Что Такое Приватизация Государственной Собственности

Если кто-то считает, что приватизация в прошлом, то это не так. В стране все еще идет процесс разгосударствления. Имущество ГУПов и МУПов распродается на аукционах и конкурсах. ГУПы преобразовываются в акционерные общества, а теперь могут  стать и ООО. Рассмотрим подробней, какой может быть приватизация в наши дни, какие способы вам подойдут, а какие являются единственно возможными.

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества”» (далее Закон о приватизации) введен новый способ приватизации — преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью (ООО). Поправки, внесенные Законом № 201 ФЗ, вступают в действие с 26 июля 2011 года.

Какие же способы приватизации существуют в настоящее время? Перечень действующих способов приватизации государственного и муниципального имущества установлен в статье 13 Закона о приватизации:

  • преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  • преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
  • продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  • продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  • продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  • продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  • продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  • продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Как видим, перечень способов приватизации довольно многочислен, но можно выделить основные группы способов. Это:

  • преобразование в ОАО или в ООО,
  • продажа имущества на аукционе или конкурсе,
  • продажа акций на аукционе либо на рынке ценных бумаг,
  • внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Порядок и условия проведения различных способов приватизации приведены в главе IV Закона о приватизации.

Конкурс

Государственное или муниципальное имущество может быть приватизировано путем продажи на конкурсе, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Такими условиями могут быть: сохранение числа рабочих мест; сохранение основного назначения приватизируемого объекта, исторического облика зданий, профиля предприятия; содержание и финансирование объектов социальной сферы; установленные размеры инвестиции. Конкурс является открытым по составу участников.

Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса в запечатанных конвертах. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

Аукцион

Если приватизацией государственного или муниципального имущества не установлено выполнение покупателем каких-либо условий в отношении приватизируемого имущества, то оно может быть продано на аукционе. Аукцион является открытым по составу участников.

Подача предложений о цене государственного или муниципального имущества может осуществляться в открытой либо закрытой форме. При закрытой форме предложения о цене подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. При открытой форме предложения о цене приватизируемого имущества заявляются покупателями открыто в ходе проведения торгов.

Если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, то в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации, указывается величина повышения начальной цены («шаг аукциона»). Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Заявки на участие в аукционе должны приниматься в течение не менее чем 25 дней.

Участие в аукционе предусматривает внесение претендентом задатка в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Победителю аукциона задаток не возвращается.

Право приобретения приватизируемого имущества принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за данное имущество. Договор купли-продажи заключается с победителем аукциона в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Специализированный аукцион

Специализированным аукционом признается способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников. Специализированный аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

Единая цена продажи определяется по следующим правилам: а) при расчете единой цены продажи учитываются только денежные средства претендентов, допущенных к участию в специализированном аукционе; б) единая цена продажи рассчитывается таким образом, чтобы она обеспечивала реализацию всех акций, выставленных на специализированный аукцион.

Единая цена продажи не может быть ниже начальной цены продажи.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Законом о приватизации (п. 5 ст. 13).

Способ приватизации должен быть указан в решении об условиях приватизации федерального имущества. Способ приватизации следует отразить в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, которое подлежит опубликованию в официальном печатном издании (п. 2 ст. 14, п. 3 ст. 15 Закона о приватизации).

Специализированный аукцион является межрегиональным в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 15 субъектов Российской Федерации. Специализированный аукцион является всероссийским в случае, если прием заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем 25 субъектов Российской Федерации.

  • Межрегиональный специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют от 500 000 до 3 000 000 установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.
  • Всероссийский специализированный аукцион может проводиться в случае продажи акций открытого акционерного общества, чистые активы которого по данным балансового отчета за финансовый год, предшествующий году, в котором принято решение об условиях приватизации акций открытого акционерного общества, составляют более чем 3 миллиона установленных федеральным законом МРОТ на момент принятия указанного решения.
  • При проведении всероссийских и межрегиональных специализированных аукционов прием заявок обязательно осуществляется в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также в субъектах Российской Федерации, на территориях которых расположен эмитент выставляемых на специализированный аукцион акций, и его структурные подразделения и дочерние общества, численность работников которых составляет не менее 1 000 человек.

Продажа посредством публичного предложения

Если аукцион по продаже государственного или муниципального признан несостоявшимся, то продажа такого имущества осуществляется посредством публичного предложения.

Продажа посредством публичного предложения осуществляется с использованием открытой формы подачи предложений о приобретении государственного или муниципального имущества в течение одной процедуры проведения такой продажи.

При этом цена первоначального предложения устанавливается в размере не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Цена отсечения составляет 50 процентов начальной цены, установленной для аукциона, который был признан несостоявшимся. При продаже посредством публичного предложения осуществляется последовательное снижение цены первоначального предложения на «шаг понижения» до цены отсечения.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит участнику продажи посредством публичного предложения, который подтвердил цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на соответствующем «шаге понижения», при отсутствии предложений других участников продажи посредством публичного предложения.

Если несколько участников продажи посредством публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одном из «шагов понижения», со всеми участниками продажи посредством публичного предложения проводится аукцион по установленным правилам проведения аукциона, предусматривающим открытую форму подачи предложений о цене имущества. Начальной ценой государственного или муниципального имущества на таком аукционе является цена первоначального предложения или цена предложения, сложившаяся на данном «шаге понижения». В случае, если участники такого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену государственного или муниципального имущества, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену государственного или муниципального имущества.

Продажа посредством публичного предложения, в которой принял участие только один участник, признается несостоявшейся. При уклонении или отказе победителя продажи посредством публичного предложения от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается.

Продажа без объявления цены

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

В таком случае начальная цена продажи не определяется и в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества не указывается.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в запечатанном конверте по адресу, указанному в информационном сообщении.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

  1. Материалы по теме:
  2. Ограничения приватизации: ОАО или ООО?
  3. НДС при приватизации

Что Такое Приватизация Государственной Собственности

Приватизация в России как притворная «политическая» сделка. Можно ли вернуть ее стороны (государство и народ) в первоначальное положение?

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

  • Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.
  • На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.    
  • Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача  собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.
  • Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым  здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.
  • Либерализация цен
  • Формальная цель: создание рыночных механизмов регулирования экономики – свободного спроса и предложения.
  • Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение  возможности широкого участия граждан  в приватизационных процессах.     
  • Ваучерная приватизация
  • Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.
Читайте также:  Как Купить Квартиру за Наличные Пошаговая Инструкция

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой “соискателей” (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры  якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.     

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы.

Технология здесь была не хитрой:  предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой  контроля предпринимательскому сообществу.

При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Залоговые аукционы   

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.  

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.      

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения»  со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?        

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.  

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и  пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти  (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации  высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Однако ставить точку в этом вопросе  все-таки рано. Масштабные манипуляции в ущерб интересам абсолютного большинства, чем бы они не объяснялись, в нынешнем мире не проходят бесследно и полагаю, что на первых же выборах, которые будут предполагать конкуренцию (не партий, а – идей и подходов) эта тема, безусловно, всплывет.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы  предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Приватизация государственной собственности

Определение 1

Приватизация государственной собственности – это урегулированная положениями федерального законодательства процедура возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации или собственность регионов, в собственность частным лицам – гражданам или организациям.

Специальным отечественным законодательством предусматриваются основные начала организации процедуры возмездной передачи имущества, составляющего собственность Федерации и регионов, в собственность частных субъектов. К числу таких основных начал относятся следующие:

  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность, реализуется на условиях равенства субъектов, приобретающих такое имущество;
  • возмездная передача имущества, составляющего федеральную или региональную собственность реализуется на условиях открытости функционирования органов и должностных лиц публичного управления;
  • имущество, составляющее федеральную или региональную собственность, передается в собственность частных субъектов – граждан, организаций – исключительно на условиях возмездности. Возмездность предполагает, что встречным предоставлением за передаваемое федеральное или региональное имущество является денежная выплата или передача в государственную или региональную собственность, соответственно, акций или долей хозяйственных обществ, в уставный капитал которого вносится имущество, либо в уставный капитал обществ, которые учреждаются путем преобразования государственных предприятий.

Субъекты приватизации государственного имущества

В качестве приобретателей на условиях возмездности имущества, составляющего государственную или региональную собственность, выступают частные субъекты – физические лица и организации.

При этом законом прямо определены те лица, которые в качестве приобретателей государственного или регионального имущества выступать не могут. Это:

  • унитарное предприятие или учреждение, образованное государством или муниципалитетом;
  • организация, уставный капитал которой более чем на 25% принадлежит Федерации или субъекту Федерации. Исключения из этого правила предусматриваются законом;
  • организация, если место ее регистрации – государство или территория, включенное решением Министерства финансов в перечень оффшорных зон, не раскрывающая информацию относительно своих владельцев и выгодоприобретателей.

Если передача имущества будет проведена в пользу лиц, исключенных законом из числа покупателей государственного или федерального имущества в порядке приватизации, сделка по передаче признается ничтожной в силу прямого указания закона.

Компетенция органов государственной власти в области приватизация государственной собственности

Правительство страны для формирования общей политики государства в области приватизации реализует следующие полномочия:

  • направляет главе государства для последующего утверждения предложение, содержащее список стратегически важных организаций, предложение об изменении такого перечня;
  • утверждает программу передачи федерального имущества на соответствующий период;
  • представляет в нижнюю палату парламента отчетную документацию в отношении проведенной в истекшем году приватизации федеральной собственности;
  • разрабатывает и издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • реализует контрольные процедуры в отношении приватизации федерального имущества, в частности, утверждает перечень организаций, выступающих от имени Федерации при передаче имущества и др.

Правительство страны наделяет специальный орган полномочиями по реализации процедуры приватизации имущества, составляющего федеральную собственность. Кроме того, такие функции могут быть поручены правительством организациям.

  • Такие поручения оформляются решением, в котором определяется имущество, подлежащее приватизации, устанавливаются допустимые действия организации, а также стоимость имущества и процедура выплаты этой стоимости.
  • Особенности реализации полномочий продавца приватизируемого федерального имущества в отдельных сферах экономики могут устанавливаться в законах.
  • Процедура приватизации государственного имущества, находящегося в собственности регионов, определяется законами и подзаконными нормативно-правовыми актами регионального уровня.
  • Региональные органы публичного управления самостоятельно организуют процедуру передачи на возмездной основе регионального имущества, а также могут поручить функции по организации приватизация юридическим лицам.

Процедура приватизации государственной собственности

Начальная стоимость государственной собственности, подлежащей передаче в частную собственность, устанавливается на основе положений специального законодательства, регламентирующего оценочную деятельность. При этом оценка должна производиться не позднее чем за шесть месяцев до того момента, как имущество будет предложено к продаже.

Законодательством предусматриваются следующие способы приватизации государственной собственности:

  • приватизация унитарного предприятия как имущественного комплекса реализуется посредством его преобразования в хозяйственное общество;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме аукциона;
  • продажа акций, составляющих государственную собственность, на торгах в форме специализированного аукциона;
  • объекты государственной собственности реализуются на торгах в форме конкурса;
  • реализация акций, составляющих государственную собственность, за рубежом;
  • объекты государственной собственности реализуются путем публичного предложения;
  • объекты государственной собственности продаются без объявления стоимости;
  • объекты государственной собственности вносятся как вклад в уставный капитал хозяйственного общества;
  • реализация акций по итогам доверительного управления.

История приватизации в России. Справка

Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.

Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации.

Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество).

14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.

Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.

Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.

Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.

Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.

За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.

Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.

Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.

В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

Читайте также:  Как Определить Размер Компенсации Морального Вреда

Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.

Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.

На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе.

По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму.

Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.

За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Приватизация государственного и муниципального имущества

Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Содержание

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Что такое приватизация госимущества — пошаговый план бесплатной приватизации квартир и земельных участков

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 136 324 Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Экономика – это наука, поняв основные положения которой, можно разобраться во многих процессах, происходящих в нашей стране и в мире.

Разберем сегодня интересное экономический термин «приватизация». Рассмотрим это явление как в общем смысле, так и в частном, например, что такое приватизация квартир или земельных участков. Зачем и кому нужна приватизация, и как она осуществляется.

Смысл приватизации — что это такое

Каждый объект недвижимости (жилые и нежилые сооружения, предприятия, земельные участки, воздушный и водный транспорт) имеет своего хозяина, которому он принадлежит по официально закрепленному праву собственности.

Владелец вправе передавать свое имущество в собственность другому лицу. Форма передачи может быть разной: продажа, дарение, мена. Важно: собственником может быть не только физическое или юридическое лицо, но и государство.

Следовательно, государство (что это?) как собственник недвижимости правомерно передавать его в собственность другой стороне на возмездной (платной) основе, а именно частному лицу, являющемуся гражданином данного государства, или юридическому лицу (что это?), действующему на его территории.

Процесс передачи государственной собственности в частные руки называется приватизацией. Цель приватизации – это пополнение казны государства денежными средствами.

В среднем годовой доход в казну РФ от приватизации составляет около 5,6 млрд. рублей.

Чуть ниже речь пойдет о бесплатной приватизации квартир и домов, поэтому общее определение этому термину можно дать такое:

Читайте также:  Особенности перевода документов: что надо знать

Правовое регулирование

Процесс приватизации в РФ регулируется на законодательном уровне. Все положения и процессуальные особенности зафиксированы в Федеральном Законе (ФЗ) за № 178-ФЗ от 21.12.2001 г, который называется «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В частности, в данном ФЗ в ст. 5 прописано, что в роли стороны, в пользу которой осуществляется приватизация, не могут выступать:

  1. государственные и муниципальные учреждения (или компании, в которых более 25 % уставного капитала принадлежат указанным учреждениям);
  2. юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах (более подробно об оффшорах можно прочитать в другой статье нашего блога).

Массовая приватизация в России после распада СССР

При социализме вся недвижимость в стране принадлежала государству. Такова особенность данного строя – отсутствие частной собственности. Реформы, проводившиеся в России в начале 90-х годов прошлого века для перехода экономики с социалистических рельсов на капиталистические, имели верное теоретическое обоснование и крайне неудовлетворительное практическое воплощение.

Распад СССР дал толчок к началу «перестройки» (так называли процесс перехода к рыночной экономике). Логично, что насущной необходимостью стала передача государственной собственности (в первую очередь – промышленных предприятий и сельского хозяйства) в частные руки, т. е. приватизация.

Схема приватизации была довольно проста: предприятие формировало фонд акций в соответствии со стоимостью имущества, часть акций оставалось в собственности государства (но не всегда), остальная часть распродавалась коллективу трудящихся и сторонним физическим и юридическим лицам. Причем не менее 29 % уставного фонда предприятия должно было быть проданным за специально выпущенные приватизационные чеки, называемые ваучерами.

Схема ваучеризации: государством к 01.10.1992 г. были выпущены ваучеры номинальной стоимостью 10 тыс. рублей каждый.

Данная сумма являлась на тот момент стоимостью основных фондов предприятий страны в расчете на душу населения (примечание: основные фонды – это здания, прочие сооружения, инженерные сети, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструменты, промышленные технологии и др.).

Общая стоимость основных фондов составляла около 1400 млрд. рублей, численность населения – около 148 миллионов человек, было выпущено почти 150 миллионов ваучеров.

Каждый гражданин России (независимо от возраста) мог приобрести 1 ваучер за символическую плату 25 руб. в отделениях Сбербанка. Ваучеры продавались при предъявлении паспорта или свидетельства о рождении, но небыли именными.

Затем эти ваучеры можно было продать юридическому или физическому лицу, вложить в приватизационный фонд или в предприятие посредством обмена ваучера на акции. Количество акций, которые можно было получить за 1 ваучер, зависело от стоимости 1 акции:

(Лирическое отступление: «И почему мы не вложили ваучеры в акции Газпрома?»).

Можно сделать вывод, что в выигрыше после массовой ваучерной приватизации предприятий России оказались только те, кто оптом скупил ваучеры и вложил их в перспективные предприятия, но таких людей немного.

По большому счету получить выгоду от приватизации государственной собственности смогли только управленческие верхушки предприятий, скупившие за бесценок акции своей компании и ставшие их собственниками. Печальный каламбур из 90-х: «Приватизация – это приХватизация».

Бесплатная приватизация квартир и домов

Как уже говорилось ранее, при социалистической экономике вся недвижимость, в том числе жилая, находилась в собственности государства. Лишь вступив в эру рыночных (капиталистических) отношений, официально стало разрешено совершать сделки с жилой недвижимостью, находящейся в личной собственности.

Важно: в личной собственности в СССР были индивидуальные жилые дома (статус закреплен Конституцией 1936 года) и квартиры в многоквартирных домах (с 1958 года), построенные жилищно-строительными кооперативами на личные денежные средства граждан.

Но совершать сделки купли-продажи личной собственности было запрещено законом, это грозило реальным тюремным сроком. Жилье, находящееся в личной собственности, до 1988 года можно было только менять.

В период перехода к рыночной экономике, в 1988 году Постановлением Совета Министров была зафиксирована возможность приватизации жилого фонда, ранее принадлежавшего государству, т. е. перевод жилья в частную собственность с вытекающими последствиями (разрешением его продавать, покупать, завещать).

Но только с 1991 года, с выходом Федерального закона о приватизации жилого фонда, началась массовая приватизация. В данном законе было регламентировано, что каждый гражданин РФ вправе:

  1. единожды в жизни воспользоваться правом бесплатной приватизации квартиры или дома, где он проживает и зарегистрирован (прописан);
  2. не приватизировать жилье в частную собственность, а заключить договор с муниципалитетом на бессрочное и бесплатное проживание (не учитывая оплаты коммунальных услуг). Такой договор называется договором социального найма.

Срок, в течение которого граждане могли приватизировать свое жилье, продлялся несколько раз, и в 2017 году было принято решение о пролонгации (что это?) данного срока на неопределенное время.

Порядок приватизации жилья (квартиры или дома)

Стать собственником жилых квадратных метров, на которых гражданин проживает по договору социального найма, можно. Для этого нужно:

  1. определить, подходит ли жилье под статус приватизируемого. Нельзя приватизировать дом или квартиру при наличии одного из следующих факторов:
    1. жилье официально признано аварийным или подлежащим к сносу,
    2. комната принадлежит общежитию,
    3. жилье является служебным (находится в собственности определенного ведомства, в том числе военного),
    4. жилье расположено в природоохранной зоне;
  2. заручиться согласием всех жильцов, зарегистрированных на данной жилплощади (в том числе несовершеннолетних детей от 14 до 18 лет). Важно: несовершеннолетние, участвовавшие в приватизации, сохраняют свое право на бесплатную приватизацию при достижении ими 18 лет. Если кто-то из зарегистрированных жильцов не согласен приватизировать жилье, то необходимо официально оформить его отказ у нотариуса;
  3. оплатить все задолженности по коммунальным платежам;
  4. подготовить пакет документов:
    1. гражданский паспорт (паспорта) и свидетельства о рождении для детей до 14 лет,
    2. заявление по установленной форме (заполняется при подаче документов),
    3. договор социального найма (при наличии),
    4. ордер на жилье (при наличии),
    5. письменное согласие всех лиц, зарегистрированных на данной жилплощади,
    6. выписка из ЕГРН (заказывается в Росреестре или МФЦ (многофункциональном центре)),
    7. технический паспорт (заказывается в БТИ (бюро технической инвентаризации) или в МФЦ);
    8. выписка из домовой книги о зарегистрированных лицах;
  5. подать собранные документы в МФЦ. Если данная услуга в каком-то из отделений данной организации недоступна, то нужно обратиться местную жилищную инспекцию;
  6. спустя 60 дней (максимальный срок), при условии, что все документы в порядке, заявителю выдадут договор о приватизации;
  7. завершающий этап бесплатной приватизации квартиры – это оформление права собственности на основании вышеозначенного договора. Заявление на регистрацию (по установленной форме) нужно подать в Росреестр или МФЦ.

Стоит учитывать, что приватизация бесплатна, но придется заплатить госпошлину в размере 2000 рублей и оплатить оформление технического паспорта (около 1500 руб.).

Бесплатная приватизация земельных участков

Конституция СССР провозглашала, что земля и ее недра принадлежат государству. В 1990 году, с переходом к рыночной экономике, изменилось и отношение к возможности иметь земельный надел в частной собственности.

В 1993 году это право было официально закреплено в Конституции, а в 2001 году был принят Земельный Кодекс (ЗК) РФ. Данный документ зафиксировал право граждан РФ единожды бесплатно приватизировать участки земли, ранее выделенные им государством.

Приватизация земельного участка возможна только в случае, если земля была выделена гражданину до 2001 года. Срок приватизации продлялся несколько раз, сейчас так называемая «дачная амнистия» продлена до 01.03.2020 года.

Порядок приватизации земельного участка

Согласно законодательству, земельный надел можно приватизировать бесплатно и платно. Как говорилось ранее, бесплатная приватизация доступна только для участка, выделенного гражданину до 2001 года.

Платный процесс приватизации доступен для прочих земель и подразумевает выкуп участка земли у государства по кадастровой стоимости. Бесплатно совершить «платную приватизацию» могут лишь определенные группы льготников:

  1. ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, сироты и пр.;
  2. многодетные семьи.

Кадастровая стоимость (КС) земли на настоящий момент определена еще не во всех субъектах РФ, поэтому перед тем, как подавать документы на выкуп земли у государства, необходимо провести оценку кадастровой стоимости.

Узнать, определена ли КС для конкретного участка, можно посредством электронного сервиса Госуслуги.ру, подав запрос. Но для этого нужно знать кадастровый номер участка.

Если же таковой неизвестен, то нужно обратиться непосредственно в Росреестр, или воспользоваться услугами МФЦ. В случае если оценка еще не проводилась, то необходимо заказать ее выполнение через фирмы, которые специализируются на предоставлении таких услуг.

После проведения кадастровых работ нужно представить официальное заключение в Росреестр или в МФЦ для внесения данной информации в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Пошаговый план приватизации земельного участка

  1. необходимо определить собственника земли. Данная информация есть в ЕГРН, следовательно, нужно взять выписку из реестра. Ее можно заказать в Росреестре или МФЦ или же через сервис Госуслуги.ру. Справка платная.

    В документе будет указано, в чьей юрисдикции находится конкретный участок земли в настоящий момент: администрации муниципального образования или же в управлении Росимущества;

  2. собрать пакет документов и сдать его в один из указанных органов.

    Потребуются:

    1. заявление по установленной форме,
    2. гражданский паспорт,
    3. документы на участок (при наличии),
    4. документы на дом или иное строение (если на данном участке они возведены),
    5. кадастровый план участка,
    6. выписка из ЕГРН,
    7. документы на льготу при приватизации (при наличии);
  3. получить решение (будет готово не позже, чем через 30 дней). Вердикт может быть следующим:
    1. разрешить бесплатную приватизацию,
    2. разрешить платную приватизацию,
    3. запретить любой вид приватизации;
  4. в зависимости от принятого решения предпринять такие действия:
    1. если возможна безвозмездная приватизация, то нужно обратиться в Росреестр или МФЦ для регистрации права собственности на землю,
    2. в случае разрешения платной приватизации необходимо обратиться в муниципалитет и оформить договор о выкупе участка, а после выкупа – оформить права собственности в Росреестре или МФЦ.

Даже при условии бесплатной приватизации придется заплатить госпошлину за оформление права собственности, кадастрового плана участка, выписки из ЕГРН.

Краткие выводы

Приватизация основных фондов государства предполагает переход их из собственности государства в собственность физических или юридических лиц. Массовая приватизация была необходима при переходе на рыночную экономику. Ныне этот процесс происходит планово, небольшими траншами. Цель: получение дополнительных денежных средств в бюджет государства.

Приватизация квартиры или дома, в котором проживает гражданин по договору социального найма и земельных участков, выделенных гражданам государством до 2001 года, не является обязательной. Но это необходимо, если гражданин имеет намерение продать, подарить, завещать или поменять свое имущество.

На сегодняшний день (декабрь 2018 года) приватизация бесплатна при условии, что конкретный гражданин еще не использовал свое право на однократную безвозмездную приватизацию.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

  • Закон и Право
  • Лайфхаки
  • Недвижимость
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector