Кто Назначает Арбитражного Управляющего При Банкротстве

Арбитражный управляющий – обязательная «величина» в «формуле» банкротства. По ФЗ №127 он является одним из основных участников процедур несостоятельности наряду с должником и кредиторами.

Арбитражный управляющий – лицо, которое в банкротстве выполняет регулирующие и контролирующие функции. Вопрос о назначении возникает уже на стадии инициирования дела: должник или кредитор в исковом заявлении указывает лицо, которого хотел бы видеть в качестве арбитражного управляющего.

Важно! При банкротстве физического лица назначается финансовый управляющий. Он является связующим звеном между должником и кредитором. Управляющего назначает суд. Однако по закону кандидатуру может предложить и должник-гражданин.

Какие функции выполняет арбитражный управляющий?

При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.

В каком бы качестве не выступал специалист, он:

  • осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
  • добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
  • работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
  • следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.

АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • членство в СРО;
  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
  • прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
  • наличие страховки профессиональной ответственности.

Еще одним требованием является наличие у арбитражного управляющего опыта деятельности в руководящей должности в той сфере экономики, в которой работает предприятие-должник. Только в этом случае специалисту будут понятны все внутренние и внешние процессы в деятельности компании-банкрота.

Кто Назначает Арбитражного Управляющего При БанкротствеПодробнее о функциях арбитражного управляющего

Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:

  • наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
  • финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
  • внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
  • конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.

Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:

  1. Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
  2. Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
  3. Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
  4. Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.

В каком бы качестве не выступал арбитражный управляющий, он представляет интересы должника перед кредиторами, уполномоченными органами и Арбитражным судом.

Важно! Финансовый управляющий – гарант того, что банкротство физлица пройдет по закону и с соблюдением всех формальностей.

Он контролирует средства на личных счетах банкрота, делает опись имущества, инициирует независимую оценку, организует возврат денежных средств должнику, проверяет сделки на законность, реализует имущество, распределяет средства между кредиторами и т.д.

Объем и содержание его функций ничем не отличается от задач арбитражного управляющего при банкротстве юрлица.

Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности.

Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной.

СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000.

Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей.

Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

К вопросу о правовом статусе арбитражного управляющего

  • Введение в проблематику  
  • Ключевой фигурой банкротства является утверждаемый судом арбитражный управляющий.
  • Вопрос о правовом статусе арбитражного управляющего всегда был дискуссионным, как в дореволюционный период, так и в постсоветский.
  • Существуют различные подходы к определению сущности арбитражного управляющего.

Весьма распространенной является теория представительства.

Одни ученые считают арбитражного управляющего представителем кредиторов1, другие – должника2, третьи полагают, что арбитражный управляющий представляет интересы не только кредиторов и должника, но также и собственника имущества, учредителей должника, гражданского оборота и свои собственные3, четвертые считают арбитражного управляющего органом должника4.

  1. Также существует точка зрения, согласно которой в разных процедурах управляющий представляет интересы разных лиц: во внешнем управлении – должника, в конкурсном производстве – кредиторов, при мировом соглашении – государства5.
  2. Другие авторы полагают, что арбитражный управляющий сочетает в себе элементы органа должника, представителя должника, доверительного управляющего имуществом, а также имеет особые полномочия, не присущие иным субъектам права6.
  3. Представлены также в науке и другие теории: доверительного управления7; работника, заключившего трудовой договор8; вещная теория (права управляющего – ограниченные вещные права)9; публичная теория.
  4. В рамках публичной теории арбитражный управляющий определяется как орган принудительного исполнения (арбитражный судебный исполнитель)10, должностное лицо – (судебный управляющий)11.
  5. Некоторые авторы, свою очередь, отрицают наличие публичных функций у арбитражного управляющего, признавая его исключительно частно-правовым субъектом12.
  6. Также существуют весьма экзотические точки зрения, например, что отношения между должником и арбитражным управляющим должны оформляться договором подряда13.

Как мы видим, существует большое количество различных теорий, объясняющих природу арбитражного управляющего, зачастую эти теории взаимоисключают друг друга. В настоящее время не существует одной общепризнанной точки зрения по данному вопросу.

  • Большое разнообразие теорий о сущности арбитражного управляющего объясняется тем, что как само банкротство, так и деятельность арбитражного управляющего многогранны и многоаспектны, связаны с большим количеством правоотношений и их участников.
  • В банкротстве тесным образом переплетаются отношения гражданско-правовые, налоговые, трудовые, административные, уголовные и иные.
  • Соответственно, если рассматривать деятельность арбитражного управляющего с разных аспектов, то применима в принципе любая из указанных выше теорий:
  • – например, при отказе от сделок (ст. 102 Закона о банкротстве), при заключении сделок, при продаже имущества должника конкурсный управляющий действует в качестве органа (представителя) должника, в связи чем, применима теория представительства или органа (в зависимости от того, какой теории директора: как органа или представителя мы придерживаемся);
  • – при прекращении исполнительного производства в конкурсном производстве и передаче всех исполнительных листов от пристава исполнителя конкурсному управляющему имеет основания теория об арбитражном управляющем как арбитражном судебном исполнителе (органе принудительного исполнения), поскольку реестр требований кредиторов представляет собой по сути квази-сводное исполнительное производство;
  • – при увольнении работников в конкурсном производстве конкурсный управляющий действует как работодатель, что объясняет истоки теории трудовых правоотношений как основы статуса арбитражного управляющего;
  • – при привлечении арбитражного управляющего к уголовной ответственности он признается судебной практикой должностным лицом (ст. 201 УК РФ), в связи с чем уместно говорить о наличии у него статуса должностного лица;

Однако, сущность правового статуса управляющего не может быть определена как механическая сумма всех его ипостасей в тех многочисленных правоотношениях, в которых он участвует.

Для определения правового статуса арбитражного управляющего необходимо определить сущностные, неотъемлемые его черты, которые присущи управляющему всегда, независимо от того, в каком качестве он выступает в тех или иных отношениях.

На наш взгляд, из дореволюционных ученых наиболее точно описал правовую природу, сущность деятельности арбитражного управляющего С.И. Гальперин в монографии «Права и обязанности присяжного попечителя по делу о торговой несостоятельности»14:

«… характер дел о торговой несостоятельности дает путеводную нить к безошибочному определению значения присяжного попечителя как органа конкурсного процесса.

Деятельность его проникнута публичным характером и он является должностным лицом, не заинтересованным ни отдельной имущественной выгодой кредиторов, ни отдельной выгодой самого должника, заботясь в тоже время о соблюдении выгод и тех и другого.

Присяжный попечитель является делегированным судом представителем государственного интереса в деле каждой данной несостоятельности и в такой же мере, как судебный следователь в уголовных делах, является следователем ad hoc, заботящимся о раскрытии с полной ясностью пред глазами делегировавшего его судебного места всего положения несостоятельного должника в его имуществе наличном, долговом и отчужденном, в его долгах, заботящимся в то же время о своевременном раскрытии всего материала, могущего служить к установлению причин несостоятельности. Более того, закон поручает присяжному попечителю…быть хозяином массы…и…радеть об охраняемом имуществе как надлежит доброму хозяину…

Законодатель, имея ввиду очевидно публичный интерес конкурсного производства, озаботился тем, чтобы с самого начала в деле был представитель этого интереса и счел удобным облечь для этого присяжного попечителя особой властью.

В силу этого присяжный попечитель является лицом должностным, лицом, которому предоставлено право производить допросы, обращаться к содействию полиции, созывать наличных займодавцев, председательствовать в их собраниях и даже созывать кредиторов у себя на квартире».

Читайте также:  Кто Может Быть Опекуном Недееспособного Пожилого Человека

Г.Ф.

Шершеневич также признавал деятельность присяжного попечителя в качестве публичной: “Под именем исполнительного процесса мы понимаем приложение силы, которою обладает государственная власть, к тому, чтобы изменить фактическое положение вещей в пользу признанного на суде правым и согласно с судебным решением…конкурсный попечитель должен изменить фактическое положение вещей в пользу признанных кредиторов согласно цели, указанной законом, то есть он обязан ценность вещей и требований, составляющих имущество должника и находящихся в его хозяйстве, в его распоряжении и управлении, обратить на пропорциональное удовлетворение кредиторов”15.

Из числа современников наиболее обоснованной, логичной и близкой к содержанию деятельности арбитражного управляющего представляется точка зрения Е.В. Богданова (указ. соч.), согласно которой:

  1. – деятельность судебного управляющего тяготеет к судебно-управленческой деятельности;
  2. – судебный управляющий в деле о банкротстве является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемый государством посредством суда;
  3. – судебный управляющий наделяется функцией надзора за деятельностью должника и его органов управления;

– нельзя использовать термины “права” и “обязанности” применительно к судебному управляющему. Необходимо говорить о полномочиях судебного управляющего, о его компетенции. Поэтому в п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве указано, что полномочия арбитражного управляющего не могут быть переданы другим лицам;

– судебный управляющий не только не является индивидуальным предпринимателем, но по своему правовому положению не может быть и частнопрактикующим субъектом.

То обстоятельство, что кандидатуры судебных управляющих предлагают суду саморегулируемые организации судебных управляющих, не имеет в данном случае квалифицирующего значения потому, что эти кандидатуры, естественно, не являются для суда обязательными (это некая вспомогательная деятельность), а также потому, что кандидатура судебного управляющего может быть предложена заявителем или собранием кредиторов (ст. 12, 37, 39, 41, 73 Закона о банкротстве). Судебный управляющий в действительности является лицом, назначенным судом от имени государства и контролируемым государством посредством суда и потому по своему правовому положению его следует приравнять к должностному лицу.

Анализ современного законодательства и судебной практики

         В Постановлении от 5 марта 2019 г. N 14-П Конституционный Суд РФ указал, что институт банкротства выступает рыночным механизмом оздоровления российской экономики.

Несмотря на то, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) был принят в 2002 году, проблема правового статуса арбитражного управляющего остается неурегулированной до сих пор.

Пункт 1 статьи 20 Закона о банкротстве определяет правовое положение арбитражного управляющего через его членство в СРО: «Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих».

         Очевидно, что такая формулировка является не только неудачной, но и ошибочной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

2 Закона о банкротстве не все члены СРО имеют право осуществлять деятельность арбитражного управляющего, также, как и исключение из СРО не приводит автоматически к прекращению деятельности, так как арбитражного управляющего утверждает в должности и освобождает от нее только арбитражный суд.

Далее, пункт 2 статьи 20 Закона о банкротстве определяет, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет такую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Данный элемент правового статуса является верным, однако он не отвечает на вопрос о сущности правового положения арбитражного управляющего, поскольку профессиональную деятельность осуществляют в том числе и адвокаты, нотариусы, детективы, патентные поверенные, государственные служащие, врачи, педагоги и т.д.

Указание в Законе о банкротстве на то, что арбитражный управляющий занимается частной практикой не раскрывает сущность правового положения арбитражного управляющего, поскольку подобное определение раскрывает лишь налоговые последствия такого статуса (см. например, подпункт 2 пункта 1 ст. 227 НК РФ).

Финансовый управляющий: ваш «рулевой» в банкротстве физлица

По закону участие финансового управляющего при банкротстве физических лиц через суд обязательно. Многие должники часто слышат о таких специалистах, но не понимают, кто это и какие у них функции. На самом деле, все просто. Финансовый или арбитражный управляющий — посредник между судом, потенциальным банкротом и кредиторами.

Кто может быть финансовым управляющим

Суд назначает управляющего из представителей саморегулируемой организации (СРО), выбранной заявителем (должником либо кредитором — тем, кто инициировал процедуру банкротства). Управляющий вправе отказаться или официально согласиться на участие.

Как узнать, кто ваш арбитражный управляющий?

Информацию о том, кто является арбитражным управляющим по банкротству физических лиц в конкретном деле, можно получить в ЕФРСБ — Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Для этого достаточно ввести фамилию и имя должника в специальное поле поиска.

Все поля формы заполнять не обязательно. Из результатов поиска выбираем нужный вариант и открываем карточку должника

Кликаем карточку дела о банкротстве, открываются сведения о должнике, а чуть ниже — сообщения. Выбираем верхнее (можно любое). В графе «Публикатор» указывается информация о финансовом управляющем, ведущем дело:

  • его ФИО;
  • номера ИНН и СНИЛС;
  • адрес для отправки корреспонденции;
  • название и юридические данные СРО, в которой состоит упомянутый финуправляющий.

В карточке дела указана информация о финансовом управляющем по делу

Требования к финансовым управляющим

Прежде чем поговорить о функциях финансового управляющего, ознакомимся с условиями для вступления в СРО:

  • документ об окончании любого высшего учебного заведения;
  • стаж работы от 1 года на руководящем посту в госорганах и как минимум двухлетний опыт в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • результаты теста по программе подготовки управляющих, подтвержденные комиссией из Росреестра и учебного центра; экзаменаторы проверяют знания кандидатов по праву, экономике, законодательным актам о банкротстве и оценке активов;
  • отсутствие судимостей и запретов занимать какие-либо должности;
  • отсутствие в биографии исключений из СРО в трехлетний период до нового вступления.

Процедура банкротства, при которой назначается финансовый управляющий, предусматривает дополнительные условия. К делу не допустят того, кто сам проходит банкротство. Также под запретом заинтересованные лица со стороны кредиторов или потенциального банкрота.

Что делает арбитражный управляющий в деле о банкротстве физ. лица?

Финансовый управляющий обязан:

  1. Искать имущество должника, которое можно продать, и обеспечивать его сохранность: описывать, контролировать сделки.
  2. Анализировать материальное положение должника с целью рассмотрения целесообразности введения реструктуризации (изменения условий выплат по долгам).
  3. Распознавать фиктивное банкротство, выявлять сомнительные сделки, намеренное оформление кредитов.
  4. Вести учет задолженностей и определять очередность удовлетворения требований кредиторов.
  5. Публиковать сообщения в ЕФРСБ не позднее, чем за 14 дней до собрания кредиторов.
  6. Курировать собрания кредиторов для заключения мирового соглашения или утверждения изменений в кредитных договорах.
  7. Извещать кредиторов и лиц, имеющих финансовые обязательства перед должником, о старте процедуры банкротства.
  8. Распоряжаться деньгами должника, контролировать поступление средств.
  9. Передавать кредиторам квартальные отчеты.

Что проверяет фин. управляющий при банкротстве: все активы (квартиры, машины и т.д.) должника, в том числе и те, которые не были указаны будущим банкротом в описи; документы о доходах, об имуществе и о состоянии банковских счетов; все сделки с имуществом за последние 3 года, в том числе совершенные супругом должника.

В рамках процедуры банкротства физлиц управляющий также вправе:

  1. Оспаривать сделки, совершенные в течение трех лет до старта процедуры банкротства, подавать в суд заявление от имени должника о признании их недействительными.
  2. Возражать требованиям кредиторов. Например, если в список включены сомнительные физические лица — заинтересованные граждане со стороны должника, с целью возврата части денег после продажи имущества.
  3. Распоряжаться имуществом: выставлять его на продажу или на торги, получать информацию в Росреестре.
  4. Запрашивать сведения о должнике в разных структурах.
  5. Требовать исполнения плана реструктуризации на соответствующей стадии банкротства, направлять сведения кредиторам и в арбитражный суд.
  6. Ходатайствовать об обеспечении сохранности имущества (чтобы должник не смог продать его в ходе процесса банкротства).
  7. Получать информацию о кредитной истории гражданина.

Арбитражный управляющий может дополнительно заявлять о других правах, но решение будет принимать суд. Расширенные полномочия вступают в силу при введении процедур реструктуризации и реализации.

Чем занимается фин. управляющий в процедуре реструктуризации

Реструктуризация вводится, если есть шанс восстановить платежеспособность должника.

Этот процесс доступен банкротам, имеющим доход, достаточный для содержания семьи, выплат по текущим платежам и оплаты долгов. Управляющий контролирует, как соблюдаются новые условия.

Поступления на счета должника идут в счет погашения требований. Потенциальному банкроту остается необходимая для жизни сумма.

То же самое касается сделок — должник может самостоятельно продать имущество стоимостью до 50 тысяч рублей. Остальные операции правомерно совершать только с согласия финансового управляющего.

Если доходов недостаточно, и план реструктуризации не соблюдается, вводится процедура реализации активов.

Финуправляющий и реализация имущества

Конкурсный управляющий (тот же финансовый) распоряжается имуществом должника следующим образом:

  1. Формирует конкурсную массу активов, которые подлежат реализации на торгах.
  2. Выявляет имущество, оценивает его и выставляет на электронные торги.
  3. Распределяет вырученные средства между кредиторами.

Даже если денег с продажи собственности не хватило на покрытие всех долгов, гражданина все равно признают банкротом и спишут оставшиеся обязательства.

Читайте также:  Как Рассчитывается Компенсация за Задержку Заработной Платы

Сколько стоит финансовый управляющий

Официальная фиксированная стоимость услуг — 25 тысяч рублей за процедуру банкротства физлиц. Должник вносит эту сумму на депозит суда при подаче заявления. Кроме того, управляющий получит 7% от суммы погашенных долгов при реструктуризации, либо от выручки после продажи активов.

Расходы на публикацию сведений в Единый реестр, услуги оценщика и почты оплачивает инициатор банкротства.

Наши услуги и цены

Как найти финансового управляющего

Информация об арбитражных управляющих содержится на сайте ЕФРСБ. Там есть списки СРО и самих управляющих.

ЕФРСБ включает всех действующих управляющих в РФ

Нажав на карточку управляющего, можно узнать, в какой СРО состоит специалист, как давно работает, сколько провел дел и сделал публикаций. Также в открытом доступе есть отчеты, где отражены жалобы и нарушения.

Сложность в том, что на ресурсе нет поиска по региону. Поэтому оптимально воспользоваться рекомендациями знакомых либо профильных юристов и уже после этого узнавать о конкретном финуправляющем.

Если вы хотите получить полную информацию о процедуре банкротства и выбрать надежного финансового управляющего в Москве или области — позвоните или напишите в онлайн-чат.

Списание долгов и консультации по сохранению имущества

Наш юрист позвонит Вам через несколько минут и ответит на все интересующие вопросы

Наша команда

  • Старший юрист по банкротству физ. лиц

  • Юрист по банкротству физ. лиц

  • Младший юрист по банкротству физ. лиц

Видео по теме

Полномочия и задачи конкурсного управляющего по банкротству

Само понятие входит в собирательное определение «арбитражный управляющий». Более подробно уяснить, кто такой конкурсный управляющий при банкротстве фирмы, поможет Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который содержит основные нормы, регулирующие положения вышеуказанного лица.

Правовой статус и полномочия

При наступлении стадии банкротства, которая связана с реализацией имущества должника, арбитражным судом назначается лицо, осуществляющее руководство организацией-должником. На законодательном уровне установлены следующие полномочия конкурсного управляющего при процедуре банкротства:

  • изучение финансового положения должника;
  • создание условий для сохранения имущества и минимизации рисков его утраты;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • установление местонахождения имущества должника с последующим отслеживанием и контролем;
  • проведение оценки имущества для покрытия долгов перед кредиторами;
  • учет имущества должника;
  • обращение с требованием о взыскании сумм долга.

Наряду с обязанностями также выделяют права конкурсного управляющего при банкротстве юридического лица:

  • управление имуществом должника;
  • работа с кадровым составом;
  • использование и хранение документов;
  • прекращение исполнения соглашений и сделок;
  • обращение в суд с заявлением о признании сделок недействительными.

Эти права и обязанности конкурсного управляющего при банкротстве имеют исчерпывающий перечень, установленный Федеральным законом № 127-ФЗ. Обширный перечень предоставленных полномочий является инструментом для эффективного взыскания долгов.

Ввиду приравнивания этого лица к руководителю организации-должника у кредиторов существуют определенные опасения в неверно выбранной стратегии погашения задолженности, несоблюдении функции конкурсного управляющего при банкротстве и злоупотребления правом.

С целью контроля за деятельностью управляющего собрание (комитет) кредиторов имеет право запрашивать отчет о производимой деятельности, сведения о материально-финансовом положении. Такая информация обязательна к предоставлению не реже одного раза в три месяца.

Ответственность и контроль за деятельностью

Процедура банкротства является объемной и сложной, ввиду этого не всегда удается привлечь к участию в нужную стадию компетентного специалиста.

В этом случае у кредиторов есть опасность остаться без денег. Для их защиты собранию (комитету) кредиторов предоставлено право отстранения назначенного лица.

В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, отстранение возможно в следующих случаях:

  • управляющий при банкротстве организации нарушил действующие нормы права, ввиду чего был исключен из саморегулируемой организации;
  • игнорирование обязанностей или если результат их исполнения не соответствует установленным нормам;
  • если существует вступивший в законную силу акт, устанавливающий привлечение к ответственности в виде дисквалификации;
  • возникновение ранее не известных обстоятельств, исключающих возможность привлечения ранее назначенного лица.

При наличии хотя бы одного из обстоятельств представители собрания (комитета) кредиторов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением. В случае подтверждения указанных в заявлении оснований суд выносит определение об отстранении конкурсного лица.

Статьей 20.4 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ установлена ответственность конкурсного управляющего при банкротстве, которая направлена на защиту финансового положения кредиторов. Если кредиторы понесли убытки в результате неграмотных действий конкурсного лица, последний будет обязан возместить их.

Порядок назначения и размер вознаграждения

При наступлении стадии конкурсного производства утверждается кандидатура управляющего, который должен быть членом саморегулируемой организации.

Если кредитор не указал организации, из числа которых производится выбор, эта обязанность возлагается на суд.

После получения соответствующего запроса саморегулируемая организация обязана направить сведения о соответствии выбранной кандидатуры требованиям ФЗ № 127-ФЗ. Если установлено соответствие требованиям, суд выносит акт о назначении.

Вознаграждение назначенного лица состоит из двух составляющих: фиксированной и переменной. Используя такую систему, законодатель создает заинтересованность и мотивирует к более эффективной работе по погашению долгов перед кредиторами.

Размер фиксированной суммы установлен ст. 20.6 ФЗ о банкротстве; конкурсный управляющий получает за выполнение своих функций денежное вознаграждение в размере 30 000 рублей. На основании пункта 13 статьи 20.

6, также подлежит выплачивать проценты в зависимости от размера суммы долга, которую удалось взыскать.

На законодательном уровне обязанность по оплате вознаграждения возложена на должника, но на практике часто ввиду отсутствия денежных средств у последнего оплату производит заявитель.

Как и зачем выбирать арбитражного управляющего для личного банкротства

Финансовый или арбитражный управляющий – фигура, без которой процедура банкротства физического лица невозможна по закону. Он выполняет роль «арбитра» между банкротом, судом и кредиторами. 

Его главная задача – сделать так, чтобы соблюдались интересы и кредиторов (банков, МФО), и должника – провести процедуру так, чтобы закон был полностью соблюден.

Финансовый управляющий: когда он появляется

По закону процедура выбора финансового управляющего выглядит так. Вы подаете в суд заявление с просьбой признать вас банкротом, и сразу указываете наименование и адрес саморегулируемой организации (СРО), которую выбрали.

Суд делает запрос в СРО, и она предоставляет независимого финансового управляющего из числа своих участников. При этом абсолютно неважно, где живет должник и где находится СРО: это могут быть разные регионы.

Все выглядит гладко, но на практике такие запросы часто заканчиваются отказом со стороны организации.

На практике СРО не обязана предоставлять финансового управляющего. Например, свободных управляющих сейчас нет или они не хотят брать дело, детали которого им непонятны. Если у банкрота нет дорогостоящего имущества, от суммы реализации которого управляющий получит процент, вероятность, что дело никто не возьмет, велика.

Читайте: Акции 2 компаний для инвестиций на 20 лет

При этом, если в течение трех месяцев управляющий не будет утвержден, суд прекратит производство по делу.

Вот почему на практике граждане предпочитают заранее, до подачи заявления в суд, обращаться к конкретному финансовому управляющему.

Это нормально, ведь каждая процедура уникальна, имеет много нюансов, и хороший специалист заинтересован в том, чтобы провести ее качественно и с нужным результатом.

Где искать

Информация обо всех финансовых управляющих хранится на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ). Там можно найти информацию о том, в какой СРО финансовый управляющий состоит, как давно работает.

Можно увидеть количество дел в работе, публикации и результаты по каждому из них, а в финальных отчетах – данные о том, были ли жалобы на управляющего.

Проблема в том, что для выбора специалиста этот сайт неудобен: например, нельзя сформировать список всех управляющих, которые работают в конкретном регионе.

Как понять, что управляющий хороший

Формула поиска хорошего управляющего проста: рекомендации + проверка информации + личный выбор.

Выбирать финансового управляющего – все равно что выбирать хирурга. В этой профессии репутационная составляющая очень велика. Хороший специалист заботится о своей репутации и может подкрепить ее делами, рекомендациями, отзывами. Поэтому спрашивайте рекомендации у знакомых, ищите информацию о финансовом управляющем в интернете и проверяйте ее.

В разговоре с финансовым управляющим или его представителем.

· Попросите показать вам отзывы клиентов, поищите их сами на сайтах с отзывами.

· Спросите, сколько дел провел управляющий, сколько из них он завершил списанием долга, и какой была средняя продолжительность процедур. Попросите привести примеры коротких и длинных процедур – узнайте причины таких сроков.

· Попросите ссылки на конкретные дела, которые он вел, и которые, как он считает, похожи на вашу ситуацию. Узнайте, были ли процедуры, из которых финансовый управляющий вышел и спросите, по каким причинам это происходило.

Для проверки всего, что вам расскажут, как раз может быть полезен сайт ЕФРСБ. С его помощью можно узнать, действительно ли человек, которому вы собираетесь доверить свою процедуру, является финансовым управляющим. Можно увидеть, в какой СРО он состоит, не дисквалифицирован ли он, как давно работает и сколько дел за это время ввел и завершил.

Обратите внимание на то, не нарушает ли финансовый управляющий сроки публикаций. Если это происходит регулярно, велика вероятность, что этот специалист подходит к делу не очень ответственно, либо просто перегружен работой.

Можно поискать заявления об отстранении финансового управляющего в делах о банкротстве физических лиц: если такие есть, стоит задуматься. 

Дорого или дешево 

Читайте также:  Как Рассчитывается Материальная Помощь к Отпуску

Бывает, что люди путают работу финансового управляющего и работу юристов. Например, часто, когда говорят о высокой стоимости процедуры банкротства для граждан, думают, что именно финансовый управляющий «дорого берет».

Стоимость услуг управляющего установлена законом: 25 или 50 тысяч рублей он получает за 6-10 или больше месяцев работы – в зависимости от специфики конкретного дела.

За эти деньги финансовый управляющий должен выполнить огромный объем работ. 

Читайте: Топ-3 акций компаний c огромным потенциалом роста

Он размещает публикации, делает запросы о банкроте, его долгах и имуществе в разные инстанции, проверяет всю историю сделок за 3 года, анализирует финансовое состояние банкрота, в течение всего срока процедуры ведет его бухгалтерию, собирает кредиторов и ведет учет их требований, ведет торги в случае наличия имущества, готовит отчеты о своей деятельности. 

Кроме того, финансовый управляющий несет финансовую ответственность за результат, а еще регулярно платит членские взносы в СРО и налоги. Работать при таких расценках могут только те финансовые управляющие, которые оптимизировали процесс и поставили его на поток, чтобы зарабатывать на большом количестве клиентов одновременно.

Когда говорят о дороговизне банкротства для гражданина, речь идет скорее о стоимости юридических услуг, которые также ложатся на плечи банкрота. Стоимость сейчас определяет рынок и конкуренция, и, надо сказать, она постепенно падает. Именно поэтому на повестке дня так остро стоит вопрос о введении упрощенной процедуры банкротства, которую все уже давно ждут. 

Если она будет принята в том числе с учетом интересов финансовых управляющих, ответственность и объем работы которых уменьшится, можно будет говорить о том, что для граждан банкротство станет доступнее.

Как случайный выбор управляющего поможет кредитору во время банкротства :: РБК Pro

Кредитор, который первым подал заявление о банкротстве компании, может выбрать арбитражного управляющего. Поэтому за первенство разворачивается борьба, похожая на шахматную партию. Юристы «Лемчик, Крупский и партнеры» — о том, от чего зависит ее исход

Большинство процедур банкротства инициируют конкурсные кредиторы. По данным статистики, размещенной на сайте Федресурса, в первом квартале 2020 года они инициировали 74,1% процедур банкротства, налоговый орган — 17,1%, сами должники — 8,2% и работники — 0,5%.

Банкротство как шахматная партия

Борьба кредиторов за место заявителя в деле о банкротстве принимает немыслимые обороты. Что же становится ее причиной? Первый заявитель обладает привилегией выбрать кандидатуру арбитражного управляющего на процедуру. Поэтому «игра на опережение» по подаче заявления о признании лица банкротом между кредиторами — явление нередкое.

Дело о банкротстве предстает в виде «шахматной доски». Кредиторы — конкурирующие фигуры, которые борются за влияние на ход процедуры. Арбитражный управляющий — нейтральное лицо, полномочия которого исключительны по сравнению с остальными участниками дела. Кредиторы стремятся усилить позицию на «шахматной доске» «лояльным» арбитражным управляющим.

Управляющему дается «суперспособность» — он может получать информацию о должнике, его руководителях, контролирующих лицах, их имуществе, контрагентах и обязательствах у любых физических, юридических лиц и госорганов (включая коммерческую, служебную и банковскую тайну).

В стадии наблюдения он проводит анализ финансового состояния должника и решает, возможно ли восстановить его платежеспособность. Позднее, в других стадиях банкротства, арбитражный управляющий становится, по сути, руководителем должника — распоряжается его имуществом и контролирует заключение сделок.

Кроме того, арбитражный управляющий организует и проводит собрания кредиторов.

Именно управляющий проверяет законность всех сделок банкротящейся компании за несколько лет до возбуждения процедуры банкротства и устанавливает, не было ли вывода активов или подозрительных сделок. Это лишь основные полномочия арбитражного управляющего.

ВАС РФ еще в 2012 году указывал на важность независимости кандидатуры арбитражного управляющего. Однако арбитражные суды и по сей день утверждают кандидатуру, предложенную кредитором-заявителем.

Случайный выбор ферзя

Поэтому в противовес «подконтрольным банкротствам» законодатель разработал механизм, позволяющий защитить интересы независимых кредиторов, так называемый метод случайной выборки арбитражного управляющего.

Так, с января 2015 года, если дело о банкротстве инициирует сам должник, он утрачивает право выбора кандидатуры управляющего. Согласно ст.

37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, в этом случае применяется случайная выборка.

Метод случайной выборки предполагает утверждение на процедуру управляющего, абсолютно независимого от всех кредиторов в процедуре банкротства.

Эта модель защищает интересы иных кредиторов от участия в «подконтрольных» процедурах. Заявить о применении метода случайной выборки можно, когда суд решает вопрос о назначении того или иного управляющего на процедуру банкротства. Интересно, что конкретный порядок работы нового механизма не разработан, а возможность его применения основана лишь на позиции ВС РФ.

Как случайный выбор работает на практике? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Законодатель установил «неординарный» метод утверждения управляющего, но не описал порядок его применения. Казалось бы, ответ на вопрос, в каком случае выборка действительно случайна, очевиден. Однако в делах о банкротстве механизм разнится.

Так, арбитражный суд, использовав метод случайной выборки, направил запрос лишь в одну СРО, руководствуясь внутренним убеждением (А40-291982/2019). Каким образом выбор суда в этом случае упал на СРО «Лига», в решении не раскрыто.

Арбитражный суд Ростовской области направил запрос в СРО, членом которой был предыдущий управляющий, отстраненный от исполнения обязанностей, тоже назвав такую модель «случайной» (А53-30443/2016).

В иных случаях суды, направляя запросы в несколько СРО, далее либо утверждают кандидатуру в соответствии с первым по календарной очередности ответом СРО, либо выбирают одну из нескольких кандидатур управляющих по неизвестным принципам.

Возникает вопрос, каким образом происходит выбор СРО, в которые направляются запросы на предоставление кандидатуры арбитражного управляющего. Судьи неохотно в актах раскрывают пошаговый механизм применения случайной выборки, в связи с чем мнения специалистов неоднозначны. Вот и возникает ситуация: что для одних — случайный выбор, для других — злоупотребление правом.

В 2018 году законодатель расширил правило о применении иного механизма при утверждении управляющего.

Он указал, что метод случайной выборки теперь может применяться и в процедурах, возбужденных по заявлению кредитора, который аффилирован по отношению к должнику.

Запрет на назначение «своей» кандидатуры управляющего распространился и на «кредиторские» процедуры, где кредитор-заявитель как-либо связан с должником.

Таким образом, Верховный суд разработал инструмент, который позволяет добросовестным кредиторам защитить собственные интересы и противостоять назначению лояльного к интересам должника управляющего.

Однако метод борьбы с подконтрольными процедурами не получил широкого распространения, и в 2020 году ВС РФ ввел новый критерий для применения метода случайной выборки — наличие «разумных подозрений в недобросовестном поведении кредитора-заявителя и сомнений в независимости управляющего».

Первое упоминание о «разумных сомнениях» можно найти в судебном акте Верховного суда, опубликованном в мае 2020 года. В акте ВС дает понять, что в доказывании юридической аффилированности необходимости уже нет. И вот чем это обосновывается.

Верховный суд признал строгой позицию арбитражного суда округа о том, что необходимости доказывать юридическую аффилированность кредитора с должником нет. ВС указал, что достаточно подтвердить существенные и обоснованные сомнения в независимости управляющего, иными словами, зародить у суда разумные подозрения относительно приемлемости названной кандидатуры.

Таким образом, для отклонения кандидатуры управляющего теперь не нужно доказывать его юридическую аффилированность с должником.

Судебная практика четко закрепила понятие «разумных подозрений». Но в ней нет указания на то, что именно должно стоять за такими «подозрениями».

По сути, это может означать, что выбор процедуры утверждения кандидатуры управляющего переходит полностью под контроль суда, решается его внутренним убеждением и ориентирован больше на человеческий фактор. Судья предстает как человек, в голове которого с разной степенью вероятности можно посеять «разумные сомнения».

Шах и мат подконтрольному банкротству

Тем не менее сам по себе факт того, что в «кредиторских» процедурах можно применять механизм случайной выборки, дает участникам дела инструмент защиты.

Иными словами, если банкротство — все та же шахматная доска, на которой разыгрывают «партию» участники дела, то заявление о применении механизма случайной выборки — «шах» противнику.

Исход игры зависит от мастерства гроссмейстера — насколько уверенно он сможет убедить суд в наличии тех самых «разумных подозрений или сомнений» и поставить «мат» «подконтрольному» банкротству. Такие сомнения могут быть вызваны следующими факторами:

  • единый почтовый ящик у лиц, участвующих в деле;
  • единый адрес регистрации как у физических лиц, так и юридических;
  • одно место работы, одинаковые представители в иных судебных делах;
  • возможно подтверждение связи даже через социальные сети;
  • а также иные косвенные признаки, указывающие на наличие связей.
  • ,>

Поэтому мы рекомендуем каждому предпринимателю или иному лицу, чьи интересы могут быть нарушены подконтрольной процедурой:

  • не игнорировать процесс введения банкротства в отношении ваших дебиторов;
  • анализировать предложенную кандидатуру управляющего на наличие связей с должником и связей с участниками;
  • заявлять в суде о возможном злоупотреблении и введении «подконтрольной процедуры».

«Метод случайной выборки» только набирает обороты. Мы еще не раз увидим рассуждения высших судов по этому вопросу, но независимые кредиторы могут применять этот метод уже сегодня. Так, процедуры банкротства начнут отходить от критерия «большей силы» и начнут преследовать цель соблюдения баланса интересов всех участников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector