Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Что грозит водителю, если он оставил место ДТП?

Оставление места ДТП

Понятие «покидания/оставления места ДТП» раскрывается в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Оставление места ДТП – это открытое удаление участника аварии на значительное расстояние от места ДТП на продолжительный срок.

Оставить место ДТП водитель может:

  • на своём автомобиле, участвовавшем в аварии;
  • пешком;
  • на такси и т. п.

Не считается оставлением перемещение машины с позиции автостолкновения на расстояние 10-15 м, например, на обочину (допускается, если автомобиль мешает движению на проезжей части).

Обязанности водителя при ДТП

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срокДорожные правила регламентируют при ДТП следующий порядок действий. Водителя обязан:

  • Остановить свой автомобиль и не менять его местоположение.
  • Включить «аварийку», на дороге установить аварийный знак.
  • Не перемещать предметы, имеющие отношение к ДТП.
  • Определить наличие/отсутствие пострадавших.

Если водитель нашёл пострадавших/погибших, он обязан:

  • Вызвать на место автостолкновения скорую помощь и ГИБДД.
  • Оказать первую помощь.
  • Зафиксировать очевидцев, их ФИО, адрес, контакты.
  • При экстренном случае отправить пострадавших людей на попутной машине в больницу.

Если доставить в медучреждение пострадавших можно только на автомобиле участника ДТП, необходимо это сделать, предварительно зафиксировав на видео место аварии; затем следует непременно вернуться на место ДТП или приехать на пост ДПС.

Если из-за аварии поток машин встал, водитель-участник обязан:

    Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

  • Зафиксировать место аварии, повреждения, следы с помощью фото-или видеосъёмки.
  • Записать данные свидетелей, если они есть.
  • Убрать автомобиль с проезжей части.
  • Дождаться сотрудников ГИБДД.

Водителя, являющегося участником аварии, можно считать нарушителем, если он отсутствует на месте ДТП в момент прибытия туда инспектора ГИБДД.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

После составления протокола сотрудниками ГИБДД и расследования суд выносит решение.

Мера наказания зависит от тяжести ДТП, наличия пострадавших, характеристики водителя и обстоятельств аварии. В 2022 году нарушителя могут:

  • Привлечь к ответственности в виде административного ареста на 15 суток.
  • Лишить прав на срок от 12 до 18 месяцев.

Штраф за оставление места ДТП

Наказание в виде штрафа за оставление места аварии в 2022 году не предусмотрено.

Не считается грубым нарушением, если автомобилист отъехал недалеко от места автостолкновения, потом, отошедши от стресса, успел вернуться на это место ещё до приезда сотрудников ГИБДД или до подписания протокола.

В этом случае наказанием станет штраф в размере 1000 рублей за невыполнение обязанностей в связи с ДТП (ст. 12.27.).

Строгое наказание предписано водителям, которые намеренно покинули место аварии или сделали это из-за незнания законов.

Наказание за оставление места ДТП без пострадавших

Если нет пострадавших, то аварию можно оформить без сотрудников автоинспекции по европротоколу (так называется специальный бланк извещения об аварии). Участники самостоятельно оформляют случившееся, затем мирно разъезжаются, не создавая на дороге помех.

Условия для составления европротокола:

    Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

  • участников ДТП только двое;
  • у обоих имеется действующий полис ОСАГО;
  • отсутствие претензий по вопросам виновности и повреждений авто у обеих сторон;
  • максимальная сумма ущерба — 50 000 рублей;
  • пострадали только ТС или прицепы к ним;
  • не причинён вред другому имуществу.

Оба участника вместе заполняют бланк европротокола (выдаётся при оформлении полисов ОСАГО или КАСКО), затем вместе с пакетом документов предоставляют их в страховые организации.

При наличии претензий друг к другу (или у одного из участников) необходимо вызвать на место аварии сотрудников автоинспекции.

После оформления протокола возможны 2 варианта развития событий:

  • Претензий у сторон нет – значит весь конфликт исчерпан и водители разъезжаются без наказания.
  • Конфликт не решён – значит виновник лишиться прав или будет арестован.

Наказание за оставление места ДТП с пострадавшими

Если водитель осознанно скрылся и оставил без помощи пострадавших людей, то такое деяние будет квалифицироваться как «оставление в опасности» (ст. 125 УК РФ).

Это грозит одним из следующих наказаний:

    Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

  • штраф в размере от 80 000 рублей до шестимесячного дохода ответчика:
  • принудительные работы до 1 года;
  • до 360 ч. общественных работ;
  • арест на 3 месяца;
  • лишение свободы до 1 года.

Кроме того, страховая организация может потребовать от сбежавшего участника выплатить сумму, которая предварительно была выплачена пострадавшему.

У данного нарушения имеется 3-месячный срок давности. Если скрывшегося участника не нашли и не вынесли соответствующего постановления, то по истечению срока давности его не смогут привлечь к ответственности.

Однако в больших городах со множеством камер слежения на истечение срока давности надеяться не стоит.

Если один из участников ДТП скрылся, сотрудниками ГИБДД возбуждается административное дело в отношении сбежавшего водителя и проводится расследование.

Инспекция принимает все меры для установления личности водителя, уехавшего с места ДТП. Автовладельца в добровольном или принудительном порядке доставляют в отделение, где на основании собранных материалов оформляется протокол.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срокО месте и дате рассмотрения дела в суде водителя извещают письмом или СМС-сообщением по указанному в протоколе контактному номеру.

На разбор дела скрывшийся с места ДТП участник вправе привести адвоката. Судья выносит постановление.

  • Наказание в виде ограничения свободы приводится в исполнение незамедлительно.
  • При решении о лишении прав нарушитель сдаёт своё удостоверение в отделение ГИБДД в течение 3 дней (при этом у него имеется 10 дней на обжалование решения суда).
  • Смерть пострадавшего в аварии, виновник которой скрылся с места, влечёт за собой уголовное наказание.

Неумышленное оставление места ДТП

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Причинами того, что водитель не заметил происшествие, могут служить следующие факторы:

  • плохая видимость при ненастных погодных условиях;
  • громкая музыка в автомобиле;
  • ДТП не сопровождалось скрежетом и прочими звуками.

Водителю, не заметившему факта аварии, нужно подкрепить свою версию неоспоримыми доказательствами. Голословное утверждение «не увидел» юридического веса не имеет.

Другой способ избежать серьёзной ответственности — доказать, что автостолкновение было незначительным, автомобилю нанесён минимальный вред, пострадавших нет. Независимая экспертиза в этом случае должна оценить ущерб.

Если есть пострадавшие в аварии, доказать неумышленность своих действий невозможно, поскольку к летальному исходу приводят, как правило, только серьёзные автостолкновения.

Органы расценят данный факт как попытку сбежать, что в итоге приведёт к увеличению срока ограничения свободы.

Как смягчить наказание за оставление места аварии?

Смягчить приговор смогут:

    Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

  • своевременное раскаяние в содеянном;
  • возвращение на место аварии (до прихода сотрудников ГИБДД);
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • помощь в расследовании;
  • возмещение вреда ещё на стадии расследования;
  • доказательства состояния аффекта скрывшегося водителя;
  • совершение деяния беременной женщиной или матерью малолетнего ребёнка.

Избежать ответственности полностью участнику ДТП, который покинул место аварии, не удастся.

Итак, если вы попали в аварию:

  • Дождитесь сотрудников ГИБДД.
  • Окажите помощь пострадавшим.
  • Вызовите неотложную помощь.

Видео: Наказание за оставление места ДТП

  • Уголовная ответственность за оставление человека в опасности

Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал.

Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.

5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Будут ли штрафовать водителей за установку дополнительных динамиков

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Правовые аспекты управления авто эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Читайте также:  Как Выселить Соседей Которые Мешают Жить

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Разработаны новые программы подготовки водителей

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

  • Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
  • Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу
  • На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Страховщики составили новый рейтинг самых угоняемых машин

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было.

Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом “О безопасности дорожного движения” и Правилами дорожного движения “дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб”.

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет.

Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы.

И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал.

К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав.

Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин.

Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб.

Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет.

Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

  1. Между тем
  2. Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
  3. Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми – с 21 до 38.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

“Людей жалко”: Мантуров оценил возможность появления электросамоката Aurus

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности – СИМ – и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

На жителя Ростова завели дело за пьяное вождение электросамоката

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов.

Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко.

Читайте также:  Как Написать Заявление на Соседей Которые Оскорбляют

Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Уезд с места ДТП

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

В п. 2.5 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» от 23.10.1993 № 1090 (далее — Постановление №1090) установлены обязанности водителя в случае совершения дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Автомобилист должен:

  • немедленно остановить транспортное средство;
  • не двигаться с места;
  • включить аварийную сигнализацию;
  • выставить на дороге знак аварийной остановки;
  • не перемещать предметы, которые имеют отношение к ДТП.

За нарушение требований о включении сигнализации и установке знака водитель может быть привлечен к административной ответственности. Несоблюдение правил влечет наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Если водитель транспортного средства скрылся с места происшествия, то его действия будут квалифицированы по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Автомобилисту грозит одна из следующих административных санкций:

  • лишение права управления транспортным средством на срок от одного года до полутора лет;
  • арест на срок до 15 суток.

Обратите внимание!

Срок давности составляет два месяца.

От ДТП необходимо отличать ряд происшествий на дороге, которые не влекут для участников негативных правовых последствий:

  • если пешеход, переходя дорогу, упал на автомобиль;
  • в случае, если выброшенный из окна автомобиля мусор попал в пешехода. Но если в ходе движение одного транспортного средства из него выпал груз и повредил другую машину, это будет считаться аварией;
  • столкновение автомобилей, если визуально не видны признаки повреждение транспортных средств.

К оставлению места ДТП нельзя отнести случаи, когда виновник отъехал на небольшое расстояние и ожидал приезда сотрудников ГИБДД. Также автомобилиста не привлекут к ответственности, если он уехал с места аварии по следующим причинам:

  • водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД.

Этот документ можно использовать только при одновременном соблюдении ряда условии:

  • участниками ДТП стали не более двух автомобилей;
  • в результате аварии не пострадали люди и имущество третьих лиц;
  • водителям удалось самостоятельно выявить виновника происшествия и договориться о сумме компенсации;
  • размер полученного ущерба не превышает 50 000 рублей;
  • у участников ДТП имеются актуальные страховые полисы;
  • возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
  • необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Согласно ПДД водитель обязан оказать потерпевшему первую медицинскую помощь на месте, а если это невозможно, немедленно отвезти его в ближайшую больницу.

Причины уезда с места ДТП

Для квалификации деяния как административного правонарушения не имеет значения, по каким причинам водитель незаконно покинул место ДТП. Личные обстоятельства, опоздание на работу или спешка по иным основаниям не могут служить оправданием.

Обратите внимание!

Одной из самых частых причин оставления места ДТП является алкогольное опьянение водителя. Таким образом, нарушитель пытается избежать ответственности, которая предусматривает более строгое административное наказание.

В случае, если лицо управляло транспортным средством в нетрезвом виде, и в результате этого был причинен вред здоровью третьих лиц, автомобилиста могут привлечь уже к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. По ней нарушителю грозит до девяти лет лишения свободы.

Также среди популярных причин — шоковое состояние, страх получить строгое наказание и невнимательность. В некоторых случаях автомобилист может даже не заметить, что своим авто повредил чужую машину.

Что грозит, если уехал с места ДТП?

За оставление места ДТП грозит административная ответственность. Однако в ряде случаев за данное деяние может применяться уголовная санкция по ст. 125 УК РФ «оставление в опасности».

Вид и размер наказания в данном случае определяются судом исходя из множества факторов: обстоятельства совершения ДТП, погодные условия, поведение водителя, потерпевшего и иных лиц, имеющих отношение к аварии, послужной список автомобилиста (привлекался ли ранее он к административной ответственности).

В юридической практике нередки случаи, когда уехавший с места ДТП водитель, даже будучи невиновным, сталкивался в дальнейшем с негативными последствиями:

  • был признан виновником аварии;
  • должен был возместить потерпевшему вред, причиненный его жизни, здоровью и имуществу.

Обратите внимание!

Тот факт, что водитель уехал с места аварии, автоматически не свидетельствует о его виновности или невиновности в совершении ДТП. Вина будет установлена позже в ходе расследования.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Могут ли найти?

На дорогах страны с каждым годом появляется все больше технических средств, поэтому процент водителей, которых удается задержать после оставления места ДТП, постоянно растет.

Почти по всем крупным автомобильным магистралям установлены автоматические системы, которые фиксируют все проезжающие автомобили, поэтому установить, куда направился виновник аварии, как правило, несложно.

Кроме того, в настоящее время многие авто оснащены видеорегистраторами, которые фиксируют все происходящее на дороге. Нередко в их объективы попадают машины нарушителей, таким образом, полицейским становятся известны все необходимые характеристики ТС: цвет, марка и номер. Данные факторы не позволяют виновным уйти от ответственности за совершение ДТП.

Размер штрафа

Это нарушение не предусматривает денежного штрафа за оставление места ДТП. Кроме того, административное законодательство РФ не позволяет заменять арест штрафом.

Ситуации, когда виновник скрылся с места происшествия, можно условно разделить на две группы:

  1. пострадавший водитель непосредственно принимал участие в ДТП;

  2. происшествие случилось без участия пострадавшего водителя.

В первом случае необходимо предпринять следующие действия:

  • запомнить максимально возможное количество информации о нарушителе, который уехал с места совершения ДТП;
  • если имеются пострадавшие, необходимо оказать им медицинскую помощь и отправить в медицинское учреждение попутным транспортом. Если это невозможно, или существует реальная угроза жизни человека, — лично доставить его в больницу. Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, необходимо зафиксировать положение автомобиля на проезжей части, а позже, при необходимости, отогнать его на обочину, чтобы не мешать иным участникам дорожного движения;
  • найти свидетелей ДТП. Данные лица могут иметь информацию, которая в дальнейшем облегчит поиск виновного и позволит привлечь его к ответственности. Если авария случилась в зоне видимости каких-либо стационарных видеокамер, следует обратиться к организациям, их обслуживающим, и попросить показать вам или сохранить видеозапись;
  • сообщить о случившемся в дежурную часть ГИБДД;
  • дождаться приезда инспекторов для составления схемы ДТП и заполнения необходимой документации;

Если ДТП было совершено без непосредственного участия водителя, например, владелец автомобиля оставил его во дворе, а при возвращении увидел, что ТС повреждено, ему необходимо предпринять следующие действия:

  • сообщить в дежурную часть ГИБДД о случившемся и ждать приезда инспекторов;
  • попытаться найти свидетелей произошедшего;
  • если во дворе есть камеры, необходимо сообщить об этом сотрудникам полиции, чтобы они изъяли видеозаписи;
  • совместно с сотрудниками полиции заполнить все необходимые документы для оформления аварии.

Обратите внимание!

Правильность заполнения документов о случившемся дает пострадавшему право на получение возмещения от страховой компании.

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Уголовный адвокат по ДТП с погибшими

Предварительное БЕСПЛАТНОЕ консультирование!

Ответственность за ДТП водителя в 2020 г.: уголовная, административная, гражданская, за оставление места происшествия при наличии пострадавших или со смертельным исходом, как уменьшить срок

Вы имеете полное право обратиться к уголовному адвокату по ДТП Головешкину Игорю Витальевичу.

Благодаря своему многолетнему опыту работы в органах МВД, адвокатской практике, навыкам, знаниям и умению находить выход даже из самых сложных, а порой критических ситуаций, адвокат по 264 ст. УК РФ:

  • сможет помочь урегулировать конфликт между виновником ДТП и пострадавшей стороной;
  • добиться в суде минимального наказания за совершенное обвиняемым правонарушение;
  • откорректировать, если потребуется сумму возмещения материального и морального вреда потерпевшему по делу;
  • составить грамотную кассационную жалобу в случае, если клиент не будет согласен с вынесенным постановлением суда и назначенным видом наказания и т.д.

Звоните по телефону +7 (495) 241-12-69 и ваши права будут защищены на самом высоком профессиональном уровне и в максимально короткие сроки

Читайте также:  Как Переоформить Квартиру После Смерти Матери

Уголовное дело по ДТП со смертельным исходом: чего ждать обвиняемому?

Уголовные дела по ДТП входят в особую категорию дел, рассматриваемых судом. На сбор доказательственной базы, опрос свидетелей, проведение следственных экспериментов, криминалистических экспертиз с целью доказывания вины подозреваемого или невиновности уходит до полугода.

В течение этого периода времени задачей адвоката по дтп с погибшими является сбор, анализ, обработка доказательств, сведений, фактов, которые могли бы реабилитировать клиента.

Работа специалиста при дорожно-транспортных происшествиях заключается в том, чтобы его подопечному было назначено максимально лояльное наказание с минимальной денежной компенсацией.

Учитывая, что статья 264 УК РФ предполагает за совершение ДТП, в результате которого погиб человек, наказание в виде лишения свободы сроком до пяти лет, а если погибло два и более человека – от семи лет и выше, то участие адвоката по дтп со смертельным исходом является не вынужденной необходимостью, а единственно возможным шансом на получение минимального наказания за правонарушение.

Стоимость услуг адвоката по ДТП

Какая уголовная ответственность предусмотрена по статье 264 УК РФ (ДТП с погибшими)?

В Уголовном кодексе Российской Федерации в статье 264 дано четкое определение видов наказания, которые могут грозить лицу, нарушившему правила дорожного движения в результате управления ТС.

В части первой статьи 264 сказано, что при причинении тяжкого вреда здоровью пострадавшему лицу следует наказание в виде ограничения свободы сроком до 5 лет, арестом сроком до 6 месяцев или же лишением свободы до двухлетнего возраста с запретом управления ТС на срок до трех лет.

Если же нарушение ПДД наступило в состоянии алкогольного опьянения, в результате которого наступил тяжкий вред здоровью, следует наказание в виде лишения свободы до трех лет в «тандеме» с запретом управления транспортным средством (срок лишения водительских прав может достигать трех лет) (пункт 2 статьи 264 УК РФ).

В результате нарушения ПДД наступила смерть пострадавшего лица? Наказание – лишение свободы до пяти лет с лишением права управления ТС до трех лет (пункт 3 статьи 264 УК РФ).

То же самое деяние, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, повлечет лишение свободы до семи лет. Водительских прав лишат однозначно на срок до трех лет (пункт 4 ст. 264 УК).

Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибло два и более человека – предусмотрено лишение свободы до семи лет, с лишением права управления ТС до трех лет. То же самое, но совершенное в состоянии алкогольного опьянения предусматривает максимальное наказание девять лет лишения свободы.

Справочно можно ознакомиться со стоимостью на услуги адвоката по статье 264

Уголовный адвокат по ДТП поможет снизить сумму компенсации в суде

Для клиента, в случае если речь идет об уголовном деле ДТП с погибшими, важна и сумма компенсации пострадавшей стороне. Нередко сторона просит назначить запредельные денежные компенсации, доходящие до нескольких миллионов рублей. В интересах обвиняемого – снизить до минимума заявленную в исковом требовании денежную сумму.

Уголовный адвокат по ст 264 ук, основываясь на жизненных обстоятельствах своего клиента, с учетом смягчающих фактов (к примеру, у обвиняемого на иждивении маленький ребенок и жена в декрете, престарелые родители, ребенок-инвалид или же сам обвиняемый является единственным кормильцем в семье и т.д.) может ходатайствовать о снижении суммы материальной компенсации пострадавшей стороне.

Наезд на пешехода – неосторожность, оставление места ДТП – умысел

24 апреля 2019 г. вступили в силу изменения в ст. 264 УК РФ (Федеральный закон от 23 апреля 2019 г.

№ 65-ФЗ), в соответствии с которыми оставление места ДТП в случае, если потерпевшему причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть, является признаком, отягчающим вину.

Водитель будет нести более суровое наказание по сравнению с тем, которое было бы назначено, если он бы остался на месте происшествия.

По своей правовой природе уголовная ответственность направлена не только на справедливое наказание лица, совершившего преступное деяние, но и на предупреждение таковых.

Однако выполняет ли введенная уголовная ответственность за оставление места ДТП названные функции? Попробуем разобраться.

Справедливое наказание

Приняты законы об усилении уголовной ответственности для скрывшихся с места ДТПВодители, покинувшие место аварии с жертвами, теперь будут по умолчанию считаться находившимися за рулем в состоянии опьянения

До внесения указанных поправок срок наказания в виде лишения свободы за причинение водителем тяжкого вреда составлял до двух лет, если наступила смерть – до пяти лет. Если водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, сроки наказания увеличивались и составляли соответственно до четырех лет за причинение тяжкого вреда здоровью и от двух до семи лет в случае ДТП со смертельным исходом.

За оставление места ДТП до 24 апреля 2019 г. была установлена только административная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ, предусматривающей лишение права управления транспортным средством на срок от 6 месяцев до года или административный арест на срок до 15 суток.

Таким образом, судя по размеру наказания, пьяному водителю «выгоднее» было скрыться с места ДТП и, появившись в ГИБДД через пару дней трезвым, признаться в содеянном, избежав усиленной ответственности за причинение в состоянии опьянения тяжкого вреда здоровью потерпевшему или смертельного исхода.

Рассмотрим пример.

Два водителя совершили наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Оба признаны виновными в ДТП.

Первый водитель был трезв, остался на месте аварии и предпринял все необходимые меры для обеспечения безопасности на месте происшествия и оказания своевременной помощи пострадавшему. В итоге суд назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы.

Второй водитель в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения и скрылся с места происшествия, оставив на трассе сбитого им пешехода без помощи. В такой ситуации не исключено, что на пострадавшего может быть совершен повторный наезд, что приведет к смерти, другие водители также могут пострадать, объезжая место аварии, и т.п.

В данном случае наказание также составляло два года лишения свободы и лишение прав или административный арест за оставление места ДТП, поскольку состояние опьянения виновного на момент аварии не установлено.

Дополнительно данный водитель может быть привлечен к ответственности по ст. 125 УК РФ за оставление в опасности – в таком случае наказанием может быть как штраф в размере от 80 тыс. руб.

, так и лишение свободы сроком до года.

Итак, прежнюю ситуацию назначения одинакового наказания для добросовестных и недобросовестных водителей нельзя было назвать справедливой. Недобросовестные водители несли такое же наказание, как и добросовестные, в то время как последствия оставления ими места ДТП могли быть гораздо более трагическими.

С точки зрения субъективной стороны наезд на пешехода – это неосторожность, а оставление места ДТП – умысел.

Поэтому и наказание за причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью или в случае смертельного исхода в ситуации оставления места ДТП должно быть более суровым, чем если бы водитель остался на месте аварии.

После внесения в УК РФ поправок водитель, оставивший место ДТП, даже если он был трезв, несет такую же ответственность, как и пьяный. При этом сроки лишения свободы существенно увеличены. Так, пьяному водителю и водителю, оставившему место ДТП, срок наказания за причинение тяжкого вреда здоровью составляет от трех до семи лет; в случае смерти потерпевшего – от 5 до 12 лет лишения свободы.

В итоге по сравнению с добросовестным водителем, оставшимся на месте аварии, для недобросовестных установлено, на мой взгляд, справедливое более суровое наказание.

Предупреждение совершения преступления

Чтобы понять, выполняет ли превентивную функцию усиление уголовной ответственностии за оставление места ДТП, проанализируем данные статистики ДТП по России, опубликованные на сайте ГИБДД.

С апреля 2018 г. по март 2019 г. количество ДТП, в которых водители оставили место происшествия, составило 17 552. При этом погибли 820 человек.

С апреля 2019 г. по март 2020 г. (с учетом ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19 и введения режима самоизоляции в марте 2020 г.) показатель таких ДТП – 15 848. В них погибли 764 человека.

Таким образом, количество случаев оставления места ДТП начало сокращаться. Можно сделать вывод, что усиление уголовной ответственности выполняет превентивную функцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector