Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Компания «Бетония» производит тротуарную плитку. Ее делают с помощью вибропресса, купленного много лет назад. Производство работает стабильно, есть постоянные клиенты, выручки хватает на все нужды: аренду, зарплату, закупку сырья. Но в этом году станок сломался, а денег на покупку нового не было. Компания была вынуждена брать кредит 500 000 рублей. Эта ситуация заставила руководителя задуматься о расчете амортизации и формировании специального фонда для ремонта и приобретения нового оборудования.

Амортизация — это процесс постепенного переноса стоимости основных средств на затраты с целью покрытия износа.

Основные средства (ОС) — материальные объекты, использующиеся для производства, оказания услуг или управления компанией. Они долго служат (от одного года) и дорого стоят, от 100 000 рублей в налоговом учете или от 40 000 рублей в бухучете. Это недвижимость, оборудование, транспорт, земельные участки, оргтехника.

Ева Лаврушко, бухгалтер:

«Основные средства изнашиваются, и их стоимость становится меньше. Перенос стоимости ОС называется амортизацией. Если основные фонды остаются неизменными долгое время, не подвержены износу, то не амортизируются. К таким фондам относятся, например, земельные участки и другие объекты природопользования»

Срок полезного использования

Расчет амортизации основных средств регламентируется Налоговым Кодексом, если компания с помощью амортизационных отчислений уменьшает базу по налогу на прибыль.

 Для правильного определения срока полезного использования объекта (СПИ) нужен классификатор. В справочнике указано, что станок для обработки бетона относятся к пятой группе, срок использования 7-10 лет.

В этих рамках можно выбрать период начисления.

Если амортизация нужна для управленческого учета, компания может сама установить этот срок. Чем он короче, тем больший размер амортизации будет перераспределяться на затраты, это может привести к повышению себестоимости продукции.

И наоборот, если срок выбран очень длинный, оборудование может выйти из строя до того, как полностью самортизируется. Расчет амортизации основных средств предполагает разные методы, но компания может выбрать только один из них.

Поменять способ можно один раз в пять лет.

Отчисления начинаются со следующего месяца после покупки. Если «Бетония» купила станок в июле, то в августе будет первое начисление.

Линейный метод

Используется в налоговом и бухгалтерском учете. Отчисления производятся равномерно, на протяжении всего периода использования. Формула для расчета:

  • Отчисления = Первоначальная стоимость : СПИ в месяцах
  • Для вибропресса был выбран СПИ 8 лет или 96 месяцев.
  • 500 000,00 : 96 = 5 208,33 (руб.)
  • А вот так будет выглядеть таблица ежегодных начислений:
  • Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Можно использовать в налоговом учете, а в бухгалтерском — нет. Не применяется к объектам 8-10 групп из классификатора, например, недвижимости. Стоимость объектов ОС одной группы суммируется, и амортизация начисляется сразу на всю группу:

Отчисления = Стоимость группы ОС х Норма амортизации

Вибропресс относится к пятой группе, в компании только один станок, поэтому расчет проводится только для него. Норма амортизации для вибропресса 2,7. Амортизация рассчитывается каждый месяц, и ежемесячно снижает стоимость ОС.

В первый год отчисления составят 139 982,11 рубля, что почти в два раза больше, чем при первом методе.

В месяце, следующим за тем, когда суммарная стоимость группы ОС становится меньше 20 000 рублей, фирма может списать ее единоразово.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Для расчета используются ускоряющий коэффициент от 1 до 3 и остаточная стоимость объекта ОС на начало года. «Бетония» выбрала максимальный коэффициент ускорения 3.

Отчисления = Остаточная стоимость ОС : СПИ в месяцах х Коэффициент ускорения

500 000,00 : 96 х 3 = 15 625,00 (руб.) — отчисления в первый год использования (с августа 2021 по июль 2022).

500 000,00 — (15 625,00 х 12) = 312 500,00 (руб.) — остаточная стоимость на 1 августа 2022 года.

Каждый год отчисления будут уменьшаться, с августа 2022 по июль 2023 года они составят:

312 500,00 : 96 х 3 = 9 766,00 (руб.)

Если в конце периода амортизации остается несписанная сумма, ее можно включить в отчисления за последний месяц либо начислять амортизацию по 582 рубля до того, как сумма полностью спишется. Еще один вариант — увеличить амортизационные отчисления в последний год, платить не 582 рубля ежемесячно, а 1552 (разделить 18 626,45 рубля на 12 месяцев).

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Ускоренный метод, который списывает большую часть стоимости ОС в первые годы использования. Расчет амортизации основных средств проводится на основе первоначальной стоимости и суммы оставшихся лет полезного использования.

  1. Норма амортизации = Оставшийся СПИ : Сумма лет СПИ х 100%
  2. Сумма лет СПИ = 8 + 7 + 6 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1 = 36
  3. Норма амортизации (первый год) = 8 : 36 х 100% = 22,2%
  4. Норма амортизации (второй год) = 7 : 36 х 100% = 19,4%
  5. Отчисления = Первоначальная стоимость х Норма амортизации
  6. 500 000,00 х 22,2% = 111 111,11 (руб.) — сумма амортизации за первый год;

111 000,00 : 12 = 9 259,26 (руб.) — ежемесячные отчисления в первый год.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Для расчета потребуются первоначальная стоимость ОС, плановая и фактическая производительность. Вибропресс производит 450 единиц тротуарной плитки в час. Компания планирует использовать его 7 часов каждый рабочий день. За весь срок эксплуатации в таком режиме будет произведено: 

  • 450 штук х 7 часов х 240 рабочих дней в х 8 лет = 6 048 000 (шт.)
  • Амортизация на тысячу штук = 500 000,00 : 6 048 = 82,67 (руб.)
  • Если за месяц компания произведет 78 000 единиц тротуарной плитки, отчисления составят:

78 х 82,67 = 6448,41 (руб.) — амортизация за месяц.

Этот способ позволяет учитывать износ относительно фактически произведенной продукции, но неверная постановка планов может привести к искажению амортизационных отчислений, поэтому лучше использовать его для ОС с небольшим СПИ. Трудно, конечно, предсказывать будущее, но предположим, что станок работал очень хорошо и выпустил плановый объем продукции за 7 лет. Амортизация перестала начисляться, его балансовая стоимость стала равна нулю.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Александр Пятинский, главный бухгалтер ГК «ЛАНИТ ОТ»:

«Расчет амортизации основных средств — это простой и эффективный инструмент планирования в управленческом учете. Требование сопоставления полученных доходов и расходов позволяет равномерно распределять финансовый результат за счет амортизации. Выбор способа зависит от того, какая бизнес-модель используется в компании: — линейный способ подойдет компаниям с деятельностью, не подверженной сезонным колебаниям; — списание стоимости пропорционально выпущенной продукции может подойти для тех, кто выходит на рынок с инновационным продуктом; — когда компании требуется в первые годы признать больше расходов, чем в последующие, подойдет способ уменьшаемого остатка.Выбранный способ необходимо закрепить в учетной политике и быть последовательным в его применении. Нельзя применять разные способы для однотипных активов.Распространенная проблема с амортизацией — это малоценные основные средства. Часто мониторы и ноутбуки стоимостью менее 40 000 рублей в бухгалтерском учете, списывают в расходы, а не амортизируют. Если таких активов единицы — это не существенно, но для компаний, где ИТ-оборудование играет важную роль, это становится проблемой»

Компания сравнила разные методы расчета:

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

  • Линейный оказался самым простым: списания одинаковые в течение всего периода. 
  • При нелинейном методе амортизация затянулась на десять лет, пока остаточная стоимость ОС не стала меньше двадцати тысяч рублей, чтобы списать ее единоразово. 
  • Метод уменьшаемого остатка позволяет списать в первый год самую большую сумму, но каждый год, в августе, сумма отчислений снижается, это нужно контролировать.
  • Этот же недостаток у метода списания по сумме лет полезного использования, но он, единственный из ускоренных, позволяет списать всю сумму пропорционально в течение СПИ, без остатка в последний месяц.
  • Списание пропорционально произведенной продукции позволяет понять, какова доля амортизации в себестоимости, но для оборудования с длительным СПИ может не подойти. 

В результате был выбран линейный способ начисления амортизации. Компания сама выбирает, как учитывать амортизацию. Можно фиксировать начисление на бумаге, придумать таблицу в Excel или воспользоваться готовым решением. В сервисе ПланФакт можно удобно начислять амортизацию. Каждый месяц собственник будет видеть точные цифры в финансовых отчетах:

  • в отчете о прибылях и убытках — корректную прибыль;
  • в балансе — остаточную стоимость ОС.

Баланс компании «Бетония», в котором отражено получение кредита и покупка вибропресса, выглядит так:

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

500 000 рублей (начальная стоимость вибропресса) отражены в «Основных средствах» и «Долгосрочных обязательствах». После начисления амортизации в 5 200 рублей, стоимость ОС в балансе поменяется:

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

494 800 рублей — остаточная стоимость вибропресса. Размер отчислений можно увидеть в отчете о прибылях и убытках:

Читайте также:  Где можно, а где запрещается курить по новому закону о курении в общественных местах. Сколько нужно платить штраф за нарушение в 2020 году.

Амортизационный фонд — это не абстрактное понятие, а специальный счет, желательно, с процентами на остаток, чтобы покрывать инфляцию.

Компания может переводить деньги на него раз в месяц или отчислять определенный процент прибыли с каждой сделки, периодически сверяясь с отчетом о прибылях и убытках, чтобы контролировать размер фонда.

Если оборудование требует замены или ремонта, можно использовать деньги из амортизационного фонда, чтобы не брать кредит.

Резюмируем:

  • Амортизация — это процесс переноса стоимости ОС на издержки для покрытия износа.
  • Если компания платит налог на прибыль, она обязана рассчитывать амортизацию по нормам Налогового Кодекса.
  • Если компания рассчитывает амортизацию в целях управленческого учета, она может сама устанавливать критерии расчета.
  • Расчет амортизации основных средств можно делать разными методами.

Дорогой автомобиль дорог вдвойне

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля “ГОРЯЧАЯ” ТЕМА: АВТОМОБИЛИ, АВТОМОБИЛИ…

Покупка компанией дорогостоящего легкового автомобиля не всегда прихоть. Зачастую такая машина необходима организации для представительских целей. А потому, чтобы произвести хорошее впечатление на потенциальных клиентов или партнеров, руководство за ценой не постоит. И то, что списывать расходы на такую покупку, скорее всего, придется в 2 раза дольше, чем обычно, его не остановит. Однако это далеко не единственная проблема, которую доставит бухгалтеру дорогостоящее авто.

асходы на покупку автомобиля списывают через амортизационные отчисления. По легковушкам, имеющим первоначальную стоимость более 600 000 рублей, эти отчисления в налоговом учете рассчитывают в особом порядке. При начислении амортизации в отношении таких машин нужно использовать специальный понижающий коэффициент 0,5(*1). Как правильно его применять, Налоговый кодекс практически не поясняет. Между тем вопросов здесь традиционно больше, чем ответов.

Критерий новый, правила старые

Стоимостной критерий, равный 600 000 рублей, действует с 1 января 2008 года. Ранее специальный коэффициент 0,5 применялся по легковушкам стоимостью свыше 300 000 рублей. В связи с чем возникли сомнения: как быть с машинами промежуточной стоимости (от 300 000 до 600 000 руб.

), которые были куплены и введены в эксплуатацию до 2008 года? Нужно ли по ним продолжать применять понижающий коэффициент? Специалисты Минфина России считают, что да. В своих разъяснениях финансисты подчеркивают, что “организация не может менять выбранный метод начисления амортизации”. Таковы требования пункта 3 статьи 259 Кодекса.

А значит, амортизация по указанным транспортным средствам в 2008 году должна начисляться с применением коэффициента 0,5(*2). Однако не совсем понятно, причем тут метод начисления (линейный и нелинейный), когда речь идет именно о норме амортизации, которая и применяется со спецкоэффициентом.

В рассматриваемой ситуации ни метод начисления амортизации, ни сама норма амортизации не меняются. Изменения касаются лишь суммы, которую компания ежемесячно учитывает при расчете базы по налогу на прибыль.

На наш взгляд, пользоваться указанными письмами финансового ведомства не следует. Хотя не исключено, что, прекратив применение понижающего коэффициента, фирма столкнется с претензиями проверяющих. Арбитражная практика по данному вопросу пока не сложилась.

В качестве аргумента в свою пользу организация может привести следующее. Начисление амортизации по нормам, ниже установленных статьей 259 Кодекса, допускается исключительно по решению руководителя организации.

Оно должно быть закреплено в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала и в течение всего налогового периода(*3).

Так что вышеуказанные письма еще и противоречат тексту Кодекса, поскольку применять понижающий коэффициент, который не установлен ни приказом о налоговой политике, ни законодательством, просто неправомерно.

Дорогое авто: покупаем..

Компания может приобрести дорогой автомобиль, как новый, так и бывший в употреблении. Рассмотрим особенности начисления амортизации в обеих ситуациях.

Легковые автомобили относятся к 3-й амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет включительно.

Это следует из положений статьи 258 Налогового кодекса и классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы(*4). С новыми автомобилями все просто.

Компания самостоятельно устанавливает полезный срок использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в рамках указанного интервала.

С б/у-автомобилями дело обстоит сложнее. При расчете нормы амортизации по такому имуществу фирма вправе уменьшить общий срок полезного использования на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками. Период службы машины у прежних владельцев нужно документально подтвердить.

С этим у компании могут возникнуть проблемы. Например, если автомобиль будет куплен у физлица. В таком случае подтверждающим документом может служить паспорт транспортного средства(*5). В нем будут указаны все предыдущие хозяева машины, а также периоды, в течение которых она находилась у них в собственности (т. е.

теоретически эксплуатировалась).

Если выяснится, что автомобиль использовался прежними хозяевами 5 лет и более, то компания вправе самостоятельно определить срок его полезного использования.

Только следует учесть требования техники безопасности и другие факторы(*6). Кроме того, новый срок использования транспорта должен быть не менее 12 месяцев.

В противном случае такое основное средство не будет отвечать критериям амортизируемого имущества(*7).

Применение понижающего коэффициента приводит к тому, что фирма фактически не сможет списать стоимость автомобиля в установленный срок полезного использования. Рассмотрим на примере.

Пример Организация в марте приобрела легковой автомобиль первоначальной стоимостью 650 000 руб. В этом же месяце его ввели в эксплуатацию. Приобретенный автомобиль входит в 3-ю амортизационную группу. Организацией установлен срок полезного использования 4 года (48 месяцев) и линейный метод начисления амортизации. По легковым автомобилям организация к основной норме амортизации применяет специальный коэффициент 0,5. Ежемесячная норма амортизации с учетом специального коэффициента равна:

(1 / 48) x 100% x 0,5 = 1,04166%.

Ежемесячная сумма начисленной амортизации составит:

650 000 руб. x 1,04166% = 6 770,83 руб.

В течение срока полезного использования сумма амортизации будет равна:

6770,83 руб. x 48 мес. = 324 999,84 руб.

Как видим, полученная сумма почти в 2 раза меньше первоначальной стоимости приобретенного автомобиля. Как быть? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 2 апреля 2008 года N 03-03-06/2/34.

Как пояснило ведомство, применение понижающего коэффициента предполагает продление срока полезного использования, установленного классификацией, в целях налогообложения прибыли в 2 раза. Разъяснение ведомства хоть и не бесспорно, но в этом случае выгодно компаниям.

Ведь, увеличив срок полезного использования автомобиля, организация сможет списать оставшуюся часть стоимости имущества. К этому письму мы еще вернемся при рассмотрении порядка продажи дорогого авто.

Применение понижающего коэффициента обусловлено лишь стоимостным критерием. Новую ли машину приобретает компания или бывшую в употреблении — значения не имеет. Если автомобиль стоит более 600 000 рублей, амортизация по нему должна начисляться с учетом коэффициента 0,5.

…модернизируем..

Первоначальная стоимость автомобиля может увеличиваться. Например, в результате проведенной модернизации, дооборудования и т. п. В итоге стоимость машины может превысить норматив, установленный статьей 259 Кодекса.

Значит ли это, что компания должна будет применять спецкоэффициент? Данный момент в Кодексе не прописан.

Налоговое ведомство настаивает, что в этом случае фирма должна со следующего после модернизации месяца начислять амортизацию с применением коэффициента 0,5(*8).

Однако с данными выводами можно поспорить. Коэффициент 0,5 применяется в случае, если первоначальная стоимость автомобиля превысит установленный лимит. Данная стоимость формируется именно в момент приобретения машины.

Как она будет меняться в дальнейшем, увеличиваться или уменьшаться, не важно. На наш взгляд, измененная стоимость не может называться первоначальной. Поэтому применять спецкоэффициент в данном случае не нужно.

Аналогичной логики придерживаются и специалисты столичного налогового ведомства. Так, в одном из своих разъяснений они рассмотрели ситуацию, когда стоимость автомобиля превысила установленный предел в результате переоценки.

По мнению ведомства, применение понижающего коэффициента не зависит от того, как изменяется в дальнейшем восстановительная стоимость объекта(*9).

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

…продаем..

При реализации основного средства полученные доходы можно уменьшить на остаточную стоимость проданного имущества. Она равна разнице между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации(*10).

Не исключено, что в результате такой операции фирма может получить убыток.

Его включают в расходы равными долями в течение срока, который определяют как разницу между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи(*11).

Получили убыток от продажи дорогостоящей машины? Минфин России рекомендует списывать его с учетом коэффициента 0,5

Читайте также:  Как Вернуть Некачественную Запчасть в Магазин

Как мы уже отмечали, по мнению Минфина России, применение спецкоэффициента увеличивает срок полезного использования автомобиля в 2 раза. В данном случае разъяснение ведомства невыгодно компаниям. Ведь по логике финансистов получается, что списывать убыток от реализации машины компании также придется в 2 раза дольше.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования АвтомобиляАналогичного мнения финансисты придерживались и ранее. Так, в одном из писем они разъяснили, что при учете убытка от реализации легковушки, являющейся предметом лизинга, срок полезного использования должен быть скорректирован в том числе на понижающий коэффициент 0,5(*12). За применение спецкоэффициента при списании убытка от продажи дорогостоящего автомобиля ратует и налоговое ведомство(*13).

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

…и передаем (получаем) в лизинг

Начислять амортизацию по переданному (полученному) в лизинг автомобилю должна та сторона, которая учитывает машину на своем балансе. Рассмотрим порядок расчета амортизационных отчислений по дорогостоящим авто, являющимся предметом лизинга.

В этом случае компания рассчитывает амортизацию с учетом сразу 2 коэффициентов: понижающего, равного 0,5, и повышающего, равного 3. Получается, что если автомобиль стоимостью более 600 000 рублей является предметом лизинга, то компания должна рассчитывать амортизацию по нему с применением совокупного коэффициента 1,5 (0,5 x 3).

Отметим, что применение повышающего коэффициента является добровольным. Фирма вправе установить свой повышающий коэффициент, но не выше 3. Свое решение компания должна зафиксировать в приказе по учетной политике для целей налогообложения. Повышающий коэффициент должен быть установлен на дату ввода предмета лизинга в эксплуатацию.

При этом возможность изменения размера данного коэффициента в течение срока амортизации лизингового имущества Кодексом не предусмотрена. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 6 октября 2006 года N 03-03-04/1/682. То есть логика финансового ведомство по вопросам применения понижающих и повышающих коэффициентов совпадает.

Предметом лизинга может выступать имущественный комплекс, в состав которого могут входить и автотранспортные средства, в том числе дорогостоящие.

В этом случае применение коэффициента ускоренной амортизации не выше 3 возможно в отношении каждого амортизируемого объекта основных средств, входящего в комплекс.

Исключение составляет имущество, относящееся к 1, 2 и 3-й амортизационным группам, если амортизация по данным объектам начисляется нелинейным методом(*14). В любом случае амортизация по дорогостоящему авто, входящему в состав комплекса, должна определяться с учетом понижающего коэффициента 0,5.

Рассмотрим следующую ситуацию. Лизингополучатель в период действия договора лизинга передает свои права и обязанности другому лицу (перенаем).

При этом предмет лизинга (в нашем случае дорогостоящий автомобиль) будет учитываться у лизингодателя.

Сможет ли он в таком случае продолжать применять при амортизации данного основного средства специальный коэффициент не выше 1,5? Минфин России дает положительный ответ на данный вопрос.

Грядущие изменения

Почти 6 лет прошло с того момента, как законодатели ввели в действие понижающий коэффициент 0,5. Тем не менее порядок его применения до сих пор не стал понятнее. Однако в скором времени все недоразумения, связанные с использования спецкоэффициента, должны исчезнуть.

Дело в том, что с 1 января 2009 года в Налоговый кодекс вносятся существенные изменения, которые затрагивают порядок начисления амортизации. Одна из поправок попросту отменяет применение понижающего коэффициента к легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам(*15).

Правда, пока неясно, коснется ли эти изменения всех транспортных средств или только машин, которые будут введены в эксплуатацию в следующем году. На наш взгляд, прекратить применение спецкоэффициента нужно будет по всем дорогостоящим авто. Не исключено, что Минфин России выскажет другую точку зрения.

Однако доказать ее финансистам будет непросто. Снова сослаться на то, что фирма не имеет права менять выбранный метод начисления амортизации, а потому должна продолжать применять коэффициент 0,5, не удастся.

Ведь согласно новой редакции пункта 1 статьи 259 Кодекса допускается изменение метода начисления амортизации с начала очередного налогового периода. А значит, если ведомства будут упорствовать, то мы рекомендуем учесть, что организация вправе перейти с линейного на нелинейный метод начисления амортизации.

Причем для данного перехода никаких ограничений не установлено. Соответственно, если перейти по 3, 4 и 5-й группам на новый, нелинейный метод, то можно будет не только забыть про понижающий коэффициент, но и повысить амортизационные отчисления на суммы выше, чем при линейном методе.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования АвтомобиляТаким образом, вносимые изменения действуют в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов первоначальной стоимостью 600 000 и 800 000 рублей соответственно, введенных в эксплуатацию уже после 1 января 2009 года. При начислении амортизации по машинам, введенным в эксплуатацию до 2009 года, следует продолжать применять понижающий коэффициент 0,5.

Срок полезного использования автомобиля для начисления амортизации 2022: как определить СПИ для легкового, грузового транспорта, автобуса?

  • Как Рассчитать Срок Полезного Использования АвтомобиляЕсли транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.
  • Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.
  • Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Рекомендуем: Онлайн калькулятор расчета амортизации автомобиля. Онлайн калькулятор стоимости 1 км пробега.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

  1. Как Рассчитать Срок Полезного Использования АвтомобиляЕсли автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.
  2. Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.
  3. Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Автомобиль в компании: принимаем к учету

Как новые, так и бывшие в употреблении автомобили приобретают по договору купли-продажи.

Если организация покупает транспортное средство у юридического лица, то необходимо оформить счет-фактуру и накладную. Кроме того, нужно оформить акт приема-передачи.

Можно использовать форму № ОС-1 или свободную. Кто будет составлять акт (продавец или покупатель) зависит от того, новая машина или нет.

На новые автомобили продавец выписывает накладные, но акт по форме № ОС-1 не составляет, поэтому его нужно будет заполнить самостоятельно.

Если же компания приобрела б/у автомобиль у другой организации, то акт должен составить продавец, включив туда не только данные бухучета, но и сведения, необходимые для расчета амортизации в налоговом учете: амортизационную группу, срок полезного использования и фактический срок эксплуатации.

Вместо отдельного акта продавец вправе выдать УПД. В этом случае нужно попросить дополнительно указать амортизационную группу, срок полезного использования, а также фактический период эксплуатации в универсальном документе. Без них придется устанавливать срок полезного использования, как по новым авто, а это невыгодно.

Далее нужно открыть инвентарную карточку по форме № ОС-6. Образцы бланков ОС-1 и ОС-6 можно найти в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством РФ порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.

Оформление автомобиля

Приобретенное транспортное средство отражается в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику; посреднические вознаграждения; оплату информационных и консультационных услуг; прочие расходы, связанные с приобретением ТС (п. 8 ПБУ 6/01).

Читайте также:  Инженер по анализу и прогнозированию режимов энергопотребления

Затраты на приобретение ОС отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сформированная первоначальная стоимость объекта списывается со счета 08, субсчет 08-4, в дебет счета 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Госпошлину за регистрацию машины в ГИБДД лучше включить в первоначальную стоимость машины как в налоговом, так и в бухгалтерском учете. Такие разъяснения есть в письме Минфина России от 29.09.2009 № 03-05-05-04/61.

Если списать пошлину единовременно как прочие расходы, то налоговая может обвинить компанию в занижении налога на прибыль.

Так как, включив пошлину в первоначальную стоимость автомобиля, компания списывала бы этот расход дольше, через амортизацию.

В случае, если автомобиль взяли в кредит, то проценты по кредиту не надо включать в первоначальную стоимость. Их можно учесть в расходах отдельно, как проценты по любым другим долговым обязательствам. 

Входной НДС, предъявленный продавцом, тоже не входит в первоначальную стоимость машины.

Если организация примет к вычету НДС до регистрации авто в ГИБДД, то существует риск того, что налоговые органы откажут в вычете.

Судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков, но во избежание спора с контролирующими органами целесообразно принимать НДС к вычету после регистрации автомобиля в ГИБДД.

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Начисление амортизации

Начисление амортизации по приобретенному ТС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).

В налоговом учете — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Расчет годовой суммы амортизационных начислений производится линейным способом на основании первоначальной стоимости объектов и нормы амортизации, определенной исходя из срока их полезного использования.

Установленный срок полезного использования для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 литра и высшего класса составляет от 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410130 — 15 3410141, для остальных легковых автомобилей — от 3 до 5 лет включительно (код 15 3410010).

Срок полезного использования для грузовиков

АвтомобильСрок полезного использования (код ОКОФ)
Автомобили грузоподъемностью до 0,5 тонны Свыше 3 до 5 лет включительно (код 15 3410191)
Автомобили грузоподъемностью свыше 0,5 до 5 тонн включительно, дорожные тягачи для полуприцепов (бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы) Свыше 5 до 7 лет включительно (код 15 3410020)
Автомобили грузоподъемностью свыше 5 тонн Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410195 — 15 3410197)
Автомобили-тягачи седельные Свыше 7 до 10 лет включительно (коды 15 3410210 — 15 3410216)

Совет: Выберите минимальный срок использования, чтобы не растягивать амортизацию машины, а, наоборот, быстрее списать расходы на ее покупку

Что делать, если вы приобрели б/у авто и в учете продавца он полностью самортизирован?

Тогда срок использования можно установить самостоятельно. Его может определить технический специалист исходя из состояния автомобиля. Не стоит устанавливать короткий срок, чтобы списать стоимость автомобиля быстрее. Если компания будет эксплуатировать машину несколько лет, то при проверке налоговая признает расчет амортизации неверным, а налог заниженным.

Пример Согласно ОКОФ срок полезного использования автомобиля составляет 5 лет. Первоначальная стоимость легкового автомобиля — 500 650 руб. Годовая норма амортизации равна 20% (100% / 5 лет). Годовая сумма амортизации составляет 100 130 руб. (500 650 руб. x 20%), соответственно месячная — 8344,16 руб. (100 130 руб. / 12 мес.).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

  • Дебет 01, Кредит 08 — 500 650 руб. – автомобиль принят к эксплуатации;
  • Дебет 20, 26, 44, Кредит 02 — 8344,16 руб. – начислена месячная сумма амортизации.

Если организация приобрела автомобиль, бывший в эксплуатации, то в налоговом учете согласно п. 12 ст. 259 НК РФ срок полезного использования определятся как разность нормативного срока эксплуатации объекта и срока его фактической эксплуатации.

В бухгалтерском учете также можно использовать данный метод для определения срока полезного использования автомобиля.

Иными словами, организация может учесть срок полезного использования имущества, в течение которого оно принадлежало предыдущему владельцу.

При расчете налога на прибыль перенос расходов на приобретение автомобиля возможен через амортизацию с применением линейного или нелинейного метода (ст. 259 НК РФ). Делая выбор, бухгалтер должен определить, что важнее: уменьшить налоговую базу по прибыли или упростить себе работу.

Как оформить ОСАГО бухгалтеру

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на ОСАГО владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в п. 6 ст. 272 НК РФ.

Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы.

Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Транспортный налог на авто в компании

По транспортному налогу в течение года нужно перечислять авансовые платежи, если они установлены в региональном законе.

Если компания приобрела и поставила на учет в ГИБДД автомобиль в III квартале, то может потребоваться перечислить аванс. Его рассчитывают исходя из мощности двигателя по данным паспорта транспортного средства.

Кроме того, нужно учесть коэффициент, равный числу полных месяцев, в течение которых автотранспорт зарегистрирован на компанию, деленному на количество месяцев в отчетном периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ).

При этом месяц регистрации автотранспорта считается полным месяцем.

По итогам года налог надо заплатить в инспекцию за вычетом авансовых платежей. При расчете налога на прибыль авансовые платежи и сумму транспортного налога учитывайте в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Авансовые платежи рассчитывают без учета повышающих коэффициентов для дорогостоящих автомобилей (письмо Минфина России от 11.04.2014 № 03-05-04-01/16508). Эти коэффициенты применяют только по итогам года. Отчетность по транспортному налогу сдают не позднее 1 февраля (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Расчеты налога за квартал составлять не нужно.

Если транспорт зарегистрирован на обособленное подразделение, налог необходимо перечислять по местонахождению этого подразделения (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Как считать амортизацию основных средств и нематериальных активов | Формула расчета нормы амортизации

Основные средства и нематериальные активы — это имущество и нематериальные ценности организации, которое используется в её деятельности и способны приносить организации доход от владения ими и их использования в течение долгого периода времени — не менее 1 года (станки, инструмент, автомобили, недвижимость, патенты на изобретения, лицензионные или авторские права, товарные знаки и т.д).

Содержание статьи

Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные.

А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой.

Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.

Что же такое амортизация?

Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.

Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.

Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.

Как мы можем посчитать амортизацию?

Как Рассчитать Срок Полезного Использования Автомобиля

Как видно из формулы, необходимо будет определить первоначальную стоимость и срок полезного использования для расчета ежемесячной суммы амортизации. Если с суммой первоначальной стоимостью проблем нет, то определить срок использования — порой сложная задача.

????

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Хочу попробовать

Определяем срок полезного использования

Для нематериального актива срок полезного использования устанавливает сама фирма. Это срок в течение которого НМА будет использоваться и тем самым приносить доход.

Для основных средств в бухгалтерском учете предприятие тоже может установить срок использования самостоятельно, но не лишним будет согласовать этот срок с уже разработанными нормами и классификаторами.

Поэтому для определения срока полезного использования мы рекомендуем воспользоваться классификатором основных средств по амортизационным группам, утвержденным Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002.

Если основное средство относится к нескольким группам амортизации — выбор срока полезного использования рекомендуем делать из диапазона тех групп, к которым оно относится, исходя из предполагаемого времени эксплуатации объекта основных средств.

Таким образом, станет возможным получить сумму ежемесячной амортизации.

Если необходимо определить сумму амортизационных отчислений за период, например, на 01.01.2021, то следует сначала определиться с датой ввода в эксплуатацию, а затем посчитать, сколько ежемесячных сумм амортизации должно было быть произведено. Таким образом, можно ежемесячную сумму амортизации умножить на количество месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

Пример расчета

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector