Сколько Времени Рассматривается Жалоба в Прокуратуру

В государственные органы прокуратуры могут оформлять свои обращения лица с заявлениями. Каждый гражданин нашей необъятной страны, иностранное лицо, человек без гражданства, должностной сотрудник, организация – все они вправе обращаться в этот орган в целях получения справедливого решения по вопросу защиты собственных гражданских прав от нарушения.

Жалобы в прокуратуру рассматриваются в рамках вопросов любого рода и включают в себя как незначительные, так и масштабные дела.

Какие заявления подаются в прокуратуру

Строгой формы шаблонов, в которых могли бы подаваться заявки, не предусмотрено, поскольку подобная документация составляется и оформляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты.

Не требуется и использования чрезмерной юридической терминологии, норм закона и личной (субъективной) оценки сложившихся обстоятельств. В ходе рассмотрения дел во внимание не принимаются ошибки и помарки.

Сколько Времени Рассматривается Жалоба в ПрокуратуруЗаявление составляется в рамках свободного официально-делового стиля, в котором отсутствуют лишние эмоции и эпитеты

Существует огромное количество причинных факторов, в соответствии с которыми заинтересованное лицо может подать соответствующую жалобу. К основным можно отнести следующие моменты:

  • задержка заработной платы;
  • отсутствие предоставления со стороны государственной структуры набора запрашиваемых сведений;
  • противозаконные деяния начальства по увольнению;
  • отказ в регистрации в органах ЗАГС.

Полная форма жалобной бумаги должна включать в себя несколько базовых моментов:

  • наименование и адрес органа прокуратуры;
  • фамилия, имя, отчество заявляющего лица, контактные сведения о нем (адрес, факс, тел.);
  • причины и обстоятельства, в соответствии с которыми происходит подача документа (это могут быть различные неправомерные действия со стороны потенциальных ответчиков);
  • перечень предъявляемых требований заявителя (восстановление прав, пресечение дальнейшего их нарушения и т. д.);
  • подпись, дата.

Есть также несколько моментов, которые необходимо помнить в процессе составления юридической бумаги:

  • в последнюю очередь производится рассмотрение несодержательных и объемных писем: важно, чтобы документ не содержал лишних и ненужных сведений, «воды», был составлен по факту и емко;
  • требования, предлагаемые со стороны заявителя, должны быть реалистичными, а не взятыми из головы, т. к. жалобы, в которых слишком много «заоблачных» требований, не подлежат рассмотрению и вовсе;
  • со стороны заявителя в документе должны быть предоставлены реальные доказательства того факта, что его права были нарушены: личные мнения и убеждения остаются в стороне и игнорируются сотрудниками органа.

Для 100% рассмотрения жалобы ее составление должно осуществляться согласно требованиям инструкции, связанной с порядком обращений граждан. Также немаловажную роль играет соблюдение норм переписки в деловом тоне: текст должен быть четким, актуальным и достоверным, содержать доказательства и набор необходимых реквизитов.

Порядок рассмотрения заявлений

Срок рассмотрения заявления в прокуратуре включает в себя время его предварительного и дальнейшего изучения.

Предварительное

В процессе подачи жалобы она подлежит фиксации, а далее – вынесению решения в предварительном порядке. Разумеется, заявитель получает письменное уведомление об этом результате. Делается это посредством почты, вне зависимости от статуса заявителя.

При некорректной подаче жалобы она оставляется без внимания и игнорируется. Если все верно, создается соответствующее решение на последующую работу и осуществление проверочных мероприятий.

Обратите внимание! Заявительная бумага может быть подана в подведомственные структуры или направлена в прочие государственные службы.

Когда подача жалобы осуществляется повторно или представляет собой дополнение к имеющимся предоставленным бумагам, она может быть запросто приобщена к ведению основного процесса.

Сроки рассмотрения в данной ситуации составляют 3 дня с момента регистрации заявления в прокуратуре и его внесения в учетную книгу. Именно на протяжении этого времени и производится создание предварительного решения.

Дальнейшее

После принятия к рассмотрению на предшествующем этапе стартует основная проверка. Обязательно дальнейшее решение предоставляется в адрес заявителя в форме специального уведомления. На основании решения представителей органа, жалоба может быть:

  • удовлетворена в частичном или полном порядке, если необходимо защитить права и интересы истца или исполнить его требования о компенсации;
  • направлена для детального изучения в нижестоящие структуры;
  • разъяснена лицу по каждому из предоставленных требований и оснований;
  • отклонена, если требования не обоснованы, а нарушения не замечены.

В соответствии с этим порядком, сроки могут колебаться, исходя из содержания и структуры обращения.

Сроки рассмотрения

Вообще на практике существует два типа срока изучения жалоб – общий и сокращенный:

  1. Общий. Он подразумевает временной интервал, составляющий не более 30 дней. Он нужен для того, чтобы прокуроры могли произвести проверки и выявить нарушения. Понятно, что это потребует определенных временных затрат. Срок может быть увеличен в связи с необходимостью расширения доказательной базы со стороны заявителя и принесения им дополнительных бумаг. Об этом заявитель получит отдельное уведомление. Получается, что изначально общий период составляет не менее 30 дней, но может и продлеваться при рассмотрении особых дел и в рамках индивидуальных условий. Для его продления происходит формирование соответствующего ходатайства с детальным изложением мотивов.
  2. Сокращенный. Этот срок действует в отношении тех жалоб, которые не нуждаются в предоставлении вспомогательных материалов и проведении проверок. Рассмотрение заявлений такого плана осуществляется на протяжении 15 дней. Истребование дополнительных документов по этим бумагам не производится, сами требования не предполагают проведения трудоемких мероприятий и процессов, что и обеспечивает высокий показатель скорости проведения разбирательств.

Так, срок ответа на заявление в прокуратуру составляет 15 или 30 дней.

Важно знать! Отдельная категория жалоб включает заявления, поданные лицами, участвующими в уголовном производстве. Они изучаются на протяжении 3-х дней, а максимально возможный период в случае продления не превышает 10 суток.

Какие не получают рассмотрения

По факту рассматриваются все письма граждан. После того как представители службы осуществят первичное ознакомление, прокурор принимает решение о том, нужно ли сделать обращение к последующему разбирательству, или можно ограничиться имеющимся материалом и принять решение. Но в отношении некоторых заявлений могут произойти заминки:

  • непринятие к рассмотрению по причине объективных обстоятельств;
  • передача в нижестоящие прокурорские службы и филиалы;
  • перенаправление в целях проведения проверочных мероприятий в стенах правоохранительных органов и служб;
  • возврат обратно заявителю с указанием основных причин.

Сколько Времени Рассматривается Жалоба в ПрокуратуруБез ответа могут быть обращения, которые содержат помарки и огрехи

Во избежание переадресации поданного письма в иные инстанции, необходимо сначала сделать самостоятельное обращение к руководству компании, деятельность которой и вызвала необходимость в создании жалобы. Если там вы получили отказ, можно формировать обращение в прокуратуру. Без ответа могут быть обращения, которые содержат помарки и огрехи:

  • не указаны сведения о заявителе, а письмо считается анонимным;
  • отсутствует достаточное количество данных для того, чтобы вопрос считался разрешенным;
  • имеется непосредственное вмешательство сторонних граждан в компетенцию надзорных и контролирующих органов и служб;
  • в тексте присутствуют элементы нецензурной лексики, угрозы для жизни и здоровья;
  • в письме не содержится какого-либо смысла, логической цепочки, а заявитель является нетрудоспособным;
  • обращение формируется повторно, и в нем не предоставляются новые факты и сведения;
  • клевета на других лиц не признается правдивой, как и обвинение их в том, чего они не совершали.

Если не рассматривают

Вследствие осуществления всестороннего разбирательства прокуратура отправляет заявителю ответ с решением. В любом случае заявитель получит письмо, содержащее ответ, даже если заявление не будет подлежать рассмотрению.

Не отвеченными остаются лишь письма, являющиеся анонимными, т. е. не содержащие обратного адреса. Проверочные мероприятия признаются завешенными в ходе рассмотрения всех вопросов, освещенных в заявительной бумаге.

Об итогах разбирательства, которое было проведено, заявитель уведомляется в обязательном порядке.

Если было вынесено соответствующее прокурорское предоставление, заявитель должен получить детальную информацию о том, когда и где он может провести ознакомление с результатами исполнения решения.

Если заявка носит коллективный характер, направление ответа может быть осуществлено в адрес ответственных лиц.

Заключение

Таким образом, органы прокуратуры действуют в соответствии с законодательством и рассматривают все вопросы и задачи, поставленные в рамках поданной жалобы. Традиционно срок рассмотрения составляет от 3-10 дней (для уголовных дел) до 15 или 30 дней (для иных обстоятельств).

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Срок и порядок рассмотрения обращений в органах прокуратуры. Аппарат прокуратуры области.

Разъясняет и.о. начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Г.В. Какшин.

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности Российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.

Читайте также:  Как Приватизировать Дачный Домик на Приватизированной Земле

2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генеральной прокуратуры России от 30.012013  № 45 ”06 утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации”.

Так, согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.

2007 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорам предложено работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задач защиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.

Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию  имя и отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения.

Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры до передачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

По результатам предварительного рассмотрения принимается одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

  • В органах прокуратуры обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
  • По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:
  • – «удовлетворено» приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
  • – «удовлетворено повторное обращение» обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;
  • – «отклонено» — требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
  • – «разъяснено» — по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
  • – «принято иное решение» обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
  • – «направлено» обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
  • Не подлежат разрешению обращения:
  • – не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);
  • – в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
  • – содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;
  • – если текст письменного обращения не поддается прочтению.
  • На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.
  • Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в органы прокуратуры в письменной форме.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте.

Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры. Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю.

Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них дается руководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.

Срок рассмотрения и ответа на жалобы, заявления и обращения в прокуратуре

Для того, чтобы подробно рассматривать установленные сроки, необходимо описать весь процесс рассмотрения жалобы в прокуратуру от начала и до конца. И начинается все с подачи жалобы.

Для того, чтобы передать своё обращение в прокуратуру, пострадавший от противоправных действий гражданин может лично обратиться в отделение, направить вместо себя доверенного представителя или же передать жалобу по почте заказным письмом.

При этом в приёмной после получения жалобы выдаётся расписка. С этого момента и отсчитывается срок рассмотрения жалобы.

После того, как жалобу примет специалист, она будет передана уполномоченному сотруднику, который займется её рассмотрением. На этом этапе выносится решение о том, что с жалобой делать. Есть три варианта:

  • Дело оставляют без рассмотрения. Это возможно в ряде случаев, которые мы подробно опишем ниже. О том, что дело остается без рассмотрения, заявителю сообщают письменно. При этом обязательно указывается причина отказа в рассмотрении дела;
  • Дело переходит в работу к следователю. В этом случае признается, что имеет место наличие правонарушения, которое прокуратура может рассмотреть. Если заявление принято, то его передают сотруднику прокуратуры и тот открывает дело, а затем начинает его вести различными способами;
  • Дело перенаправляется в иную государственную службу. Это возможно в тех случаях, когда прокуратура получает заявления, на которые отвечать должна иная служба. Например, если поступила жалоба на нарушение прав потребителей, то прокуратура перенаправит дело в Роспотребнадзор. Исключение – если ранее заявитель уже обращался в уполномоченную службу, но это не дало результата. О таком действии заявителю так же сообщается письменно.

Если жалоба была принята в работу, то уполномоченный сотрудник прокуратуры начинает её рассмотрение. Сложно сказать, как именно будет проходить дело, так как каждая жалоба рассматривается индивидуально.

Например, если дело касается значительного нарушения трудового законодательства, то сотрудник прокуратуры направляется к пострадавшему на работу с проверкой документов, а если нарушений потребительских прав – то к экспертам-оценщикам.

Независимо от того, как проводилось расследование, прокуратурой может быть принято одно из четырех решений:

  • Удовлетворить требования заявителя. В том случае, если прокуратура выявит нарушения и сможет сама назначить наказание в соответствии с законом, она выносит решение, подтверждающее правоту заявителя и обязующее нарушителя выполнить все выдвинутые пострадавшим требования;
  • Частично удовлетворить требования заявителя. В этом случае сотрудник прокуратуры так же выявляет нарушение, но либо признает его не достаточно серьезным, либо требования заявителя – слишком завышенными. Таким образом, так же засчитывается факт правонарушения, но при этом прокуратура обязывает выполнить требования пострадавшего не в полном объеме;
  • Отказать заявителю в удовлетворении требований. Это возможно в том случае, если в результате проверки либо не было обнаружено нарушений вовсе, либо требования пострадавшего не имели отношения к нарушению;
  • Передать дело в суд для дальнейшей работы. Порой случается так, что в ходе проверки прокуратура обнаруживает настолько серьезные правонарушения, что самостоятельно установит степень вины и назначить наказания у неё нет полномочий. В этом случае все материалы дела передаются в суд, и проверка прокуратурой перерастает в полноценное судебное разбирательство.

Отметим очень важный факт – обо всех значительных шагах в ходе проведения расследования прокуратура сообщает заявителю. То есть у вас всегда будет иметься общее представление о том, на каком этапе рассмотрения находится ваша жалоба. Кроме того, закон разрешает гражданам обращаться в отделение и уточнять интересующие их данные по делу.

Как составляется жалоба в прокуратуру

Обратиться в прокуратуру может любой человек, независимо от гражданства, объединение граждан (коллективная жалоба). При этом как жалоба в прокуратуру квалифицируется только просьба заявителя оказать содействие в восстановлении прав и свобод заявителя или третьих лиц.

Читайте также:  Больничный Лист с Продолжением Как Оплачивать

Жалоба обязательно должна содержать:

  • наименование органа прокуратуры, куда направляется жалоба, или должность либо фамилию, имя, отчество должностного лица такого органа;
  • сведения о заявителе: его Ф.И.О., адрес регистрации  по месту жительства (обязательно), адрес почтовый (если отличается от регистрации), номер факса (при наличии) и телефона, электронную почту;
  • жалоба обязательно должна быть подписана. И датирована.

Сам текст жалобы не должен быть объемным. Излагаются факты (желательно, с учетом хронологии), какие права заявителя или третьего лица нарушены, какие действия должны быть предприняты органами прокуратуры для устранения нарушенных прав.

Чаще всего причинами обращения с жалобой в прокуратуру являются: незаконное увольнение, невыплата заработной платы (в этих случаях можно одновременно направить жалобу в трудовую инспекцию), отказ в возбуждении уголовного дела, отказ должностных лиц органа власти предоставить информацию или оказать государственную услугу (до или одновременно с подачей административного иска об оспаривании решения органа власти или на действия должностного лица).

Сроки рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры

Главная / Прокуратура разъясняет / Правовое просвещение

Одной из основных функций органов прокуратуры является защита прав и свобод граждан. Одним из важнейших источников информации о нарушениях закона являются заявления, жалобы и иные обращения граждан, которые позволяют оперативно реагировать на нарушение прав и свобод человека и гражданина.

При этом основным принципом, лежащим в основе процедуры рассмотрения обращений граждан, является принцип своевременности, то есть соблюдение установленных законом сроков рассмотрения обращений. Именно поэтому одним из наиболее часто возникающих у граждан при обращении в органы прокуратуры является вопрос о сроках рассмотрения обращений.

Жалобы в прокуратуру

Главная

Дополнительные услуги

Жалобы в прокуратуру

Полномочия прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

  • Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом №   2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», международными договорами РФ.
  • Обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:
  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
  • Обращение в прокуратуру

Основным поводом обращения граждан в прокуратуру является нарушение их законных прав. Это может иметь место как со стороны представителей органов власти и государственного управления, так и администрации предприятия, учреждения, организации.

Есть одно принципиальное различие между обращением в суд и в прокуратуру. Если в суд гражданин обращается за защитой собственных прав (не считая представления интересов малолетних и т.п.

), то к прокурору он может обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном преступлении, причем вне зависимости от того, против кого оно было направлено.

Как сообщалось в печати, в связи с обращениями граждан, по заданию Генеральной прокуратуры РФ в целом ряде регионов страны прокурорами на местах были проведены проверки соблюдения органами милиции законодательства о розыске без вести пропавших стариков и инвалидов.

Выявлены многочисленные случаи, когда пропавшие люди оказались жертвами незаконных действий преступных групп, которые «вычисляли» одиноких владельцев квартир, а затем убивали их, в лучшем случае выставляли за дверь. По всем таким фактам именно прокуратура возбуждала уголовные дела, привлекала преступников к уголовной ответственности, принимала всевозможные меры к восстановлению нарушений закона.

Поводы обращений к прокурору могут быть весьма разнообразными. Это, к примеру, несвоевременная выдача заработной платы, всевозможные не основанные на законах ограничения.

Безусловным основанием обращения к прокурору является отказ милиции зарегистрировать заявление гражданина о совершенных в отношении него противоправных действиях.

Уклонения от их расследования — грубейшее нарушение законности.

В свою очередь, на прокурора законом возложена обязанность рассмотреть поступившее обращение, проверить его обоснованность и при установлении фактов нарушения закона принять меры к их устранению, к восстановлению нарушенных прав.

Каких-либо ограничений в плане обращения к прокурору закон не содержит. Единственным условием такого шага является факт нарушения закона.

И опять обратим внимание на разницу между обращением в суд и к прокурору.

Суд, разбираясь с иском гражданина, принимает решение по существу.

Если он приходит к выводу об обоснованности требований истца, то одновременно признает действия ответчика незаконными (отменяет приказ, выселяет из незаконно занимаемой квартиры, взыскивает моральный ущерб и т.

п.), возлагая на виновную сторону обязанность восстановления нарушенных прав. Если же суд считает, что иск неправомерен, — отказывает истцу.

Что же касается прокурора, то он не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт и вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение посредством принесения протеста, представления. Руководители и должностные лица, получив от прокурора такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

  1. Прокурор по закону обязан добиваться устранения нарушений закона и вправе в порядке защиты нарушенных прав заявителя сам обратиться за их защитой с иском в суд.
  2. Требования к жалобе (заявлению)
  3. Жалобы, заявления и обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Какой-либо строго установленной формы обращения к прокурору не существует (в отличие от искового заявления в суд, содержание и оформление которого четко регламентирует ГПК РФ).

Заявление или жалоба составляются в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (причем ссылки на конкретные нормы закона не обязательны — с этим в прокуратуре разберутся сами), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где допущено нарушение.

Жалобщику необходимо указать сведения о самом себе — фамилию, адрес, телефон, чтобы прокурор мог связаться с гражданином, сообщить ему о результатах рассмотрения обращения.

Жалоба (заявление), как правило, пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Она может быть направлена прокурору по почте, а также вручена ему на личном приеме, передана непосредственно в канцелярию прокуратуры и в обязательном порядке должна быть зарегистрирована.

  • Обращение — это изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство (в том числе коллективное) гражданина, должностного и иного лица.
  • Предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социально-экономической и иных сферах.
  • Заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
  • Жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • Ходатайство — изложенное в письменной форме обращение гражданина с просьбой о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.
  • Коллективное обращение — обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
  • Дубликат обращения — обращение гражданина, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица.
  • Повторное обращение — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу.

Парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований ст. 18 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в порядке, установленном их регламентами, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора РФ.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ — оформленный надлежащим образом документ о нарушениях законов с требованием об их устранении и направленный Генеральному прокурору РФ.

Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ — документ члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, направленный в органы прокуратуры с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о представлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, и не оформленный как запрос.

Заявления и сообщения о совершенном или готовящемся преступлении рассматриваются в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством (ст. 141 УПК РФ).

  1. Жалобы на действия (бездействие) и решения органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры, решения, определения и постановления судов проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных соответственно уголовно-процессуальным, гражданским или арбитражным процессуальным законодательством.
  2. Рассматриваются также и обращения граждан, направленные средствами массовой информации.
  3. Содержание обращения
  4. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись.

Обращения, не содержащие сведений о лице (фамилию и его местонахождение (адрес)), признаются анонимными и оставляются без разрешения. При наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направляются в правоохранительные органы по принадлежности.

Обращения с неразличимым текстом или такие, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также с разъяснением, куда им для этого следует обратиться. Копии таких обращений помещаются в надзорные производства.

Читайте также:  Что Относится к Потребительским Свойствам Товара

Не подлежат разрешению запросы и другие обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел или осуществлении надзорных полномочий. Об этом в десятидневный срок направляется мотивированное сообщение автору обращения.

Узнать более подробно о предоставляемых юридических услугах, сроках, стоимости, заказать необходимую Вам юридическую услугу, Вы можете по телефонам указанным выше

Генпрокуратура обновила порядок рассмотрения жалоб на действия следователей и дознавателей

Генеральная прокуратура опубликовала Приказ от 24 августа № 487 о порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Ранее действующий Приказ генпрокурора от 1 ноября 2011 г. № 373 признан утратившим силу.

Как указано, документ направлен на обеспечение исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач.

Генпрокуратура уточнит особенности участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводстваВ проекте приказа, в частности, отмечается, что в суде присяжных должен участвовать прокурор, «обладающий соответствующими личностными и профессиональными качествами»

Действовавший ранее порядок касался жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора. Теперь же он касается также начальника подразделения дознания и начальника органа дознания.

Предусматривается, что жалобы на действия и решения данных должностных лиц необходимо проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования (п. 2 и п. 7 приказа).

Ранее по их указанию проверкой могли заниматься другие должностные лица органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

Адвокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов считает, что внесение данных пунктов является вполне закономерным и логичным, так как реализация должностными лицами органов дознания и следствия своих полномочий, установленных уголовно-процессуальным законом, имеет свою существенную специфику, в связи с чем надзор за ней должны осуществлять именно сотрудники прокуратуры, постоянно взаимодействующие с данной сферой.

Так же, как и ранее, в порядке отмечается, что по результатам рассмотрения жалобы выносится соответствующее постановление, в котором излагаются краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. Однако в Приказе № 373 подчеркивалось, что при вынесении постановления необходимо руководствоваться требованиями ч. 4 ст.

7 УПК РФ, положениями Постановления КС РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П и Определения КС РФ от 25 января 2005 г. № 42-О.

В новом же приказе данное разъяснение отсутствует, вместо этого указано, что выносить такое постановление необходимо путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым доводы принимаются либо отвергаются (п. 8 документа).

Изменился и порядок действий при удовлетворении жалобы на нарушение органом дознания разумного срока уголовного судопроизводства. Так, в п.

9 приказа предусматривается, что необходимо давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий для ускорения производства по уголовному делу, а также обеспечить строгий контроль за их исполнением до истечения срока дознания.

В документе появилось разъяснение, касающееся порядка обжалования участником уголовного судопроизводства постановления прокурора, принятого по жалобе в порядке ст. 124 УПК.

«При этом у нижестоящего прокурора истребовать мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые копии актов прокурорского реагирования и процессуальных документов, подтверждающих либо опровергающих доводы заявителя, а в случае необходимости – материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела», – указано в приказе. Кроме того, подчеркивается необходимость решения вопроса о персональной ответственности в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения жалобы (п. 10).

Адвокат АБ «Забейда и партнеры» Николай Яшин отметил, что нововведение о необходимости истребования мотивированного заключения об обоснованности доводов заявителя фактически исполнялось всегда, только ранее прокурором готовилось заключение о законности и обоснованности обжалуемого участником уголовного процесса решения следователя или дознавателя.

О процессуальных нарушениях, допускаемых прокурором при рассмотрении жалоб, поданных заявителями или их адвокатами в порядке ст. 124 УПК РФ

Адвокат «Санкт-Петербургской адвокатской коллегии Нарышкиных» Андрей Федорков указал, что полномочие вышестоящего прокурора решать вопрос о персональной ответственности нижестоящего прокурора в случае выявления факта ненадлежащего рассмотрения им жалобы в порядке ст. 124 УПК является значимым новшеством.

Приказом особо отмечается важность проверки доводов о нарушениях прав участников уголовного судопроизводства, которые обратились в судебные инстанции, в том числе международные. В документе указано, что при выявлении нарушений нужно принимать исчерпывающие меры по их восстановлению (п. 11).

По мнению Андрея Федоркова, данное изменение является положительным и отчасти может быть связано с передачей Генеральной прокуратуре полномочий на представление интересов государства при рассмотрении жалоб в ЕСПЧ.

Генпрокуратура стала представителем России в иностранных и международных судахВладимир Путин подписал пакет поправок, которые наделяют надзорное ведомство новыми функциями, в том числе по представительству государства в ЕСПЧ

Николай Герасимов считает, что новый приказ Генпрокуратуры не претерпел большого количества изменений по сравнению с предыдущим.

«Как и прежде, по моему мнению, он содержит лишь общие принципы осуществления сотрудниками прокуратуры различных уровней надзорной деятельности в данной области и во многом повторяет положения УПК», –выразил адвокат.

В то же время он отметил, что несколько положительных, как представляется, нововведений все-таки имеют место.

По мнению Николая Герасимова, в новый порядок рассмотрения жалоб так и не вошли некоторые весьма важные положения. Например, как и ранее, не предусматривается запрет на передачу жалобы, поданной в порядке ст.

124 УПК в прокуратуру на действия (бездействия), решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, на рассмотрение руководителю должностного лица, принявшего обжалуемое решение, отметил адвокат.

По его мнению, работники прокуратуры явно злоупотребляют данной возможностью и нередко жалобы на следователей направляются на рассмотрение руководителю следственного органа.

«В итоге имеет место ситуация, при которой, во-первых, совершенно необоснованно затягиваются сроки рассмотрения жалобы по существу; во-вторых, ответ на жалобу нередко, по моему мнению, готовит само должностное лицо, действия которого обжалуются, несмотря на то, что подписывает его руководитель; в-третьих, заявитель фактически лишается права, установленного законом, а именно – рассмотрения его жалобы именно прокурором, а не иным лицом», – поделился Николай Герасимов.

Николай Яшин подчеркнул, что в большинстве своем сохранились все те же декларативные нормы о необходимости внимательного и принципиального рассмотрения жалоб, поданных в порядке ст.

124 УПК РФ, и привлечения к строгой ответственности должностных лиц нижестоящей прокуратуры за ненадлежащее рассмотрение жалобы участника уголовного процесса.

Разница лишь в том, что были несколько расширены некоторые положения ранее действовавшего приказа, уточнил адвокат.

По мнению Николая Яшина, декларативность положений приказа выражается в том, что сама Генпрокуратура РФ рассматривает жалобы, поданные в порядке ст. 124 УПК, по уголовным делам, за производством предварительного следствия которых она непосредственно надзирает, без вынесения постановления об отказе или удовлетворении жалобы и с нарушением трехсуточного срока их рассмотрения.

Адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов также отметил, что новый документ ничего существенного в существующий порядок рассмотрения жалоб не добавил.

При этом он подчеркнул, что зачастую предшествующий приказ не соблюдался, а процессуальные жалобы в подавляющем большинстве до настоящего времени рассматриваются как обращения обычных граждан, без соблюдения процессуальных сроков и вынесения требуемого постановления.

Игорь Бушманов указал, что данная негативная практика сложилась достаточно давно и, безусловно, нарушает права на своевременную защиту и требует искоренения. «Надеюсь, что новые веяния в Генпрокуратуре исправят такую ситуацию в положительную сторону. Хотя, к сожалению, мало в это верится», – резюмировал Игорь Бушманов.

Андрей Федорков обратил внимание, что судить о том, повлияет ли, насколько существенно и в какую сторону новый порядок на рассмотрение жалоб, следует только спустя некоторое время, когда сформируется определенный объем практики, связанной с рассмотрением жалоб в соответствии с новым приказом.

«Если Генеральная прокуратура будет контролировать соблюдение требований своего приказа, есть вероятность, что ситуация с рассмотрением жалоб улучшится, главным образом, в части усиления контроля за полной и всесторонней проверкой доводов заявителя и принятием эффективных мер реагирования при выявлении нарушений в деятельности органов предварительного расследования», – заключил адвокат.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector