Веб-продюсер. профессия продюсер. словарь профессий

Профессия продюсер

Веб-продюсер. Профессия продюсер. Словарь профессий

Это слово мы слышим практически каждый день, включая телевизор или читая новости, но объяснить, чем занимается продюсер, получается далеко не у всех. Мы попробуем рассказать об этом просто.

Продюсер — это человек, организующий весь съемочный процесс: от разработки идеи фильма до поиска денег на съемки, техники, подбора режиссера, сценариста, актеров, прочих сотрудников (оператора, звукорежиссера, консультантов, технического персонала и пр.), а также рекламой и продвижением произведения в прокате.

Профессия продюсера вполне самостоятельна и требует, скорее, наличия коммерческой жилки, чем творческой.

Режиссер Кинопродюссер
Руководит творческим процессом. Руководит проектом в целом.
Главное — творческий результат. Главное — коммерческий успех.

По этим причинам режиссер и продюсер нередко конфликтуют.

При этом некоторые люди умеют одновременно выполнять и все функции продюсера, и заниматься режиссурой. Соответственно, конфликт интересов отсутствует, но таковых мастеров немного — Спилберг, Земекис и некоторые другие.

Отдельно стоит сказать о специалистах, «раскручивающих» актеров, певцов и прочих творческих деятелей. Такие продюсеры «звезд» (ранее — антрепренеры, импресарио и т.д.) выполняют примерно те же функции, что и в кино, то есть занимаются всеми коммерческими и техническими вопросами, сопутствующие творческому пути подопечного.

Места работы

Обычно должность продюсера предусмотрена в киностудиях, на телеканалах и продюсерских центрах. Однако многие работают и сами по себе.

История профессии

Профессия продюсера появилась в 1910-х годах в Голливуде, когда кинематограф стал серьезной индустрией, направленной на извлечение дохода.

Соответственно, требовались и инвестиции, и новые технические возможности, и более массовые съемки, и многое другое.

Для организации всего это и понадобились особые специалисты: коммерсанты, что-то понимающие в искусстве, или творческие люди, разбирающиеся в бизнесе.

С появлением и развитием телевидения появилась и профессия телепродюсера — такие работники выполняют те же функции, что и их коллеги из мира кино, но при создании телепрограмм.

На сегодняшний же день с развитием онлайн-индустрии подобная организационная деятельность тоже стала востребованной. Так появилась еще один вид специалистов — интернет-продюсеры.

Обязанности продюсера

Должностные обязанности продюсера могут различаться в зависимости от конкретного вида деятельности предприятия, но в целом они очень схожи:

  • планирование и реализация проектов;
  • организация и контроль финансирования проектов (в том числе привлечение рекламодателей, инвесторов);
  • разработка и организация маркетинговых исследований;
  • координация деятельности всех заинтересованных сторон;
  • анализ бизнес-показателей проекта, их улучшение.

Требования к продюсеру

Приблизительные требования к продюсеру выглядят так:

  • высшее профильное образование;
  • понимание технологических процессов проекта;
  • умение анализировать бизнес-показатели и влиять на них;
  • коммуникабельность и управленческие навыки.

Нередко требуется отличное знание иностранного языка, экономическое образование и знание юриспруденции.

Как стать продюсером

Для того чтобы стать продюсером, можно получить высшее образование в сфере телевидения и кино и устроиться по профилю (на первом этапе подойдет любая начальная должность). Помимо образования понадобятся практические навыки, некоторые знакомства и хорошее знание внутренней «кухни» мира ТВ и кино.

Продюсированием порой начинают заниматься и состоявшиеся актеры, режиссеры и прочие участники кинопроцесса.

Важно понимать, что продюсер делает бизнес, поэтому он должен понимать, за что люди готовы платить и уметь закрутить дело так, чтобы делать хорошие прибыли.

Не важно, какой профиль выберет специалист — станет музыкальным продюсером (группы или певца), пойдет в кино, будет раскручивать писателей, шоу-балет или еще что-либо.

Зарплата продюсера

По сравнению с другими профессиями зарплата продюсера весьма высока: претендовать можно на сумму от 30 000 до 150 000 рублей в месяц (средняя — около 60 000). Безусловно, на размер дохода влияет и опыт работы, и статус компании-работодателя.

Однако, сильнее всего на то, сколько зарабатывает продюсер, влияет уровень выполненных проектов — чем крупнее и известнее дела, тем серьезнее доходы.

Источник: http://enjoy-job.ru/professions/producer/

Продюсер — новая профессия

не работают в кадре. Продюсер, в отличие от редактора, отвечает и за финансовую сторону подготовки программ.

Встречающиеся в титрах «креативный продюсер» означает творческий, : подбор творческой группы «исполнительный продюсер» – организатор съемок, монтажа. первый заместитель генерального продюсера. следит за соблюдением графика и порядком на съемочной площадке, решение финансовых вопросов.

Много времени занимает у продюсера работа со сметой расходов. — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических.

В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист

Продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, выступает как консультант,

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.

Веб-продюсер или Продюсер веб-сайта — создаёт условия и реализует идею создания веб-приложения или веб-сайта.

Информационный продюсер (СМИ) – человек отвечающий за наполнение информационного контента программы.


34. Репортер в телевидении.

Профессия репортера (корреспондента) имеет множество разновидностей: репортер может специализироваться как «по горизонтали» – в определенной сфере человеческой деятельности (новости науки или медицины, уголовная хроника, политика, экология и пр.

), так и «по вертикали» (все новости одного региона). Есть репортеры-универсалы, чья работа соответствует престижной газетной должности «специальный корреспондент» (в США таких называют «генералист»). Некоторые небогатые телекомпании предпочитают их узким специалистам.

Такой репортер должен уметь применять наиболее общие принципы беспристрастного исследования к любому предмету. Репортерская работа – это проникновение телевидения в реальную жизнь. Без репортерства тележурналистика свелась бы к показу «говорящих голов» в студии.

Репортер – беспристрастный и точный посредник между зрителем и реальностью. Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам:

1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто общеинтересное, общезначимое;

2) вместе с оператором выбрать, зафиксировать, выстроить ряд кадров, который бы дал яркое представление о происходящем, и, наконец,

3) сопроводить кадры лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.

Оперативность репортера зависит и от его находчивости, и от имеющейся в его распоряжении техники, и от слаженности работы группы.

Помимо общередакционного планирования новостей каждый репортер имеет свои источники «опережающей» информации.

Есть два принципиально различных способа работы в телехронике. Способ первый: сначала пишется текст сюжета и этот текст служит руководством для съемок соответствующих кадров.

Способ второй: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой «картинки», под приблизительный план репортера, а затем пишется и наговаривается текст.

Репортерство – наиболее универсальная работа на экране, включающая в себя умение произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью, не нарушающее этой выстроенности.

35. Комментатор и обозреватель в телевидении.

См 22

Комментарий – это точка зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками.

Но и он стремится упомянуть о существовании других точек зрения, возможно, подвергнув их сомнению или критике.

Итак, комментатор появляется в новостной программе (или после нее), когда необходимо разъяснить какую-либо сложную политическую проблему, поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст.

Задача комментатора облегчается, если он имеет возможность пользоваться телесуфлером, т. е. читать свой текст в непринужденной манере, глядя словно бы в глаза зрителю и не скользя взглядом по пробегающим буквам.

Обозреватель – это специалист в какой-либо области, который ведет персональную телепередачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии.

Во-первых, обозреватель отличается от комментатора умением создавать сценарии сложной передачи «журнального» типа и вести общение в студии.

Во-вторых, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора.

Работа обозревателя и комментатора имеет и много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/30056.html

Цифровой продюсер — профессия, которая будет востребована в будущем

управляет сложными медиапроектами, предполагающими многоплатформенность и использование цифровых возможностей производства контента: мобильных приложений, мультимедийных книг, видеоигр, онлайн-курсов, веб-сериалов и др.

Современная медиаиндустрия все больше ориентирована на работу в цифровой среде. Информационные технологии и средства коммуникации, ответственные за трансляцию контента, все больше проникают в медиаструктуры.

В результате формируется специфическая цифровая индустрия, в которой производство медиаконтента оказывается частью сложной технологической цепочки производства смыслов и услуг.

Как следствие, цифровая медиаиндустрия остро нуждается в специалистах, владеющих новыми цифровыми технологиями и понимающих процессы производства медиапродуктов: от дизайн-стратегии до проектного менеджмента, от фронт-энд программирования до бэк-энд разработки.

Профессия цифрового продюсера востребована в цифровых подразделениях крупных медиахолдингов, социальных медиа, компаниях, специализирующихся на киберразвлечениях и трансмедийных проектах, занимающихся услугами продвижения и маркетинга.

В специалистах такого профиля заинтересованы организации, занимающиеся адаптацией традиционного искусства к вызовам цифровой культуры (издательства, музеи, университеты, библиотеки и др.).

На портале HeadHunter постоянно существует около двух тысяч вакансий c приставкой digital в сфере медиа и рекламы. Количество сотрудников в средней digital-компании увеличивается в среднем за год на 11%.

На российском рынке существует более 10 тыс digital-компаний (веб-студий, продакшенов, рекламных и креативных агенств). Уровень дохода digital-специалистов превышает заработок среднестатистического специалиста в России в 1,8 раза.

$100 млрд
в такую сумму оценивается прибыль цифровых медиа в 2017 году. Самыми быстрорастущими сегментами рынка в ближайшие пять лет станут цифровая реклама и видеоигры

Драйверы профессии

  • стремительный рост аудитории цифровых медиапродуктов (видео, аудио и игрового контента)
  • постоянный запрос на новый контент со стороны потребителей (по содержанию, оформлению, смыслам, практикам потребления)
  • активное внедрение цифровых технологий в медиаиндустрии

Какие задачи будет решать специалист

  • производство и продюсирование видеоконтента (экранные зрелища, телесериалы), мультимедийных и анимационных продуктов (компьютерные игры, виртуальные путешествия), аудиоконтента (радио, аудиокниги, аудиогиды)
  • адаптация накопленных массивов информации в области культуры и искусства к цифровой эпохе (мультимедиа-музеи, научно-популярные и просветительские проекты и др.)
  • создание в России полноценной индустрии цифровых медиа, производящей контент мирового уровня
  • продвижение на глобальном рынке российской медиапродукции
  • создание единого цифрового медийного пространства, объединяющего людей, живущих в разных концах страны

Какие знания и навыки у него будут

  • понимание принципов создания аудиовизуального контента в цифровую эпоху
  • владение современными приемами и методами, необходимыми для создания цифровой аудиовизуальной продукции
  • знание системы форматных требований к аудивиовизуальному контенту
  • понимание принципов программирования телевизионного и радиоэфира
  • умение писать сценарии для форматных телевизионных и радиопередач
  • владение методами презентации аудиовизуального контента на продюсерских питчингах
  • умение рассчитывать бюджет программ различных форматов и разделять задачи между участниками творческо-производственных групп

Магистерская программа «Трансмедийное производство в цифровых индустриях»

Другие профессии направления «общественные и гуманитарные науки»

Источник: https://www.hse.ru/25professions/d_producer

Кинопродюсер

Кинопродюсер (от англ. produce — производить) — специалист по административному и финансовому обеспечению создания фильма.

Кинопродюсер “Титаника”, “Аватара” Джон Ландау

Особенности профессии

В общих чертах работу кинопродюсера можно описать в нескольких пунктах. Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма.

Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате. Что касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному.

Если речь идёт об авторском кино, на первом плане находится режиссёр. Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает концепцию фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.

Особого пояснения требует пункт с источниками финансирования. Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная. Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли.

Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США. Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф.

И есть колоссальная разница между кинопродюсером в кинематографе, живущем по законам коммерции, и кинематографе, пользующемся поддержкой из бюджета.

Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что  удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.

Однако в России также развивается коммерческий кинематограф, а это значит, что и у нас появляются продюсеры, работающие по классической (коммерческой) схеме.

Какими бывают кинопродюсеры?

Продюсер может работать от имени студии (студийный продюсер) или сам по себе (независимый продюсер). Студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый продюсер занимается поиском финансирования, рекламой, вопросами проката.

Кроме этого необходимо решать массу организационных и технических вопросов по ходу создания фильма, и один человек не может справиться с таким валом забот.

Поэтому помимо основного (генерального) продюсера над фильмом также работают исполнительный и линейный продюсеры.

Генеральный продюсер (executive producer) сосредоточен на привлечении технических средств, заключении договоров с творческими сотрудниками (сценаристом, режиссёром, актёрами и т.д.), дистрибьютерами. Он же определяет примерный размер бюджета фильма. Но сначала – идея фильма.

Отталкиваясь от неё, генеральный продюсер решает, какого режиссёра привлечь, каким будет финансирование т.д. Иногда над фильмом работают несколько генеральных продюсеров.

Один занимается проработкой идеи, предлагает её разным студиям, другой – привлечением денег, третий ищет подходящего режиссёра, сценариста т. д.

Исполнительный продюсер (producer) бывает необходим на крупных проектах. Он руководит процессом на верхнем уровне: следит за расходованием средств, заключает договора с персоналом, поставщиками материалов, оборудования и пр. и даже вникает в творческие вопросы.

Но всё это, не входя в технические детали, ежедневную рутину съёмочного процесса, озвучания и пр. Поэтому исполнительный продюсер может вести сразу несколько проектов. Случается, что все эти функции выполняет генеральный продюсер.

А в небольших кинокомпаниях эту роль может взять на себя сценарист.

Читайте также:  Как Лишить Несовершеннолетнего Доли в Квартире

Линейный продюсер (line producer, unit production manager) – напротив, занимается конкретными организационными вопросами, обеспечивая работу творческой группы. Он же следит за соблюдением графика работы. Можно сказать, что именно линейный продюсер является непосредственным руководителем проекта.

Иногда назначаются продюсеры, отвечающие за ещё более узкий сегмент работы. Например, административный продюсер может заниматься наймом внештатных работников для различных работ в ходе создания фильма.

Надо сказать, что работа продюсера в кино имеет много общего с тем, чем занимается телепродюсер. Хотя на телевидении и есть свои особенности.

Кинопродюсер “Титаника”, “Аватара” Джон Ландау

Продюсеры против режиссёров

Профессия продюсер появилась в Голливуде 1910-х годов с превращением кинематографа в серьёзную индустрию. Тогда же наметилось и противостояние между продюсерским цехом и режиссёрским. Продюсер рассматривает каждый фильм как коммерческий проект, и он заранее видит, каким примерно фильм должен получиться. Видение режиссёра может оказаться совершенно иным.

Знаменитый пример – продюсер Дэвид Селзник и его фильм «Унесённые ветром». Этот фильм по одноимённому роману примечателен не только тем, что стал одним из первых цветных фильмов.

Он  считается самым кассовым в истории кино, а сам Селзник – одним из самых успешных голливудских продюсеров. Этот фильм принёс ему первый «Оскар». Ради такого успеха в процессе работы над фильмом Селзник сменил четырёх режиссёров.

С другой стороны, диктат продюсера далеко не всегда оказывается удачным.

Противостояние продюсеров и режиссёров сохраняется до сих пор. Однако есть немало примеров, когда продюсер не диктует своё видение съёмочной группе, а только помогает воплотить в жизнь замысел режиссёра. И случается, что продюсер открывает миру яркого режиссёра со своим собственным стилем. И это одна из граней таланта кинопродюсера.

Есть также примеры удачного совмещения режиссёрской и продюсерской деятельности. Например, Стивен Спилберг – актёр, режиссёр и продюсер. Он снял больше 40 фильмов и продюсировал более  120. На счету Роберта Земекиса более 20 режиссёрских работ и более 35 продюсерских.

Есть такие примеры и в отечественном кино: Валерий Тодоровский, Фёдор Бондарчук и др.

Рабочее место

Кинопродюсер может работать в киностудии, в продюсерском центре, действовать как независимый организатор кинопроцесса.

Важные качества

Профессия продюсера предполагает ответственность, уверенность в себе, самоорганизованность, способность к принятию решений, умение налаживать личные контакты с разными людьми, находить общий язык с людьми искусства и бизнесменами.

И не менее важен интерес к кино и как искусству, и как к бизнесу. Необходима готовность постоянно развиваться в профессии, расширять свой профессиональный кругозор.

Чутьё продюсера на выигрышные идеи и талантливых людей должно сочетаться с хорошим вкусом.

Знания и навыки

Необходимы познания в области кинопроизводства, маркетинга, менеджмента, широкий кругозор в области литературы, истории, киноискусства.

Где учиться на Кинопродюсера

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Факультет продюсерства и экономики. Специальность «Продюсерство кино и телевидения»

Нередко продюсерами становятся люди, занятые в кинематографе в качестве актёров, режиссёров и т.д.

Источник: https://www.profguide.ru/professions/kinoproducer.html

Новая профессия: продюсер MOOC

«Интересный курс – это не тот, у которого есть начало и конец, а тот, который дает тебе различные пути дальнейшего развития.

Если провести аналогию, то это не бутылка кока-колы, которую ты выпил, и она закончилась, а бутылка текилы, с которой все только начинается», – считает Яков Сомов, сооснователь российской просветительской платформы Лекториум.

Cегодня на Лекториуме 4 тысячи часов видеолекций, и прослушали их более 50 тысяч студентов.

Вместе с ростом популярности онлайн-обучения растет и спрос на людей, умеющих создавать качественные курсы. В прошлом году Лекториум, Digital October и Лаборатория новых профессий разработали учебную программу «Продюсер онлайн-курсов».

Расскажите, кто такой продюсер онлайн-курсов, какие у него рабочие компетенции?

Если коротко, это человек, который руководит командой специалистов, создающих курс. Он совмещает в себе компетенции методиста, режиссера, арт-директора, маркетолога и многих других людей.

Сам продюсер не разрабатывает учебную программу (но плотно сотрудничает с лектором и преподавателем, который это делает), не снимает, не монтирует и не настраивает свет, но отвечает за оформление, подачу и продвижение.

Именно продюсер несет ответственность за финальный продукт: отвечает за то, чтобы всё соответствовало поставленным целям.

Что именно вы имеете в виду?

Снять один и тот же курс можно по-разному, исходя из аудитории, на которую он ориентирован. В целом, онлайн-курсы могут решать несколько задач.

Во-первых, сейчас активно развивается так называемый образовательный маркетинг, с помощью которого можно вырастить лояльных корпоративных заказчиков. К примеру, компания Adobe готовит курсы и онлайн-семинары, которые учат потенциальных заказчиков использовать их программы.

Во-вторых, компании начинают использовать онлайн-образование для подготовки будущих кадров. Допустим, можно предлагать очень качественное образование для студентов старших курсов, а на выходе направлять собеседования в технологические компании и тем самым упростить работу HR-служб.

Есть и третий аспект. Представьте, что в большую компанию регулярно приходят стажеры, и им нужно объяснять какие есть отделы, чем они занимаются, как заказывать кофе, куда отправлять бумажки, где парковаться.

Каждый раз проводить тренинги невыгодно, а лучше создать серию коротких видеороликов. В этом случае можно обойтись без ведущего, гораздо важнее общий подход.

Вспоминается ролик немецкого завода о безопасности на рабочем месте: по сюжету, один из рабочих не соблюдает правила, в результате – масса трупов на производстве за 5 минут. Это видео порвало интернет.

Сложный курс, который сможет осилить только высоко мотивированный человек, не привлечет новых клиентов. Грустно начитанный курс по технике безопасности не увеличит продажи – об этом нужно помнить.

На кого ориентирована ваша образовательная программа по продюсированию? Как строятся занятия?

Наш с Лабораторией новых профессий «Продюсер онлайн-курсов» ориентирован на уже сложившихся специалистов.

Это короткая программа-интенсив: обучение длится два месяца, мы проводим занятия по съемкам, монтажу, педагогическому дизайну, геймификации, маркетинговому продвижению.

Не факт, что новоиспеченный продюсер будет заниматься всем этим лично, но он сможет быстро вникать во все тонкости и нюансы рабочего процесса и иметь общее видение того, как продвигать проект.

Инженерное дело | Перезапуск в стиле DEXTER

Какую базу, на ваш взгляд, должен иметь такой специалист?

Мне кажется, решающую роль играет не столько профессиональная подготовка, сколько личные компетенции человека. Во-первых, у продюсера онлайн-курсов однозначно должен быть очень структурированный подход к управлению проектом.

Во-вторых, этот человек должен уметь поддерживать близкие, но при этом очень уважительные и продуманные отношения с большим количеством работников из разных областей – то есть, обладать повышенной способностью к коммуникации.

В-третьих, у продюсера должно быть отличное чувство визуального вкуса.

Все эти качества нужно иметь изначально или этому тоже можно научить?

Эти качества вырабатываются долго, с самого детства. Развить их у взрослого человека с нуля вряд ли получится, а вот развивать и шлифовать их продюсеру онлайн-курсов нужно всегда.

Можно ли представить, что подобная программа существовала бы в России в рамках формального высшего образования?

Сейчас мы разрабатываем такую учебную программу с одним из ведущих вузов в Санкт-Петербурге. Помимо прочего, это позволит нам проводить различные исследования эффективности дистанционного образования на широкой аудитории. Сейчас таких исследований в России практически нет.

С какими распространенными стереотипами и заблуждениями об онлайн-образовании вам приходилось сталкиваться?

Сегодня существует масса моделей онлайн-образования: это и MOOC, и вебинары, и интерактивные лаборатории, и заочные онлайн-школы, и многое другое. Каждый из этих инструментов заточен на решение определенной задачи.

Но люди частенько «залипают» на какой-то одной модели, игнорируя все остальные: клиенты, которые знакомы только с вебинарами, часто не хотят делать постановочные курсы с тестами, хотя они именно они могли бы решить их задачу.

Распространенный стереотип, что для хорошего курса достаточно найти харизматичного преподавателя, который увлекательно вещает перед живой аудиторией, также ошибочен. Я считаю, что в онлайн-образовании ведущую роль играет не преподаватель, а продюсер.

Какие тренды в массовом открытом онлайн-образовании сейчас популярны или только набирают силу?

Что касается подачи материала, тут пока все довольно стабильно: лидируют видео, текст и инфографика. Зато много интересного происходит в сфере оценки курсов. Дело в том, что знания в различных технических областях довольно просто проверить тестами и различными задачами, а в гуманитарных областях всё не совсем так.

Существуют два подхода: семантический, последователи которого считают, что машины рано или поздно смогут понимать и правильно оценивать людей, и пиринговый, предполагающий, что только человек сможет понять человека.

В гуманитарных курсах Лекториума мы уже начали использовать пиринговую модель: слушатели курса по литературе пишут эссе, а потом обмениваются ими и оценивают друг друга.

Также с гуманитарной аудиторией хорошо работают вопросы, где конечный ответ не так важен. Допустим, лектор дает слушателям задание разузнать, какую зарплату получал в 22 года Франц Кафка. Чтобы найти ответ, людям приходится искать информацию в разных источниках, общаться с однокурсниками – и так они набирают много новых дополнительных знаний.

О будущем MOOC и художественном вкусе. Верите ли вы, что онлайн-курсы будут становиться более художественными? (Например, вспомним заставку в стиле сериала Dexter).

Естественно, выход в онлайн сделал образование очень конкурентной сферой. Преподаватели находятся на расстоянии одного клика друг от друга. Любой вуз и преподаватель должен тщательно выстраивать свой имидж и стратегию продвижения, чтобы заинтересовать потенциальных слушателей. Хорошая визуальная «обертка» способствует продажам и маркетингу.

Профессионалы понимают это и вкладывают силы и средства в художественное оформление. Недавно, например, я был зачарован тизером онлайн-курса по истории Китая, где были показаны съемки с вертолета над городом, по качеству не уступающие съемкам в голливудском кино.

Мы в Лекториуме двигаемся в том же направлении: сейчас делаем курс по кинематике с профессором Александром Чирцовым, и в трейлере он рассекает на лыжах по горному склону.

На ваш взгляд, как изменится российское образование в контексте повсеместного распространения онлайн-образования в ближайшие 5-7 лет?

К сожалению, пока нет достоверных исследований, показывающих насколько эффективно онлайн-образование в сравнении с традиционным. Когда мы запустим университетскую программу по продюсированию образовательного контента, мы попробуем это изучить.

Мы видим, что образование уже сейчас становится процессом «длиною в жизнь».

Мало закончить университет – если хочешь быть востребованным специалистом приходится все время добирать дополнительные знания, и большинство людей предпочитают делать это на онлайн-курсах.

Что касается школьного образования, то его функция – не только давать знания, но и формировать личность, поэтому я отношусь скептически к детским онлайн-школам. А вот совмещение форматов – онлайн-курсы в дополнение к занятиям в классе, это очень хорошо.

Цветелина Митева

Источник: http://www.edutainme.ru/post/novaya-professiya-prodyuser-onlayn-kursov/

Профессия – продюсер онлайн-курсов

Александр ТУРИЛИН, директор образовательных программ Digital October

«Лаборатория новых профессий» − это образовательная программа, которая работает с профессионалами из разных областей. С помощью данной программы в короткий срок происходит подготовка специалистов по тем или иным профессиям будущего, которые уже наметились, но компетенциями которых пока трудно овладеть. Одна с этих профессий – продюсер онлайн-курсов.

В настоящее время университетами и другими образовательными организациями все больше внимания уделяется MOOC (массовым открытым онлайн-курсам). У MOOC есть ряд преимуществ, например, прямые выгоды привлечения студентов, непрямые выгоды формирования бренда, организации работы с другими сообществами, повышения узнаваемости и т.п.

При этом совершенно понятно, что есть огромная разница между «просто MOOC» и выдающимися MOOC. И центральной темой в данном случае становится то, как сделать такие MOOC, которые соберут сотни тысяч людей. Электронные курсы − это та площадка, где университеты могут уже сегодня конкурировать, могут создавать себе имя и авторитет.

При создании MOOC необходим взгляд с трех сторон. Первый взгляд необходимо

бросить со стороны создания контента. Это и работа с преподавателем, и режиссура, и

сценарий, и т.п.

С другой стороны, на MOOC необходимо попытаться посмотреть глазами студента: что необходимо сделать, чтобы обеспечить его вовлеченность.

Последней стороной, с которой необходимо посмотреть на MOOC, является его интерактивность. Это ключевой элемент. Как сделать так, чтобы это было не просто видео, а некий опыт? Тут важно понимать, что курс − тоже некий продукт на рынке, и поэтому необходимо лавировать в этом мире информации, смотреть на конкурентов.

При этом не всегда можно предугадать, какой курс вызовет интерес. Это сложная среда, которую каждому университету нужно исследовать, понимать, какие есть ниши, какой есть спрос, какие есть конкуренты внутри страны, на международном рынке, и, собственно, как со всеми этими внешними условиями сделать уникальный продукт.

Все эти составляющие − это и есть самые важные вопросы, которые стоит себе задавать, приступая к созданию MOOC.

В чем секрет успешных электронных курсов? Возможно, в том, что, помимо команды, видеопроизводства, работы с преподавателем и т.п., должен быть еще один ингредиент − продюсер. В данном случае, по аналогии с художественными фильмами, важен не только актер, который играет главную роль, но и режиссер, продюсер, которые объяснили актеру, как ему играть, и сделали фильм популярным.

Продюсер является очень важной фигурой при создании как фильма, так и обучающего курса. Существует такая профессия − продюсер образовательных курсов, который имеет в голове некий образ целого, который разбирается в разных областях: как в видеопроизводстве и маркетинге, так и в сценарии. Это тот человек, который сможет сделать успешные MOOC.

Читайте также:  Как Писать Расчет Или Рассчет Зарплаты

Пока что таких специалистов очень мало, это совершенно новая профессия.

Именно поэтому при поддержке Coursera была запущена такая новая образовательная программа, как «Продюсер онлайн-курсов». Это программа, которая стартует в ноябре 2014 года и которая дает возможность людям, связанным с производством онлайн-курсов, попробовать себя в разных ролях.

Источник: http://an2k.ru/node/193

Продюсер

40.000 руб., верхняя граница отсутствует.

Место работы

Продюсеры могут вести собственный бизнес, работать на теле- радио- и в кинокомпании, в театре, организовывать и продвигать события и концерты.

Обязанности

Говоря об обязанностях продюсера, можно сказать, что он делает все! Это управленец, который тесно взаимодействует и с режиссером, и с маркетологом, и с имиджмейкером, и с инвестором. Иногда продюсер сам является инвестором. Задача продюсера — организовать и раскрутить проект, добиться финансовой отдачи.

Музыкальный продюсер — специалист по раскрутке музыкальных коллективов. Выбрать студию звукозаписи, выпустить альбом, продвинуть музыкальные композиции — все это на плечах продюсера.

Театральный продюсер разбирается в современных предпочтениях зрителей. На основе этого он предлагает идеи сценария, проводит кастинги, занимается рекламой, продвижением проектов, обеспечивает гастроли.

На телевидении задача продюсера — сделать тот или иной канал востребованным для зрителя. Одна из целей — привлечение рекламодателей и спонсоров.

Важные качества

Творчество, деловая хватка, умение уловить современные тренды в своей области, умение добиваться поставленных целей, коммуникабельность, наличие профессиональных связей.

Отзывы о профессии

«Работа продюсера телерекламы в большинстве своем заключается в работе с людьми. А в этой области люди очень специфичные, они требуют к себе определенного подхода.

Для достижения максимально хорошего результата продюсер должен найти баланс между администрированием и творчеством в проекте.

С одной стороны, нужна четкая организация процесса, а с другой — умение находить наиболее подходящие для каждого случая методы и пути решения поставленной задачи.

Не всегда это получается, часто возникают непредвиденные осложнения, и в основном это связано именно с тем, что в своей работе мы зависим от других участников процесса (будь то клиент или коллеги по агентству, подрядчики, режиссеры, актеры и т. д.). Но чем сложнее проходит проект, тем приятней потом видеть результат на экране в рекламном блоке».

Cюзанна Аль-Самарраи,
старший ТВ-продюсер РА McCann Erickson Russia (в настоящее время продюсер РА Instinсt).

Стереотипы, юмор

Телевизионного продюсера спрашивает сын:
— Папа, помоги решить пример по арифметике. Сколько будет 40+30?
— 1 час 10 минут.

Музыкант — продюсеру (исполнителю): «Эта песня станет хитом!» Перевод: «Эта песня похожа на другую песню».

Обучение

Профессия продюсера подразумевает наличие сценического или музыкального высшего образования. Одновременно с этим должность требует знания экономики и менеджмента. В общем и целом, в этой профессии пробиваются разносторонне развитые личности. В качестве начальных знаний рекомендуется пройти специализированные курсы продюсеров.

Источник: http://opis.pro/producer.html

Профессия интернет продюсера

Кто такой интернет продюсер? Если вы занимаетесь онлайн образованием, вы наверняка слышали об этих всемогущих людях, которые делают запуски образовательных проектов в интернете.

Давайте поговорим о профессии продюсера – кто это такой, что он делает и кто им может стать.

Продюсер в интернете

Многие думают, что интернет продюсер – это тот человек, который делает программу курса и записывает его. На самом деле это устаревшее понятие, и продюсирование гораздо более многогранно.

Продвижение онлайн-курса и в целом продюсирование проекта в интернете близко к миру шоу-бизнеса. Можно выделить 4 основных направления, которыми занимается продюсер в интернете.

1. Продвижение: продажи, маркетинг, каналы продаж, PR

Задача продюсера – чтобы на курс приходили учиться только те люди, которым это действительно необходимо.

С точки зрения продаж важно то, как работать с менеджерами, какие у них должны быть материалы для того, чтобы они правильно консультировали по курсу, CRM система, аналитика, статистика, система мотивации, планирование продаж, формирование стоимости курса. Здесь огромную роль играет маркетинг, стратегия привлечения в целом. Задействованы вебинары, прямые продажи, партнёрский трафик, CPA, CTR, многошаговые продажи, автоворонки.

2. Производство курса: виды курсов, авторы курсов, структура курса, юридические вопросы

Есть много вопросов и задач, которые должен уметь решать продюсер. Ему нужно понимать, какие виды курсов существуют: маленькие, большие, онлайн, офлайн и смешанные.

Нужно уметь разрабатывать программу, прописывать модули, уроки, устанавливать продолжительность. Продюсер определяет, какими будут домашние задания и как их проверять. Также прописываются форматы работы с преподавателями.

Здесь же решается, как создавать курс – график, презентация, подготовка спикера, оборудование, формат записи.

3. Планирование: финансовое планирование, планирование проекта, команда проекта, юридические вопросы, аналитика

4. Работа с учениками: платформа для обучения, обратная связь, домашние задания, вовлечённость студентов, офлайн мероприятия

Продюсер должен чётко понимать, что такое вовлечённость студентов в курс, как сделать так, чтобы они доходили до конца, как обеспечить вовлечённость за счёт офлайн мероприятий, и так далее.

Это базовая карта компетенций, которыми должен обладать продюсер. Но ключевые показатели – это качество и количество людей, прошедших обучающую программу, которую запускал продюсер.

Продюсер должен мыслить конечным продуктом, а его конечный продукт – это выпускники и то, какими компетенциями они обладают.

Личностные характеристики продюсера

Какими навыками должен обладать продюсер с точки зрения личностных характеристик? В современном мире коммуникация крайне важна в любой сфере, но если брать продюсирование, коммуникативные навыки приобретают особое значение.

Продюсирование проекта – это соединение огромного количества людей. Они сходятся в одной точке, чтобы заработала единая система, поэтому коммуникация критически важна для продюсера.

Продюсер также должен уметь планировать весь проект. Сюда входит постановка задач для команды, создание и упаковка курса, выбор финансовой модели, планирование бюджета.

Также продюсер составляет план запуска рекламных кампаний, прописывает план продаж. Это большой спектр задач, поэтому навык планирования очень важен.

Это позволяет запускать много актуальных курсов, на которые будет спрос, а также помогает понять, как будет развиваться проект.

Грамотный интернет продюсер должен быть хорошим аналитиком, так как ему приходится работать с большими объёмами данных. В маркетинге и продажах без аналитики далеко не продвинешься. Надо понимать, какая сейчас ситуация, где есть ошибки и недочёты, как их исправить и работать дальше.

В аналитике с точки зрения финансового планирования продюсер должен считать, какой у него был бюджет на запуск, когда будет точка окупаемости, как это вообще будет работать.

Способность анализировать данные, делать из этого выводы и корректировать свои действия – это очень важный навык.

Кто может стать продюсером?

Профессия продюсера схожа с профессией менеджера проектов. Если вы имеете опыт реализации проектов, то продюсирование вам подойдёт. Вам только нужно будет понять, как создавать контент, и погрузиться в составляющую маркетинга и продаж, а организационная часть будет закрыта.

Подойдут и люди, которые уже занимаются обучением, например в офлайне. Будет немного сложно с онлайном, потому что придётся осваивать цифровые коммуникации, однако это в любом случае позитивный опыт.

Профессиональный путь продюсера

Давайте представим идеальный вариант развития продюсерской карьеры. Здесь можно выделить несколько ступеней.

Первая ступень – это продюсирование отдельного тренера, отдельного проекта. Продюсер работает с небольшой командой специалистов и ведёт

буквально несколько экспертов. Это малый формат, в котором действуют начинающие продюсеры.

Вторая ступень – это уже более масштабная деятельность. Чаще всего на этом этапе человек открывает продюсерский центр и ставит продвижение тренеров на поток.

Продюсерский центр может обслуживать уже большее количество экспертов, поэтому команда разрастается, появляются дополнительные сотрудники, чтобы была возможность качественно вести больше проектов.

Третья ступень – это школа продюсирования. Продюсер к этому моменту уже набрался достаточно опыта и выработал свою технологию продвижения экспертов, которую он может передать другим. Школа продюсирования обучает продюсеров, которые могут остаться работать в продюсерском центре и приносить дополнительную прибыль.

Кому нужны продюсеры

Не только инфобизнесмены задаются вопросом, где найти продюсера, чтобы начать больше зарабатывать. Кому ещё нужны специалисты по продвижению?

Очень многие звёзды (например, авторы бестселлеров, телеведущие) сейчас подхватывают тренд на открытие онлайн-школ. Однако у них нет опыта ведения бизнеса через интернет, поэтому им нужен человек, который бы в этом разбирался и помог бы им выстроить систему.

Все большие корпорации начинают вкладывать огромные деньги в развитие внутреннего потенциала, своих текущих кадров. Все понимают, что если сейчас дать возможности для развития своей команде, то 30% из команды будут мотивированы и начнут двигаться вперёд с желанием развиваться, зарабатывать больше и узнавать больше. Поэтому корпоративное обучение сейчас становится необходимостью.

Сейчас в стране существует огромное количество компаний, которые занимаются онлайн обучением. Этот рынок уже твёрдо сформирован, и всем, кто на нём работает, нужны продюсеры.

Классические тренинговые школы, которые планируют переходить в онлайн, также задумываются, где найти продюсера. Тренинговые центры,

образовательные центры – все они понимают, что за онлайном будущее, поэтому им нужны специалисты по созданию и продвижению онлайн курсов.

Профессия интернет продюсера весьма перспективна и востребована, особенно учитывая растущую популярность онлайн образования.

Большой плюс в том, что этот рынок ещё не сформирован окончательно. Хотя конкуренция и присутствует, у грамотного специалиста есть большие шансы занять своё место в нише.

Источник: http://morozov.fm/professiya-internet-prodyusera.html

Профессия продюсер

Веб-продюсер. Профессия продюсер. Словарь профессий

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 18.12.2006

Еще лет пятнадцать назад это слово употреблялось исключительно в одном контексте с “акулами шоу-бизнеса”, “западной культурой” и прочими отвратительными вещами.

Потом как-то плавно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек.

Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики.

Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки.

Кто и где

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

Итак, менеджер – это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра – это менеджер, и директор картины – тоже.

Менеджер – наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.

Антрепренер – это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза – это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый “репертуарный театр”.

Поэтому сочетание “частная антреприза” – это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно.

И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу.

Импресарио – еще один участник процесса. Его главная задача – продажа готового продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.

И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером.

Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики. При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла.

Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями. Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра.

И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример – Сергей Дягилев. Он задумал “Русские сезоны” в Париже и потом осуществлял их организацию. Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии – менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Читайте также:  Как списать долги у приставов по кредитам: какие суммы и через какое время списываются, что делать, если снимают деньги по оплаченному кредиту, как узнать о списании долга

Персоны

Олег Березкин – театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал “Классный театр”, разработал концепцию репертуара.

Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу.

Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы.

“Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату”, – говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера – стремление к лидерству. Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать. Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха.

В российском кино большинство нынешних продюсеров “происходит” из режиссеров и актеров. Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм “День ангела”, снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию.

Затем были “Духов день” и “Время печали еще не пришло”. И уже потом появилась кинокомпания “СТВ”, где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: “Особенности национальной рыбалки”, “Блок-пост”, “Про уродов и людей”, “Кукушка”, “Война” и т.д. Фильмы “СТВ” получили множество призов – как российских, так и международных.

Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым “Брата”.

Сельянов считает, что любой кинорежиссер по сути уже продюсер. Потому что должен заботиться не только о том, чтобы придумать и снять фильм, но уметь организовать его “раскрутку” и продажу. Поскольку первые фильмы Сельянова никем не финансировались, он научился многое делать самостоятельно, своими руками.

В том числе находить деньги на съемки. Режиссерское чутье и талант помогают Сельянову чувствовать, какой фильм может стать событием, а какой – нет. “Это интуитивный процесс.

Нет никаких правил, и все решают чувства, знания, представления о том, каким будет какой-то следующий фильм”, – отвечает продюсер на вопрос о критериях качества сценария. Вообще, в нашем кино переход из артистов или режиссеров в продюсеры – явление обычное, если не сказать традиционное.

Хорошо зная весь процесс кинопроизводства изнутри, обладая к тому же организаторскими способностями и хорошим запасом честолюбия, некоторые из новоиспеченных добиваются немалых успехов.

Один из примеров – Сергей Жигунов.

Начав карьеру в кино с ролей романтических героев (самый известный – Сашка Белов из “Гардемаринов”), он очень скоро ступил на дорогу кинобизнеса. Фильм “Подземелье ведьм”, где он снялся в одной из главных ролей, что называется, лег на полку. И пришлось Сергею вместе с коллегой-артистом самим заниматься прокатом, ездить с копиями по стране.

Через некоторое время появилась собственная студия, со временем превратившаяся в одну из самых крупных и стабильных кинокомпаний. Сейчас Жигунов, безусловно, больше продюсер, нежели актер. Его компания снимает кинофильмы (“Черный квадрат”, “Принцесса на бобах”, “Раздетые”), телефильмы и сериалы (“Королева Марго”, “Графиня де Монсоро”, “Что сказал покойник” и дру-гие).

Талант менеджера и организатора помог Жигунову проводить кинофестивали, стать президентом Гильдии киноактеров. И лишь иногда актера можно увидеть на экране, в тех ролях, которые ему глубоко симпатичны. Как, например, легкий и обаятельный Арчи Гудвин в новом сериале про Ниро Вульфа. Продюсер – профессия непубличная.

Если в шоу-бизнесе имена самых известных и удачливых продюсеров на слуху, то в кино и в театре не так. Даже на телевидении известны лишь те, кто, как и в кино, совмещает журналистскую деятельность с продюсерской. Яркий пример – Алексей Пиманов. Начав с создания документальных фильмов, затем выступив в качестве ведущего программы, он пришел к созданию своей телекомпании “РТС”.

И сейчас говорит: “Я привык к тому, что 80% своих мозгов и времени я вкладываю не в собственное творчество, а в других людей, не всегда, кстати, благодарных… Если бы мне предложили успокоиться на пять лет, только делать свою программу и обеспечивать ей рейтинг, и все, я бы спокойно занимался своим проектом. Но я знаю, что это невозможно. На телевизионном рынке нужно быть сильным”.

Компания, которой руководит Алексей Пиманов, выпускает программы “Процесс”, “Человек и закон”, “Здоровье”, “Мир женщины”, “Документальный детектив”, “Экстренный вызов” и уникальную по своей сложности передачу “Вкусные истории”. Пиманов участвует в создании программ на всех этапах: выработка концепции, подбор команды, изменения в привычном стиле ведения и так далее.

Сам про себя он говорит, что постоянно работает как кризис-менеджер, потому что вопрос “Где взять деньги?” не исчезает ни на минуту.

Мы сознательно не обсуждаем тему продюсерства в шоу-бизнесе. Потому что там-то как раз действуют более заметные фигуры, их имена чаще мелькают в газетах и на телевидении.

Почему, наверное, многие и считают, что продюсеры наличествуют только в этой сфере и все они жутко богатые. Конечно, есть небольшая категория людей, которые рискуют собственными деньгами. Но большей частью продюсер трудится в области принятия решений.

Он опять же выдвигает идею, находит артиста, который, по его мнению, может принести прибыль. Формирует команду, репертуар, организует рекламную компанию, словом, “запускает” механизм. Часть функций он может передавать нанятым людям, а может выполнять самостоятельно.

Но, как теперь говорят, “идеология проекта” -главная область ответственности продюсера.

Продюсерами не рождаются

Ни один из продюсеров, где бы он ни работал – на телевидении, на эстраде или в театре, – не миновал этапа накопления опыта организационной работы. Для того чтобы суметь соединить в себе творческие и менеджерские качества, увлечь людей своей идеей, требуется и навык, и понимание процесса (кино, театра, музыки и т.д.), и связи, и просто жизненный опыт.

Однако без базовых знаний делать в этой профессии нечего. Поэтому нужно учиться. Учебных заведений, предлагающих получить профессию продюсера, практически нет. Коммерческие институты и курсы, которые в одних стенах и одним составом преподавателей готовят журналистов, дизайнеров, актеров, моделей и продюсеров, мы в расчет не берем.

Сюда имеет смысл обращаться тем, кто хочет слегка расширить кругозор или приобрести дополнительные к основной профессии знания. Если же мысль стать продюсером достаточно серьезна и устойчива, нужно идти на факультет, готовящий менеджеров и управленцев в конкретной области. Это будет та самая база, на которой можно строить дальнейшую карьеру.

Менеджеров для работы в теле- и радиопроизводстве выпускает факультет менеджмента и продюсерского мастерства Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Здесь изучают, помимо экономических, финансовых и организационных вопросов, тонкости телевизионного процесса, историю мирового телевидения и радио.

Закончившие факультет, по замыслу, должны становиться организаторами телевизионных программ. Во время учебы студенты проектируют программы в творческих группах, проходят практику на центральных каналах. Что касается организации театрального дела, то история здесь гораздо более богатая.

Еще в 1931 году впервые в Европе появился в Москве директорский факультет при ГИТИСе, который стал учить театральных управленцев. Он просуществовал до 1939 года и вновь ожил в 1974 году, когда на театроведческом факультете появилось отделение планирования и организации театрального дела и соответствующая кафедра.

А с 1992 года в ГИТИСе работает первый и едва ли не единственный в стране факультет, специализирующийся на менеджменте сценических искусств. Он так и называется – продюсерский.

Декан факультета Александра Ярославовна Филиппова, профессиональный театровед, считает, что продюсер должен счастливо сочетать в себе многие качества: серьезную теоретическую подготовку, творческое чутье, способность генерировать идеи. Естественно, рассчитывать, что за пять лет обучения, пусть даже в самом лучшем вузе, можно постичь все тонкости этой профессии, наивно.

Слишком многое зависит от стечения обстоятельств и сугубо личных свойств. Поэтому в ГИТИСе предпочитают говорить о том, что готовят хороших управленцев: менеджеров, администраторов, директоров театров. Между прочим, практически во всех театрах Москвы административные (и весьма высокие) должности занимают выпускники факультета.

И лишь некоторые, имея довольно большой опыт организаторской работы, вышли “в свободное плавание”.

Как, например, знаменитый Давид Яковлевич Смелянский, один из первых и наиболее удачливых наших театральных продюсеров, защитивший не так давно диссертацию на тему “Продюсер в театральном процессе России”; Евгений Болдин (театр песни Аллы Пугачевой – во многом его заслуга), Александр Достман (учредитель и президент культурного фонда “Артэс”).

А некоторые из выпускников факультета работают в финансовых, планово-экономических отделах театров и учреждений исполнительной историей, с традициями и особенностями русского и мирового искусства. Поэтому первые два года студенты изучают в основном искусствоведческие дисциплины, историю, философию, эстетику.

Затем к ним прибавляется экономика, бухучет, социология искусства, планирование творческого процесса, право и т.д. Каждый год студенты отправляются на месячную практику в один из театров, а на четвертом курсе обязательно проходят полугодовую стажировку в театрально-концертных организациях. Приезжают читать лекции преподаватели и практики из Америки, Канады, Великобритании.

Конкурс на продюсерский факультет стабильный: 4-5 человек на место. Александра Ярославовна говорит о том, что многие поначалу не представляют, насколько работа продюсера трудна. Нужно много ездить и по стране, и по миру, решать финансовые проблемы, разбирать запутанные актерские конфликты, улаживать юридические сложности, не спать сутками и все время быть на пределе.

Те абитури-енты, которые после окончания института представляют себя в шикарных машинах или осыпанными цветами после премьеры, порой бывают жестоко разочарованы. Потому что продюсеры и менеджеры, особенно театральные, должны работать много лет, чтобы обрести эти внешние признаки успеха. При правильной организации труд продюсеров невидим, а имена невидимы.

Поэтому истинные профессионалы этого дела всегда спокойно и без вызова одеты, пунктуальны, трезвы (что выделяет их из театральной тусовки), обязательны – и при этом обладают безупречным творческим вкусом. Каждый год ГИТИС выпускает около 20 молодых людей и девушек, у которых в дипломе написано слово “продюсер”. Кем они станут в дальнейшем, не знает никто. Кстати.

Есть интересная концепция развития театрального процесса в России. Согласно ей, XIX век был веком актерского театра. Тогда зрители ходили “на имя” и спектакли были памятны тем, что в них сыграл такой-то или такая-то. XX век поставил во главу угла режиссера, и появился режиссерский театр. Ходили “на Мейерхольда, Таирова”, потом “на Товстоногова, Захарова” и т. д. А XXI век, скорее всего, будет веком продюсерского театра, то есть значимость продюсера будет возрастать, становясь решающей. Именно этот человек отбирает пьесу, приглашает режиссера, актеров, привлекает деньги, а значит, от него зависит либо успех, либо провал. Теория эта не всем нравится. Слишком многое в ней удручает ценителей русского классического театра и кинематографа. Но почти все они признают, что все к этому идет. Значит, несмотря на нервность и сложность профессии, быть продюсером в нашей стране можно и нужно. Если только отдавать себе во всем отчет и ничего не бояться.

Ведущие продюсеры пользуются огромным уважением:

    Джордж Мартин – звукорежиссер, бессменный продюсер Beatles. В свое время его называли “пятым битлом”;
    Алан Парсонс – звукорежиссер, записывал Pink Floyd, Who, сольные работы Пола Маккартни, создал собственный проект Alan Parsons Project;
    Ник Чинн и Майк Чепмен – “выводили в люди” Сюзи Куатро, Sweet, Smokie, Blondie;
    Брайан Ино – музыкант, который продюсировал Дэвида Боуи, U2, Talking Heads;
    Рой Томас Бейкер – “открыл” Queen, Cars, работал с Оззи Осборном;
    Мартин Берч – работал со многими “тяжелыми” группами: Black Sabbath, Blue Oyster Cult, Deep Purple, Rainbow, Iron Maiden, Whitesnake.
    Питер Коллинз – способствовал успеху Rush, Queensryche, Supertramp;
    Брюс Сведьен – барабанщик, работавший как продюсер с Майклом Джексоном, Дюком Эллингтоном, Барбарой Стрейзанд, Донной Саммер, Би Би Кингом, с оркестром Каунта Бейси и т.д.
    Фил Рамон – человек, которому благодарны Пол Саймон (“Грэмми” за альбом 1975 года Still Crazy after All These Years), Билли Джоэл (“Грэмми” за альбом 1980 года Glass Houses), Боб Дилан, Джон Колтрейн;
    Эл Шмидт – получил за продюсерскую работу семь наград “Грэмми”, в том числе за альбомы Куинси Джонса, Генри Манчини, Джорджа Бенсона. Кроме того, работал с Фрэнком Синатрой, Рэем Чарльзом, Мадонной и другими известными исполнителями.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-prodyuser.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector