Как Оспорить Протокол о Дтп

Заключительным этапом производства по выявлению виновного лица в совершении аварии или дорожного правонарушения, является составление административного протокола и вынесение соответствующего постановления.

Однако, нередко возникают ситуации, при которых водитель не считает себя виновным. В таком случае, он вправе подать документы на обжалование постановления ГИБДД.

Как составляется жалоба, в какие сроки и куда ее можно подать, пойдет разговор в нашей статье.

Объективные причины обжалования постановления

Прибыв на место аварии, сотрудники ГИБДД нередко превышают свои полномочия или изучают сложившуюся ситуацию поверхностно. Подобное приводит к нарушению гражданских прав водителя и применении к нему несоответствующей меры наказания. Если гражданин полностью уверен в своей правое, он вполне может попробовать опровергнуть постановление.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Протокол об административном правонарушении обжалован быть не может, поскольку в нем зафиксированы лишь технические моменты. Он содержит общие сведения об участниках аварии, свидетельские показания, объяснения сторон и прочее. Постановление же состоит из фактов, которые вполне могут подлежать опровержению:

  • Решение о применении меры наказания.
  • Ссылка на статью, по которой было вынесено наказание.
  • Дополнительная информация, имеющая прямое отношение к делу.

Постановление представляет собой окончательное решение судьи или сотрудника ГИБДД о применении к виновнику той или иной меры наказания. Именно поэтому, его стоит попробовать обжаловать. Постановление может быть передано гражданину на руки или в виде заказного письма. Последний вариант актуален для правонарушений, зафиксированных дорожными камерами.

Перед подачей жалобы стоит внимательно осмотреть постановление с целью выявления нарушений:

  • Отсутствие медицинского освидетельствования и понятых.
  • Игнорирование занесения показаний свидетелей.
  • Неправильное толкование правонарушения.
  • Наличие опечаток и ошибок.
  • Составление по прошествии нескольких дней после ДТП.

Виновнику должны сообщить о дате и месте рассмотрения дела, в противном случае данная неосведомленность также может стать причиной пересмотра наказания.

Многие граждане задают вопрос: «Что будет, если подписал постановление?». Подпись является лишь доказательством ознакомления. Она не лишает права на пересмотр административного наказания.

При составлении протокола, водитель должен внимательно изучить его. Данный документ обжалованию не подлежит, однако он играет большую роль в вынесении постановления. Стоит порекомендовать придерживаться следующих действий:

  • Проверить текст документа, в случае несогласия занести свое мнение в графу с объяснениями.
  • При наличии показаний свидетелей, настоять на их занесении в протокол. Они могут стать причинами смягчения наказания или его аннулирования.
  • В случае выявления незаполненных полей, поставить в них прочерки. Данное действие позволит предотвратить заполнение пустых строк сотрудниками ГИБДД без присутствия водителя.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Водитель должен получить на руки копию протокола. Она станет прямым доказательством в процессе обжалования постановления.

Также стоит позаботится о предоставлении фото или видео доказательств своей невиновности, заручиться поддержкой свидетелей. Водитель вправе выразить свое несогласие с протоколом, отказавшись подписывать его.

Однако, все же рекомендовано воспользоваться графой для объяснений. В нее гражданин сможет внести свое видение ситуации, закрепив его подписью документа.

Срок обжалования постановления

После получения на руки постановления, гражданин может пойти двумя путями:

  • Согласится с вынесенной мерой наказания (оплатить штраф, сдать права).
  • Обжаловать решение в суде или вышестоящей инстанции.

Подать жалобу на пересмотр постановления необходимо до окончания десятого дня с момента его принятия. В расчет входят выходные и праздничные дни. Постановление, вступившее в законную силу, обжалованию не подлежит.

Жалоба может быть подана в электронном виде через Госуслуги, лично зарегистрированной в секретариате или отправленной по обычной почте. Выбирая последний вариант необходимо учесть, что время, затраченное на доставку заказного письма, не включается в общий срок, подлежащий обжалованию, т.е. фактически он продлевается на несколько дней.

В том случае, если гражданин не смог вовремя подать жалобу по объективной причине (нахождение на лечении, в длительной командировке), возможна подача ходатайства о восстановлении сроков. Доказательством могут послужить выписки из клиники, медицинские справки, билеты.

Последовательность обжалования постановления

Перед подачей жалобы необходимо убедится в ее обоснованности. С этой целью рекомендовано воспользоваться профессиональной юридической помощью. Уверившись в своей правоте, гражданину стоит определиться с целью подачи обжалования:

  • Смягчение наказания.
  • Полная отмена постановления.

Отменить постановление поможет предоставление свидетельских показания и неоспоримых доказательств. Смягчить наказание стоит попробовать даже без наличия причин для данного действия. На практике большое количество жалоб граждан удовлетворяется если не в полной, то в частичной мере.

Обстоятельствами для смягчения наказания могут стать:

  • Прекращение дела по обоюдному согласию сторон.
  • Признание виновником своей ошибки.
  • Личное сообщение о случившемся ДТП по своей вине.
  • Содействие сотрудника ГИБДД в расследовании дела.
  • Добровольное возмещение ущерба пострадавшей стороне.
  • Нахождение водителя в состоянии аффекта.
  • Виновное лицо не достигло 18 лет.

Вышеперечисленные обстоятельства подразделяются на грубые и незначительные. Каждое из них подлежит рассмотрению в индивидуальном порядке.

Подать жалобу можно:

  • Непосредственному руководству отделения ГИБДД.
  • В суд.

Подача жалобы в ГИБДД и суд отличаются, поэтому рассматривать их стоит отдельно.

Обжалование постановления через ГИБДД

Первой инстанцией, в которую следует посетить с целью подачи жалобы, является отделение ГИБДД, принявшее решение. Обратится необходимо к непосредственному руководству. Бумага регистрируется секретарем и отправляется на рассмотрение.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Статистика показывает, что подобные обращения редко дают положительный результат. Дело в том, что руководство ГИБДД не заинтересовано в пересмотре меры наказания или его полном снятии. Подобные действия могут привести к созданию плохой статистики, негативно отражающейся на репутации отделения. Руководству ГИБДД отводится ровно 10 дней на пересмотр дела и вынесение решения.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что обращение в суд будет более результативным.

Обжалование постановления в суде

В случае необоснованных обвинений водителя и наличия веских доказательств невиновности, следует незамедлительно обратится с жалобой в суд. Для этого, возможно, понадобится заблаговременная консультация с юристом и привлечение адвоката.

В какой суд обращаться?

  • Мировой.
  • Районный.
  • Областной.
  • Верховный.

Обжаловать незаконные действия инспектора ГИБДД можно подав соответствующий иск в районный суд по месту совершения правонарушения. Жалоба на само постановление подается в мировой или районный суд. В том случае, если было вынесено решение, которое не удовлетворяет требования истца, он вправе подать повторную жалобу в областной или Верховный суд.

Подача жалобы не требует оплаты госпошлины. Документ может быть передан судье лично на приеме или отправлен заказным письмом по почте. Рассмотрение жалобы осуществляется на протяжении нескольких месяцев. О дате и месте проведения разбирательства, стороны уведомляют повестками.

Составление жалобы на пересмотр постановления

Жалоба в ГИБДД и суд имеет идентичную форму написания. В ней подлежат обязательному указанию следующие данные:

  • Полное наименование суда или ФИО руководителя ГИБДД, к которому направляется прошение.
  • Паспортные и контактные данные заявителя.
  • Краткое и обоснованное описание ситуации.
  • Номер постановления и сведения о лице, принявшем решение.
  • Основания для аннулирования постановления или смягчения наказания.
  • Перечень доказательств и письменных свидетельских показаний, приложенных к документу.
  • Дата составления и подпись заявителя.

Скачать образец жалобы на постановление об административном правонарушении

Основной текст документа должен быть написан понятным и лаконичным языком. Допустимо использование ссылок на действующие законы.

Обжалование постановления ГИБДД по видеофиксации

Снимки с камеры автоматической фиксации нарушений являются прямым доказательством виновности водителя. Подобные ситуации не требуют составления протокола, а постановление выносится без участия гражданина. Копия документа присылается в виде заказного письма по почте, не позднее третьего дня с момента вынесения.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Постановление по видеофиксации также подлежит обжалованию в десятидневный срок. Решение об административном наказании выносится инспекторами Центра видеофиксации. Направить жалобу следует на имя руководителя данной службы или в Федеральный суд.

Причинами подачи жалобы могут стать ошибки сотрудников Центра или нахождение за рулем стороннего лица. К примеру, автомобиль может принадлежать одному гражданину, при этом страховка оформлена на нескольких лиц. В момент фактического нарушения за рулем может находится не владелец, а доверенное лицо. При этом, постановление приходит на имя собственника транспортного средства.

Обжалование постановления ГИБДД: подводим итоги

Судебная практика говорит о том, что большое количество поданных жалоб на постановления ГИБДД об административном правонарушении, удовлетворяются в полной мере. Подобная ситуация связана с невозможностью сотрудников ГИБДД доказать виновность водителя в суде.

Гражданам стоит запомнить, что любое наказание, может быть обжаловано или уменьшено в судебном порядке. Главное – предоставление доказательств невиновности или смягчающих обстоятельств.

Как оспорить схему ДТП и вину водителя с помощью адвоката?

   Что делать, если составлена схема ДТП, не соответствующая действительной ситуации? Все искажения часто играют против стороны – участника дорожно-транспортного происшествия.

Устанавливается вина по схеме невиновного водителя, что порождает выплаты другим участникам в виде компенсации морального и материального ущерба.

В этом случае такую схему ДТП можно и нужно оспорить в рамках административного, уголовного или гражданского судопроизводства.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по спорам с ГИБДД и оспариванию вины участника ДТП поможет Вам в процедуре юридическая защита автовладельцев: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Фальсификация схемы ДТП

  •     Фальсификация схемы ДТП заключается в подделке схемы, указании недостоверной информации, в частности, места, где якобы расположены знаки, какие-либо предметы, указание не соответствующих границ, расстояний и др.
  •    Стоит отметить, что при фальсификации схемы ДТП присутствует умысел лица или лиц, которые по каким-то своим причинам заинтересованы в указании недостоверной информации.
  •    Намного проще будет оспаривать схему и не соответствие указанных в ней сведений, если попав в ДТП, произведете фиксацию аварии, а именно:
  1. сфотографируйте машины с разных ракурсов, в том числе госномера,
  2. сфотографируйте повреждения;
  3. сфотографируйте состояние дороги, знаки, детали от машин, иные предметы, при этом фотографируйте так, чтобы по возможности были видны машины всех участников ДТП;
  4. сохраните информацию с видеорегистратора;
  5. зафиксируйте информацию о ДТП на видеокамеру телефона;
  6. срочно получите консультацию юриста по ДТП, звоните нам уже сегодня

Порядок составления схемы и протокола ДТП

  1. На схеме ДТП должны быть обозначены контуры проезжей части, название улиц (дорог и т.д.

    ), направление движения, расположение транспортных средств (далее ТС) «А» и «В» в момент столкновения и конечные положения указанных ТС, дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, ширина проезжей части, предметы, имеющие отношения к данному ДТП, ограждения, тротуары, следы торможения, расположение поврежденных деталей и т.д.

  2. Как осуществлять выезд на место ДТП и составлять схему и протокол, подробно изложено в Приказе МВД, которым утвержден административный регламент по осуществлению надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства.
  3. Схема ДТП должна быть составлена тщательно, с указанием всей необходимой информации.

    Участвуя в составлении схемы, внимательно смотрите, что в ней отражается.

  4. Непосредственно на схеме должно быть указано, что это «схема ДТП» или «схема к протоколу осмотра места происшествия». Необходимо указать на схеме место происшествия, дату и время.

  5. После схемы необходимо указать, кто составил схему ДТП, если присутствовали понятые, свидетели, указанных лиц также указать в схеме и они должны расписаться. Участники ДТП должны указать, согласны они со схемой ДТП или нет, и соответственно расписаться. Также в схеме должны быть указаны условные обозначения и их расшифровка.

  1.    Помимо схемы ДТП сотрудниками ГИБДД составляется протокол осмотра места ДТП, если причинен вред здоровью потерпевшего. Схема является приложением к указанному протоколу:
  2.     При составлении протокола должны присутствовать два понятных или же должна вестись видеозапись.

  3.    В протоколе указывается:
  • ­ дата и место составления,
  • ­ фамилия и инициалы и должность лица, которое составило протокол,
  • ­ информация о лице, которое управляло ТС в момент совершения ДТП, а также тип, марка, модель, госномер ТС,
  • ­ ФИО и адреса понятых, свидетелей и потерпевших,
  • ­ описывается непосредственно само происшествия, а именно, когда, в какое время, в каком месте, что произошло,
  • ­ статья, предусматривающая ответственность за совершенное правонарушение,
  • номер полиса ОСАГО,
  • ­ номер водительского удостоверения;
  • ­ информация о месте работы и номере телефона.

Также в протоколе должны быть отражены:

  • ­ действия должностного лица и их порядок.
  • ­ в каком состоянии и какого качества дорожное полотно,
  • ­ имеется ли дорожная разметка,
  • ­ насколько освещен участок дороги места ДТП,
  • ­ если ДТП совершено на перекрестке, то какой это перекресток (регулируемый или нерегулируемый), работает ли светофор, какие знаки имеются,
  • ­ также могут быть указаны иные обстоятельства, имеющее существенное значение. В частности в протоколе отражается информация об осмотре ТС, какие повреждения имеются у ТС и др. информация.

   Лица, которые участвуют в осмотре, могут сделать заявления, которые должны быть отражены в протоколе. Кроме того, указанным лицам должны быть разъяснены их права и обязанности, о чем должна быть сделана запись в протоколе.

   Если в ходе осмотра применяется видеосъемка или фотосъемка об этом делается отметка в протоколе.

   Протокол подписывается должностным лицом и лицами, которые участвовали. Копии протокола вручаются лицам, которые управляли ТС в момент ДТП.

Как оспорить схему ДТП?

   Если лицо не принимало участие в составлении схемы по каким-то причинам, например, было госпитализировано в медицинское учреждение, то при выявлении не соответствия схемы, она может быть оспорена им, часто это требуется для обжалование обоюдной вины при ДТП и доказывания своей невиновности. Но в данном случае под оспариванием схемы больше имеется ввиду выражение не согласия с ней и предоставлении доказательств, подтверждающих, что схема составлена неправильно

Для оспаривания основанием может служить, например, то, что:

  • ­ в схеме не отражена информация о наличии ям, луж, каких-то дорожных знаках,
  • ­ неверно указана информация о расположении транспортных средств, о ширине проезжей части;
  • ­ схема оформлена с нарушением требований закона.

   Саму схему ДТП оспорить нельзя. Судебная практика говорит, что схема ДТП отражает факты с места происшествия, оспаривать необходимо постановление об административном правонарушении основанием для которого служит схема ДТП.

  •    Лицо должно представить доказательств, что схема не соответствует фактическим обстоятельствам дела, это могут быть записи с видеорегистратора, видеокамер, фотографии.
  •    В процессе рассмотрения дела суд может прийти к выводу о том, что схема ДТП является ненадлежащим доказательством по делу.
  • ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как защититься в составе преступления 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения) и подпишитесь на бесплатное видео в нашем канале YouTube уже сегодня

Внесение изменений в схему ДТП

  1.    Если участник ДТП выявил какие-то неточности в схеме ДТП, он может обратиться с ходатайством к соответствующему должностному лицу ГИБДД о внесении изменений в схему ДТП.

  2.    ВАЖНО: зафиксировать факт обращения с вышеуказанным ходатайством, то есть обратиться надо письменно, изложив, с чем вы не согласны и что просите, и вручить ходатайство под отметку на вашем экземпляре.

  3.    В случае удовлетворения ходатайства может быть осуществлен дополнительный выезд на место ДТП и составлена дополнительная схема, или внесены изменения в ранее составленную схему с соответствующими оговорками и подписью лица, которое внесло изменения.
  4.    Если сотрудник ГИБДД отказывается вносить изменения, можно обжаловать его бездействие.

Куда обжаловать схему ДТП?

   Обжаловать непосредственно схему ДТП нельзя. Можно фактически оспаривать схему, предоставляя доказательства о том, что указанная в ней информация является недостоверной или неполной в ходе рассмотрения других дел.

  •    В процессе рассмотрения дела следует приобщать доказательства о фактических обстоятельствах ДТП, можно просить допросить свидетелей.
  •    Можно обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, можно обжаловать действия должностных лиц, указав на не согласие со схемой ДТП, но административный регламент не говорит о возможности обжалования непосредственно схемы ДТП.
  •    про обжалование выезда на встречку по ссылке

Как запросить схему ДТП? Помощь адвоката

Как Оспорить Протокол о Дтп

   В 21 веке количество машин существенно возросло по сравнению с предшествующим веком. Помимо количества машин возросло количество различных ДТП. Имея ТС и водительское удостоверение, водители ТС не задумываются об авариях, и уж тем более о том, что делать, если произошло ДТП, и что делать после того, как ДТП оформили. При возникновении вопросов, связанных с ДТП можно всегда обратиться к нашим адвокатам, которые

  1. ■ проконсультируют по вопросам, связанным с ДТП, в том числе, по вопросам возмещения вреда, причиненного ДТП;
  2. ■ помогут обжаловать решения и действия должностных лиц, провести судебное представительство по административным делам любой сложности;
  3. ■ проанализируют документы, составленные по ДТП на соответствие требованиям закона;
  4. ■ могут представлять ваши интересы в ГИБДД, в суде, в страховых компаниях, в переговорах с другими участниками ДТП.
  5. Как Оспорить Протокол о Дтп

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Смотрите, какая тема — Можно ли обжаловать и отменить европротокол после ДТП, если не виновны или мало выплаты?

Показать содержание

  1. Если вы хотите отменить европротокол при ДТП, то попытаться можно в любом случае. Однако, успех будет напрямую зависеть от конкретных обстоятельств происшествия и конкретной причины для отмены.
  2. Если вы не согласны с виновностью, хотя уже подписали бланк извещения, где указали, что виноваты, то и в этом случае можно обжаловать именно виновность. Тогда нужно будет обращаться в ГИБДД для оформления ДТП, и уже те определят реального причинителя ущерба.
  3. Если же вы хотите аннулировать европротокол по той причине, что лимита выплаты по нему вам не хватило, то самый простой способ здесь – оформить ДТП с сотрудниками, договорившись об этом с виновником происшествия.
  4. Иначе можно взыскать с виновника разницу между калькуляцией страховщика и реальными затратами на ремонт вашей машины, если последние как раз и превышают максимальный размер возмещения по европротоколу.
  5. Если же по расчёту страховой компании сумма выше лимита, то здесь судебная практика 2022 года работает не в вашу пользу.
  6. Оспорить европротокол можно в течение 3 лет.

Оформление европротокола при ДТП по закону считается упрощённым способом получения страхового возмещения по ОСАГО. Однако, фактически в 2022 году получается, что как раз этот способ очень и очень усложнённый, если мы хоть немного идём не по стандартному самому простому пути, и в деле появляются дополнительные обстоятельства.

Чего только стоит отсутствие в принципе возможности посчитать на месте аварии, достаточно ли будет лимита выплаты. В этой статье мы и поговорим о практической стороне вопроса – как оспорить европротокол при ДТП уже после подписания.

В частности, обсудим обжалование извещения по таким причинам, как если недостаточно суммы выплаты, если мы хотим оспорить виновность, а также другие – менее распространённые причины.

Можно ли вообще аннулировать извещение ОСАГО, если уже подписали?

Забегая вперёд, укажем, что попытаться стоит в любом случае. Однако, исход ваших действий во многом будет зависеть от уважительных причин и законных оснований для отмены европротокола.

Здесь нужно понимать, в чём, собственно, заключается ваша цель. В 2022 году таковых может быть целый ряд, но наиболее распространённые из них следующие.

  1. Можно ли оспорить европротокол после ДТП, если вы неверно оценили сумму выплаты по ОСАГО и вам просто не хватило выплаты? Тут вопрос может решиться вообще 2 способами: либо довзыскивать с виновника аварии недостающую сумму, которую не покрывает страховая компания, либо вообще отменять извещение, чтобы лимит составил не 100 тысяч, а 400.
  2. Если вы вдруг решили, что виновником является второй участник. В этом случае как раз и идёт речь о единственном целевом действии – оспаривании европротокола.
  3. Если не соблюдены все условия для возможности оформления ДТП без сотрудников ГИБДД, а также если выяснилось, что у виновника нет действующей страховки ОСАГО.

Ниже мы приведём актуальную на 2022 год судебную практику, в том числе высших инстанций: Конституционного Верховного судов.

На каком основании можно обжаловать европротокол?

А пока приведём законодательное обоснование возможности признать извещение недействительным как документа.

Дело в том, что европротокол по своей сути является сделкой или соглашением. Согласно официальной трактовке статьи 153 Гражданского кодекса, сделкой является в том числе установление гражданских прав и обязанностей. А заполнение извещения по сути является установлением права потерпевшего на возмещение вреда при ДТП.

То, что европротокол считается сделкой, подтверждает и Верховный суд, а также нижестоящие судебные инстанции.

А, так как это сделка, то в её отношении применяются возможности статьи 178 ГК РФ, которые заключаются в возможности признать её недействительной. В частности, такое может быть по следующим основаниям:

  • в европротоколе есть очевидные описки,
  • есть сомнения в обстоятельствах предмета сделки – например, в отношении размера ущерба (но об этом мы ещё поговорим ниже).

Нужно отменять через страховую компанию?

Нет. Вы и не сможете обжаловать европротокол при ДТП посредством страховщика. Просто ни закон Об ОСАГО, ни Правила страхования, утверждённые Банком России, ни иные нормативные акты не устанавливают как такой возможности, так и, разумеется, порядка отмены.

Всё ещё элементарнее. Законодательство об ОСАГО допускает возможность оформления аварии без сотрудников ДПС. Однако, страховщик никак не ответственен за этот европротокол. Он просто принимает решение о возмещении на основании этого документа.

Через суд?

Так как европротокол считается в 2022 году ничем иным, как сделкой, то оспаривать его можно двумя способами:

  • договориться со вторым участником и отменить европротокол, оформив ДТП через сотрудников ГИБДД,
  • если второй участник не согласен (что может быть очевидным, если, к примеру, вы оспариваете виновность в аварии; либо вполне вероятным, если вам не хватает денег по европротоколу для полного возмещения ущерба), то тогда единственный вариант – обжаловать извещение как сделку через суд.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Нужно ли сообщить об этом другому участнику ДТП?

Нет. Однако, при судебном разбирательстве вполне вероятно, что суд сам вызовет и, тем самым, поставит в известность второго водителя, с которым вы столкнулись в аварии, как соответчика или третьего лица в деле.

Как правильно отменить европротокол со вторым водителем?

Итак, допустим, вы договорились со вторым участником ДТП, что просто порвёте свои заполненные бланки извещения о ДТП и оформите происшествие с участием сотрудников ГИБДД.

Но как в этом случае быть с тем, что вы уже уехали с места аварии?! Не лишат ли приехавшие инспекторы прав обоих участников за оставление места ДТП?

Нет, такой исход дела крайне маловероятен. И дело здесь в возможности ПДД. Пункт 2.6.1 Правил допускает возможность уехать с места аварии, если соблюдены условия из статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО – то есть составлен европротокол.

Вы выполнили это условие? Выполнили. Так за что вас лишать?! А тот факт, что вы решили его аннулировать и вызвать ГИБДД, никак не образует состав правонарушения по статье 12.

27, которая и предусматривает лишение прав за скрытие с места аварии.

Во всяком случае для привлечения водителей к ответственности должен быть доказан умысел нарушения. А кто же его сможет доказать, если вы сами сначала и извещение заполнили, и затем сотрудников вызвали.

Таким образом, если второй участник ДТП не против, то ничего не запрещает просто порвать заполненные извещения и вызвать ГИБДД.

Через сколько после ДТП можно оспорить?

В течение 3 лет после того, как вы оформили извещение. Это вытекает из статьи 966 ГК РФ, которая устанавливает этот срок как общие период исковой давности по случаям, связанным со страхованием ответственности.

Судебная практика: если не хватило лимита выплаты по европротоколу

Итак, теперь давайте рассмотрим вероятность исхода вашего решения отменить европротокол через суд. А вероятность эта зависит от конкретных представленных вами аргументов в пользу аннулирования ну и, конечно же, от сложившейся в 2022 году судебной практики.

В случае с недостаточной суммой сценарий того, как вы приходите к цели оспаривания этого документа, как правило, общий:

  1. вы попадаете в ДТП и выполняете все требования ПДД в связи с этим,
  2. далее общаетесь со вторым водителем, определяете обстоятельства аварии, в том числе виновность другого её участника,
  3. осматриваете свой автомобиль и решаете, что повреждений здесь не больше лимита по европротоколу (не забываем, что он может быть и 400 000 рублей – может, и оспаривать то здесь нечего, если вы подпадаете под эти условия),
  4. договариваетесь со вторым водителем заполнить извещение без сотрудников ГИБДД,
  5. однако, позднее из расчёта страховщика или независимой экспертизы узнаёте, что сумма ремонта превышает предельную.

И здесь у нас для вас есть и плохие новости, и хорошие одновременно.

Успех в оспаривании европротокола напрямую зависит от того, из-за чего и как именно стоимость ремонта превышает лимит выплаты.

Если речь идёт о том, что даже по калькуляции страховой компании размер выше, то судебная практика говорит о том, что вы маловероятно сможете взыскать недостающие деньги как со страховщика, так и с виновника.

Но вот если речь идёт о взыскании разницы по износу, то перспектива здесь более радужная, хотя и не стопроцентная.

О чём, собственно, речь?

До недавнего времени, действительно, действовало Постановление Пленума Верховного суда, которое указывало, что оформление европротокола является по сути соглашением между виновником и потерпевшим.

В этом соглашении потерпевший выражает согласие на получение не более 100 тысяч рублей (или 400 при условиях), принимая на себя все последствия, если в результате выйдет иначе.

Речь идёт о ППВС №2 от 2015 года, его пункте 39, в котором говорится буквально следующее:

В связи с этим не подлежит удовлетворению иск потерпевшего к страховщику и/или к причинителю вреда о возмещении ущерба на сумму, превышающую предельный размер страховой выплаты в рамках упрощённого порядка оформления дорожно-транспортного происшествия, за исключением случаев, когда соглашение участников дорожно-транспортного происшествия о его оформлении без участия уполномоченных на то сотрудников полиции признано судом недействительным.

Вы и в 2022 году встретите во многих изданиях отсылку к этому акту Верховного суда. Однако, это устаревшая информация, потому что данный акт признан утратившим силу в связи с изданием нового – ППВС №58 в 2017 году. И в новом Постановлении Пленума уже ни слова о причинителе вреда, а только о том, что нельзя взыскать со страховщика.

Как Оспорить Протокол о Дтп

Но даже без мнения Верховного суда дело не меняется. В Гражданском кодексе есть статья 10, а в ней часть 5, которую немного переформулируют в отношении извещения о ДТП многие суды. Речь идёт о разумности действий лиц при правоотношениях.

И в судебной практике судьи рассуждают примерно следующим образом, как в примере одного из подобных решений:

Пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ устанавливает презумпцию разумности действий участников гражданских правоотношений, следовательно, предполагается, что при заключении сделки стороны имеют чёткое представление о наступающих последствиях.

Тем самым, исходя из такой судебной практики, предполагается, что вы должны изначально отдавать себе отчёт в том, что лимита выплаты по европротоколу хватит на ремонт вашей машины. То есть в России право предполагает, что вы имеете чёткое представление о последствиях.

Но, разумеется. Иметь то представления вы и имеете, возможно. Однако, вы не являетесь экспертом, чтобы чётко оценить все повреждения на месте ДТП. Более того, у вас нет на месте происшествия возможности выявить скрытые повреждения.

Но всё же поставим точку и решим окончательно, можно ли отменить европротокол при ДТП, если суммы выплаты оказалось недостаточно. И приводим Определение Конституционного суда №117-О от 2018 года, в котором судьи указали следующее.

оформляя документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путём заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии, причинитель вреда и потерпевший достигают тем самым имеющего обязательную силу соглашения по вопросам, необходимым для страхового возмещения, которое причитается потерпевшему при данном способе оформления документов.

Соответственно, потерпевший, заполняя бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, подтверждает отсутствие возражений относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений и, следовательно, связанных с этим претензий к причинителю вреда.

То есть, Конституционный суд делает вывод о том, что в данном случае виновнику предъявлять нечего. Но речь всё ещё не идёт о признании европротокол недействительным.

Таким образом, при наличии такой практики Верховного и Конституционного судов взыскание расхода сверх лимита с виновника представляется очень сложным. Но вот по отмене европротокола судебной практики высших инстанций нет, а нижестоящих судов – очень мало. Поэтому попытаться именно аннулировать его и заново оформиться через ГИБДД вполне можно.

Кроме того, если речь идёт о взыскании сверх лимита той суммы, которая является разницей между калькуляцией страховщика по ОСАГО и реальной суммы затрат на восстановление автомобиля, то тогда перспектива ещё более широкая. Хотя, и здесь практики пока маловато. Этому вопросу у нас посвящена целая отдельная статья.

Судебная практика: если не согласны с виновностью в ДТП

Отменить европротокол в этом случае немного сложнее. По крайней мере, с потерпевшим вы уже вряд ли договоритесь, чтобы тот стал виновником аварии.

Но вот оспорить свою виновность в суде вполне вероятно. В судебной практике были случаи, когда виновник, даже подписав европротокол, решил после этого обжаловать этот документ, обратившись с заявлением в ГИБДД с требованием привлечь второго участника к ответственности. В результате ГАИ провели разбор данного ДТП и привлекли того к ответственности.

Но в то же время есть и противоположная судебная практика о том, как оспорить виновность при ДТП с европротоколом. Так, в своём решении по делу №33-4504/2021 Московский суд не принял доводы истца о виновности второго участника, с которым она составила европротокол и признала, что виновата она. Официальный текст следующий:

Само по себе последующее сообщение ФИО в свою страховую компанию сведений об иных обстоятельствах ДТП и оспаривание вины в происшествии не освобождает от ответственности за причинённый вред, учитывая, что при составлении извещения без уполномоченных органов (европротокол) таких доводов ответчик не приводила, своей подписью подтвердила достоверность внесённых сведений по обстоятельствам ДТП.

Посмотреть этот судебный акт можно на официальном сайте Московского городского суда.

Поэтому здесь также всё будет зависеть от ваших доводов. Одно можно отметить смело: если, действительно, рассматривающий дело суд решит, что в ДТП виноваты не вы, то отмена европротокола – это формальность. Так как по закону отвечать за причинённый вред должен будет тот, кто его и причинил, то есть виновник аварии.

Если у виновника не было страховки ОСАГО?

В этом случае всё гораздо сложнее. Дело в том, что здесь как раз на вас и лежит обязанность проверить наличие страховки на машину. Сделать это можно как по госномерам машины второго участника на официальном сайте РСА, так и по серии и номеру полиса.

Отметим также, что закон устанавливает обязанность каждого из водителей при ДТП предъявить полис ОСАГО другому участнику для такой проверки.

Но, конечно же, отсутствие страховки, если вы уже оформили и подписали европротокол, не лишает права на возмещение вреда. В таком случае европротокол просто признаётся недействительным – страховая компания на законном основании откажет вам в возмещении. И вы просто должны обращаться к виновнику аварии за компенсацией ущерба.

Вот только сложность здесь в том, что основания для предъявления такой компенсации у вас нет, потому что нет документов из ГИБДД о самом факте события ДТП. Но и здесь не так сложно. Вы просто оформляете аварию позднее.

Опять же, прав за это вас лишить не должны. Чего нельзя однозначно сказать о виновнике – если он знал об отсутствии у него страховки, то должен был сам вызвать сразу ГИБДД для оформления происшествия.

Он этого не сделал и покинул место ДТП, чем нарушил пункт 2.5 ПДД.

Судебные споры после ДТП: Верховный Суд ответил на практические вопросы – ilex

Опубликовано действующее с 29.06.2018 постановление Пленума Верховного Суда по судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами.

  • Ответственным за ДТП лицам, возместившим причиненный вред
  • Когда страховое возмещение, выплаченное потерпевшему страховой компанией, полностью покрывает причиненный в результате ДТП ущерб, у потерпевшего можно требовать возврата неосновательно приобретенных денежных средств.
  • Страховщикам, Белорусскому бюро по транспортному страхованию

Владелец пострадавшего в ДТП автомобиля может оспорить размер выплаченного страхового возмещения и представить в суд документы о том, что фактические затраты на ремонт превысили расчетную стоимость ремонта, определенную страховщиком.

Когда в документах о фактических расходах учтена стоимость нормо-часа работ организации автосервиса; приобретенных и использованных в ремонте деталей и материалов, относящихся к этому страховому случаю; включенных в затраты СТО налогов, сборов, то страховщику (Белбюро) придется пересчитать стоимость восстановительного ремонта и доплатить страховое возмещение в пределах установленного лимита ответственности. Для определения действительной стоимости ремонта суд может назначить автотехническую экспертизу.

Когда транспортное средство погибло (уничтожено), для определения размера вреда принимается его рыночная стоимость и определенные расходы (на эвакуацию и др.). Понятие действительной стоимости больше не используется.

На заметку
Погибшим считается транспортное средство, расчетная стоимость восстановительного ремонта которого за вычетом стоимости обновления без учета НДС превышает его рыночную стоимость на день наступления страхового
случая .

Страховщикам напомнили, что причинение вреда владельцу автотранспорта — виновнику ДТП является страховым случаем, когда вред причинен его транспортному средству, в отношении которого заключен договор комплексного внутреннего страхования.

В качестве дополнительных расходов по заключению ВКК придется возместить потерпевшему расходы, в частности, на приобретение изделий индивидуального ухода и технических средств социальной реабилитации. Ранее – на приобретение, эксплуатацию и ремонт специального транспортного средства.

О суброгации

Страховщикам (Белбюро) принадлежит право требования в порядке суброгации лишь в определенных случаях . Это право переходит к страховщику с момента выплаты им страхового возмещения.

На заметку
В досудебном требовании, которое направляется должнику в порядке суброгации, нужно указывать срок исполнения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК. При просрочке уплаты начисляются проценты за пользование чужими денежными средствами по п.1 ст. 366 ГК до полного исполнения должником обязательства.

Ответчиками (соответчиками) в исках нужно указывать юридических и физических лиц, ответственных за причинение вреда. В частности, законных владельцев транспорта, не заключивших договор обязательного страхования гражданской ответственности и (или) лиц, причинивших вред.

Пример
В качестве ответчика указывается водитель, который находился в состоянии алкогольного опьянения или совершил преступление с использованием автомобиля.

Когда ответчиками признаются несколько лиц, выплаченное страховое возмещение взыскивается с них в долевом порядке исходя из степени вины каждого из них.

В порядке суброгации можно взыскать включенные в выплаченное страховое возмещение расходы на эвакуацию транспортного средства с места ДТП к месту хранения, расходы по оформлению документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда, например, оплату экспертизы, и др. Не взыскиваются в порядке суброгации расходы страховщика по уплате комиссионного вознаграждения банку или оплате услуг почты за операции по перечислению страховых выплат.

На заметку
Не следует взыскивать в порядке искового производства недоплаченные страхователем страховые взносы по автогражданке и штраф в двойном размере суммы доплаты . Эти суммы взыскиваются в бесспорном порядке по исполнительной надписи нотариуса, а через суд – только в случае спора со страхователем .

Потерпевшим в результате ДТП, их адвокатам

Вред, который причинен жизни или здоровью физлиц, их имуществу либо имуществу организаций в результате ДТП, страховщик возмещает в виде страхового возмещения.

Белорусское бюро по транспортному страхованию рассчитывается с потерпевшими в результате ДТП в тех случаях, которые перечислены в Уставе Бюро . В частности, когда причинитель вреда не заключил договор обязательного страхования гражданской ответственности; в случае угона автомобиля.

В иске о возмещении вреда, полученного в ДТП, в качестве ответчика рекомендуется привлекать в том числе страховщика либо Белорусское бюро по транспортному страхованию. Когда участниками ДТП являются несколько владельцев транспортных средств, указать ответчиком в иске можно одного страховщика.

На заметку
Когда транспортное средство приобретено у физлица, покупатель приобретает все права и обязанности в отношении транспорта, в том числе в отношении обязательного страхования гражданской ответственности автовладельца, только после регистрации договора купли-продажи в установленном порядке . Поэтому нужно выяснить: зарегистрирован ли договор на приобретение виновником ДТП автотранспорта в ГАИ. От этого зависит, кого можно привлечь в качестве ответчика: страховщика или Белорусское бюро по транспортному страхованию.

Когда в отношении поврежденного (погибшего) в результате ДТП имущества был заключен договор добровольного страхования, можно требовать выплаты страхового возмещения либо у страховщика, с которым заключен договор добровольного страхования, либо у страховщика, с которым у потерпевшего либо у виновника ДТП заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (автогражданка).

Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой

Пленуму Верховного суда РФ 26 декабря удалось принять постановление (о достаточно бурном первом обсуждении документа Legal.Report писал здесь), которое детально расписывает применение судами законодательства об ОСАГО – в частности, вопросы оформления ДТП и обращения к страховщику, а также правила ремонта пострадавших автомобилей.

Подвергшуюся основательной правке версию документа пленуму представил его секретарь, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, самым обсуждаемым в процессе доработки разделом оказался тот, который посвящен европротоколу. Последний в конце концов был признан гражданско-правовым соглашением участников.

Говоря же о предмете соглашения, судья подчеркнул: указаний на то, что им является размер ответственности при ДТП, “нигде нет”.

– Редакционной комиссией внесены изменения в пункт 14 проекта (из него был исключен третий абзац – прим. ред.), акцентирующие внимание на том, что при составлении европротокола предметом согласия сторон является размер страховой выплаты, ограниченной суммой 50 тысяч рублей, а не размер ответственности виновника ДТП, – заявил Момотов.

Как сообщил докладчик, из проекта исключено указание на обязанность потерпевшего представлять документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о страховом возмещении. Это было названо Момотовым “излишним обременением” для потерпевшего.

– При этом в проекте сохранено указание на обязанность потерпевшего указывать при подаче документов сведения, позволяющие идентифицировать предыдущие обращения к страховщику, – заметил он.

Далее речь зашла еще об одном “больном” для многих клиентов страховых компаний вопросе.

– В ходе обсуждения высказывались предложения о дополнении проекта указанием на то, что в случае предоставления страхового возмещения в натуральной форме гражданину – собственнику легкового автомобиля утрата его товарной стоимости не возмещается. Однако с такими предложениями согласиться никак нельзя! – твердо заявил судья.

По сути, рассказал Момотов, это являлось бы правовой нормой, ограничивающей размер страхового возмещения. Однако названная утрата “входит в состав убытков потерпевшего и в любом случае должна возмещаться страховщиком”.

В итоговом документе еще больше акцентируется внимание судов на том, что возмещение в натуральной форме должно вестись с использованием исключительно новых деталей (не б/у) – и это своего рода “компенсация” физическим лицам – владельцам легковых автомобилей за “императивные положения закона, которые отдают приоритет ремонту над денежной выплатой”. Такое правило не действует для всех прочих категорий застрахованных – бизнесменов и т. п.

– С учетом предложений судебной коллегии по административным делам ВС РФ внесены изменения в пункт 72, – перешел к новой актуальной теме судья.

– Лицо, виновное в ДТП и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, презюмируется находящимся в состоянии опьянения, если не доказано иное.

В связи с этим у страховых компаний возникает право регрессного требования к такому лицу.

Изменения, хотя и не столь существенные, были внесены, по его словам, в пункты 51, 65, 77, 87 и ряд других. Они, как отмечено, “не носят смыслового характера”.

Вместе с тем из проекта исключен пункт 102, который устанавливает обязанность потерпевшего предоставлять доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в суд без несения издержек.

– Принятие проекта упредит ряд возможных ошибок, а также повысит уровень правовой определенности в сфере автострахования, – заключил Момотов.

Замминистра юстиции РФ Алу Алханов сообщил, что у Минюста “нет замечаний к документу”. Последним высказался замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, подчеркнувший “высокую актуальность” и “важнейшее значение” данного проекта.

– В результате доработки удалось найти компромиссные решения по всем спорным моментам, – сказал, в частности, Коржинек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector