Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему

Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему
Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему

Мы продолжаем серию выпусков, посвященных служебному жилью. Прошлый выпуск по служебному жилью и комментарии к нему о которых мы просили показали, что многие военнослужащие хотели бы посмотреть блог, посвященный отказу от служебного жилья по причине невозможности проживания в нем. С этого и начнем.

Напомню, первые два выпуска были посвящены порядку подачи документов и нормам предоставления служебного жилья. Если вы их еще не видели начните с них, ссылка будет ниже.

Сегодня же затронем тему возможных мотивированных отказов от служебного жилья, ведь случается что военнослужащий просто вынужден это делать делать т.к. жилье предоставляется, порой, в ужасающем виде.

Если анализировать нынешнюю судебную практику, то даже не вооруженным взглядом видно, что и подходы юристов, и подходы судов, достаточно поверхностны и нет фундаментальной проработки проблемы.

Позиции в решениях настолько разнятся, что универсальной формулы решения вопроса еще не нашли. Поэтому доведем до Вас наше видение решения вопроса с учетом опыта.

  • Фактически сейчас нет правоприменительной практики, которая помогла бы военнослужащему правильно действовать. В основном все суждения судов сводятся к двум позициям:
  • Первая – военный не представил допустимых доказательств, подтверждающих непригодность служебной квартиры к проживанию, в том числе ссылаются на отсутствие обращения в межведомственную комиссию и в РУЖО о таковом признании.
  • И вторая позиция судов, где, в принципе, достаточным доказательством являются ссылки на требования СНИПов и САНПИНов.
  • Но не все так просто, поэтому давайте разберемся в этом вопросе, покажем насколько сложна схема мер, которая применяется при решении проблемы, смотрим 52 выпуск военно правового видео блога на данную тему:

Но при этом в решениях не приводятся правовые основания для выводов судов. Более того, например, Санкт-Петербургский ГВС в своем решении от 2019 года, отказывая военному, заключает: какие-либо дополнительные требования к состоянию предоставляемого военнослужащему служебного жилого помещения, предусматривающие возможность правомерно отказаться от него, действующее жилищное законодательство не содержит. И тут хочется возразить: но позвольте, ведь у нас есть общие нормы права, регулирующие понятие непригодности жилого помещения, существуют и требования к ним.

Поэтому, пока не будет каких-либо ведомственных решений данного вопроса, остается пользоваться общими нормами права. Естественно, на фоне таких не состыковок и неразберихи о которой мы сказали в выпуске у военнослужащего сразу возникает вопрос, что же и главное на каком этапе ему делать.

Давайте разбираться на примере.

Представим, что военнослужащему распределили служебное жилье, согласовано время прибытия на осмотр и составление акта приема-передачи. Военнослужащий в назначенное время, совместно с сотрудниками управляющей компании производит осмотр жилого помещения.

При этом советуем зафиксировать все недостатки: сфотографировать, а также письменно отметить их в акте.

Если что-то из перечисленного в видео (согласно СНИПУ 31-01-2003) отсутствует — фиксируем на фото и пишем в акте. А далее уже описываем всю ситуацию, прилагаем доказательства и направляем жалобу в РУЖО, в которой необходимо задать вопрос: почему жилорган распределяет жилое помещение в неудовлетворительном состоянии.

При этом, подчеркнем параллельно нужно обязательно уведомить и вашего командира.

Также направляем жалобу в прокуратуру, в “Главное управление жилищным фондом”, а также в ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» и требуем провести проверку по изложенным фактам, просим оказать содействие в организации работы межведомственной комиссии для оценки состояния жилья.

Возможно это выглядит сложно и даже устрашающе, но эти действия необходимо совершить по причине того, что необходима фиксация нарушений и подтверждение мер, которые Вы предпринимали для решения данного вопроса. Другими словами, жалобы должны быть юридически обоснованными.

И действия по подобному плану будут мощной досудебной подготовкой, которая сыграет положительную роль при возможном дальнейшем споре в суде. Кстати если по каким-либо причинам что- либо не получается, то всегда можно заказать независимую экспертизу, заключение которой в суде будет играть существенную роль. Уточним что здесь мы ведем речь о серьезных нарушениях и недостатках. Но бывают ситуации, когда вроде бы всё и нормально, но жилье требует текущего ремонта.

Что можно предпринять в случае если жилье требует текущего ремонта?

Процитируем несколько нормативных актов в которых содержится ответ на данный вопрос.

Во-первых, о прежнем жильце. В соответствии с п.п. «к» п. 14 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 “Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями”:

Наниматель при прекращении права пользования жилым помещением обязан сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При освобождении жилого помещения наниматель обязан сдать его в течение 3 дней Наймодателю в надлежащем состоянии, оплатить стоимость не произведенного Нанимателем и входящего в его обязанности текущего ремонта жилого помещения, а также погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Поэтому в случае если предлагаемое жилье требует ремонта Вам необходимо зафиксировать в акте все недостатки и обратиться с жалобой в управляющую компанию, в прокуратуру, сообщить в РУЖО, что вы готовы принять выделенное служебное жилое помещение после результатов проведенного разбирательства, поскольку жилое помещение находится в неудовлетворительном состоянии. Уточним что это стоит конечно делать при условии, что Вы готовы бороться и принципиально не хотите заселяться в распределенное жилое помещение.

Теперь Вы видите, что нет волшебной нормы закона или статьи приказа, которая мгновенно решит все проблемы. Если возникает спор с РУЖО, то как правило в конце концов это приводит к судебному разбирательству. Тем более с учетом текущей практики, когда при отказе от служебного жилья военнослужащего сразу лишают компенсации за поднаём, либо исключают из списка нуждающихся.

  1. Служебное жилье военным. Проблемы при подаче документов и оценке нуждаемости Часть 1 >>>
  2. Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2 >>>
  3. Обсуждение служебного жилья на нашем форуме >>>

Как военнослужащему оформить отказ от жилья – Информационный сайт о личном кабинете военнослужащего

Российское государство довольно много внимания уделяет обеспечению военных всем необходимым. Помимо ежемесячного денежного довольствия им обязаны предоставить жилье или вместо него денежная сумма на приобретение/строительство недвижимости для проживания.

О собственном жилье мечтают многие, и данная норма позволяет решить эту проблему. Но есть ряд ситуаций, когда от предложенных вариантов приходиться отказываться. В этой ситуации важно сделать все правильно и следует заранее разобраться, как военнослужащему оформить отказ от жилья.

Нормы об обеспечение военных жильем

ФЗ №76 от 27.05.1998 устанавливает, что каждый военный должен быть обеспечен жильем или денежной компенсацией при его найме. При этом расходы на эти нужды принимает на себя российское государство.

Важно. Федеральный закон также указывает норму площади. Она составляет 18,5 кв. м на самого военнослужащего и столько же на каждого члена семьи.

Если государство не имеет возможности предоставить сразу жилое помещение установленной нормы, то военнослужащему могут быть предложены следующие временные варианты решения проблемы:

  • предоставление места в общежитии;
  • предоставление жилья из маневрового фонда;
  • выделение жилой недвижимости меньшей площади.

Все временные решения проблемы предусматривают, что как только будет найдена квартира подходящей площади, так она будет выделена военному. Соглашаться или нет на временное решение каждый решает сам. Если военнослужащий отказался от предложенных вариантов, то ему могут выплачивать компенсацию за поднаем жилья или оплачивать аренду за него.

Основания для отказа от предложенного жилья

Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему

Если предложенное жилое помещение не устраивает военнослужащего, то он имеет полное право отказаться от него. Но для этого должны быть соответствующие основания, т.е. установленные законом причины. Просто так отказываться из-за непонравившегося места расположения дома или по другим причинам недопустимо.

При оформлении отказа допустимо ссылаться на следующие причины:

  • Слишком маленькая площадь. Если она меньше норм, установленных законом, то отказ допустим, а если просто человек решил получить недвижимость с площадью больше положенной, то нет.
  • Происходит ухудшение жилищных условий. Если в новом доме условия хуже, чем раньше, то военный может отказаться от такого варианта недвижимости. Более того, закон прямо запрещает ухудшение жилищных условий военнослужащих.
  • Несоответствие предложенной недвижимости санитарным нормам и требованиям безопасности. Отсутствие санузлов, поврежденные конструкции здания и т. д. – все это может стать причиной для оформления законного отказа от предложенного варианта недвижимости.
Читайте также:  Как Признать Договор Купли Продажи Квартиры Недействительным

На практике военному довольно часто выгоднее сохранить компенсацию за аренду недвижимости. Она может быть значительно больше, чем сумма платежей за наем жилья или снятая квартира может располагаться в значительно более удобном месте. Но надо все же понимать, что в решении об отказе от предложения всегда есть риск. Пытаясь схитрить можно остаться без всего.

Не стоит пытаться обмануть соответствующие комиссии. Все причины отказов проверяются. Если их сочтут неубедительными или надуманными, то могут и вовсе исключить «отказника» из очереди. В этом случае он лишиться не только квартиры, но и права рассчитывать на получение компенсации от государства за наем жилья.

Порядок отказа

Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему

Если есть все основания отказаться от предложенной недвижимости, то сделать это надо правильно. Соблюдение всех установленных правил позволит и дальше продолжить получать компенсацию, а также претендовать на выделение квартиры в будущем.

После получения уведомления о выделении жилья у военнослужащего есть 5 дней, чтобы оформить отказ. Он должен быть составлен обязательно в письменной форме. Для этого надо пользоваться бланком №2, приложенным к уведомлению.

В обращении военный должен указать следующую информацию:

  • собственные данные (Ф.И.О., личный номер);
  • текущую дату;
  • непосредственно сам отказ;
  • причины отказа;
  • подпись.

Хотя причины пояснять необязательно, сделать это стоит. Иначе могут посчитать, что военнослужащий решил отказаться от недвижимости неправомерно со всеми вытекающими последствиями вплоть до снятия с выплаты компенсации.

Если же предложенная квартира полностью устраивает, то необходимо отправить согласие с ней. Оно дается также в письменной форме на бланке, приложенном к уведомлению. Необходимо сделать это в течение 10 дней. Иначе будет принято решение, что военнослужащий игнорирует сообщение. Это приведет к снятию с очереди на жилье. Ему также перестанут платить и компенсацию за аренду.

Важные нюансы

Перед тем как написать отказ от предложенного жилого помещения надо все хорошо обдумать, взвесить плюсы и минусы данного решения. Военнослужащий должен при этом учесть целый ряд важных нюансов:

  • Если военнослужащий отказался от предложенной квартиры, то в очереди его переносят назад. Это приведет к тому, что придется снова долго ждать следующего варианта. Точные сроки, к сожалению, никто назвать не может. Особенно учитывая совершенно разную ситуацию в различных регионах.
  • Служебную квартиру нельзя приватизировать. Это одна из основных причин, по которым военные часто продолжают снимать жилье и получать компенсацию. Фактически в служебной квартире у него будет немногим больше прав, чем на съемной.
  • Если в регионе, где военный проходит службу у него имеется другое жилье, то он не может претендовать на служебную квартиру. Это правило установлено законодательством. Основная задача государства – обеспечить военнослужащим достойные условия для жизни, а не просто «раздать» квартиры.

Хотя перспектива получения квартиры привлекает многих военных, надо учитывать наличие некоторых нюансов в ее получении. Иногда ожидания в отношении выделяемой жилой недвижимости и реальность могут совершенно не совпадать. В этой ситуации надо знать, как военнослужащему оформить отказ от жилья правильно.

Как добиться того, чтобы после увольнения не выселили из служебного жилья

Как Отказаться от Служебного Жилья Военнослужащему

Адвокат Антонов А.П.

Далеко не все граждане имеют в своем распоряжении собственное жилое помещение, и тогда они вынуждены его арендовать. Тем не менее, в ряде случаев получить жилое в пользование можно и от работодателя.

Такая возможность чаще всего предоставляется государственным служащим, сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим. Так как “работодателем” в этом случае выступает публично-правовое образование — администрация, министерство, департамент, служба и т.д.

, то предоставленное жилое помещение имеет статус служебного. Это означает, что такое жилье предоставляется именно на период 

С увольнением гражданина в связи, например, с инвалидность или выходом на пенсию, его потребность в обеспечении жильем не исчезает. Более того, зачастую с ним живут члены его семьи, которые в случае его выхода на пенсию рискуют остаться на улице.

Чтобы избежать такую ситуацию, законодатель предусмотрел, что члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел и др.

, пенсионеры по старости не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления им другого жилого помещения, причем его площадь не может быть менее нормы предоставления (для Самары это 26м2для одиноко проживающего человека, 14 м2для семьи из двух и более человек — Постановление Самарской городской Думы от 27.

10.2005 № 171 “Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения в г.о.Самара”). То есть выселить таких лиц на улицу нельзя, даже при  выселении им нужно предоставить другое жилье.

Данная норма, в сожалению, не всегда соблюдается, и встречаются случаи, когда таких лиц все же пытаются выселить. Иногда такие незаконные действия со стороны государственных органов объясняются тем, что у них имеется дефицит жилья, и они уже не могут предоставлять его всем, кто в нем нуждается. Однако это не является основанием для нарушения норм жилищного законодательства. 

Так было и с одним из дел, которое было успешно разрешено нашим Адвокатским бюро. Гражданин обратился к нам в связи с тем, что по суду он обязан был выселиться из жилого помещения в связи с тем, что он является пенсионером по старости и уже не служит в Вооруженных силах РФ. 

Выиграть суд первой инстанции было уже невозможно, поэтому была написана апелляционная жалоба, в которой мы обратили внимание суда на то, что, во-первых, квартира была предоставлена гражданину через 7 лет его увольнения (взамен на ранее предоставленное служебное жилье), поэтому представление конкретно этой квартиры уже не было связано со службой ответчика в Вооруженных силах РФ. Кроме того, ответчик и его семья стоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы — 11м2.

  • Судом было установлено, что Ответчик и члены его семьи полностью исполняют обязанности нанимателя, не разрушают жилое помещение. 
  • Министерство обороны РФ исковые требования о расторжении либо прекращении договора найма специализированного жилого помещения по иным основаниям к нанимателю спорного жилого помещения и членами его семьи не заявляло, поэтому суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование о выселении нанимателя и членов его семьи из специализированного жилого помещения удовлетворено быть не может.
  • С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Вопрос:

  • Вопрос: №3049 от: 2017-04-03.

Ответ:

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.

1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.

2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту – Инструкция, Приказ № 1280) служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона № 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Читайте также:  Как Наследуется Ооо с Одним Учредителем

В соответствии с п. 4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться:

  • меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в общежитии.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм, предоставление меньших по площади служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда или жилых помещений в общежитии носит временный характер (до получения жилых помещений по нормам, установленным статьей 15.1 Закона № 76-ФЗ) и осуществляется только с согласия военнослужащего.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих или по их желанию ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.

2004 № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.

  • Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
  • В случае предложения жилого помещения, не соответствующего вышеуказанным требованиям, военнослужащий вправе отказаться от него.
  • При этом, отказ от предлагаемого жилого помещения должен быть аргументирован (мотивированным) с указанием причин такого отказа:
  • несоответствие предлагаемого жилого помещения (квартиры) нормам площади положенной по закону;
  • несоответствие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (наличие дефектов качества отделки, нарушения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов: грибки, плесень, повышенная влажность и т.д., отсутствие необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования);
  • недопустимость ухудшения действующих (существующих) жилищных условий.

При наличии мотивированного отказа военнослужащий продолжает снимать квартиру и получать поднаёмные.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Решение Верховного Суда РФ от 29.04.2019 N ВКАПИ19-5

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Именем Российской Федерации
  • РЕШЕНИЕ
  • от 29 апреля 2019 г. N ВКАПИ19-5
  • Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.,

при секретаре Ф.,

с участием представителей административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации – Н. и Министерства юстиции Российской Федерации – К., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В.

, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.

о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г.

N 1280 “О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений” утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее – Инструкция).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. под регистрационным номером 18841 и опубликован для всеобщего сведения 29 октября 2010 г. в “Российской газете”, N 246, действует в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 739.

В пункте 4 Инструкции определено, что в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В. через своего представителя Щ. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Инструкции.

В подтверждение того, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, В.

указал, что, будучи военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, с 18 апреля 2014 г.

он и члены его семьи (супруга и две малолетние дочери) были признаны нуждающимися в служебном жилом помещении по месту службы в г. Северодвинске Архангельской области.

В 2017 году ему было предоставлено жилое помещение в общежитии, от которого он отказался и обратился в суд с требованием о признании незаконными действий начальника отделения федерального государственного казенного учреждения “Северрегионжилье” Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению ему указанного жилого помещения.

Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 11 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 8 декабря 2017 г., ему было отказано в удовлетворении данных требований.

Как утверждает административный истец, после его отказа от предоставленного жилого помещения в общежитии ему прекращена выплата компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, а по приказу командующего Северным флотом от 28 декабря 2018 г.

N 261, в котором содержится ссылка на отказ В.

от служебного жилого помещения по месту службы, он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья без обеспечения жильем, с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении, на что он согласия не давал.

В. полагает, что решения судов и действия командования основаны на пункте 4 Инструкции, противоречащем абзацу первому пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, в котором не предусмотрена возможность предоставления с согласия военнослужащих служебных жилых помещений меньшей площади, чем установлено в статье 15.

1 названного закона, жилых помещений маневренного фонда или общежитий.

При отсутствии решения о непригодности для использования по назначению предоставленного В.

жилого помещения в общежитии его несогласие на получение этого жилья позволяет командованию и жилищным органам, исходя из оспариваемой нормы Инструкции, расценивать позицию административного истца как необоснованный отказ от предоставленного жилого помещения, что влечет нарушение его прав на получение компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и на сохранение статуса военнослужащего до обеспечения жильем для постоянного проживания.

Административный истец В. и его представитель Щ., извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьей 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации Н., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.

требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что частично оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав возражения представителя Министерства обороны Российской Федерации Н., представителя Министерства юстиции Российской Федерации К.

, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дворцова С.В.

, полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Читайте также:  Залог Или Предоплата Что не Возвращается

К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 43, 68 пункта 7, подпунктами 7, 30 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г.

N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, издает приказы.

Во исполнение указанных выше нормативных положений Министерством обороны Российской Федерации была разработана и утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.

Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена полномочным должностным лицом – Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликована для всеобщего сведения.

Несоответствия оспариваемого нормативного положения Инструкции правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по делу не установлено.

Правоотношения по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируются соответствующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

Как установлено в пункте 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд – это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В части 1 статьи 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.

Согласно статьям 93 и 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

  1. Из части 1 статьи 94 ЖК РФ следует, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
  2. Согласно статье 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в случаях прямо указанных в этой статье, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  3. В статьях 104, 105 и 106 ЖК РФ указано, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, а в общежитиях и жилых помещениях маневренного фонда – из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
  4. Из абзаца второго пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” следует, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В пункте 3 Инструкции, изданной в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им служебных жилых помещений, установлено, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В пункте 1 статьи 15.1 названного закона указано, что норма предоставления площади жилого помещения в соответствии с настоящим законом в собственность бесплатно или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 15 данного закона военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим – гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Таким образом, из пункта 3 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” во взаимосвязи с приведенными выше положениями ЖК РФ следует, что военнослужащим и членам их семей до предоставления служебных жилых помещений по законодательно установленным нормам могут предоставляться служебные жилые помещения ниже данных норм, пригодные для временного проживания, а также жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В связи с изложенным оспариваемые положения пункта 4 Инструкции, допускающие предоставление военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений ниже норм, указанных в пункте 3 Инструкции, жилых помещений маневренного фонда или общежитий, лишь с их согласия, являются дополнительной гарантией от произвольного предоставления указанных специализированных жилых помещений, вследствие чего не нарушают права административного истца и других военнослужащих ввиду соответствия данной нормы содержанию и смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

Суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление В.

не подлежит удовлетворению, поскольку пункт 4 Инструкции не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону “О статусе военнослужащих”, не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу, соблюдены.

Что касается несогласия В.

с действиями командования, связанными с прекращением выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и увольнением с военной службы, то в силу статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат судебной проверке при рассмотрении данного административного искового заявления, поскольку это не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции.

  • Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
  • На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
  • решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, отказать.

  1. Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
  2. Судья Верховного Суда
  3. Российской Федерации

С.Г.СОКЕРИН

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector