Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Многие из тех, кто получал профессию в СССР, с ностальгией вспоминают времена “стабильности и спокойствия”, когда человек твердо знал, где и кем он будет работать через пять-десять лет и не боялся эту работу потерять.

Впрочем, так часто рассуждают и те, кто выпустился из вуза сравнительно недавно, уже успел поработать и ощутил свою невостребованность.

Очевидно, что модель жизни в профессии, воспитанная с детства или перенятая от родителей, сегодня рушится, а жить в новых условиях нравится не всем.

Корреспондент ТАСС поговорил с преподавателями ведущих российских университетов и бизнес-школ и узнал, в чем заключается смысл концепции lifelong learning — обучения в течение всей жизни, почему престижный университет перестал быть гарантом благополучного будущего и что делать, чтобы добиться успехов в карьере в условиях современной жизни.

Ностальгия по штилю

В середине нулевых у моей знакомой потерял работу муж — человек лет 55. Шли месяцы, а новую он так и не нашел: его профессия, полученная еще во времена СССР и связанная с обслуживанием оборудования на телефонной станции, “умерла” — функции человека стали выполнять компьютеры.

В чем проблема, думала я, — найти новую работу? Свои мысли я осторожно озвучила знакомой, на что услышала: “Ты не понимаешь. Он учился когда-то именно этой профессии. 25 лет отработал в одном месте и теперь не представляет, что делать.

Куда идти? Снова учиться на шестом десятке?”

Спустя всего десять лет ответ на этот вопрос кажется мне очевидным: конечно, да.

Сегодняшние студенты начинают осознавать, что с выходом из института их учеба не закончится. Вуз дает лишь базу, которую придется укреплять и достраивать всю жизнь.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB Тим Мескон

© Сергей Фадеичев/ТАСС

Именно о непрерывном образовании много говорили на прошедшем недавно Гайдаровском форуме в Москве.

Тим Мескон, вице-президент Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSB — одной из самых авторитетных в мире организаций, объединяющей бизнес-школы и учреждения образования, как заклинание повторял: “Вы становитесь учащимися с того самого дня, когда начинаете свой образовательный путь, и остаетесь им навсегда”.

Это означает примерно следующее: о понятии “отстрелялся” после института нужно забыть, если претендуешь на успех и приличный заработок. При этом Мескон вовсе не имеет ввиду учебу в привычном понимании — в стенах университета, в аудитории перед доской.

“Раньше для того, чтобы получить знания, надо было поступать в университет и несколько лет ходить на занятия, сегодня же мы можем получить очень много полезных знаний, просто зайдя в интернет с компьютера или смартфона. И при этом не платить за это ровным счетом ничего. Важно только ваше желание”.

В России Мескон уже не в первый раз и успел познакомиться с отечественной системой образования.

“На мой взгляд, нет необходимости для разработки в России дополнительных законов в этой области. Актуальным остается вопрос признания и интеграции новых форматов обучения — комбинированные курсы, цифровые образовательные платформы и прочие”.

Действительно, в России есть программы переподготовки и повышения квалификации по разным профессиям, например, для учителей и для врачей.

Так, по закону “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” от 21.11.2011 № 323-ФЗ один раз в пять лет врачи обязаны проходить профессиональную аккредитацию.

Повышать квалификацию обязывают и учителей.

И речь не только о них. Почти все крупные российские компании имеют свои учебные центры, а, например, Сбербанк и вовсе — корпоративный университет.

Многие работодатели платят за обучение своих сотрудников. Вот только результаты часто оставляют желать лучшего.

“Формально у нас в стране есть программы отраслевого “повышения квалификации”, как их называли в советское время, — объясняет директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. —  Но эффективность таких занятий низкая, на мой взгляд.

Так получается потому, что люди приходят на учебу ради галочки, они ничего не вкладывают в это образование, за них платит государство или компания. Они не очень понимают, зачем им это нужно, и досадуют, что их оторвали от личных дел.

Сидят на занятиях и играют в своих смартфонах, они — сами по себе, отсиживают часы, лектор — сам по себе, отрабатывает свои деньги. Это — большой театр на тему обучения.

Работники играют, что они учатся, начальство играет, что у них все обученные, на это выделяются большие деньги. Но все это искусственное”.

Сергей Мясоедов считает, что виной тому российский менталитет и модель жизни, которая была усвоена еще в советское время.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов

© Сергей Бобылев/ТАСС

Одно из главных усилий в жизни человек делал, поступая в вуз. Полученная профессия считалась пропуском в мир стабильности и — если вуз был престижным — возможно, благополучия.

“На знаниях, полученных в институте, человек “ехал” всю жизнь, работал на одном и том же предприятии, спокойно выходил на пенсию. Знаний хватало на всю жизнь.

В наши же дни по статистике 80 процентов выпускников вузов ни дня не работали по своей профессии. Мы не заметили, как поменялась экосистема.

Информация удваивается каждые пять-семь лет, а вузовские знания быстро устаревают или нуждаются в дополнении”.

Сергей Мясоедов отмечает, что сегодня с необыкновенной скоростью появляются новые профессии. В США за последние два десятилетия 80 процентов прироста рынка труда осуществляется за счет тех профессий, которых 20 лет назад не было вообще.

Еще пять-десять лет назад никто не знал, что такое криптовалюта, блокчейн, big data, цифровая экономика.

Для успеха теперь необходимы не только знания и опыт, но и умение очень быстро реагировать на изменения в мире и в профессии, уметь искать и добывать информацию, доучиваться или и вовсе переучиваться.  

“Успех сегодня дает парадигма обучения в течение всей жизни — мы называем ее lifelong learning. Но наше общество пока не готово к этому. Сейчас из-за пенсионной реформы люди стали задумываться, что учиться или переучиваться придется взрослом возрасте. Это первый шаг к изменениям”.

Инвестиции в карьеру

Сергей Мясоедов уверен, что большинство стажировок должны частично оплачиваться самим работником.

“Из своего опыта могу сказать, что люди гораздо с большим энтузиазмом учатся, когда платят за образование сами. Это может быть не вся сумма, но все же ощутимая для человека.

Если, к примеру, семинар стоит 100 тысяч рублей, сотрудник должен заплатить хотя бы десять — мы ценим только то, во что вкладываем время и деньги. Обучение в ведущих бизнес-школах стоит очень дорого.

Но туда приходят люди с чрезвычайно высокой мотивацией и буквально вгрызаются в знания”.

На эту тему

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Во многих компаниях на стажировки отправляют не поголовно весь отдел, а тех, кто в этом действительно заинтересован. Сотрудник может и сам выступить с инициативой и подать прошение об оплате — полной или частичной — интересующего его курса. Такая практика применяется и в сферах финансов, и банковского дела, и в образовании, и в медицине.

“Осваивать передовые технологии, знания, практические методики сейчас приходится быстрее, чем это предусматривает программа планового повышения квалификации, — рассказывает Виктор Фомин, проректор по клинической работе и дополнительному профессиональному образованию Сеченовского университета.

— В учебном центре врачебной практики Praxi Medica Сеченовского университета, где врачи осваивают и совершенствуют высокотехнологичные виды медицинской помощи, — эндовидеохирургии, симуляционные, роботические технологии, часть обучающихся учится за свой счет, часть — за счет работодателя.

Обычно это происходит за счет клиник, открывающих новые направления. Например, больница закупила оборудование для лапароскопической хирургии, а специалистов, владеющих им в совершенстве, — нет. В результате их направляют к нам на обучение.

Следует иметь в виду, что, применяя новые технологии, врач сегодня имеет возможность существенно увеличить размер собственной оплаты труда”. 

 Фомин отмечает, что наиболее эффективны практикоориентированные курсы и семинары. Если медработник докажет работодателю, что новые знания принесут пользу клинике, то клиника будет готова платить за обучение своего сотрудника.

Работа как бизнес-проект

Если в медицине каждый год появляется новое оборудование, препараты, способы лечения и необходимость постоянного обновления знаний очевидна, то как работает концепция lifelong learning  в сфере школьного образования?

“Сегодня меняется способ подачи информации, — рассказывает Ирина Уражанова, школьный учитель английского языка и бизнес-тренер — Учителя должны следовать за временем, технологиями, внедрять их в свои уроки — от этого они становятся разнообразнее и интереснее.

Все учителя должны в обязательном порядке проходить аттестации и повышение квалификации. Система выстроена удобно — часто с лекциями и семинарами приезжают прямо в школу. Есть Институт открытого образования в Москве, он предоставляет массу образовательных программ для учителей.

Но вопрос — насколько эффективны эти занятия. Содержание некоторых курсов оставляет желать лучшего”.

Но главная проблема, говорит Ирина, даже не в этом. Семинары и курсы высокого качества существуют. Кроме того, в открытом доступе в интернете есть огромное количество материалов, которые учителя могут использовать в работе, — совершенно бесплатно. Как и Сергей Мясоедов, Ирина отмечает крайне низкую мотивацию к обучению.

На эту тему

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

“У меня трое детей, и я часто слышала от коллег: “Зачем тебе учиться? Тратить свое личное время, выходные?” У учителей не сформирован навык учиться без внешнего воздействия. Страшно сказать, но многие учителя не хотят учиться. Они хотят один раз написать конспект урока и 20 лет по нему работать, хотят, чтобы их оставили в покое и не “мешали учить”. Проблема не в системе. А в головах”.

Читайте также:  Как Продать Квартиру Через Банк

 Год назад Ирина ушла из школы и начала работать бизнес-тренером. Она считает, что отношение к работе как к бизнесу помогает многократно улучшить результаты.

“Представьте, что дети смогут выбирать, на какой предмет и к какому учителю идти учиться. Если вы будете преподавать плохо, неинтересно, к вам просто никто не придет и вы ничего не заработаете. Если относиться к каждому уроку как к продукту, который нужно продать, становятся очевидными собственные промахи”.

Такой подход пока кажется многим учителям, причем не только старшего поколения, но и недавним выпускникам педвузов, странным и неблизким, но, говорит Ирина, уже очевидно, что перестраиваться все равно придется — этого требует время.

К слову, болезненный этот процесс не только для россиян.

По словам вице-президента Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ AACSBА Тима Мескона, даже в Великобритании, где государство активно вкладывается в образование работающих специалистов, а компании выплачивают налоги в специальные фонды, которые оплачивают сотрудникам стажировки и курсы, количество желающих учиться в течение всей жизни пока невысоко: многие люди не хотят тратить личное время на учебу и предпочитают “плыть по течению” так, как привыкли. И не думать о том, куда течение может выбросить через каких-нибудь лет пять-десять.

Карина Салтыкова

Как дополнительное образование может встряхнуть карьеру

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Игорь Морозов

Кандидат экономических наук, ректор Академии АйТи

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Сейчас термин lifelong learning, то есть обучение в течение всей жизни, уже плотно укоренился в профессиональных сообществах: приверженцами этой философии являются как сами специалисты, так и работодатели. Регулярное самосовершенствование, освоение дополнительных навыков и повышение квалификации открывают перед сотрудниками и перспективы карьерного роста, и возможности для самореализации в смежных областях. И хорошие специалисты это осознают, особенно учитывая, как быстро устаревают полученные знания в стремительно изменяющейся цифровой реальности.

ДПО позволяет избежать стагнации и обзавестись новым инструментарием — теми навыками, без которых не обойтись современному профессионалу

Понимают это и работодатели, поэтому заказывают обучение для персонала, а также организовывают корпоративные курсы внутри компании или конкретных отделов.

По данным доклада The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом при поддержке TalentTech, в 2020 году число работников, прошедших обучение по собственной инициативе, выросло четырехкратно.

В то же время значительно (в 5 раз) подросли и показатели по работодателям, готовым предоставить своим сотрудникам возможности для обучения.

Это взаимовыгодный процесс, так как кадровый состав получает новые знания и может использовать их для профессионального развития и карьерного роста, а компании, в свою очередь, рассчитывают, что уже в первый год все их вложения в повышение квалификации и переквалификацию сотрудников окупятся (так утверждают 66% опрошенных руководителей).

Как выбрать учебное заведение

Дополнительное профессиональное образование лучше получать в учебных центрах, так как они гибко реагируют на потребности рынка, имеют возможность быстро и оперативно актуализировать программы, добавляя полезные модули и избавляясь от устаревших, а также предлагают достаточное количество практических часов для работы с действующими экспертами. К сожалению, вузы не столь мобильны в изменениях — именно их фундаментальность мешает быстро модифицировать программы под требования времени.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Однако подводным камнем может стать огромное количество всевозможных новых учебных центров, курсов, онлайн-школ, поэтому при выборе учреждения очень важно понимать, имеет ли оно лицензию на образовательную деятельность.

Удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке можно получить только в том случае, если у центра/школы она имеется.

Затем нужно обращать внимание на репутацию: образовательные организации, работающие на рынке годами, могут гордиться сложившимся имиджем, опытом и множеством отзывов клиентов, поэтому они заслуживают внимания в первую очередь.

Школы, которые появились сравнительно недавно, очень много вкладывают в продвижение, но в разы меньше — в качество программ и хороших преподавателей. Нередки случаи, когда в таких школах преподают их же вчерашние выпускники.

Реклама пестрит выгодными ценами, которые только на первый взгляд кажутся более низкими, а на практике оказываются банковскими кредитами. Наконец, отзывы слушателей таких школ об их образовательных процессах и качестве оставляют желать лучшего.

Так что, чтобы составить максимально полное представление, будет нелишним заглянуть в комментарии к любой статье о той или иной онлайн-школе.

Как выбрать программу обучения

При выборе программы нужно обязательно учитывать прогнозы относительно того, как та или иная специальность будет востребована через время, например через 5–10 лет.

Специальности и умения, которые могут быть модными и востребованными сейчас, спустя пару лет уже никому не пригодятся.

Поэтому всегда продумывайте стратегию: сможете ли вы остаться в этой профессии спустя годы, работать в ней в зрелом возрасте, есть ли какие-то особенности, потребуется ли дополнительно учиться?

Сейчас в любой сфере прослеживается потребность в кадрах, обладающих цифровыми и кросс-функциональными навыками, навыками информационной безопасности, soft skills и управления проектами

Одно из самых востребованных направлений — кибербезопасность, которая в обозримом будущем имеет перспективы развития на годы вперед, причем в таких специалистах заинтересованы все отрасли.

Кроме того, успешные компании хотят, чтобы их персонал в целом был компетентен в цифровой гигиене и понимал основы информационной безопасности, поскольку утечка данных или кибератака сегодня грозят большими репутационными и экономическими потерями.

Кому может пригодиться ДПО

Для людей, испытывающих проблему трудоустройства, ДПО способно стать переломным моментом в построении карьеры, так как с его помощью можно найти работу в иной отрасли, если в предшествующей этого сделать не удалось.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Внимательно изучите вакансии, размещенные компаниями, и соотнесите их с учебными программами, которые подходят под ваши интересы, образование, способности и знания.

Конечно, ДПО не всемогуще — в кардинально другую сферу благодаря одной лишь переподготовке перейти вряд ли возможно. Например, повар не станет вдруг хирургом, однако выбрать смежную специальность и преуспеть в ней — дело вполне реальное.

Допустим, если по первому образованию вы инженер, для второго отлично подойдет информационная безопасность.

Для получения ДПО необходимо уже иметь либо высшее, либо среднее специальное образование. Сразу после школы повышать квалификацию или проходить переподготовку невозможно, но других ограничений нет.

Тем более в современном мире, где благодаря дистанционным образовательным технологиям возможностей для обучения столько, что заниматься им можно из любой точки мира, имея достаточное желание и мотивацию.

Умение решать вопросы в своей области, понимание текущих тенденций, способность развиваться, обновление знаний, новый опыт, востребованность на рынке труда и карьерный рост — вот то, что дает специалисту дополнительное профессиональное образование.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Повышение квалификации сотрудников: зачем, почему и как

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Основа успеха любой компании – это, прежде всего, люди, их знания и умения. Даже специалистам самого высокого уровня время от времени требуется повышать свою квалификацию и узнавать что-то новое. Что уж говорить о молодом поколении, которое (как и все в молодости) только думает, что знает.

Однако сегодня у поколения миллениалов есть нечто большее, чем просто уверенность в себе. Смартфоны дали людям доступ к знаниям всего человечества и мгновенным советам специалистов с любой части света. Конечно, перспектива пойти на тренинг уже не кажется такой уж необходимостью.

Так как же вам мотивировать своих молодых сотрудников, с гибкими мозгами и энергией «через край» повышать свою квалификацию? Давайте сперва разберемся, для чего это нужно вам.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Согласно исследованиям компаний ANA и McKinsey, 89% маркетологов уверены в том, что регулярные тренинги и программа повышения квалификации сотрудников являются одним из составляющих успеха компании в целом. Почему тогда бюджет на обучающие программы всегда выделяется менеджерами «скрепя сердцем» и одним из первых сокращается в кризис?

К сожалению, не все понимают, почему тренинги – это так важно. Но реальность такова: типичный сотрудник сильно изменился за последнее время. Хорошей зарплаты уже недостаточно: люди хотят работать с удовольствием и чувствовать свою сопричастность к общему делу.

Современные работники чувствуют свою значимость только в том случае, если менеджер серьезно занимается их профессиональным развитием. Никто не хочет проработать всю жить на одном месте, делая одно и то же. И чем умнее ваши сотрудники, тем больше они хотят узнать что-то новое. Программа постоянного повышения квалификации сделает для вас лояльных и продуктивных сотрудников.

Многие из ваших молодых коллег готовы «прыгать выше своей головы», дайте вы им такую возможность. Однако доверить им по-настоящему сложную и ответственную работу без соответствующей подготовки просто невозможно.

Командные тренинги могут помочь еще и с общим настроением в компании.

Возможность роста и обучения на рабочем месте традиционно позволяют сотрудникам почувствовать себя счастливыми – они знают, что нужны здесь и сейчас, а завтра спрос на их умения и знания только возрастет.

Поддержка и менторство старших товарищей помогает чувствовать свою сопричастность и чувствовать себя комфортно в команде. А сильный командный дух выливается в высокие продажи и хорошую репутацию компании, как среди клиентов, так и среди специалистов.

Более того, правильные тренировочные программы помогают обмениваться мнениями о текущем положении компании «без купюр». Возможность спросить CEO о чем угодно напрямую и действительно получить ответ – дорогого стоит для современных сотрудников.

Если кратко, то вот 10 причин, почему вам стоит регулярно обучать своих сотрудников:

  1. Технологии и рынок меняются очень быстро – ваши сотрудники должны быть на передовой технического прогресса
  2. Тренинги увеличивают лояльность и удовлетворенность работой
  3. Тренинги помогают увеличить эффективность работы
  4. Тренинги формируют корпоративную культуру и репутацию.
  5. Тренинги мотивируют ваших сотрудников
  6. Обучение позволяет отвлечься от рутинных рабочих процессов
  7. Тренинги держат сотрудников в форме и помогают чувствовать сопричастность к общему делу
  8. Обучение сотрудников – это хороший задел на будущее
  9. Программа обучения сотрудников повышает стоимость компании в глазах потенциальных инвесторов
  10. Это просто весело, особенно если вы купите всем пиццу.
Читайте также:  Увольнение по Собственному Желанию Когда Производится Расчет

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

«Прокачивать» профессиональные навыки своих коллег можно по-разному. Но стоит помнить, что ключ к успеху – это персонализация. Обучаясь тому, что интересно именно ему, сотрудник будет выкладываться на полную.

Возможно даже стоит проводить курсы, которые напрямую не связаны с профессиональными обязанностями того или иного слушателя.

Так, например, ваши сотрудники смогут разговаривать на одном языке с коллегами из других подразделений.

Форма учебного процесса может быть любой. Традиционные курсы повышения квалификации, онлайн или офлайн семинары, конференции, видео-руководства и даже личный коучинг и консалтинг – все средства хороши. Для повышения эффективности обучения, стоит рассказать коллегам, как работает человеческий мозг и что можно сделать, чтобы учиться стало легко.

Но перед тем, как вы решите кто и чему будет обучать ваших сотрудников, нужно узнать их получше. Лично. Нет смысла обучать тому, что все и так знают, только для галочки. Мало кому из нас нравилось изучать обязательные, но неинтересные предметы в школе. Не стоит повторять этого и во взрослой жизни – вот 6 советов о том, как обучать ваших сотрудников эффективно:

  1. Убедитесь в том, что ваши сотрудники не знают чего-то важного

В чем польза дополнительного профессионального образования?

Обновлено
19 февраля 2021

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Дополнительное образование – это не только возможность освоить новую информацию, стать лучше как специалист, но и стимул выйти из зоны комфорта, получить личностный рост. Если же говорить о дополнительном профессиональном образовании, то важность такого обучения обусловлена необходимостью следовать тенденциям рынка труда, быть готовым дать ответ различным кризисным ситуациям.

Важно понимать, что престижное базовое образование уже не гарант успешной карьеры. Все большую востребованность приобретает краткосрочное обучение (курсы повышения квалификации) от специалистов-практиков.

Почему стоит задуматься об учебе?

На протяжении своей профессиональной деятельности специалисты сталкиваются с различными вызовами, и справиться с ними помогают курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

  • Знания требуют обновлений.

Времена, когда получение базового образования было достаточным шагом для успешной работы, давно прошли.

Сегодняшние реалии таковы, что за время обучения в университете могут измениться как требования к различным профессиям (вводятся или совершенствуются профстандарты), так и сама востребованность направлений деятельности: какие-то виды работ уходят на второй план, отрасли испытывают потребность в более узкопрофильных специалистах.

Никто не умаляет важности теоретической базы, однако же сегодня больше ценятся специалисты-практики, которые не только предложат решение той или иной проблемы, но и реализуют эти планы. Современные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как раз и рассчитаны на получение актуальных практических знаний.

  • Обучение в режиме онлайн – экономия.

Использование дистанционных технологий позволяет успешно интегрировать обучение в свой привычный образ жизни. Кроме того, такой формат позволяет экономить деньги, время и силы, поскольку освоение программы проходит без личного посещения образовательной организации и не имеет сопутствующих расходов на образование, в некоторых случаях – на проживание и питание.

Почему стоит повышать квалификацию в течение всей жизни

Возможность учиться в комфортной обстановке и в удобное время снижает уровень стресса, благодаря чему материал усваивается значительно лучше.

Сначала о неочевидных преимуществах. Ученые уже давно доказали, что человеческому мозгу необходимо «давать работу». Запоминание новой информации, решение логических задач – отличная тренировка.

Если разгадывание загадок и заучивание стихотворений воспринимаются как пустая трата времени, то курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки имеют практический характер.

Дополнительное образование будет плюсом для работающего человека, подтверждением его вовлеченности в дело, желания совершенствоваться как специалист.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что сегодня информационное поле достаточно обширно, поэтому многие испытывают сложности с фильтрацией информации, вычленением важного и полезного для себя.

Такой проблемы не испытывают люди, решившие учиться на курсах: они занимаются по конкретизированному учебному плану и не имеют дела с несистематизированными подборками статей, интервью и вебинаров по нужной теме.

Все данные актуализированы, а знакомство с ними последовательно.

Обучение – это всегда новые знакомства. Даже если человек не общается со своей группой, он знакомится со своим преподавателем, что в дальнейшем может стать весьма ценным контактом.

Еще одно достоинство ДПО состоит в том, что само погружение в образовательную среду влечет за собой формирование полезных привычек, вырабатывает потребность изучать что-то новое, не останавливаться на достигнутом. Все эти качества определяют успешного и востребованного профессионала.

Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки | РБК Тренды

Улучшение знаний и навыков позволяет чувствовать себя увереннее, выяснили исследователи. Почему это происходит — в материале РБК Трендов

Авторы исследования:

Материал предоставлен РБК Трендам порталом IQ.HSE.RU.

Исследование показало, что дополнительное профессиональное обучение (ДПО) положительно сказывается на субъективном контроле работников. Под ним понимается их уверенность в своей способности контролировать значимые события в жизни и решать разнообразные задачи. Но почему это происходит?

О чем речь?

Непрерывное образование — уже не только необходимость, но и данность. Сколько работаешь, столько и учишься — вернее, доучиваешься, приобретаешь новые навыки.

Это актуально не только для вчерашних выпускников вузов или новых сотрудников, которые еще только адаптируются к рабочему месту. «Старожилы» компании тоже периодически сидят за партой.

Технологии меняются, требования к работникам растут, и нужно демонстрировать гибкость, максимум умений и высокую производительность. Особенно если рассчитываешь на карьерный рост.

Компаниям обучение сотрудников тоже выгодно: они становятся производительнее, а значит, повышают ее экономические результаты.

Поэтому существуют корпоративные университеты, тренинги, курсы и другие формы дополнительного профессионального обучения (ДПО).

Важно оно и для экономики в целом — с учетом появления новых технологий и дефицита квалифицированных специалистов, который, по оценкам работодателей, достигает 25%.

Под ДПО в исследовании подразумевается финансируемое организацией краткосрочное обучение работника на курсах и тренингах для совершенствования его навыков.

В такой ситуации ДПО, казалось бы, абсолютно необходимая вещь. Но нет. По данным за 2017 год, среди всех занятых в экономике обучение прошли не более 12% работников.

При этом большинство компаний (50-60%, по разным оценкам) заявляют, что организуют обучение.

Вероятно, речь прежде всего об адаптации новых сотрудников (им предлагают пройти курсы или«прикрепляют» к опытным коллегам), но не об «апгрейде» старых.

Особенности ДПО в России

Важным условием, которое необходимо учитывать работодателям, является связь между участием в ДПО и удовлетворенностью трудом. Она определяется не только характером обучения (формированием общего или специфического человеческого капитала), но и тем, как повышение квалификации встроено в систему поощрения работников.

Результаты предыдущих работ на эту тему неоднозначны. Крупное исследование на данных 13 европейских стран показало, что обучение на рабочем месте связано с более высоким уровнем удовлетворенности трудом.

Сходны и выводы британского, американского инемецкого исследований.

В то же время, другие мониторинги демонстрируют, что персонал не будет особенно доволен работой, если фирма не обеспечит ему экономическую отдачу от ДПО.

К слову, российские работники не слишком удовлетворены своим трудом. Во-первых, в России высокий удельный вес низкопроизводительных рабочих мест — с тяжелым трудом, на вредном производстве, с маленькими зарплатами. Во-вторых, рынок труда не сбалансирован по структуре спроса и предложения.

В-третьих, на рынке невелика востребованность специфического человеческого капитала, что выражается в меньшем стаже работника на одном предприятии по сравнению с развитыми странами. В итоге уровень удовлетворенности трудом в России ниже по сравнению со странами Центральной и Западной Европы.

Логично предположить, что ДПО могло бы повысить этот уровень. Такую гипотезу и предложили исследователи. Другая гипотеза — о связи дополнительного обучения и субъективного контроля у работников.

Как изучали?

Наталья Кармаева и Андрей Захаров опирались на данные лонгитюда — Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) ВШЭ.

Зависимые переменные — субъективный контроль и удовлетворенность зарплатой и карьерой — были взяты из 20-й волны РМЭЗ, участие в ДПО и контрольные переменные (от социодемографических — пола, возраста, семейного положения — до характеристик рабочего места) — из 19-й волны.

За год респонденты смогли оценить отдачу от недавнего обучения. Выборка включала около 5000 опрошенных в возрасте 18-65 лет, участников обеих волн исследования.

Для измерения субъективного контроля использовалась шкала Пирлина. Она позволяет определить общий уровень воспринимаемого контроля — возможности контролировать важные события жизни в будущем.

А для анализа удовлетворенности оплатой труда и опциями профессионального роста авторы использовали ответы респондентов на соответствующие вопросы, перекодировав шкалы в дихотомические («удовлетворен – не удовлетворен»).

На первом этапе оценивалась связь обучения с субъективным контролем или удовлетворенностью трудом без контроля других характеристик респондентов (базовая модель). На втором этапе учитывались социодемографические параметры.

На третьем — контролировался также индекс социально-профессионального статуса (International Socio-Economic Index of Occupational Status — ISEI), созданный в соответствии с Международной стандартной классификацией занятий (версия 2008 года, ISCO 08).

Затем добавлялись особенности труда (стаж работы в организации, сектор, число подчиненных и прочее).

Читайте также:  До Какого Возраста Дети Ездят Бесплатно

Что получили?

Исследование показало положительную связь ДПО и субъективного контроля. В базовой модели у тех, кто обучался, показатель контроля был на 0,27 стандартного отклонения выше по сравнению с теми, кто не проходил курс.

При добавлении других переменных эффект снизился до 0,13, но связь осталась статистически значимой. При этом контроль социодемографических данных почти не влияет на связь обучения и уверенности в своих силах.

Эффект снижается прежде всего при добавлении социально-профессионального статуса.

Связь ДПО и удовлетворенности трудом тоже показала любопытные результаты. Участники программ — в базовой модели — на 34% чаще довольны своей зарплатой через год (по сравнению с не посещавшими курсы).

Причем социодемографические параметры почти не меняют картину. А вот добавление в анализ индекса социально-профессионального статуса снова ослабляет эффект — до 14%, делая его статистически незначимым.

Связь обучения и удовлетворенности карьерой в базовой модели и с учетом социодемографических характеристик — даже более сильная, чем в случае с зарплатой. После курсов работники на 62% чаще удовлетворены опциями профессионального роста — без контроля других переменных. Но учет социально-профессиональных параметров опять сильно снижает эффект — до 25% — и вновь делает его незначимым.

Таким образом, уверенность в своей способности справляться с задачами заметно выше у работников, прошедших обучение. Это соответствует результатам предыдущих исследований. «Дополнительное образование развивает некогнитивные навыки, в частности — способность решать проблемы, и повышает уверенность в себе», — поясняют Кармаева и Захаров.

Но вопрос в нюансах. Предыдущие исследования, проведенные в постсоветских странах, показывают, что для работников с низким уровнем образования и навыков участие в ДПО значимо связано с повышением самооценки своих компетенций, и положительный эффект выше, чем у высококвалифицированных коллег.

В России все наоборот. Удовлетворенность трудом оказалась выше для более «привилегированных» сотрудников (с высокой квалификацией и зарплатой).

Кстати, возможна и обратная связь: более производительные работники оценивают свои трудовые усилия как полезные, заинтересованы в карьерном росте, поэтому и охотно учатся.

Нужно учесть и особенности накопления и использования человеческого капитала в разных сегментах рынка труда. Так, на высокопроизводительных рабочих местах компания будет стремиться удержать сотрудников после курсов, и предложенные ею бонусы могут повышать удовлетворенность трудом.

А в сегменте низкопроизводительных рабочих мест после учебы формируются карьерные и зарплатные ожидания, которые сложно реализовать. Дело в том, что сотрудники с низким социально-профессиональным статусом часто находятся на местах с короткими карьерными лестницами и могут быть легко заменены.

В России такие рабочие места сосредоточены в государственном, а также в сервисных секторах.

В-третьих, на российском рынке труда немало работников с избыточным или недостаточным уровнем квалификации (это явление носит название «квалификационная яма»). Обычно они меньше довольны трудом. И получение ДПО может не сглаживать негативные эффекты от «ямы» на удовлетворенность трудом.

Для чего это нужно?

Значимость дополнительного профессионального образования не подвергается сомнению. Доступ к нему — важная характеристика качественного рабочего места.

Однако организациям, возможно, стоит проявлять больше внимания к рядовым сотрудникам — и поощрять их за повышение квалификации. Это может действенно мотивировать работников.

И даже сам отбор на такие тренинги может восприниматься как бонус.

Кстати, даже если обучение не приносит большой экономической отдачи «здесь и сейчас», оно, тем не менее, обеспечивает преимущества перед конкурентами. И уж точно дает психологический эффект. Сотрудник ощущает собственную самоэффективность, а это важно в любом деле.

«В перспективе будет интересно отследить динамику роста издержек на обучение и адаптацию сотрудников, — говорит Наталья Кармаева. — Для массовых секторов характерны высокая текучесть кадров и низкая оплата труда. Тем не менее, и там обучение необходимо».

Авторы исследования ожидают, что со временем работодатели будут стремиться переложить растущие издержки на обучение — на самих работников. Например, вычитая затраты на обучение из зарплаты либо не выплачивая денежную компенсацию за период обучения.

«Это уже происходит в сегменте платформенной занятости, например, в случае онлайн-платформ услуг репетиторов, — поясняет исследовательница. — Работники выступают в качестве субподрядчиков, а их «дообучение» фактически выносится за пределы договора найма».

Возникают и новые вопросы о том, следует ли компаниям мотивировать таких работников, и как именно это делать, заключает Наталья Кармаева.

Обучение на протяжении всей жизни

Lifelong Learning – это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами.

Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста.

При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений.

Стадии Lifelong Learning

Выделяют основные стадии непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа – обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений.

Но этим дело не ограничивается, ведь помимо формального обучения, дети и молодые люди учатся и в собственной семье, участвуют в общественных организациях, общаются со множеством людей, вращаются в определенной культурной среде – все это представляет собой неформальное обучение, которое, наряду с формальным, закладывает основы интеллектуального, социального и эмоционального развития человека.

Вторая группа – это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться.

Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения.

Третья группа – это обучающиеся старше 60 лет.

В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям – это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое.

Пожилым людям необходимо чувствовать осмысленность своей жизни, именно поэтому так важна поддержка, которую общество могло бы оказывать их непрекращающемуся развитию и обучению.

Философия и содержание Lifelong Learning

Что же является содержанием Lifelong Learning? Условно можно выделить четыре основных направленности обучения: обучение знаниями, обучение умениям, обучение взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, социализация, толерантность к иным культурам и так далее) и саморазвитие, что затрагивает все возможные сферы самосовершенствования – физическую культуру, интеллектуальное развитие, развитие эмоциональной компетентности и эстетической восприимчивости, наконец, духовность.

Таким образом, Lifelong Learning – это всестороннее развитие личности, с одной стороны, и способ содействия развитию всего общества, с другой.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение.

Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается.

Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности.

Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться.

Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много.

Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, – но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

А поскольку дело обстоит именно так, и в силу того, что каждый сам ответственен за непрерывное обучение, то оно происходит в подавляющем большинстве случаев за счет самих обучающихся, при минимальной поддержке государства.И еще одна отличительная черта Lifelong Learning, как уже упоминалось выше, состоит в том, что оно открыто для всех, независимо от возраста обучающихся.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector