Российской Федерации, является актуальным в наше время. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе бесплатно получить такие помещения в собственность.

При этом требования о приватизации подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Вопрос приватизации квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регулируется Жилищным кодексом РФ, а также Законом РФ от 04.07.

1991 года № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда Российской Федерации”.

Приватизация квартиры – это процесс безвозмездной и добровольной передачи государственной или муниципальной собственности в пользование, владение и распоряжение гражданам РФ.

Получить жилье в собственность по данному основанию могут граждане РФ, которые имеют право пользования жилым помещением на основании договора социального найма при наличии согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Следует иметь ввиду, что в квартире могут быть прописаны те лица, согласие которых на приватизацию не требуется. К таковым относятся:

  • граждане, использовавшие свое право на приватизацию и получившие квартиру (долю в ней) от государства
  • несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет
  •  граждане, которые предоставили отказ в надлежащей форме
  • граждане, подлежащие выселению по решению суда

Перед тем, как рассказать о порядке приватизации жилплощади: какие документы нужны, куда идти, ответим на главный вопрос: до какого года можно подать заявление о бесплатной приватизация жилья, на какой срок продлена приватизация жилья? 

Федеральный закон от 22.02.2017 года № 14-ФЗ исключил нормы закона, устанавливающие сроки окончания приватизации квартиры. Поэтому в настоящее время приватизация бессрочна, однако нельзя исключать вероятность введения законодателем в будущем новых сроков приватизации недвижимости.

Процедура приватизации жилища осуществляется в несколько основных этапов.  Чтобы приватизировать квартиру, рекомендуем придерживаться следующего порядка оформления приватизации (в пошаговой инструкции мы ответим также на вопросы, куда обращаться, чтобы приватизировать квартиру в Москве).

Пошаговая инструкция “Как приватизировать квартиру по договору социального найма?”

Шаг 1.Определите наличие у вас оснований для бесплатной приватизации

Для приобретения муниципального жилого помещения в собственность вы должны являться гражданином РФ и обладать правом пользования этим помещением на условиях договора социального найма.

Воспользоваться правом на приватизацию можно только один раз в жизни. Исключение предусмотрено для граждан, получивших жилое помещение в порядке приватизации в несовершеннолетнем возрасте: они сохраняют право на однократную приватизацию после достижения совершеннолетия.

Даже если вы подходит под данные критерии, вы не сможете приватизировать квартиру, если в отношении данного жилья установлены ограничения приватизации.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Поэтому до того как начать процедуру приватизации квартиры, убедитесь, что данная квартира не входит ни в одну из описанных выше категорий.

Шаг 2.Определите лиц, участвующих в приватизации жилья

Приватизация осуществляется в общую собственность проживающих в жилом помещении лиц либо в собственность одного лица (в том числе несовершеннолетнего) при наличии согласия всех имеющих право на приватизацию этого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом отказ от участия несовершеннолетнего лица в приватизации может быть осуществлен его законными представителями только с согласия органа опеки и попечительства.

В противном случае несовершеннолетние, имеющие (либо не утратившие) право пользования этим помещением, включаются в договор передачи жилого помещения в собственность (договор приватизации).

Исходя из практики, можем сказать, что получить согласие органа опеки на приватизацию без участия несовершеннолетнего фактически невозможно.

При этом жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

Лица, которые не желают участвовать в приватизации, должны оформить нотариальный отказ от приватизации. Без нотариального отказа и согласия всех лиц, имеющих право на приватизацию, приватизация квартиры невозможна.

Шаг 3.Подготовьте необходимые документы

  • Нас часто спрашивают “С чего начать приватизацию квартиры?” Мы предлагаем начать с ответа на 3 вопроса: 
  • а) имеем ли мы право на приватизацию?
  • б) подходит ли наше жилье для приватизации, нет ли ограничений в отношении данной квартиры на приватизацию?
  • в) кто будет участвовать в приватизации и, если кто-то участвовать не будет, то можем ли мы обеспечить в надлежащей форме отказ его от приватизации (нотариальный отказ + для несовершеннолетних согласие органа опеки)?

Когда вы ответили на данные вопросы, исходя из информации о праве на приватизацию, участниках приватизации и других нюансов, и пришли к выводу о возможности оформить приватизацию, вы можете приступать к сбору документов, список которых, как вы успели заметить, достаточно объемный. Поэтому подготовка документов для приватизации занимает большую часть времени в данной процедуре, однако вы можете поручить сбор документов опытному специалисту.

Читайте также:  Уволили по статье что делать украина

Перечень документов, необходимых для приватизации жилья, на федеральном уровне не установлен, но предусмотрен региональным законодательством.

    Так, для оформления приватизации квартиры в г. Москве вам понадобятся:

  • заявление о приватизации квартиры от всех неотказавшихся от приватизации
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, и лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма (для достигших 14-летнего возраста – паспорт)
  • свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), – для членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях соцнайма, не достигших 14-летнего возраста. Представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство было получено не в г. Москве
  • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае обращения представителя), и документ, подтверждающий его полномочия по представлению документов для подписания договора передачи, подписанию и получению указанного договора. В зависимости от категории представляемого это может быть нотариальная доверенность, решение органа опеки, попечительства и патронажа и др.
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о признании недееспособным или ограниченно дееспособным заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма;
  • согласие органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в собственность недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в специализированные учреждения (в отношении заявителя, членов его семьи, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования им на условиях соцнайма)
  • договор социального найма на приватизируемое жилое помещение
  • ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя); в случае утери ордера – копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений архивного фонда РФ, на приватизируемое жилое помещение. В г. Москве копию распоряжения органа исполнительной власти на бумажном носителе можно получить бесплатно в МФЦ.
  • документ, подтверждающий наличие гражданства РФ, – для лиц, не достигших 14-летнего возраста (за исключением случаев, если родители являются гражданами РФ и зарегистрированы в приватизируемом жилом помещении)
  • выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 до прибытия на данное место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий
  • документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, а также документ, подтверждающий полномочия данного органа по выдаче указанного документа. Данный документ в России предоставляет БТИ за период регистрации  с июня 1991 г. по декабрь 1997 года; за период с января 1998 данный документ нужно получить в Управлении Росреестра по региону места жительства.
  • выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым предоставлено (было предоставлено) в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период трудового договора (контракта), и членов их семей)
  • справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации, и ее копия
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу приговора, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам
  • заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о наличии или отсутствии (лишении) прав на жилое помещение
  • письменное согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения или письменный отказ от приватизации занимаемого жилого помещения. 

Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента, нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ.

Шаг 4. Представьте необходимые документы в уполномоченный орган

Подать заявление и необходимые документы на приватизацию квартиры можно лично либо через представителя. Нас часто спрашивают “Где делается приватизация муниципального жилья в Москве?” В г.

Москве за приватизацию муниципального жилья отвечает Департамент городского имущества г. Москвы. Подать заявление о приватизации можно в ДГИ г. Москвы или через МФЦ. Для приватизации муниципальной квартиры в Московской области необходимо обратиться в Администрацию города.

Если вы приватизируете квартиру, находящуюся на балансе у Министерства обороны РФ, то заявление о приватизации нужно подать в Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ (о приватизации квартиры военнослужащими читайте отдельную статью).

Приватизацией недвижимого имущества, находящегося на балансе иного государственного органа, занимается орган, которому принадлежит недвижимость.

Шаг 5.Заключите договор передачи квартиры в собственность

Максимальный срок оформления документов при приватизации квартиры –  46 рабочих дней (два месяца). В этот срок должен быть заключен договор передачи квартиры в собственность или вынесен мотивированный отказ.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования этим помещением и проживающие совместно с лицами, которым это помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования этим помещением.

При подписании договора передачи присутствуют включенные в договор лица, достигшие 14-летнего возраста, и/или их законные представители, а также совершеннолетние лица, имеющие право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшиеся от своего права. При невозможности присутствия лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшихся от своего права, представляется согласие от них на приватизацию жилого помещения, заверенное нотариально.

После подписания договора передачи квартиры в собственность данный договор передается на государственную регистрацию. 

Срок принятия решения о приватизации квартиры – 45 рабочих дней. Срок регистрации права собственности на основании договора о приватизации квартиры в Росреестре общий – 9 рабочих дней при подаче через МФЦ.

Заключение договора передачи осуществляется бесплатно, однако за регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину в размере 2 000 рублей (если в приватизации участвуют несколько лиц, то пошлина делится на всех).

Шаг 6.Получите договор передачи квартиры в собственность и выписку из ЕГРН

  1. Получите в МФЦ договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение, а также выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую регистрацию вашего права собственности.

  2. Если по результату рассмотрения заявления о приватизации жилой площади (квартиры или комнаты по договору социального найма) вы получаете отказ, можно добиться приватизации в судебном порядке.

     

  3. Приватизация квартиры или комнаты через суд
  4. Регистрация права собственности на квартиру в Росреестре

Шаг 1

Определите наличие у вас оснований для бесплатной приватизации

Шаг 2

Определите лиц, участвующих в приватизации жилья

Шаг 3

Подготовьте необходимые документы

Шаг 4

Представьте необходимые документы в уполномоченный орган

Шаг 5

Заключите договор передачи квартиры в собственность

1. Приватизация земельных участков

Правовой центр “Гражданин”, предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

– Что такое приватизация земельных участков?

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

  • В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
  • Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
  • Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

– Каковы правовые основания приватизации земельных участков?

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178-ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также другие нормативные акты.

– Какие основные нормативные акты регулируют приватизацию земельного участка?

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:

1. Указ Президента РФ от 25.03.1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Как проходит приватизация госпредприятий

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут  стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников.

Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников.

Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов.

Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион.

Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

  • Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.
  • Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.
  • При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

  1. Материалы по теме:
  2. Ограничения приватизации: ОАО или ООО?
  3. НДС при приватизации

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера. Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.

Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • – приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • – отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • – отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • – приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • – в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. – бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. – бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector