Справка Что Дом не Подлежит Сносу

Справка Что Дом не Подлежит СносуБанки при вынесении решения об ипотечном кредитовании очень внимательно относятся к такому вопросу, как дата строительства дома. Далеко не все финансовые организации готовы выдавать ссуды на то, чтобы заемщик приобрел квартиру в доме, построенном до 1971 года. В такой ситуации можно обратиться с просьбой о том, чтобы менеджер рассмотрел документ, который подтверждает, что квартира пригодна для жилья. Это справка о том, что дом не планируют реконструировать или сносить.

Как выглядит

Выданная справка имеет небольшие габариты. В ее основной части содержится небольшой текст о том, что дом по интересующему адресу является жилым и не находится в списках, перечисляющих сооружения, отведенные под:

  • снос;
  • реконструкцию;
  • капитальный ремонт.

В соответствии с общими правилами составления справок, в верхнем левом углу проставляется дата ее оформления и номер. Под основной частью – подпись ответственного лица. Подробно изучить информацию, которая здесь должна быть отражена, можно, рассмотрев пример заполнения справки о том, что дом не подлежит сносу.

Как правило, данный документ принимается банком во внимание. Перед тем как обратиться за получением справки, можно самостоятельно проверить информацию о дальнейшей «судьбе» конкретного здания. Сделать это можно на сайте градостроения того или иного города. Если действительно в этом списке нет интересующего вас дома, можно смело идти в организацию, которая занимается выдачей таких справок.

Вы можете получить бумагу в управе того района, где располагается дом. Обратиться при этом может любой желающий, при этом совершенно не обязательно быть зарегистрированным в этом районе или доме. Также не понадобится документ, удостоверяющий права на квартиру. Обращаясь в управу, вам нужно будет предъявить паспорт, а также придется объяснить, для чего необходим данный документ.

Справка Что Дом не Подлежит Сносу

Справка Что Дом не Подлежит Сносу

Справка о том, что дом не планируют реконструировать или сносить

Справка Что Дом не Подлежит СносуПри покупке недвижимости посредством ипотеки проводится обязательная оценка приобретаемого объекта. Для домов, которые старше 1970 года, в комплект бумаг для процедуры экспертизы входит справка о том, что дом не планируют реконструировать или сносить. Для ее получения следует обратиться в градостроительный отдел городской администрации.

Как выглядит

В шапке документа указывается наименование города, а также адрес и контактные телефоны архитектурного отдела. Пример заполнения справки о том, что дом не подлежит сносу, содержит:

  1. Ф.И.О. заявителя.
  2. Адресную принадлежность дома, по которому составлялся запрос.
  3. Информацию о том, что дом не находится или, наоборот, числится в списках объектов на реконструкцию или снос.

Документ удостоверяет глава администрации или его заместитель. Выдача бумаги производится бесплатно, в течение пяти рабочих дней. В крупных городах существуют сайты градостроения, на которых предварительно можно проверить информацию. Возможно, сооружение и в самом деле находится в списках на снесение, тогда и запрос делать не потребуется.

В таком случае придется искать другую квартиру, так как банк не одобрит выбор этой жилплощади. Обратиться с таким ходатайством может любой гражданин. Особых требований к нему не предъявляется.

Справка Что Дом не Подлежит Сносу

Справка Что Дом не Подлежит Сносу

4.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Где Взять Справку Что Дом не Аварийный

5.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Как правило, данный документ принимается банком во внимание. Перед тем как обратиться за получением справки, можно самостоятельно проверить информацию о дальнейшей «судьбе» конкретного здания. Сделать это можно на сайте градостроения того или иного города. Если действительно в этом списке нет интересующего вас дома, можно смело идти в организацию, которая занимается выдачей таких справок.

Материнский капитал: пригодность жилья для проживания (читать далее…)

За дополнительную плату предусмотрена услуга срочного изготовления нужной бумаги. Более точную информацию о стоимости и сроках выдачи требуемых документов возможно узнать в бюро у специалиста, который будет принимать заявку. Оплату, как правило, можно производить в любом отделении Сбербанка России.

Процедура признания жилья аварийным состоит из нескольких последовательных этапов: проведение экспертизы здания на предмет общего состояния конструкций, написание заявления, сбор и подача документов, получение обоснованного решения жилищного комитета.

Пример справки о том, что дом не планируют реконструировать или сносить

Где Берут Справку Об Аварийном Состоянии ДомВ каждом населённом пункте межведомственная комиссия имеет свой состав, утвержденный местным органом самоуправления.

Комиссия может состоять из представителей городской администрации, сотрудников архитектурного и градостроительного управления, собрания депутатов, отдела надзорной деятельности, представителей Министерства чрезвычайных ситуаций, управления Роспотребнадзора, сотрудников Бюро технической инвентаризации, председателей товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или управляющей компании.

Кто выдает такие справки

Как получить справку БТИ о состоянии зданияРассмотрим пример, по паспорту БТИ у дома относительно небольшой износ, который составляет 52%.

Но в этом доме треснувшие стены и чердачные перекрытия, просели полы, не работает печное отопление, воду надо брать в колодце в 100 метрах от дома.

Скорее всего, такой дом признают непригодным, а Пенсионный фонд отклонит заявление о распоряжении материнским капиталом. Очень возможно, что перед нами очередная попытка обналичить маткапитал в обход закона.

► МОБТИ работает по экстерриториальному принципу, то есть услуги оказываются по месту обращения клиента, а не по месту нахождения объекта.

Где Взять Справку Что Дом не Аварийный

Техпаспорт требуется при проведении большинства юридических действий с объектами недвижимости:

Для заказа необходимо заполнить поля заявления на Портале онлайн-услуг, оплатить заказ и дождаться формы заявления. Данную форму необходимо заверить у нотариуса и загрузить в личный кабинет для подтверждения личности заявителя.

Сервис для должностных лиц Росреестра и ОМС (читать далее…)

Поэтажный план представляет собой графический документ-чертеж, на котором отображаются все конструктивные части строения или помещения. Составляется в ходе инвентаризации недвижимости, также может являться частью проектной документации. На нем указаны стены и перегородки, коридоры, балконы и лоджии, окна и двери, лестничные площадки.

В Московском областном БТИ можно получить архивную копию, справку или выписку. Возможность получения сведений доступна для физических, юридических лиц, а также для индивидуальных предпринимателей.

Справка о наличии или отсутствии права собственности на объекты недвижимости

► Возможность заказа и получения услуг онлайн через Портал онлайн-услуг учреждения

Поэтажный план

Какие сведения предоставляет МОБТИ► Большой опыт работы в сфере недвижимости – МОБТИ ведет свою деятельность с 1927 года.

Не нужно путать аварийное и ветхое жилье. Основным признаком ветхости помещения является высокий процент износа. Ветхим считается объект с высоким процентом износа (от 70% и более).

Где Взять Справку Что Дом не Аварийный

Таким образом, ветхий объект подлежит капитальному ремонту. А аварийный – подлежит сносу.

Кроме того, не являются основанием для признания объекта опасным следующие показатели:

В каких случаях дом признается аварийным (читать далее…)

  • естественный износ;
  • воздействия внешних факторов;
  • деформация;
  • потеря расчетной прочности.

Поэтому вопрос по признанию дома аварийным собственникам необходимо инициировать самостоятельно. Промедление значительно отдаляет факт получения новой жилплощади.

Какие документы нужны для оформления?

Порядок признания жилья аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносуЕсли межведомственная комиссия вынесла постановление об отказе в признании объекта аварийным, то заявитель имеет право обжаловать такое решение.

Порядок признания жилья аварийным

Отказ в выдаче актаСобственник или наниматель жилого помещения могут подать заявление лично или коллективно.

Заполните форму, чтобы задать свой вопрос:

О порядке подготовки акта обследования объекта недвижимости и необходимости включения в его состав сведений о направленных уведомлениях о планируемом сносе и о завершении сноса от 11 марта 2021

Вопрос: О порядке подготовки Акта обследования объекта недвижимости и необходимости включения в его состав сведений о направленных уведомлениях о планируемом сносе и о завершении сноса.

Читайте также:  Как Получить Пенсию Умершего Супруга Вместо Своей

Ответ:

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ) Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.

Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 утверждены Требования к подготовке Акта (далее – Требования).

Согласно пункту 3 Требований Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.

  • В случае отсутствия в приложении к Акту документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, в строке “Заключение кадастрового инженера” должна быть приведена причина их неиспользования.
  • Таким образом, Требования допускают подготовку Акта и при отсутствии таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением Требований и основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
  • Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 55.30 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) основаниями для сноса являются:
  • решения собственника объекта капитального строительства или застройщика;
  • решения суда или органа местного самоуправления – в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными законами.

Согласно части 8 статьи 55.30 ГрК РФ положения главы 6.4 ГрК РФ не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Снос объекта капитального строительства (в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции иного объекта капитального строительства) осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.

Основанием для сноса в этом случае является проектная документация для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, содержащая раздел 7 “Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства” (пункт 24 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, далее – Положение). При подготовке данного раздела проектной документации в качестве исходных данных используются в том числе акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства – в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу – при необходимости сноса жилого дома подпункт “б” пункта 10 Положения). В указанном случае направление уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса ГрК РФ не предусмотрено.

Вместе с тем, использование при выполнении кадастровых работ и включение в приложение к Акту проектной документации объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства предусмотрено подпунктом 2 пункта 9 Требований.

В соответствии с частью 12 статьи 55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик после завершения сноса объекта капитального строительства направляет уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства. С учетом этого документом, подтверждающим снос объекта капитального строительства, является только уведомление о завершении сноса.

Таким образом, с учетом положений пункта 9 Требований при выполнении кадастровых работ и подготовке Акта не предусмотрено применение иных документов, в том числе указанных в частях 2 и 3 статьи 55.30, части 9 статьи 55.31 ГрК РФ, соответственно включение их в приложение к Акту или представление в орган регистрации прав в ином порядке не требуется.

В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.

Начальник Управления законодательствав сфере регистрации недвижимостии кадастровой деятельности

Э.У.Галишин

  1. Электронный текст документа
  2. подготовлен АО “Кодекс” и сверен по:
  3. Официальный сайт Росреестра России

rosreestr.gov.ru

по состоянию на 23.03.2021

Как доказать, что жилье аварийное, и переехать в новый дом

Yuriy Vahlenko/Fotolia

Пять лет назад была запущена федеральная программа по расселению аварийного жилья. Значительная часть домов в России построена в начале или середине прошлого века, их износ достигает 65–70%, то есть они непригодны и небезопасны для проживания. Но страна огромна, объектов много, и пока расселяют одних, на очередь встают другие.

Квартиры-студии в старом фонде: главные риски

Дворцовые интерьеры в коммуналках Петербурга

В ноябре 2017 года, по данным Минстроя, в России было более 11 млн кв. метров аварийного жилья. Фактически за последние пять лет цифры не изменились: именно в 2012 году началась масштабная федеральная программа по реформированию жилищного фонда. Не стоит думать, что за это время ничего не происходило — была расселена огромная очередь, но ей взамен выстроилась новая.

Такой вот замкнутый круг. Очевидно, что программа работает не так хорошо и эффективно, как надеялись чиновники. Данные Минстроя о количестве аварийного жилья подтверждают в Фонде содействия реформированию ЖКХ. С 2012 по 2017 год в список на расселение в связи с непригодными условиями жизни попали дома общей площадью 10,91 млн кв. метров.

Лишь за 2017 года фонд пополнился более чем на 1 млн кв. метров, но самыми критичными стали 2014-2015 годы, когда аварийными признали дома в целом более чем 5 млн кв. метров. Сейчас по крайней мере 11 регионов отстают от плана по темпам расселения аварийного жилья.

Среди них Тува, Забайкальский, Пермский, Приморский края, Амурская, Иркутская, Ивановская, Тверская, Саратовская, Сахалинская области, а также Еврейская автономная область.

Очевидно, что чиновники не заинтересованы в том, чтобы признавать непригодными для жизни все новые и новые объектов, так как это увеличит разрыв между плановыми и фактическими показателями. Что же делать людям, которые живут в аварийных домах?

Аварийное или ветхое?

Для начала давайте разберемся с терминологией. Очень часто говорят об аварийном и ветхом жилье, и многие считают, что это одно и то же. Но ошибаются.

Когда речь идет о ветхом здании, то подразумевается определенная степень износа дома (более 70% — повод говорить об обветшании). При этом основные несущие конструкции сохранны, и нет угрозы для жизни людей, проживающих в здании. Другими словами, нет опасности, что дом рухнет.

Принципиальное отличие аварийного жилья от ветхого – потенциальная угроза, которая исходит от такого здания. Проживание в доме признается опасным, поскольку несущие конструкции деформированы или сильно повреждены, и он может обрушиться в любой момент.

  • Aleksei Lazukov/Fotolia
  • Итак, если здание перестает отвечать заданным эксплуатационным требованиям и признается ветхим, то это еще не достаточное основание для того, чтобы признать его аварийным, то есть непригодным для проживания.
  • Еще один интересный момент: термин «ветхое» не зафиксирован в Жилищном кодексе РФ, однако часто фигурирует и в адресных региональных программах, и в судебных исках.
  • Как купить квартиру в доме под снос?
  • Какие вторичные квартиры не стоит покупать? Качественные характеристики

Какие документы нужно собрать

Претендовать на переселение в новую квартиру или дом вы сможете, если добьетесь, чтобы текущее место жительства признали аварийным. Для этого нужно обратиться либо за экспертизой в органы жилищного надзора, либо напрямую в муниципальную межведомственную комиссию. Второй вариант лучше, так как органы жилищного надзора после экспертизы все равно отправят вас в муниципальные структуры.

Понадобится собрать пакет документов, включая заключение экспертной комиссии, и подать в МФЦ или в муниципалитет.

Список документов может варьироваться от региона к региону, но обычно выглядит примерно так:

  • паспорт заявителя и копии паспортов всех постоянно зарегистрированных по данному адресу жильцов;
  • заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания;
  • документы, подтверждающие право владения жильем;
  • экспертное заключение о признании дома аварийным;
  • дополнительно можно предоставить коллективные обращения жильцов с просьбой о расселении, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ и так далее.
Читайте также:  Наука понимать свой бизнес. Как создать сайт для продаж, а не для красоты

Заявление рассматривают 30 дней и после проверки всех данных выносят решение: пригодно помещение для проживания или подлежит сносу как аварийное строение. Бывают и промежуточные варианты, например комиссия может рекомендовать провести капитальный ремонт или реконструкцию здания.

Henry Czauderna/Fotolia

Разница между социальным жильем и собственностью

Суровая действительность такова, что, даже если ваш дом признали непригодным для проживания, то это, к сожалению, не означает, что вы переедете в другую квартиру через день или даже через месяц. Формально люди, живущие в аварийных домах, получают приоритетное право на расселение. Но «квартир не хватает, и образуются очереди даже из внеочередников.

  1. Придется неоднократно напоминать о себе, обивая пороги государственных структур, и чем настойчивее вы будете, тем больше шансов на скорейшее завершение процесса.
  2. Как лучше распорядиться ¼ долей квартиры в ветхом доме?
  3. Что такое социальное жилье и для кого оно?
  4. Есть два варианта развития ситуации, и они зависят от того, на каких правах вы владеете жильем.

Первый сценарий таков. Вы проживаете в муниципальной квартире. Дом, в котором вы живете, признан непригодным для проживания.

После ожидания вы наконец заключаете новый договор социального найма и переезжаете.

В данном сценарии наниматель гарантированно получает одну жилплощадь взамен другой, причем новая квартира должна быть благоустроенной и по площади не менее той, где вы и ваша семья жили раньше.

Второй сценарий связан с недвижимостью, которая находится в собственности, и тут все сложнее.

Если переселение из ветхого здания происходит по стандартной схеме, а не по адресной программе, то вам будет положена не жилплощадь, а денежная компенсация.

Размер выкупной цены — это предмет споров между собственником и государством.

Компенсацию рассчитывает государство, учитывая рыночную цену жилого помещения, упущенную выгоду, компенсацию за несделанный капитальный ремонт, компенсацию убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием у него недвижимости.

Разумеется, самую существенную долю компенсации составит рыночная стоимость жилья, и она будет крайне мала (квартиры в аварийном доме, как вы понимаете, стоят мало, компенсация часто не позволяет купить аналогичную квартиру в этом же районе, а часто – вообще в городе или ближайшем пригороде).

Противостоять оценщикам из муниципалитетов можно, и не стоит бояться обращений в суд, ведь в конечном счете вы боретесь за адекватные условия для жизни. Проконсультируйтесь с юристами относительно вашего случая, и оцените шансы на положительное решение.

Если вы отстоите свои права в судебном порядке, то все затраты по делу возьмет на себя проигравшая сторона.

  • Не пропустите:
  • Могу ли я подать в суд на город по результатам переселения?
  • Полученная по переселению квартира – совместное имущество?
  • Каков налог при продаже квартиры, полученной после сноса?
  • К чему готовиться, если дом рядом с вашим собираются сносить?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ненецкого автономного округа

Порядок признания объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу по инициативе органа местного самоуправления

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 577 утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, установленным разделом III Положения.

Орган местного самоуправления поселения, городского округа, уполномоченный на принятие решения о комплексном развитии территории (далее – уполномоченный орган местного самоуправления), до принятия решения о комплексном развитии территории формирует перечень объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке (далее – перечень). В него включаются объекты с дефектами и повреждениями, которые были выявлены в результате предварительного (визуального) обследования.

Для оценки фактического состояния объектов привлекается специализированная организация, с которой заключается муниципальный контракт.

После этого уполномоченный орган местного самоуправления создает межведомственную комиссию. Установлен порядок ее формирования и деятельности.

В частности, в нее включаются правообладатели объектов с правом совещательного голоса.

Комиссия рассматривает заключение специализированной организации и готовит свое заключение об оценке фактического состояния объекта капстроительства, включенного в перечень, и (или) территории, на которой он расположен.

Принятые решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Объект капитального строительства не может быть снесен до истечения срока, установленного законодательством для обжалования решения, а в случае обжалования – до дня вступления в силу решения суда.

  • Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан:
  • – ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • – расположение объекта капитального строительства в опасных зонах схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, а также на территориях, которые ежегодно затапливаются паводковыми водами, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
  • – расположение объекта капитального строительства в зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи проектных решений и инженерных мероприятий невозможно предотвратить разрушение объекта капитального строительства;
  • – получение повреждений в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, опасных геологических процессов, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние такого объекта и его строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования.

Снести нельзя признать право собственности

3 августа 2018 г.

Президент РФ подписал Федеральный закон № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”» в части уточнения положений о самовольных постройках (далее – Закон № 339-ФЗ) и Федеральный закон № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 340-ФЗ).

Самовольные постройки обрели шанс на легализацию – мера по их сносу будет крайнейПрезидент подписал пакет поправок в законодательство, регламентирующих вопросы правового статуса и дальнейшей судьбы самовольных построек

Нововведения Закона № 339-ФЗ во многом закрепляют достижения судебной практики последних лет и направлены на стимулирование добросовестного поведения участников отношений и «легализацию» объектов самовольного строительства в случаях, когда это не нарушает права третьих лиц и общественные интересы. Положения Закона № 340-ФЗ, касающиеся отношений по самовольному строительству, связаны в основном с изменениями процедурного регулирования.

Основные новеллы законов состоят в следующем.

Фактически вводится фигура добросовестного застройщика

Если лицо не знало и не могло знать о действии установленных законом ограничений по использованию земельного участка, то принадлежащая ему постройка, возведенная с нарушением таких ограничений, не является самовольной. Такое лицо в тексте Закона № 339-ФЗ прямо именуется собственником соответствующего объекта, а не «лицом, осуществившим самовольную постройку».

Вводится механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями

Раньше закон предусматривал два варианта судьбы самовольной постройки: снос или признание права за лицом, имеющим титул на земельный участок.

В то же время на практике встречались ситуации, когда суд не считал справедливым принять решение ни о сносе, ни о признании права собственности на самовольную постройку и отказывал в удовлетворении обоих – основного и встречного требований, «подвешивая» ситуацию.

Закон № 339-ФЗ закрепляет возможность принятия судом (или в определенных случаях органом местного самоуправления) решения о сносе либо о сносе или приведении постройки в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом («установленные требования»).

При этом, как следует из положений Закона № 340-ФЗ, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции в порядке, определенном гл. 6 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, законодательно вводится еще одно основание для легализации постройки – исполнение решения о приведении ее в соответствие с установленными требованиями (новый п. 3.2 ст. 222 ГК РФ в редакции Закона № 339-ФЗ).

  • Кроме того, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями является новым основанием для признания права собственности на нее по иску собственника земельного участка или лица, владеющего участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями принимается органами местного самоуправления
  • Законодатель модифицирует систему оснований для принятия решения о сносе в отношении самовольных построек, сужая в целом сферу «административного сноса». Так, органом местного самоуправления может быть принято:
  • решение о сносе в случае: а) возведения постройки при отсутствии необходимых в соответствии с законом правоустанавливающих документов; б) возведения постройки с нарушением вида разрешенного использования (далее – ВРИ) на земельном участке, расположенном в границах территории общего пользования;
  • решение о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями в случае возведения постройки с нарушением ВРИ земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства, или в случае отсутствия разрешения на строительство.
Читайте также:  МФЦ показания счетчиков как передать через офис Мои документы

Как отмечалось, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями осуществляется путем ее реконструкции. При этом остается неясным, каким образом будет производиться приведение в соответствие с установленными требованиями постройки, возведенной без обязательного разрешения на строительство в отсутствие иных нарушений.

Важно отметить, что законодатель выводит из-под действия административного порядка принятия решения следующие объекты:

  • постройки, расположенные на земельных участках, находящихся в частной собственности, кроме случаев, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
  • объекты, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРН и/или признаны судом либо по которым ранее судом было отказано в сносе;
  • объекты, созданные до 14 мая 1998 г., которые могут быть признаны самовольной постройкой в связи с отсутствием разрешения на строительство;
  • объекты, построенные до вступления в силу Земельного кодекса РФ;
  • многоквартирные, жилые или садовые дома, а также созданные до 1 сентября 2019 г. на дачных и садовых участках жилые дома и жилые строения.

Вместе с положением о невозможности принятия решения о сносе или о приведении в соответствие с установленными требованиями объектов индивидуального жилищного строительства, предусмотренным п. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 30 ноября 1994 г.

№ 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в редакции Закона № 339-ФЗ, такие законодательные ограничения представляются особенно важными в связи с появлением новой санкции в виде принудительного изъятия земельного участка у собственника, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, одностороннего отказа от договоров аренды и ссуды земельных участков и возможным установлением административного штрафа (проект федерального закона № 301854-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части совершенствования механизма пресечения самовольного строительства)», принятый в первом чтении Государственной Думой).

Устанавливается возможность изъятия земельного участка, прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды, ссуды земельного участка, если в отношении самовольной постройки на нем не выполнены обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями

Принципиально новое положение Закона № 339-ФЗ позволяет в принудительном порядке изъять земельный участок у собственника.

Такая санкция применяется в случае, если на земельном участке располагается самовольная постройка, в отношении которой было принято (как в судебном, так и в административном порядке) решение о сносе либо решение о сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями, и соответствующее решение не было исполнено.

При этом из суммы компенсации за изъятие земельного участка вычитаются, помимо прочего, затраты на выполнение работ по сносу или приведению в соответствие. Согласно Закону № 340-ФЗ отчуждение участка осуществляется путем продажи его с публичных торгов.

В случае если на земельном участке расположены иные объекты капительного строительства, осуществляется раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к земельным участкам, отчуждение земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

Законом № 340-ФЗ предусмотрено, что возведение самовольной постройки или неисполнение обязанности по сносу или приведению в соответствие является также основанием для прекращения в одностороннем внесудебном порядке прав постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, договоров аренды или безвозмездного пользования (ссуды).

При этом в случае, если на земельном участке расположены иные объекты капитального строительства, земельный участок должен быть разделен в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка. Если раздел участка без нарушения требований к участкам невозможен, прекращение прав и договора аренды в указанном порядке не допускается.

Предусмотрена допустимость предоставления земельного участка с расположенной на нем самовольной постройкой

Положения Закона № 340-ФЗ позволяют предоставлять земельный участок, находящийся в публичной собственности, с расположенной на нем самовольной постройкой.

При этом обязательным является включение в договор аренды или ссуды условия об осуществлении арендатором или ссудополучателем сноса самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями.

Неисполнение такой обязанности является самостоятельным основанием для прекращения договора в одностороннем внесудебном порядке.

  1. Запрет легализации самовольной постройки «задним числом»
  2. Закон № 340-ФЗ содержит положения, которые препятствуют легализации самовольной постройки путем «приспособления» под ее характеристики действующих правовых актов.
  3. Так, с момента поступления в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки и до момента направления ответного уведомления об отсутствии признаков самовольной постройки либо вступления в законную силу судебного решения, которым отказано в сносе постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями, запрещается:
  • внесение в правила землепользования и застройки изменений, которые устанавливают ВРИ и предельные параметры разрешенного строительства и реконструкции, которым соответствуют ВРИ и параметры самовольной постройки;
  • предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования в отношении земельного участка, на котором расположена самовольная постройка, или в отношении самой постройки;
  • предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в отношении участка, на котором расположена самовольная постройка.

Оценивая закон в целом, безусловно, почти революционным шагом можно считать введение возможности приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В то же время пока неясно, является ли новый закон либерализацией или, по сути, ужесточением действующего регулирования.

Например, напомним, раньше п. 4 ст. 222 ГК РФ предусматривал возможность сноса самовольной постройки в административном порядке в случаях, когда земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий.

Новая редакция подп. 2 п. 4 ст. 222 ГК РФ может быть истолкована в том смысле, что органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе в административном порядке созданных до 14 мая 1998 г.

объектов, единственным нарушением при строительстве которых является отсутствие разрешения на строительство независимо от расположения в зоне с особыми условиями использования территорий. При этом делать это можно будет не только в отношении объектов на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Если есть угроза жизни и здоровью граждан, решение об «административном» сносе можно принять и в отношении постройки на частной земле. В таком случае оборот может ждать новая волна «административного» сноса.

Также требует дополнительной проработки положение об изъятии земельного участка у частного собственника. Новые положения предусматривают раздел земельного участка, занятого самовольной постройкой, только в случае, когда на нем расположены иные объекты.

Таким образом, фактически вводится возможность изъятия у частного собственника земельного участка любого размера, даже если самовольная постройка занимает только небольшую его часть.

Учитывая, что приведение самовольной постройки осуществляется в порядке ее реконструкции и потребует прохождения множества административных процедур, высок риск, что застройщик не уложится в сроки приведения постройки в соответствие с установленными требованиями. Это, в свою очередь, приведет к инициированию процедуры изъятия всего участка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector