Психологическая Характеристика Человека Как Личности

Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:

  • ценности;
  • опыт;
  • навыки;
  • потребности;
  • интересы.

Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному.

Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности.

Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.

Определение 1

Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.

Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:

  • взгляды;
  • способности;
  • убеждения;
  • ценности;
  • и т.д.

Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.

Личностью не рождаются, ею становятся.

Определение 2

Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.

По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.

К мотивам относят:

  • потребности;
  • интересы;
  • направленность.

К внутренним регулятивным мотивам относят:

  • самосознание;
  • самооценку;
  • самоуважение;
  • и т.д.

С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность личности.

От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.

Природа темперамента человека

Определение 3

Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.

Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:

  • условий жизни;
  • воспитания;
  • пережитых болезней.

Поэтому и темперамент может видоизменяться.

Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация:

  1. сангвиник;
  2. холерик;
  3. флегматик;
  4. меланхолик.

Рассмотрим каждый из них.

Характеристика типов темперамента

  1. Характерные черты человека данного вида:
  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.

Психологическая Характеристика Человека Как Личности

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е.

субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным.

Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:

  • эффективному управлению работы;
  • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Особенности характера человека

Характер считается важным компонентом личности.

Определение 4

Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности. 

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.

Определение 5

Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.

Определение 6

Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.

Характеры можно описать только когда они цельные.

Определение 7

Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».

Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между:

  • целями и поведением;
  • мотивами;
  • мыслями;
  • чувствами;
  • желаниями;
  • стремлениями.

Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.

Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять.

Черты характера делятся на:

  • волевые;
  • моральные;
  • эмоциональные.

К волевым чертам характеру относят:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • решительность;
  • твердость;
  • упрямство;
  • храбрость;
  • трусость.

К моральным чертам характеру относят:

  • чуткость;
  • гуманность;
  • правдивость;
  • внимательность;
  • лживость;
  • коллективизм;
  • индивидуализм.

К эмоциональным чертам характера относят:

  • вспыльчивость;
  • нежность;
  • плаксивость;
  • обидчивость;
  • страстность.

Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.

Дополнительные качества человека

Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.

Определение 8

Экстраверты – люди, ориентированные на общество.

Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:

  • импульсивность;
  • инициативность;
  • гибкость поведения;
  • общительность.

Определение 9

Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.

Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:

  • необщительность;
  • замкнутость;
  • социальная пассивность;
  • самоанализ.

Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.

Определение 10

Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.

Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:

  • знания;
  • умения;
  • быстрота овладения навыками;
  • прочность.

Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.

Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.

Определение 11

Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.

Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.

Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.

Определение 12

Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.

Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:

К материальным потребностям относят:

  • одежду;
  • продукты питания;
  • и т.д.

К духовным потребностям относят:

  • книги;
  • образование;
  • и т.д.

Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:

  • организма;
  • общества;
  • социальной группы;
  • и т.д.

Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.

Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности.

Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии.

Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.

Вывод

Мотивы характеризуют личность.

Психологические характеристики личности

  • Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в основу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
  • Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.
  • Личность – это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Читайте также:  Какой Брак Признается в рф

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид – конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Отличие личности от индивида. Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек.

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения.

  1. Свойства личности:
  2. 1) социализация – личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу
  3. 2) зрелость – личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики
  4. 3) самосознание – личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого
  5. 4) направленность – настоящая личность, как алмаз, имеет множество граней и социальных ролей
  6. 5) привилегированность – чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида – необходимость признания обществом. Основной мотив, определяющий деятельность индивида – это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Основные характеристики личности. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность – это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище.

В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е.

зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Важнейшая характеристика личности – ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важный мотив поведения это убеждения. Убеждения – определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны – здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды – так называемые межличностные).

Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е.

то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).

В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:

1) О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности.

2) О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими – они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий.

В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным сенсорные функции: обоняние и т.п. ВПФ – высшие психические функции имеют свое строение и свойство происхождение, так же они произвольны, социальны, опосредованы.

Личность (по Бажович) – высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение.

При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие.

Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка».

Внутренняя позиция – это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Его психоаналитическая теория.

Теория З. Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ид, эго, супер эго.

ИД – от латинского слова «оно». По З. Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго – от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача – разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности – это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни.

Одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив – осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других – личностными потребностями или интересами, в третьих – на основе чувств.

При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для

Психологический портрет личности: что это такое, как составить пример составления и написания, темперамент, способности

Психологический портрет — это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах.

Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни.

Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Сангвиники и холерики

Каждый тип темперамента выделяется своей особенностью, поэтому к каждой личности требуется индивидуальный подход. Сангвиники — обладатели сильной нервной системы и с легкостью переживают смену психических процессов: возбуждение у них быстро сменяется торможением и наоборот. В силу этого они склонны не всегда выполнять обещанное и нуждаются в контроле.

Читайте также:  Где Разместить Информацию о Мошенниках в Интернете

Но их положительные черты обычно перевешивают негативные. Такие личности наделены коммуникабельностью, общительностью и оптимизмом. В большинстве случаев сангвиники – лидеры и часто занимают руководящие должности в социальной жизни.

Холерики известны своей неуравновешенной нервной системой. Процесс возбуждения у них преобладает над торможением. Холерики чувствуют потребность быть все время занятыми. Они, так же как и сангвиники, стремятся к лидерству, но зачастую слишком напористы и вспыльчивы.

  Какие существуют способы самопознания и как их применять

Поэтому окружающие часто находят холериков агрессивными и конфликтными. Однако их энергичности и целеустремленности можно только позавидовать. Им рекомендовано реализовывать себя в социуме в качестве военных, спасателей, медиков.

Флегматики и меланхолики

В ходе исследований ученые пришли к выводу, что флегматики наделены сильным типом нервной системы. Но, в отличие от сангвиников, эти индивиды инертные. Они долго принимают решение и неспешно оценивают свои силы.

Важно не подгонять флегматиков, иначе они будут сильно раздражаться и могут бросить начатое дело. Многие считают, что эти личности часто склонны поддаваться мрачным мыслям. Но на самом деле они редко впадают в депрессию. Их положительные черты – постоянство, надежность и основательность.

Меланхолики – обладатели слабого неуравновешенного типа нервной системы. Они очень чувствительны и склонны расстраиваться, когда на них давят и дают резкие указания. В силу своей мягкости меланхолики часто не могут дать отпор диктатору и замыкаются в себе.

Это красноречиво отражает их психологический портрет личности. Пример по писихологии показывает, что таким личностям важно осваивать профессии, связанные с общением и заботой об окружающих. Ведь отличительные черты меланхоликов – это умение сопереживать и проявлять милосердие.

Психологический портрет личности. Пример написания

Возможно, многие читатели задумаются: «Так ли важна характеристика личности на сегодняшний день?» На самом деле социальная жизнь требует от индивида реализации. Причем важно, чтобы деятельность была не только полезная и хорошо оплачиваемая, но и приносила моральное удовлетворение человеку.

Метод Платонова способен помочь современному работодателю грамотно вовлечь в процесс деятельности каждого члена коллектива. Например, ученый подчеркивает, что флегматику лучше всего работается с меланхоликом, холерику — с сангвиником. Помимо этого, Платонов выделил из структуры характера человека важные моменты:

  • Отношение к труду. В этом случае оценивается трудолюбие, ответственность, инициативность человека. Главный вопрос в том, реализует ли он свой потенциал, данный ему от природы, или нет.
  • Отношение к окружающим. Известно, что производственный процесс задействован на взаимоотношениях, и от того, насколько они гармоничные, зависит слаженность работы и конечный результат. Поэтому оценивается, насколько отзывчив, уважителен и гибок индивидуум в обществе.
  • Отношение к самому себе. На сегодняшний день девиз «полюби себя» не теряет актуальности. Ведь личность, которая заботится о своем внешнем виде, здоровом образе жизни, не только вызывает приятные эмоции, но и способна притягивать к себе позитивные события. Именно поэтому новичку советуют уделить внимание своему внешнему виду, когда он собирается на собеседование.

Пример характеристики

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: каждый способен составить психологический портрет личности. Пример написания о себе может выглядеть так: «Основа моего темперамента – меланхолик. Я в меру трудолюбивый и ответственный. Минус – мнительность, которая мешает мне достичь успеха.

Я действую согласно своему природному потенциалу и способен вырабатывать в себе уверенность с помощью психологических тренингов. Отношения в коллективе не всегда складываются благополучно. Я доброжелателен, но застенчив, с трудом отстаиваю свое мнение.

К себе я довольно придирчив, во многом сомневаюсь, имею несколько вредных привычек, но пытаюсь от них избавиться».

Этот метод помогает личности преодолеть психологические барьеры, откорректировать свое поведение и многое изменить в своей жизни к лучшему. Руководитель, в свою очередь, часто ориентируется на психологический портрет личности. Образец написания обычно предполагает свободную форму, но встречаются крупные компании, в которых предусматривается служебный образец.

Как работает метод Платонова в психологии?

На самом деле описанный метод успешно применяется в области психиатрии и психологии. Ведь прежде, чем помочь человеку в решении его проблемы, специалист дает характеристику его личностным качествам.

Итак, как написать психологический портрет личности? Примеры этому достаточно разнообразные. Один из них подразумевает, кроме описания типа темперамента, еще и определение эмоциональной стороны человеческого характера. Например, специалисты рассматривают 4 типа эмоций: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип отличается своей эмоциональностью. Такие люди бурно выражают свои эмоции и часто «играют на публику». Но благодаря своей артистичности они способны хорошо понять собеседника.

Поэтому, если представитель демонстративного типа обратился за помощью к специалисту с просьбой помочь ему определиться с выбором профессии, то самая удачная рекомендация для него — выбрать публичную деятельность.

Или можно освоить специальность социального работника.

Педантичный тип личности склонен к нерешительности и постоянному чувству страха. Ему свойственны колебания и сомнения. Однако положительные качества — пунктуальность, рассудительность и аккуратность — берутся специалистом за основу и помогают предложить этому типу определенный метод разрешения ситуации.

Пример составления

Психологический портрет, независимо от его цели, составляется специалистом. Психолог определяет подходящую методику в соответствии с предназначением тестирования. Для самостоятельного анализа можно применить упрощенные способы. Подходит, например, соционика, исследование DISC. Такие тесты можно пройти онлайн — они доступны в интернете.

Как выглядит готовый психологический портрет? Пример представлен ниже. Его заключение основано на результатах тестов Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла:

  • Елена Никифорова, студентка, 20 лет;
  • особенности характера: коммуникабельность, дружелюбие, импульсивность, добродушие, склонность к агрессии, действиям под влиянием эмоций, эмоциональность;
  • темперамент (тест Айзенка): сангвиник, легкость в общении, знакомствах, хорошая способность к приспособлению;
  • интеллектуальные качества (тест Кеттелла): быстрое восприятие информации, абстрактное мышление;
  • мотивация (тест Мехрабиана): достижение намеченной цели;
  • эмоциональность: средняя стабильность, раздражительность, возбудимость, упертость;
  • общительные качества: коммуникабельность, независимость, активность, тяга к лидерству, хорошие адаптивные способности;
  • выводы: результаты исследования — в нормальных рамках, рекомендуется обратить внимание на повышенную подозрительность.

После подробного рассмотрения, что такое психологический портрет, становится ясной его роль в современном мире. Он применяется во многих областях жизнедеятельности человека: в профессиональной, общественной, личной сфере. Психологическая характеристика личности — это важный фактор в выборе жизненного пути, карьерного курса.

ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Два непростых типа

Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.

А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом.

Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть – блюдо, которое подается холодным» — выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния.

Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.

Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой.

Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.

Уши

Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.

На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.

Его можно определить, если провести прямую, соединяющую яремную впадину и ухо. Или просто приложив карандаш к фото, на глаз измерив угол наклона.

Метод Платонова в социуме

К методу Палатонова прибегают в различных творческих шоу, политике, науке. Ведь в этой деятельности в первую очередь важен психологический портрет. Известной личности, так же как и обычному человеку, невозможно избежать подобной характеристики. В этом случае ученый Платонов предлагает рассматривать интеллектуальность и направленность человека.

То есть обладает ли он определенным талантом и сможет реализовать его, основываясь на силе воли? Помимо этого, специалистами берется во внимание умение человека управлять своими эмоциями в состоянии аффекта и контролировать настроения и чувства.

Индивидуальность человека ↑

Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – индивидуальность.

Движущая сила развития индивидуальности, ее программирующие свойства:

  1. Направленность – мотивация поведения и деятельности.
  2. Интеллект – способность человека оценить ситуацию, принять решение, контролировать свое поведение.
  3. Самосознание – сюда входит самооценка (заниженная, адекватная, завышенная) – отношение к себе и своим действиям; самоконтроль – способность контролировать свое поведение, эмоции.
Читайте также:  Как Вернуть Деньги за Некачественный Ремонт Телефона

Существуют еще и базовые свойства личности: темперамент, характер, способности.

Самооценка — основа характеристики

Особое внимание специалисты уделяют самооценке индивида. Многие виды социальной деятельности делают на этом особый акцент, когда составляют психологический портрет личности. Пример написания: «Королев Иван Степанович обладает высокими математическими способностями, но самооценка низкая. Может ли он управлять коллективом? В настоящее время – нет».

Это далеко не весь перечень вопросов, которые затрагивает Константин Платонов в своих трудах. Описание личностных качеств человека зависит от обстоятельств и сферы деятельности, которая их запрашивает. Как правило, психологический портрет индивидуален и может носить конфиденциальный характер.

Нос

Как нарисовать портрет человека, если не научиться изображать одну из самых сложных деталей, нос. Делаем это пошагово.

Шаг 1

Проводим параллельные линии – это ширина носа.

Шаг 2

Две линии оканчиваются оригинальной «капсулой». Это – расширение носа.

Шаг 3

Изображаем ноздри.

Шаг 4

Штрихуем для эффекта светотени.

Шаг 5

Чтобы тень выглядела естественно, немного ее выравниваем.

Психологическая характеристика личности

Генетически в человеке заложены определенные черты характера, умственные способности, интеллект.

Это — индивид, которому природой предопределено познать окружающий мир и преобразовать его под свои потребности. При этом не только он воздействует на природу.

Под ее обратным влиянием человек формируется как личность, определяет свой психологический и умственный тип.

Понятие личности

Под влиянием различных аспектов жизни происходит развитие внутреннего мира человека. Его личные качества и социально-психологическая позиция формируют личность, благодаря которой проявляется индивидуальность.

Психологическая характеристика личности — набор психических свойств, благодаря которым она адаптируется в окружающей среде и взаимодействует с социумом.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Благодаря своему психическому развитию, умению объективно оценить происходящие вокруг события, оценить последствия собственных решений, личность превращается в индивидуальный продукт человеческого бытия. При этом большое значение оказывают природные предпосылки, биологические особенности, образование, наследственные черты.

В науке существует понятие «психологический портрет личности». В нем отражаются такие свойства, как темперамент, самооценка, волевые качества, умение находиться в социуме и другие.

В то же время определение «личность человека» не будет полным, если не отметить наличие единого целого, которое можно охарактеризовать по трем основным направлениям:

  • отношение к окружающему миру;
  • собственные возможности;
  • психологический портрет.

Основные психологические характеристики

От того, какую психологическую характеристику имеет человек, зависит его способность заниматься той или иной деятельностью, успешность адаптации в обществе, отношения с близкими людьми. Любой субъект человеческой популяции в ходе жизни формирует свой психологический портрет, основными характеристиками которого психологи считают активность, устойчивость, единство.

Устойчивость

Если осуществление деятельности не влияет на набор личностных качеств человека, говорят об устойчивости его личностной характеристики.

К наиболее устойчивым свойствам относятся:

  • темперамент;
  • наследственная предрасположенность;
  • характер (или его отдельные черты).

Термин «устойчивость» позаимствован психологией их технических наук. С прилагательным «психическая» А.Ребер трактовал его, как характеристику человека, который имеет надежное и последовательное поведение. Часто можно встретить фразу «эмоциональная устойчивость».

Состоянием, противоположным устойчивости, является напряженность, ведущая к неустойчивости. В результате этого временно снижаются психомоторные реакции, падает активность, наблюдается эмоциональный всплеск.

Единство

В 1930 году С.Л.Рубинштейн сформулировал принцип единства. Его смысл заключается в существовании единого целого «деятельность-сознание».

По его мнению, действие не суммирует рефлексы и эмоции в ответ на воздействие определенных факторов, потому что над этими процессами стоит сознание.

Позднее многими учеными высказывались индивидуальные суждения по этой теме. Например, А.Н.Леонтьев — по его мнению, именно в деятельности живет сознание. А по мнению Л.Я.Галперина — сознание — это неотъемлемая часть деятельности.

Сегодня единство «сознание-деятельность» означает, что различные психические процессы проявляются при различных видах деятельности.

Активность

Анализируя особенности поступающей извне информации, человек определяет адекватное для себя поведение. Его бодрствование проявляется в виде активного психического взаимодействия с внешней средой.

В теории психологии бодрость — основа «психического состояния», показатель способности осознанно действовать.

Особенно показательна максимальная ясность сознания, например, при опасных условиях.

Психическая активность — результат взаимовлияния процессов возбуждения и торможения, в том числе в случаях возникновения очага повышенной возбудимости.

Реализация психической активности происходит под воздействием различных факторов, включая космическую природу. На нее влияют:

  • состояние здоровья;
  • сезон года;
  • экологические проблемы;
  • метеоусловия и другие факторы.

Психическая активность — процесс, который может иметь различные проявления, даже при равнозначном воздействии факторов риска. Суммарная реакция зависит от индивидуальных потребностей индивидуума и его возможностей. Поэтому деятельность, определенная сознанием, может иметь различную интенсивность.

Как осуществляется психологическая характеристика

Перед психологом часто ставятся задания составить психологическую характеристику индивидуума. Поскольку каждая личность обладает определенными психическими качествами, выявить и полноценно их оценить — профессиональная задача. При этом проводится диагностика конкретной психофизиологической системы — набора черт, определяющих сознание и деятельность человека.

Критерии оценки

Поскольку приспособление к жизни у разных личностей происходит по-разному, в психологических характеристиках выделяют основные и дополнительные (программирующие) качества. Структура основных критериев следующая:

  • особенности темперамента;
  • уровень интеллекта;
  • коммуникабельность;
  • черты характера;
  • заложенные природой наклонности;
  • индивидуальная направленность мышления;
  • эмоциональная раскрепощенность;
  • наличие силы воли;
  • личностный уровень самооценки;
  • способность к самоконтролю;
  • интерес к групповой работе.

Главный принцип заключается в том, что развитие человека происходит всю жизнь. По мере взросления его воспитывают школа, вуз, трудовой коллектив. Однако особое место психологи отводят самовоспитанию.

Факторы

Формирование психологической характеристики происходит под влиянием внешних и внутренних факторов. Проведя их анализ, психолог определяет методы, подходящие для составления характеристики.

Теория разделяет такие факторы на:

  1. Предшествующие (или первичные). Эти факторы обуславливают личностные свойства: раздражительность, амбициозность, несдержанность и др. Человек, обладающий ними, уязвим и расположен к потере контроля ситуации. Часто занижает собственную самооценку, ему трудно достигать целей. Сюда же относят факторы воздействия общественной среды, в т.ч. демографические, и когнитивные обстоятельства.
  2. Транслирующие (или передающие). Это результат воздействия на человека стрессоров. Примерами служат: здоровый образ жизни, физкультура и спорт, поведение, вредные привычки. В зависимости от того, способствуют ли сохранению психического здоровья эти факторы, формируются особенности личности.
  3. Общего реагирования (наличие мотиваторов). В качестве мотиваторов может выступать стресс, болезнь, развитие сильных адаптационных возможностей.

Характеристика интересов личности

Интересы — постоянная склонность человека к какому-либо виду деятельности, его особая направленность на явления окружающей среды или стороны жизни.

Характеризуя личность, нельзя обойти круг ее интересов.

Направленность личности к определенным интересам

Интересы, характеризующие характер человека, обладают следующими чертами:

  1. Сосредоточены на узком круге видов деятельности или знаний. Пример: интерес к медицине, автотехнике, электронике.
  2. Максимальная конкретизация задач интересующей деятельности.
  3. Интенсивное получение знаний в интересующей области, затрагивающих теоретическую и практическую составляющие.
  4. Использование творческих подходов для полного познания процесса.

Занимаясь интересующим делом, индивидуум получает эмоциональное удовлетворение, которое, в свою очередь, побуждает развивать интерес.

Какие интересы бывают

Интересы людей могут различаться по характеру и содержанию. Будучи глубокими или поверхностными, они способны полностью захватить личность и подтолкнуть к преодолению препятствий на пути достижения цели либо, напротив, не проявлять активности. Поверхностные часто проявляются в созерцании, интересом к достижениям других лиц.

Еще одна классификация — по устойчивости. Легкое переключение с одного вида деятельности на другой, иногда полностью противоположный — свидетельство поверхностного интереса.

Объемность — количественная характеристика интересов. У одних они узко направлены и ограничены одной специализацией, у других — охватывают несколько видов деятельности.

Бывает, что основной интерес глубок, а второстепенные — поверхностны.

Особенности интересов

Настоящий интерес нельзя путать к временной занимательностью и любопытством. Если интерес заложен в психической характеристике, он должен иметь три составляющие:

  1. Быть снабженным определенными знаниями.
  2. Подкрепляться практической деятельностью в этом направлении.
  3. вызывать у индивидуума эмоциональное удовольствие по мере занятия любимым делом.

Значение психологической характеристики в жизни

Психологическую характеристику важно использовать при определении тактики воспитания детей и подростков, прививании навыков практической деятельности.

При этом можно формировать интерес к общественно полезным направлениям, важным для общества.

Имея представление о предрасположенности у ребенка к какой-либо деятельности, заботливые родители никогда не упустят шанс развить у ребенка творческие либо иные способности.

Руководитель компании, стремящийся сформировать деятельный трудовой коллектив, своевременно должен учесть индивидуальные психологические особенности набираемых сотрудников, получить представление об их психической характеристике. В таком коллективе сформируются правильные коммуникативные связи, общие усилия будут направлены на достижения результата.

Молодые люди, создавая семью, также должны пройти психологическое тестирование на совместимость личностных характеристик. Тогда у них получится крепкая семья, развивающая свой потенциал в одном направлении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector