Зачем Нужно Приватизировать Дачный Участок

Вопросу приватизации посвящены не только многочисленные нормативно-правовые нормы, но и статьи, комментарии и выписки.

Несмотря на то, что процедура приватизации осуществляется на территории России с 1993 года, всё же, некоторые граждане Российской Федерации не сталкивались с ней.

Поэтому людей закономерно волнует вопрос, как именно осуществляется эта процедура, из каких основных этапов состоит и с какими нюансами можно столкнуться в процессе.

Определение понятия: что это такое и что дает?

Приватизация земельного участка – это юридический процесс, основная цель которого состоит в приобретении государственного или муниципального участка в собственность граждан Российской Федерации. Эта процедура происходит не хаотично, а регулируется нормами законодательства: федерального и субъектов.

Основные вопросы освещены в Земельном кодексе Российской Федерации. Существует установленная процедура, которая помогает гражданам стать владельцами земли.

Для чего нужно обычному гражданину в России?

Наличие права собственности гарантирует, что гражданин имеет право осуществлять все возможные юридические процессы и операции с землёй. Но это станет возможно только после прохождения приватизации.

После прохождения процедуры гражданин имеет право дарить, передавать в наследство, отчуждать, менять, также осуществлять другие сделки с недвижимостью.

Обязательно ли приобретать муниципальную землю?

Каждый гражданин решает самостоятельно для себя, надо ли ему приобретать земельный участок в собственность или нет. Во многом этот вопрос индивидуален, так как зависит напрямую от характеристик самого участка, планов гражданина, а также некоторых юридических и правовых аспектов.

До какого года продлена?

И всё же, если в планах у гражданина стоит приватизация земельного участка, откладывать «на потом» эту процедуру не стоит. В соответствии с законодательством, так называемая «дачная амнистия» продлена до 1 марта 2020 года. Это означает, что отдельные категории граждан могут прибегнуть к процедуре приватизации до указанного момента.

Эти изменения были внесены Федеральным Законом от 28 февраля 2015 года номер 20.

Отдельное внимание стоит уделить срокам процедура приватизации. Если ранее процесс растягивался на несколько календарных месяцев, то теперь можно уложиться за какие-то две-три недели. Правда, если на участке требуется проведение кадастровых работ, то сроки будут увеличены.

Формы и виды

Как и любая другая процедура, приватизация земли может происходить на платной и бесплатной основе. Выясним, когда придется платить?

Бесплатная

Изначально нормативные и правовые акты разрешали проведение приватизации на бесплатной основе только до конца декабря 2013 года. Однако, после большого количества критики Государственная Дума пересмотрела данный вопрос и государственная бесплатная приватизация была продлена до 1 марта 2015 года.

Далее принималось решение о продлении еще до 2017 года, а на сегодняшний день этот процесс носит бессрочный характер.

Когда же гражданин может рассчитывать на бесплатную приватизацию? На этот вопрос отвечает статья 39.5 Земельного кодекса. В этой норме перечислены основания, которые дают гражданину право пользоваться бесплатной процедурой.

Гражданин может избавиться от необходимости платить денежные средства, если:

  • он имеет троих и более несовершеннолетних детей;
  • получил земельный участок в безвозмездное личное пользование из подсобного хозяйства.

Однако законы субъектов могут предусматривать и другие дополнительные основания, дающие право на бесплатную приватизацию.

Важно! Если гражданин получил земельный участок для возведения дачи, гаража, дома и так далее до 2001 года, то он может рассчитывать на бесплатную процедуру.

Подробнее о том, что такое бесплатная приватизация земельного участка, кому она полагается, как оформляется, рассказано в отдельной публикации.

Платная

Платная приватизация земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным Законом 178-ФЗ.

Гражданин имеет право получить в собственность любую часть земли или весь участок полностью, если на нём располагаются какие либо постройки и объекты недвижимости, например, дачи, дома, хозяйственные строения и так далее. Главное, чтобы эти объекты были зарегистрированы в государственных учреждениях.

Участок, полученный после 2001 года приватизируется на платной основе. Сумма невелика, однако должна быть перечислена в качестве выкупа участка у государства.

Сумма не установлена в едином эквиваленте, а рассчитывается. Муниципальные или федеральные органы власти рассчитывают итог, сравнивая цены на землю в округе, а также исходя из размера налога на землю. Также при назначении стоимости опираются на установленную кадастровую стоимость.

Основания для безвозмездного проведения

В 2017 году законодатель существенно сократил список лиц, которые имеют право рассчитывать на бесплатную приватизацию. На сегодняшний день такой возможностью обладают граждане, которые относятся к категории льготников.

Еще одна группа лиц, имеющая привилегии – это участники программы «дачная амнистия».

К категории льготников относятся следующие граждане:

  1. Военнослужащие.
  2. Герои РФ.
  3. Герои СССР.
  4. Ветераны.
  5. Дети-сироты.
  6. Семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.
  7. И другие установленные муниципальными властями категории лиц.

Как узнать статус?

Для того чтобы узнать, успел ли кто-то приватизировать земельный участок, или ещё нет, нужно воспользоваться некоторыми советами:

  1. Если участок был получен гражданином до 2001 года, то необходимо обратиться в муниципальные органы власти. В архиве вы можете найти Постановление Администрации, на основании которого земельный участок был предоставлен кому-либо в использование до момента, пока вы не получили данный надел.Если подобного документа Нет, то нужно прибегнуть к публичной кадастровой карте. Этот способ подойдёт и для земельных наделов, которые были оформлены до 2001 года, и после этого срока.
  2. Единая кадастровая карта – это ресурс, который расположен в интернете и даёт гражданам общедоступные сведения по земельным участкам, а также по постройкам, расположенным на них. Необходимо вбить в строке браузера «Публичная карта». Перейдите по первой вкладке.Если вы владеете кадастровым номером надела, то введите его вы пустое поле. Если же нет, то задайте город своего проживания, и путем поиска по карте выделите надел курсора. На экране появится всплывающее окно, которое будет отображать основную информацию о земле. Это адрес местоположения, площадь, установленная кадастровая стоимость, возможное целевое использование, а также наличие или отсутствие формы собственности. Для приватизации доступны наделы, которые находятся в муниципальной или федеральной собственности граждан.
  3. Третий, но не менее эффективный способ использования портала Росреестра. Для этого вам нужно перейти на официальный сайт.Необходимо получить выписку, заранее оплатить государственную пошлину. Получить услугу можно как на официальном сайте Росреестра, так и лично явившись в отделение в вашем населённом пункте.

О том, как можно узнать, приватизирована ли земля, в государственных учреждениях, в сети Интернет и другими способами, подробно описано тут.

Порядок проведения процедуры в РФ

Если земельный надел находится пока ещё в муниципальной собственности, у вас есть все шансы стать его полноправным владельцем. Но для этого нужно выполнить ряд последовательных шагов.

Перечень документов

Состав пакета документов может варьироваться в зависимости от индивидуальных обстоятельств. Но сотрудники государственного учреждения в обязательном порядке могут потребовать следующие бумаги:

  • Постановление или свидетельство, которое подтверждает факт предоставления надела для использования.
  • Паспорт гражданина, на которого было оформлено свидетельство или постановление. Потребуется ещё и ксерокопия.
  • Кадастровый паспорт.
  • Паспорт выданный БТИ на все недвижимые объекты, расположенные на участке.
  • Справка из государственного реестра о некоммерческом характере СНТ.
  • Учредительная документация товарищества.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Если лицо является членом СНТ, потребуется ксерокопия его книжки (как приватизировать землю в СНТ?).

Сколько стоит оформить в собственность?

Сама по себе стоимость процедуры приватизации земельного надела зависит от нескольких факторов. Если гражданин участвует в программе дачной амнистии, то оформление происходит на бесплатной основе. Но существует и платные способы стать обладателем надела.

В первом случае потребуется выкупить его у законного представителя. Если же участок был выдан государством на безвозмездной основе, то можно зарегистрировать свое собственное право.

Необходимо оплатить государственную пошлину:

  • Для участков, которые подразумевается использовать под ИЖС и СНТ и так далее предусмотрена государственная пошлина в размере 350 руб.
  • Для прочих земельных наделов 2.000 руб.

Больше нюансов о том, сколько стоит процедура приватизации ЗУ, о цене на изготовление документов, госпошлине, мы писали отдельно, а здесь можете ознакомиться с порядком и способами процедуры приватизации ЗУ.

Особенности

В вопросе приватизации земли нельзя избежать каких-либо нюансов и тонкостей.

Можно ли приватизировать долю ЗУ?

Разрешается приватизировать долю в земельном наделе, однако эта процедура сопровождается некоторыми нюансами:

  1. Для этого нужно выделить долю в натуре в домовладении. То есть, таким образом прекратить долевую собственность. Между всеми обладателями участка заключается соглашение о разделе. На долю регистрируется право собственности на часть постройки.
  2. Дальше необходимо прибегнуть к процедуре межевания. На кадастровой карте должны найти отражение внесённые изменения.
  3. Затем гражданин должен составить заявление на предоставление наделов в собственность. После этого на его имя выдается постановление, в соответствии с которым выделенная доля становится его собственностью.
  4. Далее следует общая процедура регистрации прав.

О приватизации в совместную собственность земельного участка, например, жильцами под МКД, мы подробно рассказали тут.

Без построек

В соответствии с законом приватизировать можно только тот земельный надел без построек, который ранее принадлежал гражданину Российской Федерации по договору аренды или бессрочного пользования.

По сути, будет происходить не приватизация, а переоформление. Участвовать в подобной процедуре могут только те земельные наделы, которые были предоставлены с целью ведения садоводства, ИЖС, подсобного хозяйства и садоводства.

Читайте также:  Как Написать Жалобу в Фас Образец

Под гаражом

Владелец гаража тоже может стать полноправным обладателем не только постройки, но и земли под ней. Для процедуры приватизации потребуется пройти три этапа:

  1. У председателя гаражного кооператива нужно взять справку, которая свидетельствует о том, что кооператив был зарегистрирован в местной администрации.
  2. Затем нужно явиться в БТИ вместе со справкой для того, чтобы получить техническое описание земельного надела под гаражом.
  3. В регистрационной палате нужно узнать необходимый перечень документов, сформировать пакет и снова явится в регпалату для выдачи свидетельства, которое закрепит вас в качестве собственником земли под гаражом.

О нюансах приватизации земли под гаражом мы писали в другом материале.

В аренде

Законодательство разрешает приватизировать участки, которые находятся в аренде. Однако в этом вопросе нужна опираться на дату, когда был заключён договор.

Если земельный надел был получен в аренду до 1 января 2001 года, то приватизация возможна.

Однако, если договор был оформлен после этой даты, то в таком случае осуществить оформление прав собственности можно только платно.

Всё объясняется принятием Земельного кодекса Российской Федерации в 2001 году.

Процедура делится на несколько этапов:

  1. Готовится пакет документов.
  2. Кадастровый учет территории.
  3. Обращение с заявлением в администрацию или Росимущество.
  4. Выдача разрешительного акта на проведение приватизации.
  5. Регистрация участка в Росреестре.

О том, как приватизировать землю, взятую в аренду, подробнее читайте здесь.

Дачный дом на своем ЗУ

Законодательство Российской Федерации говорит о том, что приватизировать дачную постройку необязательно, так как она расположена на земельном участке, который находится в собственности гражданина. Поэтому, если вы уже провели процедуры по приватизации земли, то этого вполне достаточно.

Однако, если в дальнейшем планируется передать дачный домик по наследству, продать его, а также осуществлять иные сделки, то процедуру приватизации провести необходимо.

Процесс это достаточно простой свершается на общих основаниях. Подробнее о приватизации дачного домика на собственной земле рассказано тут.

Какие категории не подлежат процедуре?

Действующее законодательство разрешает приватизировать далеко не все земельные наделы. Что же является исключением?

Например, к таким наделам относятся земли, которые входят в состав охраняемых объектов природы, лесной или водный фонд, территории, которые закреплены для федеральных или муниципальных нужд, земли в пределах береговой полосы, земли в природных парках и заповедниках и так далее. О том, какие категории земель не подлежат приватизации, узнайте в этой статье.

СНТ

Земли СНТ часто приватизируются гражданами.Наличие земли в собственность в СНТ дают право участникам заниматься сельскохозяйственной деятельностью.

А наличие юридически оформленных прав на надел даёт гражданину основание распоряжаться участком по своему собственному усмотрению. Однако в некоторых случаях может быть дан отказ в приватизации.

Такое происходит в случае, если надел был исключён из оборота. Был установлен запрет на осуществление приватизации. Государство планирует использовать данный надел в других целях.

О порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе подробно рассказано в другой публикации.

Сельскохозяйственные

Возможно приватизировать только те земли сельхозназначения, которые на данный момент находятся в государственной или муниципальной собственности. В процедуре приватизации могут участвовать и физические, и юридические лица.

Отказ в приватизации земель сельхозназначения может быть получен в ситуации, когда гражданин хочет заполучить участок, который имеет особую важность. Например, на нём расположены постройки, которые снабжают окружающих коммуникациями, водой и так далее.

Больше информации, как оформить в собственность наделы сельскохозяйственного назначения, узнайте здесь.

Можно ли продать землю без права собственности?

Отсутствие права собственности на землю говорит о том, что процедура приватизации не было проведена.

А значит, гражданин не обладает всей полнотой прав, которая бы разрешала производить сделки с недвижимостью, в данном случае, сделки с землей.

Поэтому землю без приватизации продать не получится, так как гражданин не имеет прав на осуществление подобной процедуры. Земельный надел пока что находится в государственной или муниципальной собственности.

А вот государство или муниципалитет имеет право продать гражданину данный земельный надел, таким образом проведя процедуру платной приватизации, вследствие чего лицо станет собственником.

Приватизация ЗУ – это сложная процедура, которая осуществляется в несколько этапов. Она содержит много нюансов, с которыми можно столкнуться в ходе выполнения. Но внимательное изучение законодательства, а также поэтапное следование планам даст свои плоды, в скором времени вы станете обладателем собственного земельного надела.

1. Приватизация земельных участков

Правовой центр “Гражданин”, предлагает квалифицированные юридические услуги физическим лицам. Возможна поэтапная оплата по ходу ведения дела. Нужна консультация или срочная помощь? Звоните по тел.: 8 (920) 103-94-58 ; 8 (4852) 92-23-62.

– Что такое приватизация земельных участков?

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего км имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

  • В результате приватизации граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
  • Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
  • Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

– Каковы правовые основания приватизации земельных участков?

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178-ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация незастроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также другие нормативные акты.

– Какие основные нормативные акты регулируют приватизацию земельного участка?

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:

1. Указ Президента РФ от 25.03.1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий».

Дачная амнистия 2021 – продление закона о "Дачной амнистии" | Роскачество

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян.

Поэтому осенью 2020 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.

2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три.

Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Читайте также:  Размер штрафов работодателям за мигрантов

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера.

Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени.

Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

  • Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
  • При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

  • Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.
  • В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.
  • Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:
  • – приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);
  • – отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;
  • – отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;
  • – приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;
  • – в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

  1. В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:
  2. – бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;
  3. – бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

  • По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.
  • В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
  • Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.
  • С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

Читайте также:  Что Говорить в Суде При Взыскании Алиментов

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

2.8. Признание права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

  • Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
  • Согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
  • При рассмотрении споров о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации суды в основном правильно руководствуются нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, а также ранее действовавшего законодательства.

Так, в соответствии с Порядком выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 года, основанием для приватизации земельных участков, которые выделялись гражданам ранее 1 января 1991 года, являются выданные в тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии – земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.

Пунктом 9.

1 статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

  1. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
  2. Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.
  3. Пунктом 3 статьи 28 указанного федерального закона закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении.

Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со статьей 25.

2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации).

Принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Правоприменительная практика свидетельствует, что в судах единообразный подход к применению законодательства, регулирующего предоставление в собственность земельных участков в порядке приватизации, не сложился.

Ряд судов при разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации исходят из необоснованности таких требований, поскольку испрашиваемые земельные участки не сформированы как объекты права, не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер. В связи с этим право собственности на данные земельные участки в дальнейшем не может быть зарегистрировано, что в силу статьи 131 ГК РФ является обязательным.

  • Другие суды обоснованно полагают, что формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
  • По мнению судов, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
  • – испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
  • – данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, то есть до 23 апреля 1998 года;
  • – гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.

Пример. Х. обратилась в суд с иском к комитету муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, ссылаясь на то, что она является членом садоводческого товарищества “Ф”.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Х., суд первой инстанции исходил из того, что у нее отсутствуют правоустанавливающие документы на дом и земельный участок, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет только в 2010 году. Членом СНТ “Ф” истец стала только в 2002 году, то есть после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции решение отменено и принято новое решение, которым отказ комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка признан незаконным. На комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа возложена обязанность передать бесплатно в собственность Х. спорный земельный участок.

Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходил из того, что СНТ “Ф” образовано в 1995 году до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

Используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, а Я. является его членом.

Истцу был правомерно выделен спорный земельный участок, вследствие чего у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные пунктом 4 статьи 28 указанного федерального закона основания для передачи Х. в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.

При этом судебной коллегией правильно было обращено внимание на то, что указанная норма закона не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.

Как правильно указал суд апелляционной инстанции, для передачи земельного участка члену СНТ в собственность бесплатно необходимо только, чтобы участок входил в территорию садоводческого объединения, выделенную до введения в действие названного федерального закона, и чтобы заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector