Как Подать в Суд на Транспортную Компанию

Как Подать в Суд на Транспортную Компанию Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.

Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!

Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.

С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.

Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст.

797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007).

Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.

Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.

Когда можно предъявить претензию перевозчику?

По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:

  • задержка в доставке груза транспортной компанией;
  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение груза.

Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.

На какое возмещение можно претендовать?

Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
  • объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.

Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).

Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).

В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.

Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:

Как зафиксировать нарушение и написать претензию?

Как Подать в Суд на Транспортную Компанию

Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):

  • дату и место составления;
  • ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
  • подписи сторон.

Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):

  • дату и место составления;
  • ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
  • наименование, адрес транспортной компании;
  • описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень приложений;
  • ФИО и должность лица, подписавшего претензию

Как Подать в Суд на Транспортную Компанию

Образец претензии в транспортную компанию

претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

К претензии обязательно нужно приложить:

  • копию транспортной накладной;
  • копию акта;
  • копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).

Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава).

С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст.

40 Устава).

Куда написать жалобу на транспортную компанию?

Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.

Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:

  1. Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
  2. Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.

Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:

  • он может быть подан в суд по месту жительства истца;
  • при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.

В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!

Как Подать в Суд на Транспортную Компанию Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Претензия в транспортную компанию (образец): как написать, срок рассмотрения и ответа на претензию

В услугах транспортных компаний нуждаются не только организации, но и простые граждане. Поскольку простому физическому лицу сложнее защитить свои интересы при конфликте с большой организацией, в его интересах действует законодательство о защите прав потребителей.

Казусы, связанные с плохо организованной логистикой, при перевозке грузов происходят довольно часто: теряются и портятся вещи, задерживаются сроки доставки. Однако решить такую проблему довольно просто: в большинстве случаев достаточно знать, как составить претензию по грузоперевозкам.

Какие существуют нюансы при обращении в транспортную компанию – разберем в этой статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.

Читайте также:  Как закинуть деньги на телефон с карты через телефон 900 или ussd-запрос

Когда понадобится претензия?

Законодатель исходит из принципа свободы договора: стороны сами определяют договорные условия.

Это значит, что круг прав и обязанностей сторон и, соответственно, список возможных нарушений со стороны грузоперевозчика сильно зависит от содержания договора.

Тем не менее, договор должен соответствовать общим требованиям законодательства, в частности, нормам Закона о защите прав потребителей.

Наиболее распространенными нарушениями со стороны транспортных компаний являются:

  • задержка груза транспортной компанией;
  • частичная или полная утеря отправления;
  • повреждение груза или нарушение целостности его упаковки;
  • груз перепутали и привезли не тот;
  • непредставление информации о прибытии товара к покупателю указанным в договоре способом;
  • другие нарушения условий договора грузоперевозки, например, непредоставление каких-либо услуг, предусмотренных договором.

Важно! Правила и условия перевозки сильно зависят от вида транспорта, используемого для перевозки.

Статья 797 Гражданского кодекса РФ устанавливает правило, согласно которому до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии. Это значит, что претензии и иски по перевозкам грузов в контролирующие органы нельзя подать, пока не соблюден претензионный порядок, а именно:

  • от ТК получен ответ с полным или частичным отказом выполнить требования, изложенные в претензии;
  • ТК не ответила на претензию в течение 30 календарных дней.

Таким образом, чтобы защитить свои потребительские права, письменную претензию к перевозчику нужно составлять при любых нарушениях с его стороны.

Важно! Многие крупные компании предлагают страховку груза в качестве дополнительной платной услуги. Если данная услуга была оформлена, то убытки должна возмещать страховая компания, а не перевозчик. О порядке обращения в страховую компанию мы писали на примере компании «Росгосстрах».

Необходимые документы

Перед тем, как написать претензию в транспортную компанию, грузополучатель должен предпринять некоторые меры, чтобы зафиксировать нарушение со стороны ТК.

Так, если груз не был доставлен, будет достаточно:

  • договора о перевозке грузов;
  • транспортной накладной, согласно которой грузоотправитель передал груз транспортной компании.

В остальных случаях также понадобится акт приемки или расхождений. При составлении данного документа важно следить за тем, чтобы на нем стояла текущая дата и было указано реальное состояние полученного груза: фактическое количество мест, повреждения и т.д.

Любое несоответствие груза исходному состоянию нужно зафиксировать на фото, а в акт включить сведения о проведенной фотосъемке. Так, если при получении груза выявлено повреждение упаковки, нужно зафиксировать это на фотографии, затем вскрыть упаковку и сфотографировать повреждение груза.

Если имущество утеряно или повреждено, для возмещения убытков потребуются документы, подтверждающие его стоимость. Если в связи с неполучением груза были получены дополнительные убытки, они тоже должны документально подтверждаться.

Как составить претензию?

Практикующий юрист. Стаж 11 лет. Специалист в области гражданского и семейного права.

Со всеми необходимыми документами на руках можно приступать к подготовке претензии к транспортной компании.

Как правило, крупные компании размещают бланки заявлений на своем сайте, которые достаточно просто заполнить.

Тем не менее, чтобы ничего не упустить, перед заполнением лучше ознакомиться со следующими правилами:

  1. Из текста претензии должно быть понятно, кем и кому она адресуется. Поэтому для наглядности в правом верхнем углу формируется шапка претензии. Документ обычно составляется на имя руководителя организации. Заявитель должен указать о себе ФИО и контактные данные для связи.
  2. Следует указать название претензии, из которого будет понятна цель обращения, к примеру: Претензия по договору перевозки.
  3. Отдельное внимание необходимо уделить качеству текста претензии: он должен быть написан деловым языком, сухо и без эмоций. Тем более не стоит включать в текст хамство и оскорбления: они дают компании право не рассматривать заявление потребителя.
  4. Суть претензии должна быть описана максимально конкретно: приведены реквизиты договора перевозки груза, а также иных документов, даты сдачи груза и его получения, описание допущенных нарушений, расчет суммы ущерба. Если требуется возмещение убытков, лучше сразу указать реквизиты для перечисления денежных средств.
  5. Важно привести обоснование своих требований. Это могут быть ссылки на соответствующие нормы закона или условия договора.
  6. В конце документа формулируются требования к транспортной компании: выдать груз, компенсировать убытки и т.д.
  7. Немаловажно также указать на намерение обратиться в контролирующие органы или в суд в случае, если претензионные требования не будут выполнены.
  8. Перечисляются приложенные документы (обязательно в копиях, оригиналы храним у себя!), дата и подпись.

При составлении претензии важно учитывать особенности конкретной ситуации: содержание договора, состав имеющихся документов, характер нарушения и т.д. Для примера можно использовать наши образцы. Если Вы не уверены в своих силах, лучше заручиться поддержкой профессионального юриста.

Как Подать в Суд на Транспортную Компанию Как Подать в Суд на Транспортную Компанию Как Подать в Суд на Транспортную Компанию
Надоело читать?Расскажем по телефону и ответим на ваши вопросы

Как подать претензию?

Пакет документов с претензией необходимо правильно вручить, чтобы претензионный порядок считался соблюденным. Подать претензию можно лично, почтой или в электронном виде, но у каждого способа есть свои нюансы.

  1. Чтобы подать претензию лично, потребуются два экземпляра претензии: один примут сотрудники ТК, а на втором они должны поставить отметку о получении с датой и подписью. Только в этом случае на руках у заявителя будет доказательство соблюдения претензионного порядка.
  2. Отправить претензию можно и почтой, оформив отправление заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Направлять письмо следует на адрес, указанный в договоре. Вернувшееся уведомление необходимо хранить на случай, если понадобится обращаться в вышестоящие инстанции.
  3. Некоторые транспортные компании предлагают в качестве альтернативы вышеупомянутым способам отправить сообщение на электронную почту или через форму на сайте. Такая подача претензии допустима, но только при условии, если в договоре о перевозке грузов прямо указан данный способ подачи претензии. В противном случае суд может посчитать претензионный порядок не соблюденным.

Срок подачи претензии

Чем скорее будет подана претензия – тем лучше для потребителя. Если же сразу претензию подать не получилось, следует учитывать установленные законом сроки для подачи претензии по перевозке грузов. В основном, срок предъявления претензии к перевозчику зависит от того, каким видом транспорта осуществлялась доставка:

  • 1 год для автотранспорта;
  • 6 месяцев для авиатранспорта;
  • 6 месяцев для железнодорожного транспорта, в отношении штрафов и пеней — 45 дней;
  • 1 год для водного транспорта;
  • 4 месяца для смешанного способа доставки.

Как правило, срок исчисляется с момента планируемого или фактического получения груза.

Примечание: в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса РФ, срок рассмотрения претензии к перевозчику составляет 30 дней с момента получения. Если в течение этого времени ответ не получен, можно обращаться в суд.

Также, Закон о защите прав потребителей устанавливает сроки для выполнения требований потребителя. Так, требование о возмещении денежных средств должно быть выполнено в течение 10 дней со дня получения претензии.

Если претензия не помогла

Основной инстанцией для обжалования действий транспортной компании является суд, но можно попробовать оказать воздействие на нарушителя и путем обращения в контрольные инстанции. Они не помогут взыскать с ТК задолженность, но быстрее суда рассматривают обращения и могут вынести в ее отношении предписание об устранении нарушений.

Так, подать жалобу на транспортную компанию можно:

  1. Роспотребнадзор, сделав акцент на нарушении прав потребителей. К примеру, указать на некачественное оказание услуги и нежелание транспортной компании устранять допущенные нарушения. Подробнее о том, как обратиться в Роспотребнадзор, можно почитать в нашей статье.
  2. Рассмотрением серьезных правонарушений в сфере транспортных услуг занимается транспортная прокуратура. К примеру, если ТК нарушила таможенное законодательство, транспортная прокуратура будет расследовать данное преступление и при необходимости привлечет виновных к ответственности.
  3. Обратиться в прокуратуру можно через электронную приемную. Потребуется указать свои личные данные, выбрать интересующее отделение прокуратуры и изложить суть жалобы. Также, в отделение транспортной прокуратуры можно обратиться по почте или лично, посмотрев контакты интересующего отделения на сайте.

Как подать в суд на транспортную компанию?

Взыскать убытки, причиненные транспортной компанией, можно только через суд. Обращение в суд несколько отличается от обращения в другие госорганы и производится в особом процессуальном порядке. В данном случае следует подавать иск о защите прав потребителей, который освобождает истца от уплаты госпошлины и позволяет взыскать с ТК дополнительные суммы в виде штрафов и неустоек.

Как составить исковое заявление?

Иск можно составить путем внесения изменений в уже написанную претензию к перевозчику груза:

  • в шапке искового заявления обязательно нужно указать наименование суда, в который будет подаваться иск. пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Также указываются данные об истце (заявителе) и ответчике (транспортной компании);
  • текст жалобы следует дополнить изложением претензионного порядка урегулирования спора: когда была подана претензия в транспортную компанию и с какими требованиями, отвечал ли на нее ответчик;
  • в конце указать все исковые требования;
  • приложить все документы, которые прикладывались к претензии, а также саму претензию и ответ на нее.

Что можно требовать в суде?

Помимо основного требования о возмещении нанесенного вреда Закон о защите прав потребителей позволяет включить в иск дополнительные требования:

Как подать иск в суд?

Иск о защите прав потребителей можно подавать и по месту нахождения транспортной компании, и по месту жительства истца. В зависимости от суммы всех требований иск подается либо мировому судье, либо в районный суд.

Цена иска
Подсудность
До 100 000 рублей включительно Мировой судья
Более 100 000 рублей Районный суд

Порядок подачи иска следующий:

  1. Заявление распечатывается по числу лиц, участвующих в деле: для себя, ответчика и суда. Копии приложений также нужно распечатать для суда и для ответчика. Оригиналы следует хранить у себя, их нужно будет взять с собой только на судебное заседание.
  2. Отнести на почту копию иска для ответчика вместе с приложениями и отправить по адресу его местонахожения заказным письмом с уведомлением о вручении. Квитанции об отправке также нужно будет приложить к иску в суд.
  3. Подать заявление в суд. Это можно сделать тремя способами:
    • прийти в канцелярию суда и сдать документы лично. Тогда на Вашем экземпляре секретарь поставит отметку о получении и заберет иск вместе со всеми приложениями;
    • отправить иск по почте заказным письмом;
    • воспользоваться электронной системой ГАС Правосудие и отправить документы в электронном виде в формате PDF. Для этого потребуется авторизация через ЕСИА.
Читайте также:  Свидетельство о Заключении Брака Где Получить

Срок рассмотрения дела займет около двух месяцев, если не потребуется обжалование решения суда в вышестоящую инстанцию.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. При спорах с транспортной компанией необходимо руководствоваться договором, транспортным законодательством и Законом о защите прав потребителей.
  2. Если груз застрахован, убытки следует взыскивать со страховой компании. При отсутствии страховки полную ответственность за сохранность и доставку груза несет грузоперевозчик.
  3. Подача претензии – обязательный шаг урегулирования споров с транспортной компанией. Если претензионный порядок не соблюден, в суд за возмещением убытков обратиться не получится.
  4. Чтобы претензионный порядок был соблюден, претензию в ТК нужно правильно составить и подать.
  5. Если ТК не удовлетворила требования, указанные в претензии, или не ответила на нее в течение 30 дней, можно попробовать обратиться в Роспотребнадзор или сразу писать исковое заявление в суд.

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому.

Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах.

А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем.

То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз».

То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке.

А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре.

Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д.

А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ.

Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

  • Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.
  • Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:
  • «Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»
  • или:

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора.

Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е.

исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности.

Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст.

16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Читайте также:  Как правильно составить гарантийное письмо об оплате

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение грузаКак указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил.

Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил.

Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан).

Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i».

Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора.

Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Иск к транспортной компании по договору перевозки- образец

:
ИНН
ОГРН
Юридический адрес
Почтовый адрес
Телефон
Факс
Адрес электронной почты
:
ИНН
ОГРН
Юридический адрес
Почтовый адрес
Телефон
Факс
Адрес электронной почты

 между Истцом и Ответчиком был заключен договор транспортной экспедиции №, в соответствии с условиями которого экспедитор (Ответчик) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (Истца) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соотвествии с накладной №  от  Ответчик принял на себя обязательства по организации доставки груза  (далее по тексту – Груз)  транспортом из  в  в срок с  по  Грузоотправитель: , грузополучатель: . Вес груза , объем , количество  мест. Стоимость груза составляет  руб. (), что подтверждается документом – .

Объявленная ценность Груза составляет  руб. ().

 Истец выплатил Ответчику вознаграждение в размере  руб. (), что подтверждается документом – .

Груз адресатом получен  полностью в поврежденном виде: , что подтверждается документом – .

На основании со ст. 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.

2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

В силу п. 1, п. 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.

2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

  • 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
  • 3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере объявленной ценности;
  • 4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, – в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

Убытки в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза составляют  руб. () – в размере объявленной ценности в связи с невозможностью восстановления поврежденного груза.

Соответственно, за полное повреждение груза возврату подлежит вознаграждение в полном объеме в размере  руб. ().

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.

2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Повреждением груза Истцу были причинены убытки в виде упущенной выгоды, а именно , на сумму руб. ().

На основании п.1 ст. 12 Федерального закона от 30.06.

2003 № 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” до предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Истец направил Ответчику претензию № от .

Реакции Ответчика не последовало – никакого решения по претензии Истца Ответчик не принял.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 801, ст. 803, главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации п. 1, п. 3 и п. 4 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

– Взыскать с Ответчика в пользу Истца убытки в виде возмещения реального ущерба за повреждение груза в размере руб. ().

– Взыскать с Ответчика в пользу Истца убытки в виде упущенной выгоды в размере руб. ().

1.

Ходатайство об уменьшении размера госпошлины.

2.

Ходатайство о назначении экспертизы.

3.

Копия договора транспортной экспедиции № от в 1 экз.

4.

Копия накладной № от в 1 экз.

5.

Копия документа, подтвержадющего стоимость груза – в 1 экз.

6.

Копия документа об оплате вознаграждения – в 1 экз.

7.

Копия документа о недостатках груза – в 1 экз.

8.

Копия претензии № от в 1 экз.

9.

Копия страницы официального сайта регистрирующего органа, подтверждающая местонахождение Истца.

10.

Копия страницы официального сайта регистрирующего органа, подтверждающая местонахождение Ответчика.

11.

Документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов: .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector