Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него. Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.

Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников. Так называемая всеобщая обязанность.

Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
  • для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.

1. Обозначьте ответственных лиц

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.

2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников.

Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью.

Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте).

Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

2. Определите, какие сотрудники подлежат воинскому учёту

  • К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.
  • Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.
  • К военнообязанным относятся:
  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила. Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.

Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.

Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4. Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.

3. Подготовьте документы для ведения воинского учёта

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

Подготовленные документы:

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года.

Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

4. Согласуйте документы с военкоматом

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом.

Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы.

Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

5. Составьте отчётность

Отчитываться в военкомат нужно ежегодно. Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства. Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учёта

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.

Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.

Подведем итоги

В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.

Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта. Работайте без нарушений!

  1. Татьяна Андрияшкина эксперт по заработной плате проекта «Зарплата 360°»
  2. Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.
  3. Читайте другие статьи автора в нашем блоге:

Воинский учёт в организации: виды, особенности, ведение, ответственность за нарушения

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём. 

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы.
  • Мужчины старше 27 лет.
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Читайте также:  Сколько хранится информация о судимости

Как вести воинский учёт

  1. В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом.

    Если у человека нет документов, сообщите в военкомат. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару. 

  2. Перепишите данные из документов воинского учёта в личную карточку по форме Т-2. Заполните в ней раздел II «Сведения о воинском учете».

     Хранить личные карточки надо в отдельной картотеке.

Во Сколько Лет Сдавать Военный Билет

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам. 

Сообщайте о вызовах в военкомат и вручайте повестки. Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.  

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В действующем КоАП В проекте нового КоАП
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте от 300 до 1000 ₽  от 1000 до 5000 ₽
В срок не ответить на запрос военкомата от 300 до 1000 ₽  от 1000 до 5000 ₽
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников от 300 до 1000 ₽ от 1000 до 5000 ₽
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат от 500 до 1000 ₽ от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 08.02.2021

Как происходит снятие с военного учета по возрасту

Все граждане, подлежащие мобилизации в военное время, стоят на воинском учете. К ним относятся годные по здоровью к службе в военное время мужчины определенного возраста, а также женщины, служащие в структурах МО, имеющие военно-учетную специальность или проходящие обучение по этой специальности.

Что такое воинский учет

Документы воинского учёта находятся в военкоматах по месту жительства военнообязанного. В них содержатся все данные, касающиеся вопросов именно военной службы:

  • заключение военно-врачебной комиссии о степени годности к службе;
  • военно-учетная специальность;
  • данные о прохождении срочной для призывников или действительной службы для профессиональных военных;
  • данные о повышении квалификации на военных сборах и т.д.

Когда и как снимают с учета по возрасту

Все военнообязанные освобождаются от воинской обязанности по достижению возрастного порога.

Процедура снятия с учета по возрасту

Для военнообязанного это происходит автоматически, то есть не надо никуда обращаться и писать заявлений или обращений о снятии с учета. Военный билет остается на руках владельца, его никуда не сдают.

В зависимости от разряда военнообязанных запаса отличается возраст снятия с учета и освобождение от обязательной воинской обязанности:

  1. 50 лет – для солдатского состава в звании до старшего прапорщика (старшины).
  2. 55 лет – для младшего офицерского состава.
  3. 60 лет – для старшего офицерского состава в звании до подполковника.
  4. в 65 лет – для званий выше подполковника.
  5. Военнообязанные женщины снимаются с учета в 45 лет. Для женщин-офицеров этот срок продлён до 50 лет.

Снятие с воинского учета при смене места жительства

Несмотря на то, что снятие с учета по возрасту происходит по умолчанию, есть ситуации, когда удобнее сходить в военкомат и сделать в воинском билете отметку.

Например, при смене места жительства бывшего военнообязанного его личное дело уже не будет пересылаться для постановки на учет в военкомат по новому месту жительства.

Но в реальности может возникнуть ряд ситуаций, когда в отделе кадров какой-либо организации или где-то ещё потребуется документ, подтверждающий факт снятия с учета по возрасту . И тогда придется ехать лично в военкомат по старому месту жительства или долго решать вопрос с помощью почтовых пересылок.

Поэтому до переезда достаточно зайти в свой военкомат с паспортом и военным билетом. Там поставят штамп “Снят с учета по возрасту”.

И больше никаких вопросов ни у каких служб по этому поводу не возникнет.

На основании заверенной записи в военном билете будут сделаны соответствующие записи в военно-учетном столе по месту работы или где-то ещё, где может потребоваться такая информация о гражданине.

Снятие с учета по состоянию здоровья

Военно-призывные комиссии активно интересуются состоянием здоровья военно-обязанных для призыва на срочную службу сроком на 1 год, который возможен в возрасте с 18 до 27 лет. По результатам медицинского обследования призывников даются разные категории годности А,Б,В,Г, Д.

Каждая категория имеет свои подпункты. Например, А1 (годность без ограничений) и т.д. Военнообязанные категорий А и Б проходят срочную службу, категории В освобождены от срочной службы, но подлежат призыву в военное время. Поэтому не служившие с категорией В тоже далее стоят на воинском учете в таком же порядке, как и отслужившие срочную службу.

Категория Г означает временную негодность к срочной службе в результате травмы, непожизненного заболевания и т.д. Как правило, военно-врачебная комиссия дает отсрочку по категории Г на 1 год. Далее – новое освидетельствование.

Бывает, что военнообязанные категорий А и Б, годные к срочной службе, по каким-то причинам не прошли такую службу.

Чаще всего это или так называемые “уклонисты”, или военнообязанные категории Г – временно не подлежащие призыву на срочную службу по состоянию здоровья, после выздоровления перешедшие в категорию Б или даже А в возрасте 27 лет и позже, когда заканчивается возраст прохождения срочной службы. После 27 лет все они тоже остаются на учете как и все военнообязанные запаса, как проходившие, так и не проходившие срочную службу.

Военнообязанный может потерять годность к службе раньше предельного возраста в результате заболеваний или травмы.

Но когда это случается после прохождения срочной службы, или после 27 лет, военно-призывную комиссию такие факты интересуют меньше. Например, только когда военнообязанного запаса призывают на сборы.

И вдруг оказывается, что он не может их пройти по состоянию здоровья. Тогда военнообязанный запаса подлежит медицинскому освидетельствованию в установленном порядке.

И дальнейшая категория его учета или полное снятие с учета будет зависеть от заключения ВВК (военно-врачебной комиссии).

Возможные исключения из правил

Категория медицинского заключения Д означает полную негодность к службе и в мирное, и военное время. Такие категории снимаются с учета после заключения ВВК, независимо от возраста.

Не подлежат учету лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы и с непогашенной судимостью после освобождения.

Также не регистрируются в военкоматах лица, проживающие вне Российской Федерации.

Процедура снятия с учета

Первая постановка на учет совершается в возрасте примерно 17 лет, в момент выдачи приписного свидетельства.

Для этого призывник обязан представить в военкомат минимум документов:

  1. Паспорт.
  2. Справку с места работы или учёбы.
  3. 3 фото размером 3 на 4 см.

Снятие с учета ещё проще. По достижению возрастного порога личное дело военнообязанного в военкомате просто переносится в архив с отметкой о снятии с учета.

Необходимые документы для снятия с регистрации в военкомате

Если военнообязанный обратится в военкомат с паспортом и военным билетом, ему сделают отметку о снятии с учета. Всё абсолютно просто и бесплатно.

Если не обратится – значит просто не потребовалась отметка в военном билете о снятии с учета по возрасту. Но от этого ничего не изменится.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайтеи получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Призыв в армию 2022, последняя информация

Каждый год призыва проходит в суматохе. Родители и призывники судорожно ищут новые нововведения, которые могут облегчить жизнь молодому бойцу. 2022 год не стал исключением. В этой статье рассмотрим основные нововведения, которые смогут вас приятно удивить.

Рассмотрим те моменты, которые не изменились, и будут действовать до ближайшего года.

Срок военной службы остался 12 месяцев. Ходит множество слухов именно по поводу этого момента. Кто-то говорит, что срок службы уменьшили на 1,5 месяца, кто-то – что продлили на 8 месяцев. И то, и то – не правда. Срок службы остался неизменным и ближайших нововведений в этом пункте не предвидится.

Если говорить о законодательных моментах, то процедура продления или укорачивания службы довольно сложна. Длительность военной службы определяется документом, который должен подписать Верховный главнокомандующий, а именно В.В. Путин.

Временные промежутки военного призыва

Данный пункт также остался неизменным. Всего существует два периода призыва, которые должны четко соблюдаться. В другой период призывника не имеют права забрать.

Весенний призыв длится с 1 апреля по 15 июля. Этот период может быть сдвинут на 1 мая. Это касается граждан, которые проживают в районах Крайнего Севера работников педагогического труда.

Осенний призыв длится с 1 октября по 31 декабря. Для жителей Крайнего Севера осенний призыв начинается с 1 ноября. Данные временные рамки не распространяются на педагогов.

Возраст призывника

Возраст призывника остался тем же. Этот пункт нововведения тоже обошли стороной. Согласно Федеральному Закону “о срочной военной службе” возраст солдата составляет от 18 до 27 лет.

Если говорить об офицерском составе, то здесь сроки немного другие. Для матросов, сержантов, солдат, мичманов и прапорщиков максимальный призывной возраст составляет 35 лет, младшие офицеры- 45 лет, старшие офицеры – 50 лет, высшие офицеры – 60 лет.

Изменения 2022 года практически не коснулись организационных моментов самого призыва, но значительно улучшили качественные его стороны. С этого года:

  1. Призывнику выдается личная мобильная сумка, в которой содержатся все личные вещи, бритвенные принадлежности и предметы гигиены.
  2. Введено такое понятие, как «дневной сон». В дневное время будет выделяться время для отдыха военнослужащего. Доказано, что это значительно повышает качество жизни и работоспособность солдат.

Изменения 2022 года

Согласно нововведениям 2022 года, призыву в армии не подлежат следующие категории граждан:

  • Отцы-одиночки, которые самостоятельно воспитывают ребенка. Отсрочка от военной службы действует до исполнения ребенку 18 лет.
  • Граждане, на чьем попечении находятся больные и пожилые родственники.
  • Мужчины, имеющие двое детей и больше. К этой категории можно отнести военнообязанных, которые имеют одного ребенка и беременную жену со сроком более 26 недель беременности.
  • Студенты высших и средних учебных заведений, которые имеют соответствующую аккредитацию. Это относится только к очному обучения. Заочная форма обучения отсрочки от армии не дает.
  • Депутаты местных и государственных органов власти, либо кандидаты на их место на время предвыборной компании.
  • Сотрудники полиции, госнаркоконтроля, пожарники.

Если у вас есть сомнения, можете ли рассчитывать на освобождение от армии или на службу без ограничений в связи с состоянием здоровья, то лучше проконсультируйтесь с опытным военным адвокатом, который поможет разобраться в нюансах и выработать правильную линию поведения.

Снятие с воинского учета по возрасту – порядок и сроки

Снятие с воинского учета по возрасту и состоянию здоровья — самые распространенные причины, по которым военнообязанные граждане могут быть исключены из рядов запаса. На что необходимо обратить внимание организациям при отражении данных изменений в рамках воинского учета, а также каков порядок документооборота, расскажем в нашей статье.

В соответствии с нормами закона «О воинской обязанности» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (далее — закон № 53-ФЗ) основными причинами для снятия с учета являются:

  • смена адреса проживания (пребывания) на срок от 3 месяцев (ст. 10 закона № 53-ФЗ);
  • выезд за пределы РФ на период от 6 месяцев (ст. 10 закона № 53-ФЗ);
  • достижение установленного законодательством предельного возраста (ст. 53 закона № 53-ФЗ).

Несмотря на обстоятельства, которые привели к снятию с учета, важным является корректное отражение данной операции в воинском учете организации. Рассмотрим порядок снятия с воинского учета по возрасту.

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета организациями приведена в этой статье.

Порядок снятия с воинского учета по возрасту

Ст. 53 закона № 53-ФЗ установлен предельный срок пребывания граждан РФ в рядах военнообязанных:

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
1 разряд 2 разряд 3 разряд
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы До 35 лет До 45 лет До 50 лет
Младшие офицеры До 50 лет До 55 лет До 60 лет
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга До 55 лет До 60 лет До 65 лет
Полковники, капитаны 1 ранга До 60 лет До 65 лет
Высшие офицеры До 65 лет До 70 лет

Разряд военнообязанного указан в военном билете. Как правило, 1 разряд у тех, кто прошел как минимум 1 год срочной службы. Также 1 разряд имеют участники боевых действий. Если же гражданин не служил в армии, то его разряд — 2. У женщин в запасе по общему правилу разряд 3.

Согласно таблицы возрастов граждан, пребывающих в запасе, и подлежащих снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста, утв.Генштабом вооруженных сил РФ 11.07.2017, в 2021 году подлежат снятию с учета мужчины: 

Звание 2021
Год рождения
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы 1971
Младшие офицеры 1961
Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга 1956
Полковники, капитаны 1 ранга 1956
Высшие офицеры 1951

Военнослужащие женщины, подлежащие снятию с учета по возрасту в 2021 году

Звание 2021
Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы, майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга 1976
Офицеры 1971

Снятие с учета лица, достигшего предельного срока пребывания военнообязанным, производится автоматически с момента наступления предельного возраста. Однако в целях ведения воинского учета в организации сотруднику необходимо представить военный билет с отметкой о снятии с воинского учета.

Такая запись делается в военном билете, в разделе «Отметки об освобождении от воинской обязанности», в военкомате при личном присутствии гражданина. После этого военный билет с соответствующей отметкой передается сотруднику организации, ответственному за воинский учет, на основании чего в п. 8 личной карточки по форме Т-2 делается запись: «Снят с воинского учета по возрасту».

При этом саму карточку нужно изъять из картотеки, содержащей карточки сотрудников, состоящих в запасе.

О форме и порядке заполнения личной карточки читайте в статье «Личная карточка работника формы Т-2 – скачать образец».

Отметим, что в разделе III Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, отражены обязанности работодателя по правильному ведению учета.

Среди основных обязанностей выделяется актуализация личной карточки военнообязанных лиц. При этом нарушение порядка ведения воинского учета ответственными лицами компании наказывается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.

1 КоАП РФ).

Итоги

Ведение личных карточек сотрудников сопровождается периодическими изменениями, дополнениями и прочими действиями, которые обеспечивают актуальность сведений о каждом из них. Внесение сведений в личные карточки военнообязанных лиц — неотъемлемая часть организации воинского учета у работодателя, за ошибки в котором возможна административная ответственность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст.

28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней.

Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.

В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ.

В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г.

Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде.

При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения.

Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.

) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г.

(достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г.

, в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

ВС разобрался, является ли повестка единственным документом о призыве в армиюВерховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась  

Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения.

В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г.

по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г.

по делу № 33а-23/2016.

Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020.

Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону.

Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст.

219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector