Новый образец СОУТ на предприятии 2020 года: задачи, функции, этапы внедрения, кто может не создавать

Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов

Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.

Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.

Этапы специальной оценки условий труда

Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.  

Этап 1. Подготовительный

Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:

  • составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
  • составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.

Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.

Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?

Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:

  • Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
  • Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.

Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:

Новый образец СОУТ на предприятии 2020 года: задачи, функции, этапы внедрения, кто может не создавать

Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:

  • приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
  • карточку организации с реквизитами для оформления договора;
  • штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
  • список контингентов на медосмотр;
  • список работников, получающих гарантии и компенсации;
  • сведения о СНИЛС сотрудников;
  • перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.

Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.

  • Скачайте образцы в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о проведении специальной оценки условий труда, график проведения специальной оценки условий труда по договору оказания услуг.

В конце статьи есть шпаргалка

Этап 2. Технический

На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.

Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры.

Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников.

Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.

Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.

Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.

Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.

Этап 3. Организационный

Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:

  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
  • план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.

Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.

Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.

  • Скачайте образец в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о применении результатов СОУТ.

В конце статьи есть шпаргалка

Этап 4. Заключительный

Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.

Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:

  1. Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
  2. Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).
  3. После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.

Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.

Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года

С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты Контур.Школы

Посмотреть видео

Учтите, что теперь:

  1. Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
  2. Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.
  3. Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
  4. Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2020 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.

Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.

Также рекомендуем почитать статью «8 типичных ошибок специалистов по охране труда при проведении СОУТ».

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • График проведения СОУТ по договору оказания услуг 618.1 КБ
  • Образец приказа о проведении СОУТ 570 КБ
  • Приказа о применении результатов СОУТ 601.7 КБ

Скачать

Журнал Экостандарт

Многим данные «расширения» покажутся формальными, однако, они на законодательном уровне укрепили цепочку взаимодействия «работодатель – работник – Экспертная организация», что, определенно, положительно скажется на результатах СОУТ.

Чтобы было легче воспринимать изменения законодательства условно разделим проведение спецоценки на 6 этапов:

  1. Подготовительный
  2. Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов
  3. Измерение факторов
  4. Подготовка отчета по СОУТ
  5. Утверждение отчета
  6. Заключительный

Подготовительный этап

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии.

Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?».

Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей – субъектов малого предпринимательства (включая работодателей – индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст.

8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ.

Читайте также:  Как Вызвать Санэпидемстанцию к Соседям

Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Идентификация потенциально вредных и/или опасных факторов

Идентификация – это процесс сопоставления имеющихся на рабочих местах факторов с факторами, которые предусмотрены классификатором. Данная процедура проводится совместно с работодателем и экспертом по СОУТ.

В соответствии с частью 3 ст. 10 Закона №426-ФЗ при осуществлении идентификации должны учитываться:

  • Оборудование, материалы и сырье, используемые работником и которые могут являться источника ВОПФ
  • Результаты ранее проводившихся исследований
  • Несчастные случаи, профзаболевания, связанные с воздействием на работника ВОПФ
  • Предложения самих работников

Теперь же, в обязательном порядке должны быть дополнительно учтены результаты производственного и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Это нововведение позволяет более грамотно оценить все воздействующие на работника факторы и ничего не упустить при осуществлении идентификации экспертом.

Измерение факторов

Изменения части 4 ст. 12 Закона №426-ФЗ в первую очередь коснулись организаций, проводящих СОУТ.

Теперь экспертные организации должны применять методики (методы) измерений и средства измерений, которые позволяют проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда.

Данное изменение позволяет более глубоко исследовать воздействующие на работников факторы и не допустить выдачу результатов, не попадающих в действующие значения.

Однако, есть в этом и «подводный камень» – методикой СОУТ установлены достаточно широкие диапазоны определений по факторам, которые позволяют проводить измерения даже для опасного класса условий труда. В целом это хорошо, но далеко не все экспертные организации могут похвастаться такими возможностями, что в ближайшей перспективе значительно сократит рынок организаций, проводящих СОУТ.

Подготовка отчета

По результатам реализованных ранее процедур, организация проводящая спецоценку должна оформить отчет в соответствии со ст. 15 Закона №426-ФЗ.

Отчет включает в себя:

  • Декларацию соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии)
  • Представление эксперта о возможности использования результатов производственного контроля при проведении специальной оценки условий труда (при наличии)
  • Титульный лист отчета
  • Заключение эксперта по результатам идентификации
  • Сведения об организации, проводящей СОУТ (Раздел 1)
  • Перечень РМ, на которых проводилась спецоценка (Раздел 2)
  • Протоколы исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Карты СОУТ (Раздел 3)
  • Протоколы оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (при наличии)
  • Сводная ведомость результатов СОУТ
  • Перечень мероприятий по улучшению условий труда (Раздел 6)
  • Протокол о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений (при наличии)
  • Заключение эксперта по идентификации
  • Мотивированное особое мнение (при наличии)
  • Замечания и возражения работников (при наличии)

Внесенные изменения в состав отчета связаны с «расширением» прав и обязанностей работников. А также, они учитывают возможность несогласия комиссии с результатами специальной оценки условий труда. Это усиливает роль работников и членов комиссии в проведении спецоценки, дает им право высказать свою позицию относительно результатов проведенной СОУТ.

Обратите внимание, что в отчете необходимо указать уникальный идентификационный номер, который был ранее получен экспертной организацией. Однако, на данный момент нет указания в какой конкретно части отчета следует это сделать. Скорее всего данный вопрос будет решен только после внесения изменений в Методику специальной оценки условий труда.

Самым «спорным» стало изменение, которое коснулось индивидуального номера рабочего места, который при внеплановой и/или повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным номером для данного места. Проблема в том, что отсутствует конкретика – кто ответственен за исполнение данного требования? Кроме того, существует риск дублирования нумерации рабочих мест при проведении СОУТ этапами или разными договорами (контрактами).

Напомню, что данное требование отражено в ст. 18 Закона №426-ФЗ, которая относится к передаче сведений во ФГИС экспертной организацией. Далеко не всегда экспертной организации предоставляют корректные данные о ранее проведенной СОУТ и тем более о нумерации рабочих мест.

Поэтому для минимизации рисков (в части привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях) есть только один вариант – оставить прежнюю нумерацию рабочих мест даже если есть дубли по предприятию.

Это допустимо ввиду отсутствия в Законе №426-ФЗ ограничений в части совпадения номеров различных рабочих мест предприятия.

Что касается привлечения экспертной организации к административной ответственности по ст. 14.54 Кодекса об административных правонарушениях – стоит внимательнее проанализировать предоставленные работодателем исходные данные и дать обратную связь в случае возникновения каких-либо вопросов, в том числе относительно нумерации рабочих мест.

Утверждение отчета

В ст. 15 Закона №426-ФЗ также были внесены изменения, которые окончательно закрепили сроки утверждения отчета по специальной оценке условий.

Теперь отчет по СОУТ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден председателем группы в срок не позднее чем в тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Будем надеяться, что отчет не будет долго идти и комиссия успеет подписать его, а работодатель утвердить документ в оставшееся время.

В противном случае, единственный выход – зафиксировать в протоколе заседания комиссии, что утвердить отчет в установленные законодательством сроки невозможно и надеяться, что ст. 5.27.1 в части нарушения порядка СОУТ не настигнет.

У экспертной организации также появилось новое обязательство – в течение 3х рабочих дней с даты утверждения отчета уведомить работодателя о передаче данных во ФГИС СОУТ.

Уведомить его можно двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или электронным документом, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Заключительный этап

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

Вступившие изменения затронули и условия проведения внеплановой специальной оценки, предусмотренные ст. 17 Закона №426-ФЗ. Напомню, что есть несколько условий, при которых требуется проведение внеплановой СОУТ в установленные законодательством сроки:

Новый образец СОУТ на предприятии 2020 года: задачи, функции, этапы внедрения, кто может не создавать

Теперь законодательно зафиксирована возможность проведения внеплановой спецоценки по замечаниям и возражениям работников и Работодатель уже не сможет «спустить на тормозах» несогласие с результатами СОУТ.

Не осталась без внимания и экспертная организация. Теперь, в соответствии с изменениями в ст. 19 Закона №426-ФЗ, она обязана в течение 10 рабочих дней передавать в федеральный орган исполнительной власти информацию в случаях:

  1. сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра) с указанием исключенных из области аккредитации вредных и/или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных ст. 13 Закона №426-ФЗ
  2. изменения состава экспертов организации

Данную информацию экспертная организация может передать двумя способами: на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

Минтруд рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации и принимает решение. Ранее, мы уже описывали новые требования, предъявляемые к использованию методик (методов), а также средств измерений.

Отметим, что в случае их несоблюдения деятельность организации, проводящей СОУТ, приостанавливается.

И только после устранения несоответствий и представления в Минтруд копий документов, подтверждающих данный факт, деятельность экспертной организации может быть восстановлена.

Последней стороной, которую затронули изменения законодательства стала Государственная экспертиза условий труда.

Теперь экспертиза качества может проводиться не только по представлениям ГИТ и по данным, поступившим от работника, представительного органа или профсоюза, но и по представлениям Роспотребнадзора.

Конечно, оценить правильность установленных гарантий, компенсаций и корректность заполнения отчета по СОУТ Роспотребнадзор врядли сможет, но усомниться в результатах проведенных исследований (испытаний) и измерений, а также в правильности их проведения – вполне.

Результаты проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда, рассмотрения разногласий по этой экспертизе – являются обязательными для исполнения всеми участниками СОУТ и подлежат передаче в информационную систему учета. При этом обязанность по передаче результатов экспертизы возлагается на ГЭУТ, а по передаче результатов рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества СОУТ и результатам ее проведения – на Минтруд.

Подводя итог, хочу отметить, что многие из изменений в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда» были необходимы – некоторые из них были лишь формальными, а некоторые оставили после себя много вопросов.

Читайте также:  Как Можно Восстановить Срок Исковой Давности

Но радует то, что специальная оценка условий труда становится процедурой, в которую вовлечены различные участники, способные повлиять на результаты проведенной спецоценки и при необходимости оспорить их.

Многие изменения были связаны с активным развитием Федеральной государственной информационной системы. На мой взгляд, это говорит о готовности к цифровизации и внедрению электронного документооборота.

Определенно, всем участникам предстоит адаптироваться к новым реалиям – новым срокам, процедурам, обязанностям. И чем скорее это произойдет, тем быстрее мы будем готовы к следующему этапу изменений.

Специальная оценка условий труда в 2020 году

Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2014 года.

Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2014 года. Такой порядок был установлен положениями федерального закона № 426-ФЗ.

Однако несмотря на то, что данная процедура уже стала привычной для многих российских работодателей, в процесс ее реализации продолжают вносить некоторые изменения, направленные на повышение ее эффективности.

В 2020 году систему также ожидают достаточно серьезные корректировки, с которыми организациям целесообразно ознакомиться заранее.

Действующий порядок проведения СОУТ

В соответствии с положениями 426-ФЗ каждое предприятие обязано проводить оценку рабочих мест с целью определения условий труда работников. В число исключений, регламентированных содержанием ст. 3 данного нормативного документа, входят:

  • места сотрудников, которые работают в удаленном режиме;
  • места сотрудников, которые являются надомными работниками;
  • места работников, которые оказывают услуги физическим лицам или религиозным организациям.

Все остальные компании, вне зависимости от их сферы деятельности, масштаба, формы собственности и других факторов, обязаны проводить СОУТ.

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период.

Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2018 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу.

С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

Процедура СОУТ

Процедура проведения спецоценки представляет собой комплекс работ, состоящий из следующих этапов:

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.

Санкции за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение

В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.

1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение.

Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:

  • в отношении должностных лиц за такое нарушение применяется предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен дисквалификацией на период сроком 1-3 года;
  • в отношении предпринимателей применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы предпринимателя на срок до 90 дней;
  • в отношении организаций применяется штраф размером 60-80 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100-200 тыс. руб. или заменяется остановкой работы компании на срок до 90 дней.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: система наложения штрафов

Собственно процедура проведения спецоценки в 2020 году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.

Особенностью 2020 года станет то, что предусмотренные законом штрафы будут начисляться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря тому, что к рассматриваемому периоду должно быть полностью завершено формирование информационных баз, которые позволят проводить эту операцию без участия людей.

Суть этой проверки будет заключаться в сопоставлении данных о сроке регистрации компании и сведений о проведении ею спецоценки, которые должны поступать в Федеральную систему учета результатов СОУТ.

Если в ходе автоматического мониторинга будет обнаружено, что компания действует уже более одного года, но не проводила спецоценку, ей будет автоматически начислен штраф в соответствии с положениями статьи 5.27.1 КоАП.

В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.

Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: аттестация методов измерений

Несмотря на то, что некоторые переходные положениями 426-ФЗ уже перестали действовать, в законе пока еще остается некоторая часть временных норм, которая завершит свое действие в 2020 году. Речь идет о возможности применения различных типов методик для измерения интенсивности влияния вредных и опасных факторов на здоровье работников.

Так, часть 7 ст.

27 426-ФЗ указывает, что вплоть до конца 2020 года временно разрешается применение для этих целей методик, которые не вполне соответствуют требованиям действующего федерального закона № 102-ФЗ, посвященного вопросам обеспечения единства осуществляемых измерений. К их числу относятся те виды методик и методов, которые были допущены к применению до введения в действие указанного федерального закона № 102-ФЗ и не прошли необходимую процедуру аттестации.

В случае наличия соответствующего указания со стороны профильных государственных органов их применение временно допускалось и при отсутствии документов о прохождении аттестации. Однако данное положение является временным: срок его действия ограничивается 31 декабря 2020 года.

До этой даты все методики, относящиеся к данной категории, должны в обязательном порядке пройти процедуру аттестации в соответствии  с 102-ФЗ. В противном случае их применение для определения степени интенсивности влияния негативных факторов на здоровье работников в ходе проведения СОУТ станет незаконным.

Результаты спецоценки, полученные с применением таких методов после этой даты, могут быть признаны недействительными.

Порядок специальной оценки условий труда

Со вступлением в силу закона №451-ФЗ от 27 декабря 2019 г., специальная оценка условий труда в РФ изменилась: хотя собственно порядок проведения СОУТ остается прежним, с 1 января текущего 2020 года введены важные изменения, которые профильным специалистам необходимо учесть в работе.

Напомним, кто должен проводить СОУТ в 2020 году: так как результаты оценки действительны в течение пяти лет, в этом году процедура является обязательной для всех организаций, оформивших спецпроверку до 2015 года.

Назначение СОУТ в организации

Решая задачу обеспечения права граждан трудиться в нормальных условиях и гарантированно получать компенсацию за наносимый при выполнении рабочих обязанностей вред здоровью, государство использует комплекс процедур, известных ныне как спецоценка условий труда (прежнее название — аттестация рабочих мест).

Данная процедура регламентируется законом №426-ФЗ, ее цель состоит в выявлении вредных и опасных факторов на рабочих местах, а по ее результатам осуществляется классификация рабочих мест (классы (подклассы) условий труда согласно ст. 3, п. 2).

Процедура для всех работодателей является обязательной к проведению. Проводится в четыре этапа, последовательность которых не может быть изменена (каждый этап стартует только после окончания предыдущего).

За непроведение СОУТ или нарушение предписанной процедуры установлена административная ответственность — штраф в соответствии с КоАП РФ (ст. 5.27.1, ч. 2) в размере:

  • для организаций — 6080 тыс. руб.;
  • для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — 5-10 тыс. руб.

Этапы проведения СОУТ

Процедура предполагает проведение четырех последовательных этапов, длительность которых существенно различается. Коротко о том, что входит в процедуру на каждом этапе:

  • подготовительный — наиболее продолжительный и объемный, в течение которого составляется список всех рабочих мест и сроков осуществления по ним СОУТ, а также подбор экспертной организации-оценщика и обеспечение документального сопровождения;
  • технический — инструктаж по ТБ для экспертов, организация замеров на рабочих местах; именно на этом этапе можно проверить карты и заключения и исправить закравшиеся ошибки и неточности (в подписанном отчете исправления не допускаются);
  • организационный — составление планов по практическому применению результатов проверки с изданием соответствующего приказа;
  • заключительный — подача деклараций в инспекцию труда (до 30-ти раб. дней с даты утверждения отчета) и в Фонд социального страхования.
Читайте также:  Особенности аутсорсинга вэд: что надо учесть

На заключительном этапе также происходит ознакомление работников с новыми картами СОУТ (письменно).

Выбор экспертной организации-оценщика

Процедура выбора оценщика практически одинакова для коммерческих и бюджетных структур, требования к исполнителю содержатся в законе №426-ФЗ (ст. 19).

Выбор осуществляется так:

  • составление ТЗ (ответственный — специалист по охране труда), запрос коммерческих предложений в экспертных организациях, регистрация полученных ответов;
  • формирование конкурсной комиссии, передача ей поступивших коммерческих предложений, выбор оптимального варианта (в состав комиссии обычно входят специалисты контрактно-договорного отдела или юридического подразделения);

Проверить полномочия претендентов можно на сайте Минтруда РФ по реестру организаций, уполномоченных проводить спецоценку.

Законодательные новшества 2020 года

Внесенные в №426-ФЗ изменения вменили в обязанность компаний-оценщиков передачу сведений о проведенной проверке в ФГИС СОУТ; об отправке информации они обязаны в течение 3-х рабочих дней сообщать заказчику (ст. 18, ч. 3).

Надлежащее исполнение этой обязанности признается исключительно при получении заказчиком уведомления от экспертной компании, которое может быть оформлено как в бумажном виде (путем направления заказного письма с уведомлением о вручении), так и в электронном, заверенном усиленной квалифицированной ЭП.

Установлены и ранее отсутствовавшие в законодательстве сроки:

  • отчет о проведении проверки должен быть утвержден не позднее 30-ти календарных дней с момента получения отчета от организации-оценщика;
  • отсчет срока действия декларации по спецоценке с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ (ранее — с момента утверждения).

Таким образом, использование результатов оценки становится возможным для организации только после внесения сведений во ФГИС.

Новый подход призван исключить риски возможного умышленного сокрытия полученных отчетов, ведущие к снижению достоверности накапливаемых в контролирующем органе данных и к невозможности своевременно выявлять возможные нарушения с помощью имеющихся в распоряжении ФГИС СОУТ автоматических сервисов.

Данное нововведение не касается результатов, которые содержат сведения, составляющие охраняемую законом (в том числе государственную) тайну: согласно изменениям, внесенным в ст. 7 (ч. 2), их можно, как и прежде, применять с даты утверждения отчета.

Профессиональная подготовка к процедуре от UCMS Group

Как уже было отмечено, подготовительный этап СОУТ отличается наибольшей трудоемкостью, поэтому к его выполнению целесообразно привлекать профессионалов. Задача особенно сложна и трудоемка, если спецоценка условий труда проводится впервые.

Эксперты UCMS Group в установленные сроки и без ошибок подготовят для вашей организации все необходимые документы, а также заблаговременно выявят возможные несоответствия и предоставят практические рекомендации по их устранению.

Профессиональная поддержка позволит провести комплекс мероприятий по СОУТ в короткий срок и без привлечения внутренних трудовых ресурсов, необходимых для решения стратегически важных бизнес-задач.

UCMS Group также готова взять на себя задачи прочих этапов, включая оформление доп. соглашений с работниками и консультации для персонала в части доступных им компенсаций и льгот.

Компания UCMS Group Russia предлагает услуги по подготовке к проведению cпециальной оценки условий труда.

Наши специалисты безошибочно и в срок подготовят для вас все необходимые документы и предоставят соответствующие рекомендации по устранению возможных несоответствий.

Это позволит вам в короткий срок провести комплекс мероприятий по СОУТ, не привлекая внутренние трудовые ресурсы, которые необходимы для решения стратегически важных задач, стоящих перед вашей организацией.

Ответы на частые вопросы о проведении СОУТ

18 июня 2021 | Просмотров 6894

3 июня 2021 года состоялась открытая онлайн-консультация “Получи ответ на свой вопрос о СОУТ”, в рамках мероприятия эксперт SRG-ECO отвечал на вопросы слушателей. Мы сделали подборку самых актуальных и интересных вопросов!

Ответил на вопросы Панин Константин:

  • руководитель отдела оценки условий труда SRG-ECO
  • разработчик методических программ
  • лектор РАНХиГС при Президенте РФ

Вопрос №1 : “В организации более 500 работников, есть текучка кадров, но специалиста по охране труда не информируют о том, какой сотрудник ушел и кто пришел на его рабочее место.

В связи с этим в СОУТ фигурируют сотрудники, давно не работающие в организации. По вышеуказанной причине ознакомить новых работников с условиями труда невозможно.

Как можно выйти из этой ситуации, чтобы я не стала виновной?”

Ответ:

Напомню, что в соответствие с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ работники должны быть ознакомлены с результатами СОУТ в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета. Если работник увольняется и на его место приходит новый сотрудник, работодатель обязан проинформировать его об условиях труда, то есть ознакомить под подпись с картой по данному рабочему месту.

Высокий уровень текучки кадров – не освобождает от исполнения требований законодательства.

В описанной ситуации есть только один выход: проинформировать работодателя, что неознакомление новых работников с условиями труда является грубым нарушением, которое может повлечь за собой определенные последствия и санкции.

Вам как специалисту по охране труда, чтобы снять с себя ответственность, необходимо подтвердить, что вы доводили до сведения руководства данную информацию: например, в дополнении к разговору с руководителем составлять служебную записку.

Вопрос №2: “Как правильно провести СОУТ, если часть рабочих мест в офисе используются как коворкинг – внедрена система бронирования рабочих мест, и часть сотрудников не имеют постоянные рабочие места?

Ответ:

Здесь нужно отталкиваться от того, что СОУТ не проводится только в отношении  надомников, дистанционных работников (если заключен договор на дистанционную работу), работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП, а также с работодателями – религиозными организациями (ч.3 ст. 3 426-ФЗ). В случае, если у Вас коворкинг и есть рабочие места, которые не попадают под вышеупомянутые основания, провести специальную оценку условий труда необходимо.

Вопрос №3: “Что делать в случае, если сотрудники, назначенные приказом в комиссию по проведению СОУТ, уволились, а подрядчик предоставил документы с фамилиями, указанными в старом приказе. Можно ли издать приказ “об изменении состава комиссии” и не переделывать документы?”

Ответ:

Довольно распространенная ситуация, когда в ходе проведения СОУТ меняется состав комиссии. В этом случае необходимо сразу же издать приказ о внесении изменений в состав комиссии и оповестить об этом организацию, проводящую СОУТ.

В описанной ситуации требуется издать приказ об изменении состава комиссии от текущей даты. После этого новые члены комиссии могут вручную подписать отчет. Главное, прикрепить к отчету изменения в приказе, которые доказывают, что они были внесены в режиме реального времени.

Вопрос №4: “СОУТ была проведена пять лет назад, условия труда не изменились: нужно ли проводить повторную спецоценку или достаточно подать декларацию в ГИТ?”

Ответ:

Если декларация была направлена в ГИТ после проведения СОУТ, а также в течение пяти лет на предприятии не было зафиксировано несчастных случаев, профзаболеваний и других изменений на декларируемых рабочих местах, то декларация автоматически продлятся: у данного документа нет срока действия. В данном случае спецоценку нужно будет провести только в отношении рабочих мест, которые ранее не были задекларированы.

Рассмотрим другую ситуацию: Вы не подали по каким-то причинам декларацию после проведения СОУТ. В этом случае, сейчас специальную оценку условий труда нужно будет провести в отношении всех рабочих мест.

  • Вопрос: “Если в штатном расписание отдельными строками прописаны несколько специалистов одной профессии (например: психолог) , то спецоценку надо проводить на каждом рабочем месте, несмотря на то, что они могли бы быть аналогичными?”
  • Ответ:
  • Если рабочие места специалистов одной должности признаны аналогичными, то оценивается 20% от этих рабочих мест, но не менее двух и оформляется лишь одна карта специальной оценки условий труда.
  • Если же данные рабочие места не попадают под понятие аналогичности, то оценить необходимо все места данной категории работников, после этого будут составлены карты для каждого рабочего места.
  • Вопрос №5: “Необходимо ли повторно проводить СОУТ в случае, когда на рабочем месте меняются сотрудники (например, был менеджер колл-центра, он уволился, на его рабочее место пришёл дизайнер?)”
  • Ответ:
  • Нужно понимать, когда меняются сотрудники одной специальности, то проводить внеплановую СОУТ нет необходимости: требуется лишь ознакомить нового сотрудника с картой условий труда.

Однако в вопросе другие обстоятельства – есть переименование должности. Так, ч.3 ст.

17 426-ФЗ  гласит: “изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 – 5 и 7 части 1 (изменение технологического процесса, производственного оборудования и других оснований), внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться”. И решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается в данном случае комиссией.

Как показывает практика, если подобная ситуация случается в крупной компании, где есть большая текучка кадров, то создавать заседание комиссии и контролировать оформление документации становится проблематичной процедурой. Такие организации часто обращаются к процедуре проведения внеплановой СОУТ, чтобы избежать путаницы.

У Вас есть вопросы о процедуре проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)? – Обратитесь за консультацией к экспертам SRG-ECO:

  • по телефону – +7 (495) 260-11-47
  • по эл. почте – info@srg-eco.ru
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector