Защита прав граждан РФ: конституционная, социальная, государственная, трудовая, список законов, способы и механизмы реализации

 Защита прав граждан РФ: конституционная, социальная, государственная, трудовая, список законов, способы и механизмы реализации

Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада “Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина”1.

Документ состоит из 15 разделов:

  • правовая основа режима самоизоляции;
  • тенденции развития цифровизации;
  • семейно-бытовое насилие в период пандемии;
  • организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
  • оказание онкологической помощи в период пандемии;
  • трудовые права и права мигрантов;
  • избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
  • права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
  • права лиц без определенного места жительства;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • вопросы похоронного дела;
  • оценка адекватности ограничительных мер;
  • оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
  • оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
  • оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
  • Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
  • Правовая основа режима самоизоляции
  • СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
  • введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
  • введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
  • введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). “Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС”, – считает СПЧ. 

Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.

Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

Тенденции развития цифровизации

В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.

В числе проблем этой сферы выделены следующие:

  • установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;
  • дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;
  • недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);
  • нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
  • несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
  • возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.

“Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и “улучшения морального облика россиян”, – считают в СПЧ.

Семейно-бытовое насилие в период пандемии

Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия.

При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы.

Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала.

Поэтому СПЧ призывает на случай “второй волны” продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:

  • увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
  • организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
  • организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
  • поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
  • разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;
  • рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).
  • СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.

Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает “откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты”.

Оказание онкологической помощи в период пандемии

Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств.

Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.

Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19.

Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам.

В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 “Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда”, принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.

Трудовые права и права мигрантов

“Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго”, – отметил Борис Кравченко.

Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.

Читайте также:  Что подарить на регистрацию брака без свадьбы

Избирательные права и право на участие в управлении делами государства

Как в России защищают права и свободы гражданина

В первую очередь права граждан защищает Основной закон страны — Конституция. 

В главе 2 прописано, что человеку в России гарантированы право на жизнь, достоинство, безопасность, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, неприкосновенность жилища, определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Гарантированы свобода совести и вероисповедания, мысли и слова, право на информацию.

  • Также граждане РФ имеют право на объединение (гарантированы свобода союзов, партий), на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, а также право обращаться в государственные органы.
  • Кроме того, Конституцией гарантированы социальные, экономические, культурные права — полный список прав и свобод есть в соответствующей главе Основного закона. 
  • Отдельно права и свободы защищены кодексами и отдельными законами. 

Так, в частности, трудовые права граждан защищает Трудовой кодекс РФ. В статье 3 прописано: «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах. 

  1. Семейный кодекс защищает права детей и семьи: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». 
  2. В Гражданском кодексе указано, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого‑либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
  3. Закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о них и об их изготовителях, исполнителях и продавцах, о владельцах агрегаторов информации о товарах и услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.
  4. Уполномоченный по правам человека

В России существует Уполномоченный по правам человека.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный, в частности, рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. В случае необходимости можно обратиться к Уполномоченному — вот ссылка.

Социальные права граждан

Социальные права граждан затрагивают большую часть трудовых отношений, связанных с защитой наемных работников, вопросы безопасности труда, отдыха и воспроизводства способностей к труду, условий среды обитания людей, их здоровья и социального обеспечения.

Рассмотрим социальные права граждан подробно.

Право на защиту от безработицы. Это право означает и то, что в случае безработицы государство обязано помочь гражданину, поддержать его — получить работу или переквалифицироваться на специальность, которая в этот момент нужна обществу. К основным направлениям государственной политики в области занятости относится:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации, Республики Татарстан в реализации прав на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, содействие развитию их способностей к профессиональному и творческому труду;
  • соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудность в поиске работы, координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;
  • поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы и некоторые другие.


Право на социальное обеспечение
предполагает право отдельных категорий граждан (престарелых, больных, инвалидов) на получение государственных пенсий, социальных пособий и иных видов помощи в установленном законом порядке (ст.

39 Конституции РФ, ст. 54 Конституции РТ). Для этого поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Пенсии и пособия должны обеспечить уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Каждый имеет право на жилище — одно из самых необходимых жизненных благ — и произвольно никто не может быть лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ, ст. 55 Конституции РТ). Под жилищем понимается благоустроенное помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан.

Это социальное право обеспечивается развитием и охраной государственного, муниципального, кооперативного и индивидуального строительства. Малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ст. 52 Конституции РТ). Это право означает как сохранение здоровья, так и возможность его восстановления в случае болезни.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Право на охрану здоровья обеспечивается путем финансирования программ охраны и укрепления здоровья населения, принятия мер по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным или татарстанским законом минимального размера оплаты. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37 Конституции  РФ, ст. 50 Конституции РТ).

К гарантиям неотъемлемого права граждан на охрану здоровья выступает охрана окружающей природной среды (ст.42 Конституции РФ, ст. 53 Конституции РТ), реализация доброкачественных продуктов питания.

Право граждан на благоприятную окружающую среду тесно связано с получением достоверной информации о ее состоянии и с правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право на государственную защиту материнства, детства, семьи, а также право родителей на заботу, воспитание детей — важнейшие социальные права (ст. 38 Конституции РТ).

Особенности правового регулирования конституционных основ социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации



  • В статье сформулированы конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации, представлена их классификация, а также рассматриваются точки зрения различных ученых-правоведов о природе социальных прав.
  • Ключевые слова: социальные права, конституционное право, основные права человека и гражданина, конституционные основы.
  • Конституционные основы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации непосредственно декларирует Конституция Российской Федерации.
  1. Одним из важнейших социальных прав является право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь.

Бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Анализируя данную статью, необходимо отметить, что для ее реализации не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, развивается частная система здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию [1].

Большинство ученых-правоведов относят данное социальное право к одним из важнейших, с чем, собственно, невозможно не согласиться. Например, Терещенко Н. Д.

отмечает: «право на охрану здоровья и медицинскую помощь — одно из основных конституционных социальных прав человека и гражданина, общепризнанное в документах ООН, в мировом цивилизованном сообществе, специально выделенное Конституцией Российской Федерации (ст. 41)» [9].

В свою очередь, Холодова Т. Ю. подчеркивает: «конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено за каждым человеком в Российской Федерации, и ему корреспондируется обязанность государства признавать, соблюдать и защищать это право человека как высшую ценность, способствовать его осуществлению» [10].

Безусловно, право на охрану здоровья и медицинскую помощь являются наиболее социально значимыми правами, поскольку здоровье — одно из основных ценностей человека, и именно от него зависит положение российского народа, защита и сохранение которого, в свою очередь, оценивается Президентом РФ как одна из важнейших задач для нашей страны.

Если уровень здравоохранения государства не соответствует требованиям международного стандарта, не соответствует требованиям его населения, то оно не может считаться социальным. Охрана здоровья своих граждан, обеспечение совершенной системы функционирования системы здравоохранения являются основными задачами для любого социального государства в мире.

Поэтому «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом» согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ.

  1. Право на труд признается за каждым человеком (ч.3 ст. 37 Конституции РФ).

Труд играет важную роль в формировании и развитии человека, поскольку является естественной потребностью физически трудоспособного человека к обеспечению достойного уровня своей жизни.

Конституция Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 37, провозглашает труд свободным. Свобода труда, в первую очередь, означает, что человек имеет право на наличие и осуществление трудовой деятельности, либо же на ее отсутствие. Также человек волен сам выбирать род профессиональной деятельности, распоряжаться своими способностями к труду.

Читайте также:  Как Обжаловать Действия Сотрудника Гибдд

Важным является право на справедливое вознаграждение за труд, раскрывающее сущность конституционных прав в сфере труда. Согласно ст. 4 «Европейской социальной хартии», право работников на вознаграждение за труд необходим обеспечивать им и их семьям достойный уровень жизни, стимулировать повышенный размер оплаты труда за сверхурочную работу и равную оплату за труд равной ценности [2].

Часть 2 статьи 37 Конституции РФ декларирует труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, который с 01 января 2020 года составляет 12 130 рублей в месяц [6].

Одной из главной составляющей права на труд, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является право на защиту от безработицы, содержащееся в ст. 2 Трудового Кодекса РФ, в ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и в Законе «О занятости населения в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработица представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором расширения бедности населения, и соответственно, значимой проблемой для страны.

Отсюда, главной задачей политики государства должно являться поддержание полной занятости населения, являющейся основой жизнедеятельности и благосостояния населения, и стимулирующей благополучное состояние экономики страны за счет продуктивного использования рабочей силы.

Право на отдых закреплено в ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, а также в Трудовом Кодексе РФ, социальная составляющая которого связана с обязанностью государства создать благоприятные условия для реализации права на отдых.

Право на отдых, наряду с другими социальными правами, имеет высокую социальную значимость, в связи с чем решение пробелов и противоречий данных вопросов является одной из основных задач законодателя в данной сфере.

Цель всех этих прав, являющимися принципами правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений, состоит в создании благоприятных условий труда, в сохранении рабочего места и заработной платы во время отдыха, в защите его от произвола работодателя и в создании уверенности в завтрашнем дне.

3. Конституционное право на государственную защиту материнства, детства и семьи закреплено в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Семья как социальный институт является основой будущего страны и человечества, благополучие которого зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому главной задачей не только мирового сообщества, но и отдельных государств, является правовая защита прав семьи и детей, их обеспечение.

Для реализации прав, поддержки семей, испытывающих трудности в реализации прав в области защиты материнства, детства и семьи, государство принимает различные, в то числе материальные меры: повышение уровня специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитие системы дошкольных учреждений, предоставление льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных пособий семьям с детьми.

Семейная политика должна быть направлена на улучшение благосостояния и функционирования семьи, на ее сохранение и укрепление, на поддержку, а также на обеспечение семейных прав граждан. Важными аспектами являются материальное благополучие, охрана здоровья, получение образования, безопасность и другие.

4. Право на социальное обеспечение, как и другие социальные права, занимает особое место в системе основных конституционных прав человека и гражданина. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение, по мнению Аристова Е. В., это: «участие государства и общества в содержании тех людей, которые из-за нетрудоспособности либо других, не зависящих от них причин не имеют достаточно средств к существованию» [8].

Терещенко Н. Д. считает, что: «под правом на социальное обеспечение следует понимать гарантированную государством и признанную международным сообществом возможность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда у него по объективным причинам отсутствует заработок или трудовой доход» [9].

Материальными видами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия, натуральными — социальное обслуживание, которое представляет собой социальные услуги, оказывающие гражданам на дому или в учреждениях социального обслуживания (детские дома, дома-интернаты и т. д.).

Конституционное право на социальное обеспечение создает ориентиры для проведения социальной политики государства, основываясь на принципах справедливости и социальной солидарности.

5. Статья 40 Конституции РФ устанавливает поощрение жилищного строительства, создание условий для осуществления права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для признания данного права за всеми гражданами РФ.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, право на жилище принадлежит каждому от рождения. Отсюда, проявляется принцип неотчуждаемости, суть которого в недопустимости изъятия и ограничения жилища государством кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ. Даже в случае введения в стране чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) право на жилище не подлежит ограничению.

Из содержания положений Конституции РФ можно выделить основные правомочия данного права: конституционно-правовая стабильность владения и пользования жилым помещением, его благоустроенность, обязанность публичной власти создавать необходимые условия для жилищного строительства, допустимость льготного жилищного обеспечения отдельных категорий граждан по установленным нормам.

Реализация данного права признана одной из важных и ключевых социальных задач государства, поскольку право человека на жилье является одним из основательных прав на достойную и развивающуюся жизнь.

6. Право на благоприятную окружающую среду сегодня является социальной ценностью, без которого невозможно нормальное существование населения и государства в целом.

Данное право закреплено в статье 42 Конституции РФ, закрепляя права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическим правонарушением. Также на основании ст.

36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, не причиняя ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц.

Реализация экологических прав базируется не только в Конституции Российской Федерации, но и Федеральном законе от 10.01.02. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указах Президента РФ и других нормативно-правовых актах.

7. Согласно ст. 43 Конституции РФ, каждый человек имеет право на образование, которое, в свою очередь, относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения (ч. 2 ст. 17 Конституции РФ).

Также ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ст. 114 закрепляет полномочия Правительства РФ по обеспечению в Российской Федерации единой государственной политики в области образования.

Основным законом, регулирующим сферу образовательных отношений, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Данный закон, как и Конституция РФ, определяет основной принцип правового регулирования — обеспечение каждому права на образование.

Одними из главных задач являются недопустимость в сфере образования дискриминации, определение основных направлений развития российского образования.

Право на образование, по своей природе, является уникальным правом, отличающим его от других социальных прав.

Право на образование тесно связано, в первую очередь, с правом на труд, поскольку именно образование дает человеку возможность широкого выбора рода деятельности и профессии.

А также еще одной существенной особенностью является возможность образованного человека полностью реализовать право на доступ к культурным ценностям, пользоваться различными видами творчества: научным, литературным, художественным и т. д.

Право на образование — общественно значимое благо, уникальное социальное право, способствующее интеллектуальному, духовно-нравственному, творческому и профессиональному развитию человека, создающее условия для полноценной жизни человека и общества в целом.

Таким образом, благодаря социальным правам, их широкой классификации, человек, гражданин Российской Федерации гарантирует себе минимум необходимых ценностей цивилизованного общества, способствующих его свободному развитию. Социальные права гарантируют защиту и поддержку со стороны государства, дают уверенность в завтрашнем дне.

Литература:

Основы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Замечание 1

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.
Читайте также:  Сколько Стоит Иск о Разделе Имущества Супругов

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

Замечание 2

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед.

организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия.

Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Замечание 3

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст.

45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон.

Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Пример 1

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Определение 1

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Замечание 4

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты.

Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим.

В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Вывод

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня.

Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Замечание 5

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск.

Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Замечание 6

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав.

В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений.

Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector