Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

До вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения № 101-ФЗ невостребованные земельные доли определялись как части надела, находящегося в общей собственности, владельцы которых не распоряжались ими в течение 3 и больше лет подряд со времени оформления права собственности. После вступления в силу вышеназванного закона определение исчезло. Зато возникли правила, на основе которых доли земли признаются невостребованными.

Земельная реформа

Изменения в земельном законодательстве произошли более 20 лет назад. Время показало, что этот способ не показал себя лучшим для данных преобразований. Все земли сельхозназначения были разделены на доли с передачей в общую долевую собственность.

При этом их границы не определялись на местности.

Земельные доли передавались работникам организаций, занимающихся сельским хозяйством, их пенсионерам, сотрудникам в области здравоохранения, быта, культуры, образования, питания, которые находились на соответствующих территориях.

В результате граждане стали участниками в общей долевой собственности земель сельхозназначения. Однако со временем старые организации перестали существовать. Новым организациям в форме товариществ, кооперативов и иных обществ приходилось решать вопросы о том, как пользоваться землями сельхозназначения.

Из-за несовершенства законодательства возникали споры, в том числе и по поводу невостребованных земельных долей. Оформление их не проводилось, а потому число конфликтов со временем только увеличивалось.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Появление проблемы

Одной из главных причин, по которой сократилось число пользования сельскохозяйственными землями, является прекращение функционирования соответствующих организаций. Кроме того, нередко соответствующие договоры не заключались в должном виде, изменялись правила использования земельных наделов, истекали сроки аренды и так далее.

Основания признания долей невостребованными

В отличие от предыдущих версий действующий закон № 101-ФЗ подходит к вопросу более определенно. Благодаря изменению формулировки, невостребованные земельные доли не являются таковыми изначально, но могут быть признаны, если владельцы не передали их в аренду или не распорядились по другому. Об этом сказано в п. 1 ст. 12.1 закона.

Кроме того, введены дополнительные основания, при наступлении которых доля земли признается невостребованной. К таковым относится:

  • Отсутствие данных о собственнике в решениях местных властей о приватизации земель сельхозназначения до начала действия вышеуказанного закона.
  • У скончавшегося собственника отсутствуют наследники.
  • Наследники скончавшегося собственника не вправе получить наследство.
  • Наследники скончавшегося собственника отстранены от наследства, отказались него или не приняли.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Почему были внесены изменения?

После регистрации договора земельный участок считается разделенным на доли. Если у умерших собственников нет наследников или они не оформляют свои права, то наделом никто не занимается. Раньше такие части не могли признаваться невостребованными земельными долями, так как собственник при жизни формально распорядился наделом.

Со вступлением в силу нового закона ситуация изменилась. Теперь, даже если доля надела земли сдавалась в аренду, но после ухода из жизни собственника наследники не объявились или не вступили в наследство, она может быть признана невостребованной.

Как возвратить

Владельцы, которые считают, что их невостребованные земельные доли включены в соответствующий список необоснованно, могут обратиться к местным властям с возражением, а также заявить об этом на собрании всех владельцев долевой собственности. Это станет основанием для исключения данных участков из невостребованных долей.

Таким образом, лицо должно совершить два действия: обратиться к местным властям, изложив свою позицию в письменном виде, а также заявить права на общем собрании. Если одно из этих действий не будет совершено, то формально востребовать долю не получится.

Но на практике и в таких случаях можно добиться желаемого результата. С этой целью нужно принять участие в судебном процессе, куда местные власти обратятся с целью признания доли земли невостребованной.

В большинстве случаев суд принимает сторону ответчика и отказывает местным властям в исковых требованиях.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Наследование

Право на невостребованные земельные доли может быть признано в случае, если после наследодателей переход собственности наследникам был осуществлен фактически, но они не оформили соответствующие документы. Может быть и так, что пропущен период, отведенный для этого. Тогда единственной инстанцией остается суд.

Чтобы не доводить дело до суда, необходимо вовремя оформлять все бумаги. Вместе с землей наследникам переходят все постройки, находящиеся на участке. Они вправе выкупить землю по преимущественному праву. Если земля не приватизирована, то наследники смогут ее получить в следующих случаях:

  • Если процесс приватизации начат наследодателем, но не остался незавершенным.
  • Если наследодатель при жизни назначил доверенное лицо для проведения приватизации.

Документы, подтверждающие использование земли

В данном случае законом предусмотрен документ, который удостоверяет право пользования. Это может быть договор аренды, безвозмездного срочного пользования, доверительного управления либо подтверждающий право постоянного пользования или наследуемого владения на пожизненной основе.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Порядок оформления в собственность местными властями

Обращение в суд с исковым заявлением является первым этапом признания невостребованной земельной доли по причине того, что собственники не распоряжались ею. В соответствии с п. 2 ст. 12.

1 закона № 101-ФЗ, местные власти должны составлять перечень земельных долей, которые можно признать невостребованными. В основном, этот вопрос касается тех наделов, у которых нет наследников.

В зависимости от оснований доли включаются в один из перечней.

Список невостребованных земельных долей публикуется в СМИ. Это делается как минимум за 3 месяца до созыва собрания собственников с целью утверждения доли. Ранее публикация осуществлялась только в официальном источнике, которые утверждал уполномоченный орган. Такая практика являлась крайне неэффективной. Сведения стали публиковать также в Интернете.

Но и это не привело к желаемым результатам. Однако вопрос в конечном итоге решается в суде. Данный орган обязан оповестить всех заинтересованных лиц. Собственники получат информацию о включении доли в перечень невостребованных земель еще во время разбирательства в суде.

Поэтому даже если сведения не дойдут до собственников в порядке досудебного урегулирования вопроса, они смогут принять участие в судебном разбирательстве.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Таким образом, после обнародования данной информации должным образом местные власти созывают собрание собственников надела земли, в котором собираются утвердить невостребованную долю земельного участка.

Если в течение 4 месяцев после публикации в СМИ собрание не примет решения об утверждении соответствующего списка, местные власти делают это самостоятельно. При этом неважно, по каким причинам собственники участка не приняли данное решение.

После утверждения списка доли считаются невостребованными, и местные власти могут обратиться в суд, чтобы получить на них право собственности. Если принято положительное решение суда, то на этом основании можно зарегистрировать собственность в Росреестре. Право собственности переходит лицу только после проведения процедуры регистрации. Об этом сказано в ст. 8 ГК РФ.

С момента признания права на невостребованные земельные доли у муниципального органа появляется возможность распоряжаться ими.

Земля на продажу

После того как пройден этап регистрации, местные власти должны в течение 30 дней опубликовать извещение о том, что доля может быть приобретена в собственность за стоимость в размере 15 % от цены по кадастру. Данный показатель установлен на государственном уровне, и местные власти не вправе устанавливать другую цену.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Извещение о возможности купить данные доли публикуется в средствах массовой информации. Это местные газеты, официальный виртуальный ресурс муниципалитета (если таковой имеется), а также информационные щиты.

Преимущественное право приобретения принадлежит крестьянским хозяйствам или иным организациям, которые используют данный надел.

Такая возможность для них действует в течение полугода с момента признания права собственности на невостребованные земельные доли у местных властей.

Если в этот период не будет заключен договор, местные власти выделяют эту часть в отдельный участок земли, соблюдая установленные минимальные размеры. После процедуры выдела земельный участок снова выставляется на продажу, однако на других условиях.

Ответственность

Наличие земельной доли является законным правом владельца, но предполагает ответственное отношение. Собственник должен обрабатывать землю сам или сдавать в аренду сельскохозяйственным организациям, которые возьмут на себя соответствующие функции. В этом случае владелец будет получать свой процент в виде арендной платы.

На арендаторов возлагается ответственность перед владельцем земельного надела за неверное или ненадлежащее пользование. Об этом говорится в ст. 183 ГК РФ. А перед государством ответственность заключается в своевременной оплате налога на полученную прибыль и за землю.

Нормы закона № 101-ФЗ призваны регулировать отношения в области оборота земель между владельцами и местными властями. Государственные структуры, осуществляющие контроль за землей, должны регулярно проверять состояние обрабатывания сельскохозяйственных земель. При незаконном и ненадлежащем пользовании они обязаны действовать в соответствии с законом незамедлительно.

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Заключение

Как видно, процесс признания невостребованных земельных долей муниципальной собственностью имеет целью охватить по возможности большее количество угодий для целевого использования и извлечения прибыли, а также дать возможность компаниям, занимающимся сельским хозяйством, обрабатывать невостребованные участки и территории. Если же находится собственник, то ему не составит большого труда оформить соответствующие земельные доли на себя.

Как земельные паи признать невостребованными

Деятельность колхозов и совхозов была прекращена с изменением экономической системы. Бывшие члены таких организаций получили иные права: стали дольщиками и пайщиками.

По сути, теперь такие граждане оказались в условиях совместной собственности наделов, предназначенных для ведения сельского хозяйства.

Неиспользованные для своих целей земли сельхозназначения через три года могут попасть под категорию спорных и станут невостребованными земельными долями.

Особый статус земли, предназначенной для ведения такой деятельности, накладывает на владельцев некоторые ограничения. По сути, сельскохозяйственный надел всегда должен быть использован и только по целевому назначению. Однако ситуация более сложная, чем это может показаться на первый взгляд.

Правовое регулирование

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

Важное значение в правовом регулировании имеет статья 12.1 этого же ФЗ, устанавливающая порядок признания долей невостребованными, а также процедуру принятия подобных решений и их обжалования.

Данные участки имеют свои особенности, связанные с их эксплуатацией, а также регистрацией прав на них. Вопрос регулируется в статье 47 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

В остальном применяются общие нормы, в первую очередь, нормы Гражданского кодекса РФ и № 218-ФЗ, а также подзаконные акты, регулирующие узконаправленные моменты.

Понятие невостребованных земель

Как Оформить Невостребованный Земельный Пай

На данный момент законодатель определил, что доля не может быть признана такой, если зарегистрирована в соответствии с правилами ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Если же права не были перерегистрированы, то участок считается неиспользуемым, если не был передан в аренду или использован как-то иначе в трехлетний срок.

Читайте также:  Повышение пенсии в 2020 году по старости, для сельских жителей, неработающих, а также для военнослужащих.

Попросту говоря, подобная доля — это такая часть общей собственности, которая фактически не используется по назначению. Учитывая особый характер и назначение таких участков (долей), законодатель предусматривает специальный порядок признания их невостребованными.

Когда участок может быть признан невостребованным

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были отстранены от наследования.

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Порядок признания участка невостребованной долей

Для признания земли невостребованной требуется правильное оформление, состоящее из нескольких последовательных действий.

Признание земли невостребованной реализуется по воле администрации муниципального образования, на территории которого надел располагается. Чаще всего это сельские поселения, но ситуация возможна и в городах.

Так, администрации нужно выполнить следующие мероприятия:

  • подготовить перечень наделов, которые могут быть признаны невостребованными. Осуществляется на основании имеющейся документации;
  • опубликовать их перечень в местных печатных изданиях и иных СМИ;
  • организовать общее собрание собственников, объявить о намерении признать определённые наделы невостребованными;
  • утвердить перечень таких земель. Если на собрании не удаётся достичь соглашения, оформляется постановление;
  • подготовить исковое заявление о признании права собственности за муниципальным образованием на невостребованный участок;
  • подать иск и принять участие в судебном разбирательстве;
  • получить заверенную копию решения, обратиться с ней в Росреестр и провести регистрацию надела на администрацию образования.

Цель процедуры — признание муниципального права собственности и последующее использование земли по её прямому назначению.

Что делать собственнику, когда земля включается в перечень невостребованных участков

Учитывая тот факт, что конечным результатом процедуры служит изъятие земли в пользу муниципалитета, ни одному собственнику не понравится, когда его надел включается в соответствующий список. Если это случилось, рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Ознакомиться с перечнем участков, которые могут быть признаны невостребованными долями. Стоит обратить внимание, есть ли в списке лица, которые являются арендодателями участков или предыдущими собственниками. Часто в администрации имеются устаревшие данные;
  2. Подготовить возражение, если участок, который находится в собственности или аренде, включен в перечень.
  3. Проконтролировать, был ли перечень изменён с учётом поданного возражения. Окончательный перечень формируется на общем собрании собственников. Возражение может быть подано не только заранее, но и на самом собрании. Об этом прямо говорит часть 6 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Если надел всё равно признаётся невостребованным, то следующий шаг – защита своих прав в судебном порядке. Суть в том, что администрация может потребовать передачи земли в свою собственность только через суд. Если возражение было подано, то лицо будет призвано в суд в качестве ответчика.

Если гражданин не вызывается в суд и не указывается в качестве ответчика, он может самостоятельно подать заявление о признании его участником процесса. Если решение уже было вынесено, а ранее сведений о его проведении не было, можно попытаться восстановить срок для обжалования и потребовать отмены судебного акта о признании земельной доли невостребованной и нового рассмотрения дела.

В ходе судебного разбирательства нужно будет обосновать суть своих претензий, а также доказать, что надел использовался по прямому назначению. В качестве доказательств принимаются любые документы, относящиеся к делу, а также свидетельские показания.

Вопрос требует внимательного подхода и подробного изучения. От каждого действия будет зависеть конечный результат, и если лицо предпримет неверные шаги, то может лишиться своих прав на надел.

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в «подвешенном» состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет.

Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков.

Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Прочтите: Как снять арест с земельного участка

Оформление в муниципальную собственность невостребованных земельных долей

В соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 24.07.2002 г.

№ 101-ФЗ  (Далее – № 101-ФЗ) невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимостии (Далее – № 218-ФЗ), не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в пункте 1 статьи 12.1 Закона № 101-ФЗ.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Оформление невостребованных земельных долей состоит из нескольких этапов. Большая часть работ приходится на подготовительный этап.

На этом этапе выявляется полная и достоверная информация о правовом статусе земельных участков, сформированных в ходе приватизации (исходного земельного участка), сведений о собственниках, а также подготовка документов, необходимых впоследствии для обращения в суд с иском о признании права на выделенные в счет невостребованных земельных долей участки.

Можно выделить следующие этапы выполнения работ:

  1. Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей;
  2. Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация извещения о проведении собрания);
  3. Утверждение списка невостребованных земельных долей;
  4. Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными;
  5. Государственная регистрация прав на земельные доли и земельные участки.
  • Подготовительный этап. Составление списка невостребованных земельных долей
  • Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, (либо исполнитель работ) составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
  • В целях составления списка невостребованных земельных долей орган местного самоуправления (либо исполнитель работ) получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями в результате приватизации сельскохозяйственных угодий. Данные сведения могут быть получены путем направления соответствующего запроса:
  1. в районном архиве в виде копии решения органа местного самоуправления о бесплатной передаче земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в общую долевую (коллективно-долевую) собственность граждан;
  2. в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, ведение которого осуществляет Управление Росреестра по Оренбургской области в виде копии списка граждан, наделяемых земельными долями, утвержденного решением общего собрания трудового коллектива реорганизуемой сельскохозяйственной организации, из материалов формирования землепользования реорганизуемого хозяйства;
  3. в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, содержащей сведения о правообладателях   земельного участка.
  1. Далее орган местного самоуправления (либо исполнитель работ) исключает из списка граждан, наделенных земельными долями, собственников, которые распорядились принадлежащими им земельными долями установленными законом способами, то есть:
  2. – передали земельные доли в аренду в соответствии с действующим на момент заключения договора аренды законодательством;
  3. – распорядились земельными долями иным способом, отказались от права собственности на земельную долю, внесли ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передали свою земельную долю в доверительное управление либо продали или подарили ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности;
  4. – зарегистрировали свои права на земельные доли в соответствии с Законом №218-ФЗ.
  5. Информацию о гражданах, распорядившихся своими земельными долями, орган местного самоуправления (либо исполнитель работ) может получить:
  1. в территориальном отделе Управления Росреестра по Оренбургской области, запросив:
  1. в сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок.
  • Исключив из списка граждан, наделенных земельными долями, собственников земельных долей, распорядившихся своими земельными долями, составляется список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
  • В целях дальнейшего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли осуществляется также по указанным лицам сбор следующих сведений:
  • –      о последнем известном месте жительства собственника земельной доли (оформляется справкой администрации МО);
  • –      о наследниках и дате смерти умерших собственников земельных долей (оформляется справкой администрации МО).
Читайте также:  Как Заставить Работника Уволиться по Собственному Желанию

Пунктом 9 статьи 14.1. Закона № 101-ФЗ на орган местного самоуправления в целях проведения общего собрания возложена обязанность по составлению перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия) и хранению такого перечня.

Такой перечень целесообразно составлять на данном этапе.

При этом следует учесть, что из перечня участников долевой собственности исключаются лица, которые распорядились своими земельными долями путем выдела земельных участков в счет земельных долей и зарегистрировали свои права на выделенные земельные участки в ЕГРН.

Проведение работ, необходимых для утверждения списка невостребованных долей (публикация списка невостребованных долей)

Орган местного самоуправления опубликовывает список невостребованных земельных долей в СМИ, определенных субъектом РФ, а также размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

В течении трех месяцев лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Следует отметить, что наследники умерших собственников земельных долей, не оформившие своих прав на земельные доли в установленном законом порядке, не могут направлять указанные возражения.

Указанные возражения являются основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

Утверждение списка невостребованных земельных долей

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В соответствии со статьей 14.

1 Закона №101-ФЗ участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания – не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ульяновской области

Что такое невостребованные земельные доли?

В Федеральный закон от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена новая статья, посвященная невостребованным земельным долям.

Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не может быть признана невостребованной по указанному основанию.

Согласно п. 2 ст. 12.1 данного Закона невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно.

  • Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными.
  • Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
  • Орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) список невостребованных земельных долей не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Такая информация также должна размещаться на информационных щитах, находящихся на территории данного муниципального образования.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности.

Такое заявление является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка. Это предусмотрено п. 6 ст. 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Ранее в п. 5 ст.

13 упомянутого Закона содержалось правило о том, что невостребованные земельные доли должны быть выделены в участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Однако новая редакция Закона содержит принципиально иное правило. Общее собрание участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей вправе принять решение по вопросу об этих невостребованных земельных долях.

Если общее собрание участников не примет никакого решения, то орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Требование органа местного самоуправления о признании за ним права собственности на земельный участок может быть заявлено путем предъявления иска к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения земельного участка (ч. 1 ст. 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства. Указанные нормы вступили в действие с 1 июля 2011 года.

С учетом изложенного, настоятельно рекомендуем участникам оборота земель сельскохозяйственного назначения заранее ознакомиться с официальным текстом закона и при необходимости проконсультироваться со специалистами.

Земельное законодательство

Процедура признания земельных долей (паев) невостребованными | Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым | Официальный портал

Порядок признания земельных долей (паев) невостребованными определен Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 12-1 указанного закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

После составления указанных списков орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Невостребованные земельные доли и паи

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были .

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Горе молчунам

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Читайте также:  Роспотребнадзор по Жалобе Что Они Обычно Проверяют

Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину. Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Читайте так же:  Как вернуть 13 процентов от покупки квартиры

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Немного истории как получали земельные паи и как паи превратились в земельные доли

Земельные паи родились в 1991 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г.

N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусмотрело, что всем колхозникам и работникам совхозов, действующим и пенсионерам, положены земельные паи.

Когда на эти паи выделялась земля, гражданам выдавали свидетельство, в котором указывалось какую долю от общей площади колхозных земель составляет пай.

Так земельные паи стали земельными долями. Действующий закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 г. указал, что все земельные доли – это доли в праве общей собственности на земельный участок (и вовремя, т.к. понять, что такое есть земельные доли, до этого момента никто не мог).

Долгие годы паи представляли собою огромную массу неоформленных прав на самовольно используемую третьими лицами землю.

Законодатель решил этот вопрос. Каждый собственник земельного пая (доли) должен распорядиться своим правом в течение 3-х лет с момента получения такового. В противном случае доля будет признана невостребованной. Местные власти в судебном порядке признают право собственности на такие доли.

Но как распорядиться этим странным объектом, представляющим собою долю в праве на участок, иногда даже не имеющий конкретных границ, оставшийся от колхозных земель?

Способ распорядиться паем первый: продажа и дарение земельной доли

Земельный пай можно продать ограниченному кругу лиц:

  • колхозу или фермеру, который обрабатывает землю;
  • сособственнику (гражданину, у которого доля в том же участке, что и у продавца).

Если участок совсем маленький (сособственников не более 5), то ограничения закона «Об обороте…» не действуют, а применяются правила ГК РФ о преимущественном праве покупки. Владелец доли сначала должен предложить ее сособственникам, а если те промолчат или откажутся купить, тогда можно продать и посторонним.

Чтобы избежать ограничений, куплю-продажу земельного пая иногда маскируют сделкой дарения. Дарить долю можно, кому угодно. Однако здесь нужно осознавать риск: покупатель может просто не заплатить.

Способ распорядиться паем второй: выделить в натуре

Выделить пай можно индивидуально для себя или группой пайщиков (даже в несколько сотен человек). В первом случае гражданин станет собственником не доли, а земельного участка, определенного на местности, с адресом и кадастровым номером.

Во втором – гражданину будет принадлежать доля в праве на вновь образованный участок. Это уже не размытые границы колхозных земель, а большой участок в долевой собственности, которым можно совместно с сособственниками распорядиться.

Образуется участок путем установления его границ и подготовки межевого плана.

Читайте так же:  Муниципальная собственность на землю

Плюсы индивидуального межевания:

  • участок определен на местности, собственник может контролировать, не использует ли кто самовольно его землю;
  • участок дороже, чем доля, и более ликвиден;
  • распоряжаясь участком, не нужно договариваться с сособственниками.

Минусы индивидуального межевания:

межевание сельхозучастка небольшого размера чрезвычайно дорого, особенно, если участок далеко от контрольных точек координат, на основе которых геодезисты формируют новый участок;

выдел участка в счет доли из земель сельхозназначения – долгий и сложный процесс, предусматривающий общее собрание собственников, публикацию объявления о выделе и т.п.;

законодательные ограничения на распоряжение наложены не только на доли, но и на участки. В Московской области власти имеют право преимущественной покупки участков для сельхозпроизводства.

Плюсы межевания большого участка на нескольких сособственников:

  • можно отдать в аренду сельхозпроизводителю (договоры аренды паев заключать нельзя, а маленькие индивидуальные участки, чересполосицу, фермерам неудобно обрабатывать);
  • установить границы выйдет дешевле, чем для маленького участка. Некоторые арендаторы за свой счет межуют земли под аренду.

Минусы межевания большого участка:

  • все вопросы решаются на общем собрании под протокол (иногда непросто собрать кворум на собрании, т.к. все собственники живут в разных регионах, приходится оформлять доверенности на земельный пай);
  • невовремя умерший сособственник помешает провести сделку с общей землей, т.к. придется ждать, пока его наследники смогут вступить в наследство (6 месяцев) и подписать договор.

Таким образом, как бы вы ни собрались распорядиться земельным паем, простым этот процесс точно не будет. Может, лучше оставить пай себе и, переоформив землю на использование «под строительство дач», возвести на своей земле семейную усадьбу?

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет.

Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков.

Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector